Континент (Казахстан) №18. 24 сентября - 7 октября 2003 НАТО в Центральной АзииМурат Лаумулин, Алматы
Что ищет он в краю
далеком, что кинул он в краю родном? М. Ю. Лермонтов. "Белеет парус одинокий"
Уже второй год мы живем в условиях непосредственного
военного присутствия военной структуры Организации Северо-Атлантического
Договора (НАТО) в Центральной Азии и Афганистане. Военнослужащие, техника и
военные базы стран-участниц договора, преимущественно США, дислоцируются в
Узбекистане, Киргизии и Таджикистане. Когда говорят, что Соединенные Штаты
разместили свои военные базы в нашем регионе, это не совсем точно: базы эти в
основном натовские, хотя американцы и преобладают. В то же время некоторые
объекты, аэродром в Ханабаде, например, можно охарактеризовать как
контролируемый исключительно американским, а не атлантическим командованием.
Новая
стратегическая конфигурация
Как провести грань между структурами, стратегией и
политикой всего СевероАтлантического альянса и США? Как отделить интересы НАТО и
Америки друг от друга? Насколько совпадают интересы трансатлантических партнеров
в Центральной Азии, и вообще существует ли на сегодня единая стратегическая
линия внутри НАТО?
Не секрет, что векторы основных участников НАТО уже
давно расходятся. Европейцы во главе с Францией и Германией провозгласили курс
на создание собственной армии и своих сил быстрого реагирования в рамках Единой
европейской внешней политики и политики в области безопасности, которая стала
официальной политикой Евросоюза после саммита в Ницце в 2000 году. Год назад США
сделали ответный ход: министр обороны Дональд Рамсфельд выступил с предложением
создать силы быстрого реагирования Северо-Атлантического альянса. Европейцы
расценили это как попытку оказать давление на свои правительства, забрать их
лучшие вооруженные силы для участия в американских военных авантюрах и тем самым
заблокировать создание европейских сил.
Кризис между атлантическими союзниками вырос до
стратегических масштабов накануне второй войны в Ираке в начале этого года.
Соединенные Штаты второй раз после операции в Афганистане поставили на повестку
дня вопрос о целесообразности существования НАТО, поскольку продемонстрировали
союзникам, что вполне могут обходиться без их помощи (в Афганистане) и без их
согласия (в Ираке). Прежняя зона ответственности НАТО – Европейский континент –
на глазах меняет свою стратегическую конфигурацию. США приняли историческое
решение о передислокации своих войск на территории Европы, где из 112 тыс.
американских солдат, дислоцированных в Европе, 80 процентов были размещены на
территории Германии. Уже в 2004 году начнется переброска этих сил в Восточную
Европу, на территории новых участников альянса – Болгарии, Румынии, Словении,
Словакии и прибалтийских государств. Но традиционные американские союзники,
"старая Европа", еще не выразили свое согласие с этим планом и рассматривают его
как исключительно одностороннее решение Вашингтона. Этот момент стал еще одним
пунктом преткновения между союзниками. Пожалуй, Центральная Азия остается
единственным регионом планеты, где участники альянса действуют в относительном
согласии.
Центразбат – мертворожденный проект
Сотрудничество между странами Центральной Азии и НАТО
имеет уже достаточно длительную историю. Казахстан на первых порах являлся
первопроходцем и наиболее активным участником этого процесса. Решение о
сотрудничестве с НАТО было принято Алма-Атой в 1992 году. Как считалось тогда,
сотрудничество с альянсом даст республике дополнительные гарантии безопасности.
В том же году президент Н. Назарбаев принял участие в осенней сессии Совета
Северо-Атлантического сотрудничества. Характерно, что именно в Брюсселе наш
лидер впервые озвучил идею о создании азиатской системы безопасности – прообразе
СВМДА. Это подтверждает тот факт, что Казахстан придавал в то время большое
значение сотрудничеству с западными институтами в сфере безопасности, прежде
всего с НАТО.
Следует отметить, что и в Брюсселе разрабатывались
стратегические планы по охвату как можно большего количества
пост-социалистических государств и их подключению к геополитике Запада. Одним из
важнейших инструментов такой стратегии стала программа НАТО "Партнерство во имя
мира" (ПИМ). В мае 1994 года Казахстан подписал рамочный документ об участии в
ПИМ, а в 1996-м в Брюсселе было подписано "Соглашение о безопасности" между РК и
НАТО, которое предусматривало так называемый "регулирующий обмен чувствительной
и секретной информацией" в рамках ПИМ, а также статус вооруженных сил участников
соглашения на территории других участников ПИМ в случае военных учений. Для
поддержания постоянных и оперативных контактов с альянсом Казахстан направил
офицера связи в Монс (Бельгия), а в 1998 году была открыта дипломатическая
миссия РК при НАТО. Примерно по той же схеме развивались отношения с альянсом
двух других центральноазиатских государств – Киргизии и Узбекистана.
