Навигатор. (Казахстан), 22 сентября 2003 Выборы и выводы - самое первое и важноеПетр Своик
При всей прогнозируемости происходящего, два феномена
проявились сильнее ожидаемого:
Во-первых, это небывалое внутреннее напряжение борьбы.
Если кое-где на перифериях акимы рулили выборами еще по-старому, в Алматы и
нескольких других “продвинутых” городах кипела жесточайшая конкуренция. Что
показательно – с упором на “черные” технологии, массированно применяемые против
кандидатов оппозиции и явно координируемые из одного (двух) Штабов. Еще одна
важная “новость”: если на прошлых выборах на роли провластных кандидатов
подбирались, как правило, люди сами по себе не яркие, и результаты “делались”
элементарными подтасовками в избиркомах, то теперь в бой бросились представители
серьезной бизнес-элиты. И “пахали” многие из них действительно, не за страх, а
за совесть.
Второй, удививший нас феномен – это еще более низкая,
чем ожидалась, явка избирателей. В Алматы – средоточии самой яростной борьбы,
явилось, даже по официальным данным, менее четверти избирателей. В основном -
пенсионеры, причем очень многие уже конкретно “обработанные” провластными
кандидатами. А если к этому присовокупить “дырявые” списки, по которым явно
применялось “челночное” голосование, факты “заброса” бюллетеней и то, что в день
голосования “крышуемые” властью кандидаты откровенно собирали “своих”
избирателей прямо по домам и отвозили на голосование, можно смело говорить, что
практически весь нормальный электорат – наиболее образованная и
трудоспособная часть общества, будущее Казахстана, эти выборы просто
проигнорировал.
Противоречие между “во-первых” и “во-вторых” на самом
деле составляет органическое единство: “авторитарная демократия” замкнулась сама на себе.
То есть, сначала система власти, построенная на коррупции и личной преданности,
породила соответствующую бизнес-элиту, а теперь уже эти состоявшиеся бизнесмены
со своими большими деньгами и “командами” начинают реальную борьбу за власть,
используя в ней все те методы, к которым коррумпированное госчиновничество
приучило их в бизнесе.
Теперь уже можно смело говорить, что времена абсолютно
безликих маслихатов, как и Мажилиса и Сената, заполняемых подакимовским
управляемым большинством, уходят в историю. В представительные органы теперь
чисто конкретно рвутся прагматичные “молодые волки” (старые – тоже), знающие,
зачем им это надо и как им этого добиться.
В принципе, то, что национальный бизнес созрел для
самостоятельной борьбы за власть, – это нормально. Во всяком случае, это
неизбежный этап транзитного периода, к которому приходится относиться
объективно.
Но вот что страшно и чрезвычайно опасно для будущего
страны: это отсутствие собственно Государства, которое могло бы хоть как-то
умерить “дикий рынок” и “период первоначального накопления капиталов”, теперь
уже политических, со стороны бизнес-группировок, цинично приученных тем же
частно-семейным государством к тому, что Закон тоже продается и покупается. Если
раньше Избирателя так или иначе агитировали, то сейчас его просто покупают. И если раньше
сформированные из учителей во главе с директорами школ и завучами избиркомы
просто выполняли указания кураторов из акиматов, то теперь плюсом к этому
развивается “закуп” комиссий теми кандидатами, с помощью которых власти не пускают оппозицию.
Большая, очень большая, беда в том, что органы,
призванные следить за законностью - избиркомы, полиция, прокуратура, спецслужбы,
суды, – все они как система и как конкретные персоналии, являются
непосредственными участниками политического сражения Власти против
Оппозиции.
Вот в эту-то “игру без правил” и входит сейчас созревший
национальный бизнес. Самые ловкие используют политическое противостояние власти
с Демвыбором для своей частной политической выгоды, но большинство решившихся
идти в политику предпринимателей сами страдают от творимого на их глазах
беззакония, их самих “кидают”, и накапливающееся возмущение лучшей части
бизнес-элиты – тоже очень опасный материал.
По-хорошему, строительство Власти, способной соблюдать
“правила игры” и Гражданского общества, привыкшего к соблюдению правил, – на
сегодня самая неотложная и важная задача президентского Государства Казахстан.
Что является еще более сложной, трудоемкой и требующей огромных ресурсов,
времени и кадров работой, чем даже строительство рыночной экономики. И уж коль
скоро вся власть сосредоточена в руках Президента, главная ответственность за
создание правового
Государства, или его деградацию, тоже лежит на нем.
Но в судьбоносный момент возникновения ДВК Президент, к
сожалению, выбрал путь удушения своих политических оппонентов с помощью
“правоохранительных” органов. Чем дал индульгенцию на тиражирование тех же
методов по всей стране сверху вниз.
И как на любой войне про- и антирежимных элит, самые
большие потери теперь несет мирное население – электорат.
Вот о чем надо бы задуматься всем нам вместе…
|