Молдова Ази, 22 сентября 2003 Приднестровское урегулирование: долгая дорога в дюнахД.Чубашенко
Интернационализация приднестровского конфликта, о
необходимости которой на протяжении многих лет говорили многие кишиневские
политики, стала свершившимся фактом. Об этом конфликте все больше говорят в
европейских столицах и в Вашингтоне, о нем все больше пишет международная
пресса.
На прошлой неделе президент Владимир Воронин сделал еще
один шаг по интернационализации проблемы. Выступая на международной конференции
"Замороженные конфликты в Европе", Воронин пригласил присоединиться к
переговорам по урегулированию конфликта в Приднестровье и Европейский союз.
Из сообщения о телефонном разговоре молдавского
президента с верховным представителем ЕС по вопросам внешней политики и
безопасности Хавьером Соланой непонятно, согласился ли ЕС подключиться к
переговорному процессу. США и Украина приветствовали инициативу Воронина. Россия
выступила против изменения существующего пятистороннего формата переговоров.
ОБСЕ и Приднестровье пока на эту тему не высказывались.
Новая инициатива президента выглядит красиво, но пока
что совершенно не понятно, каким образом она может быть реализована, и в какой
мере она реально приблизит приднестровское урегулирование.
В начале сентября на заседании Политического комитета ЕС
рассматривался вопрос о возможном направлении миротворческих сил в Молдову.
Комитет пришел к выводу, что этот вопрос поднимать слишком преждевременно, и что
сейчас важно, чтобы стороны достигли политического урегулирования. О том, что
прежде всего договориться между собой должны именно Кишинев и Тирасполь, говорят
и посредники - ОБСЕ, Россия и Украина.
Лидеры Молдовы и Приднестровья, которые не встречались
друг с другом более двух лет, очень сильно не любят друг друга. Они не хотят и
не могут друг с другом договориться.
Приглашение ЕС к переговорам по Приднестровью с
одновременным согласием сделать Гагаузию субъектом будущей федерации на фоне
телефонной войны между правым и левым берегом наводит на подозрения о том, что
администрация президента Молдовы хочет все запутать, затянуть переговоры с
Приднестровьем и не допустить принятия таких документов, которые означали бы,
что молдавский президент должен будет поделиться властью с тираспольскими
лидерами.
Если сначала эксперты Приднестровья откровенно
поиздевались над Кишиневом, предложив ему такой проект Конституции, который
означает исчезновение Молдовы как государства, то затем Кишинев ответил той же
монетой, предложив Приднестровью статус ниже того, что сегодня имеет Гагаузия,
примерно такой же, что имеют 30 с лишним правобережных районов.
Невозможно представить, как Совместная конституционная
комиссия придет к компромиссу по будущему государственному устройству Молдовы.
Пока что СКК даже не приступала к обсуждению действительно ключевых статей
Конституции.
Телефонная война между правым и левым берегам только
подливает масла в огонь взаимного недоверия. Трудно поверить в добрые намерения
сторон, когда они одновременно ведут политические переговоры и экономическую
войну.
Воронин не может победить Приднестровье, он может только
договориться с ним - если, конечно, захочет. Но как сказал сам президент
Молдовы, с "бандой Смирнова" договариваться не о чем, а другой, запасной,
"банды" в Тирасполе нет.
Западные дипломаты говорят, что если в ближайшие
шесть-восемь месяцев не будет достигнуто существенного прогресса в
приднестровском урегулировании, то захлопнется некое "окно возможностей",
которое может вновь появиться совсем не скоро. Речь, среди прочего, идет о том,
что до окончания полномочий нынешних парламента и президента Молдовы осталось
всего полтора года, и уже через в год в это самое время на правом берегу будет
полным ходом идти кампания по выборам в новый парламент.
Консенсуса в отношении принципов приднестровского
урегулирования нет и среди политических сил на правом берегу. Сторонники
президента призывает всех забыть про доктринальные разногласия и личные обиды и
объединиться хотя бы для решения одного вопроса -приднестровского. Мол,
политическая борьба между партиями и личные амбиции - это одно, а проблема
Приднестровья - это нечто совсем другое, имеющее такое важное значение для
государственности Молдовы, что ради этого можно было бы и объединиться.
В условиях, когда Воронин и Смирнов не хотят и не могут
договариваться друг у другом, и когда президент Молдовы не в состоянии
сформировать на правом берегу межпартийный консенсус в отношении Приднестровья,
определяющую роль в переговорах приобретает внешний фактор. Все зависит от того,
сумеют ли договориться между собой Россия, США, ЕС, Украина, ОБСЕ относительно
такой формулы урегулирования, которую, во-первых, можно было бы навязать как
Тирасполю, так и Кишиневу, и которая, во-вторых, не вызывала бы у руководителей
как Молдовы, так и Приднестровья ощущения, что их обманули, и что они больше
теряют, чем приобретают.
Мощным внешним импульсом, который мог бы придать
переговорам толчок, до последнего времени считался намечавшийся на осень первый
официальный визит президента России в Молдову. Но сейчас уже совершенно
очевидно, что Владимир Путин не приедет в Кишинев, по крайней мере, до выборов в
Государственную думу в конце этого года, а возможно, и до президентских выборов
в России в следующем году.
Не исключено, что приднестровская проблема может быть
обсуждена на предстоящей на следующей неделе встрече Владимира Путина с
американским коллегой Джорджем Бушем. Если Буш предложит Путину что-то
привлекательное в обмен на отказ от нейтралитета в молдо-приднестровских
переговорах, возможно, Россия "сдаст" Смирнова.
Если приднестровское урегулирование и будет достигнуто,
то это случиться не в этом, и не в следующем году. Это будет долгий процесс,
который займет много лет, и когда он завершится, тех, кто его начинал, возможно,
будут поминать уже как ушедших на покой ветеранов молдавской и приднестровской
политики. Во всяком случае, можно с уверенностью сказать, что Воронин и Смирнов
в одной Молдове не уместятся. Если не оба, то хотя бы один из них, должны будут
уйти.
|