Таджикистан, где только закончилась кровавая гражданская война, и Туркменистан,
который все больше показывал упорное нежелание сближаться с Западом, остались
вне этого процесса.
В конце века Брюссель начал менять свою стратегию в
отношении центральноазиатских участников ПИМ. В 2000 году между Казахстаном и
НАТО была подписана индивидуальная программа партнерства, одобренная Советом
альянса. Казахстан в качестве первоочередной задачи преследовал цель расширить
сотрудничество с НАТО в сфере военного строительства и подготовки кадров. На
двусторонней основе такое сотрудничество уже имело место между РК и Турцией, ФРГ
и США. С 1995 года казахстанские офицеры присутствуют в качестве наблюдателей на
учениях в рамках ПИМ.
Учитывая будущее стратегическое значение Центральной
Азии для геостратегии НАТО, Брюссель поддерживает связи между альянсом и
государствами региона на высшем уровне. Впервые генсек НАТО (Х. Солана) посетил
регион в 1994 году. Одной из основных тем переговоров было предстоящее (первое)
расширение НАТО, которое затрагивало стратегические интересы России и косвенным
образом – государств Центральной Азии. Однако главной целью визита Соланы был
зондаж обстановки в регионе и выяснение позиций лидеров государств региона
относительно дальнейшего расширения формата их сотрудничества с альянсом. Солана
в завуалированной форме дал понять, что НАТО будет поддерживать усилия
государств региона в рамках Центральноазиатского Союза по созданию автономных от
ДКБ (то есть от России) военных структур.
Такой структурой, первой и пока последней, стал
Центральноазиатский батальон (Центразбат), решение о формировании которого было
принято на саммите ЦАС в Чимкенте в апреле 1995 года. Идея состояла в том, чтобы
путем слияния контингентов трех государств создать единое военное формирование с
миротворческими задачами. Энтузиазм в отношении Центразбата на первых порах был
чрезвычайно большой, хотя это формирование и выглядело странновато: в одной роте
говорили исключительно по-узбекски, в другой – преимущественно на киргизском, в
третьей – на казахском и русском, а в ходе совместных учений все шестьсот
военнослужащих батальона должны были использовать английский язык.
Свое первое крещение батальон получил в 1997 году на
первых учениях в Центральной Азии "Центразбат-97" в рамках ПИМ, в которых
приняли участие также подразделения США, России, Турции, Грузии и Балтийский
батальон (аналогичное формирование прибалтийских республик). В последующие годы
подобные учения проводились на территории Киргизии и Узбекистана. Следует
заметить, что не только натовские военные принимали участие в учениях на
территории Центральной Азии, но и центральноазиатские военные участвовали в
учениях НАТО в Европе (например, в маневрах Cooperative Nugget-97).
Но в целом Центразбат остался мертворожденным проектом.
Последние учения Казахстан провел в 2000 году в основном своими силами.
Напоминанием о совместном батальоне остается наше миротворческое формирование –
Казбат, которое предполагалось в прошлом году использовать в Афганистане и
которое частично используется теперь в Ираке. По мере нарастания военной угрозы
со стороны радикальных исламистов из Афганистана перед странами региона
вырастала другая задача: формировать не миротворческие силы, а полноценные и
эффективные соединения, способные отразить наступление террористических
группировок. Баткенские события 1999-го и особенно 2000 года со всей ясностью
поставили эту задачу на повестку дня. Государства Центральной Азии сделали
попытку отреагировать на эту угрозу в рамках таких организаций, как ДКБ и ШОС.
Но дело осложнялось тем, что Узбекистан тогда не входил еще в ШОС, а из ДКБ
вообще вышел в апреле 1999-го.
Расширение "еврозоны" в Центральной Азии?
Брюссель зорко следил за изменением
военно-стратегической обстановки в Центральной Азии. В 2000 году новый генсек
НАТО Дж. Робертсон дважды встречался с Н. Назарбаевым в Астане и Брюсселе. Хотя
в это время упор делался на сотрудничество между НАТО и государствами региона в
рамках безобидных программ по охране окружающей среды, экологии и развития
науки, в воздухе уже витал грозный призрак 11 сентября. Во всяком случае,
руководство альянса проявляло серьезную озабоченность развитием событий в
Афганистане и их влиянием на безопасность Центральной Азии.
