Независимая газета, 15 сентября 2003 Украинский политический гольфстрим.Андрей Ермолаев
Киеву не
избежать большого передела власти
Об авторе: Андрей Ермолаев - украинский политолог,
директор киевского центра социальных исследований "София".
Лето 2003-го завершило не просто политический год, а
целый политический период, начавшийся осенью-2000. Не стоит говорить об
устоявшихся представлениях об этом периоде - мол, политики не любили Кучму и
пытались добиться досрочной отставки президента. Важнее другое: четко проявился
раскол молодой украинской буржуазии в борьбе за власть как за главный инструмент
сохранения бизнеса.
Столкновение интересов новых собственников привело к
появлению нелевой оппозиции ("Наша Украина" Виктора Ющенко и Блок Юлии
Тимошенко), которая на время привлекла левых в качестве союзников - Компартию
Петра Симоненко и социалистов Александра Мороза.
Нелевая оппозиция сформулировала ключевой для
современной Украины вопрос: каковы перспективы государства? Но ответить на этот
вопрос за два с половиной года конкурирующие силы так и не смогли. В итоге
предметом конкуренции власти и оппозиции оказалась… пустота. Перефразируя
известного писателя, начавшийся посткризисный период можно охарактеризовать как
"Кучма, Ющенко и пустота".
Несмотря на мощное неформальное влияние президента на
крупный бизнес, на Украине нет четко выраженного центра власти. Союз олигархов в
парламенте (так называемое "большинство", в основе которого тройственный блок
СДПУ(о) Виктора Медведчука, "Партии регионов" Виктора Януковича и "Трудовой
Украины" Виктора Пинчука и Сергея Тигипко) не смог обеспечить появления новых
центров. А тактика взаимного перехвата удачных лозунгов и злоупотребления
информационными и политическими технологиями выхолостили содержание политическое
борьбы.
Сейчас модно сквозь призму политреформы рассуждать о
будущем Украины. Да, власть пошла на соглашение с частью оппозиции, создав
совместный законопроект о политреформе, которая провозглашает выборы депутатов
по партийным спискам, формируемое парламентом коалиционное правительство,
административно ослабленный президент - вплоть до его избрания парламентом.
Возможны два варианта реализации политреформы. В первом
случае осенью и весной состоятся два голосования в парламенте по согласованному
законопроекту. Другой вариант: если весеннее голосование (на котором необходимо
набрать 301 голос) будет блокировано, то власть попытается вынести на референдум
текст новой Конституции.
Но реформа Конституции решает принципиально иную задачу:
крупные собственники, владеющие "заводами, газетами и пароходами", готовы
избавиться от давления административного аппарата, который остается главным
элементом управления экономикой. Украинским олигархам необходима более
управляемая и контролируемая с помощью денег и политических фигур система
влияния. От авторитаризма до власти олигархов остался один шаг.
Однако политреформа, даже в случае благополучного
развития событий весной 2004 года, не решит проблему конкуренции
политико-экономических групп за власть. Более того, она обострит взаимоотношения
конкурентов. Большому бизнесу сейчас трудно выбрать, во что вкладывать деньги -
в сильного президента Украины и создавать его окружение, или, если изменения в
Конституцию будут внесены, готовиться к приходу сильного премьера? Не исключен и
третий вариант: вложение денег в мощные комитеты парламента, которые будут
контролировать правительство. Как только в первом чтении пройдет новый
законопроект о внесении изменений в Конституцию, тут же будет дан старт
конкуренции: ведущим политико-экономическим группам станет ясно, по какому
коридору бежать. Затем начнется быстрый раздел центров политического влияния на
конкурирующие группы.
Выборы президента - украинский политический Гольфстрим
2004 года. Существуют три основных блока, которые будут конкурировать за власть.