Эта озабоченность западных политиков оправдалась самым
мрачным образом два года назад. Необходимость проведения антитеррористической
операции в Афганистане наглядным образом выявила стратегическую ценность
Центральной Азии; ее геополитическое значение региона было очевидно с самого
начала. Дальнейшие события хорошо известны: США и Великобритания провели в
октябре-ноябре 2001 года военную операцию в Афганистане, а с декабря к ним
подключились в качестве миротворцев другие члены НАТО. В январе 2002 года
странам НАТО удалось добиться выдающегося стратегического успеха: была
достигнута договоренность о размещении военных баз альянса на территории
Киргизии и Узбекистана и некоторых поддерживающих структур – в Таджикистане.
Самое поразительное, что все это происходило на глазах у
России, которая закрыла глаза на появление в регионе, который она привыкла
рассматривать в качестве исключительной зоны своего военного присутствия,
вооруженных сил западного альянса. Казахстану, которому пришлось маневрировать
между Россией и США, в этих условиях пришлось нелегко: от Астаны также требовали
предоставления антитеррористической коалиции своих аэродромов. В конце концов
был достигнут компромисс: казахстанская сторона разрешила использование авиацией
коалиции своих аэропортов в Южном Казахстане в экстренных случаях.
Как известно, НАТО получило в свое распоряжение
следующие объекты в нашем регионе: воздушные базы в киргизском "Манасе",
Ханабаде, Термезе и вспомогательную базу в Кокайты в Узбекистане, обеспечивающие
объекты в Душанбе и Кулябе в Таджикистане. "Манас" представляет собой наиболее
интернационализированный объект: здесь сосредоточены 1400 военнослужащих из США,
Италии, Дании, Нидерландов и Южной Кореи, не являющейся участником НАТО.
Американцы в "Манасе" преобладают: их 450 человек. Голландия и Дания
предоставили даже для этой базы 12 истребителей. Относительно крупная немецкая
группировка (200 чел.) располагается в Термезе; здесь же будет базироваться
французская авиация.
В целом же Соединенные Штаты доминируют в регионе: на
базе в Ханабаде дислоцированы полторы тысячи солдат, в совокупности в регионе
три с половиной тысячи. И это при том, что американцы составляют две трети сил
НАТО в соседнем Афганистане – восемь тысяч (остальные силы ИСАФ – 4200 чел. из
29 стран). Крупнейшим после американского является немецкий контингент – 2400
чел. В ближайшее время бундесвер будет расширять зону своей ответственности за
счет размещения своих сил в Харикаре и Кундузе. Активизация бундесвера связана с
новой стратегией союзников в Афганистане: максимально "разгрузить" американцев,
чтобы те могли сконцентрироваться на военной операции против исламистов. В
реальности этот процесс отражает начавшееся сближение между ФРГ и США после
периода охлаждения из-за Ирака.
Надо полагать, что в будущем не исключена активизация
европейцев – немцев и французов в Центральной Азии. Участие в военном
присутствии НАТО в Афганистане и Центральной Азии дало бы возможность на
практике начать строительство сил быстрого реагирования в рамках проекта по
созданию единой европейской армии. Кроме того, европейцы получают возможность
для самостоятельной от США стратегии в регионе, где их стратегическое,
политическое и экономическое присутствие представлено достаточно широко, а
военное превосходство США уравновешивается присутствием России, с которой у
Европы хорошие отношения.
Американское лицо НАТО в Центральной Азии
Подозрения европейцев в том, что Вашингтон ведет в
Центральной Азии двойную игру, не лишены оснований. Слишком много фактов говорит
о том, что США преследуют в Центральной Азии, на Каспии и Кавказе свои
собственные интересы, используя НАТО как приманку для постсоветских республик, и
вовсе не намерены учитывать законные интересы европейских союзников, которые
нужны ему в основном в качестве финансовых доноров. Внимательное изучение
действий США в регионе позволяет сделать вывод, что Вашингтон намерен усиливать
свое военно-стратегическое присутствие в регионе и доминировать здесь.
В 2002 году США предоставили финансовую помощь странам
региона в размере 900 млн. долл. В этом году, несмотря на операцию в Ираке, эта
сумма, возможно, будет увеличена. Несмотря на вербальные заявления о
стратегическом значении Узбекистана, которое действительно велико, Казахстан
по-прежнему остается в фокусе американской стратегии. США начали предоставлять
Казахстану новые образцы военной техники, в частности боевой вертолет Huey-II
стоимостью 2 млн. долл. каждый. Планируется также передача небоевой,
вспомогательной техники на безвозмездной основе, а также пограничных кораблей и
военно-транспортных самолетов СИ-130. В следующем году объем военной помощи США
Казахстану вырастет в 1,2 раза (4,5 млн. долл.). Эти средства пойдут на закупку
боеприпасов и снаряжения американского образца и обучение личного состава. В
целом оборонный бюджет РК с 2001 года возрос вдвое за счет иностранной (в том
числе американской) помощи.
Белый дом вышел также с предложением Казахстану
уничтожить "излишки" стрелкового оружия советского типа за американский счет
(200 тыс. долл.). Предполагается, что в дальнейшем Казахстан будет закупать
преимущественно американские образцы. Аналогичная политика проводится в
отношении нашего соседа Кыргызстана. Общий объем американской помощи Бишкеку
составил 500 млн. долл. В рамках ПИМ в Киргизии реализуются около 100 программ и
проектов. В мае руководство этой республики подписало соглашение о расширении
военной базы НАТО в "Манасе".
Новое перспективное, как считают в Вашингтоне,
направление американской политики в Центральной Азии – это Таджикистан.
Соединенные Штаты будут обучать таджикских военных на безвозмездной основе. За
два последних года США направили на материально-техническую поддержку таджикской
армии 1,7 млн. долл. В целом помощь со стороны государств НАТО Душанбе составит
в этом году 4 млн. долл. Все это происходит на фоне демонстративного сужения
таджикско-российского военного сотрудничества: Душанбе в несколько раз уменьшил
численность своих офицеров, обучающихся в России, ликвидировал институт
российских военных советников, существовавший с 1994 года. И это при том, что
именно Россия и ее вооруженные силы в лице 201-й дивизии долгое время
обеспечивали и обеспечивают безопасность границы Таджикистана с
Афганистаном.
Прощай,
НАТО?
Таким образом, не вызывает сомнений тот факт, что США и
НАТО в целом намерены укреплять свое военно-стратегическое присутствие в
Центральной Азии на долгосрочную перспективу. Однако это достаточно сложный
процесс, который включает в себя много факторов. В первую очередь Запад должен
учитывать законные интересы России в области безопасности. Тот факт, что
Казахстан, представляя собой чрезвычайно привлекательный объект с точки зрения
стратегических баз, остался в стороне от сети баз НАТО, является отражением того
невидимого соперничества между Москвой и Вашингтоном, Россией и НАТО в
Центральной Азии. России удалось также восстановить стратегический баланс с НАТО
в Киргизии за счет возрождения своей авиабазы в Канте.
К другим факторам риска военно-стратегического
присутствия НАТО в нашем регионе относятся иранский и китайский. Это присутствие
в непосредственной форме затрагивает безопасность Ирана и Китая, которые вполне
уместно выражают опасение, что базы НАТО в Центральной Азии могут быть
использованы американцами против них.
Вашингтон время от времени выражают недовольство тем,
что Казахстан остался вне сферы стратегического присутствия США. Чтобы избежать
излишнего давления со стороны американцев и в то же время сохранить высокий
уровень сотрудничества с Западом, Астане придется опираться – помимо Москвы – на
НАТО и европейских участников альянса. Последний визит генсека альянса Дж.
Робертсона подтвердил, что Брюссель намерен расширять партнерство с Казахстаном
в различных областях и усиливать свое влияние в интеллектуальной сфере за счет
работы с научной элитой республики.
В этом году был сделан первый шаг по сближению НАТО с
Туркменистаном. Брюссель дал ясно понять Ашхабаду, что хотел бы
взаимодействовать с ним по ряду вопросов, в том числе и по обстановке в
Афганистане. Но Туркменистан граничит также с Ираном и выходит на Каспий. С
учетом этих моментов можно легко предсказать, что стратегическое значение
Туркмении для США в будущем будет только возрастать.
Но главным вопросом остается возможность проведения
альянсом единой скоординированной политики в глобальном масштабе. События
последних лет показывают, что США и их европейские союзники по НАТО не всегда
находят общий язык. В этом плане характерной является стратегия альянса в
Центральной Азии, в отношении которой у них пока существует консенсус. Но не
исключено, что позиция ЕС по развитию отношений с Россией, Китаем и Ираном,
стратегии Запада на Кавказе и Каспии, часто расходящаяся с американской, так или
иначе повлияет и на политику Запада в Центральной Азии, которая в один
прекрасный момент может перестать быть единой. И тогда – прощай, НАТО?
|