В пределах треугольника "группа Пинчука - группа Медведчука - группа Януковича"
ведутся переговоры очень конкретного круга лиц. "Донецкие", которые долго
выбивали себе пост премьера, становятся заложниками Гольфстрима. Очевидно, что
Янукович пойдет на президентские выборы, но "донецкие" начинают понимать: им
уготовано сыграть в игру, которая не принесет им прибыли. Януковича ведь не
устраивает роль слабого президента, который должен будет подготовить место для
нескольких олигархов и бесславно уйти через полтора года.
В лучшем положении оказались социал-демократы со своим
лидером Виктором Медведчуком. Им удалось переиграть оппозицию по проекту
политреформы, склонить Кучму к парламентской модели и убедить его, что здесь у
президента больше шансов, чем в борьбе за "третий срок".
Второй центр сложился вокруг Виктора Ющенко. Он состоит
из сил, ориентированных на прозападный курс Украины. Этот центр поддерживают
политические и экономические группы, в данный момент находящиеся в осторожной
оппозиции к власти, которые надеются на укрепление своего бизнеса в случае
победы Ющенко. Но их стратегия рассчитана только на сильного президента. Иные
форматы деструктивно повлияют на состав и настроения этой силы. Как и
"донецкие", "нашеукраинцы" - заложники Гольфстрима. Ющенко вынужден играть на
выборы: его имидж строился как имидж общенационального лидера.
Третья группа - левый блок. Коммунисты нужны власти.
Однако чаще всего левые играют роль технологического компонента: они давно
лишились шансов быть ведущей силой на выборах, тем более президентских. Как бы
не завершились выборы-2004, в следующем политическом цикле левые будут
компонентом правительственной коалиции. Не исключено, что правительство образца
2004-2005 года сформируют с участием коммунистов. Социалисты же за период
сотрудничества с Ющенко серьезно подпортили свой имидж "левореформаторской"
силы. Скандал с "пленками Мельниченко" превратил Александра Мороза в
"политическую совесть" страны, но лишил его реноме партийного лидера. Есть
вероятность, что СПУ в нынешнем составе даже не дойдет до выборов 2004 года.
Состоятся ли президентские выборы в срок - осенью
будущего года? Наверняка. Украинское руководство дало слишком много обещаний, в
первую очередь Западу, чтобы играть в смену дат.
Видимо, Кучма рассчитывает, что в ходе политреформы
будет найден формат власти, в котором он сможет сохранить свои позиции. С этим
связывают возможное еще в этом году усиление роли украинского Совета
национальной безопасности и обороны (СНБО). Будут созданы условия, чтобы в
стране появилось два правительства: одно - с условным статусом "политической
коалиции", и второе - работающее под непосредственным контролем президента (по
должности в состав СНБО входят все силовики, экономический и международный блоки
правительства). И если Совбез кроме рекомендательных функций получит некие
дополнительные полномочия, он может стать новым центром принятия решений.
Осень 2003 года будет ключевой и с точки зрения
определения внешних стратегий Украины. Речь идет о включении Украины в ЕС, ЕЭП,
ВТО. Политические группы, близкие к власти, защищали свои позиции, склоняясь в
сторону евразийских моделей развития, в частности ЕЭП. И сейчас Украина - уже не
инициатор, а заложник того, что было заявлено и обещано ее лидерами.
Конечно, за минувший год Леонид Кучма концептуально
проиграл. Он эволюционировал от идеи сильного президента к чисто парламентской
модели. Но за счет уступок президент ослабил тех, кого он считает своими
непримиримыми оппонентами: Ющенко и оппозиционный альянс.
Но кто сказал, что силы, которые сегодня помогают
хозяину Банковой переиграть оппонентов, не захотят разыграть "карту Кучмы" в
случае собственного успеха?..
Впрочем, радикальных потрясений ждать не стоит: судьба
украинского президента прочно связала в единое целое большинство крупных
игроков, капиталы которых формировались на протяжении двух президентских сроков
Кучмы. "Дело о первоначальном накоплении" станет в ряд с уже закрытым "Делом об
обретении независимости".
|