Gazeta.kz, 24 сентября 2003 "Дружба" - дружбой, а что в будущем..?Борис Анциферов
Казахстанское сырье широким потоком продолжает уходить в
Китай. О том, что казахстанская экономика крайне сильно зависит от экспорта
сырья говорят все или почти все экономисты, по крайней мере те, кто
идеологически не ангажирован.
Это в целом хорошо, так как позволяет избежать
"головокружения от успехов" последних трех-четырех лет, основанных как раз на
росте отечественного экспорта. Вот и недавно, на первой пресс-конференции
Ассоциации экономистов Казахстана, было заявлено, что "в долгосрочном плане
устойчивых темпов экономического роста нельзя добиться без проведения
структурных, институциональных реформ, сырьевые ресурсы заканчиваются, а если
страна не проводит структурные реформы, то у нее печальное будущее". Плохо то,
что не смотря на явное наличие, вопреки поговорке, в нашем отечестве пророков,
ситуация меняется очень медленно. Что лишний раз подтвердилось на этой
неделе.
В Алматы прошло очередное заседание казахстанских и
китайских железнодорожных экспертов по вопросам развития пограничной станции
Дружба и ее китайского аналога Алашанькоу. На совещании отметили идущий с
опережением плана рост перевозок грузов и поставили новую цель: добиться роста
их объемов в следующем году до 8 млн. тонн.
Известно, что Дружба для Казахстана имеет стратегическое
значение; именно на нее "замкнуты" проекты по развитию через территорию
Казахстана перевозок транзитных грузов из стран Дальнего Востока в Западную
Европу и наоборот. Эти идеи озвучиваются время от времени на высоком
политическом уровне, они уже стали частью экономической идеологии Казахстана. И
действительно, на первый взгляд, картина кажется вполне оптимистичной. Динамика
объема перевозок через станцию Дружба за годы независимости выглядит так: в 1991
году перевезено 0,2 млн. тонн, в 1995 - 1,2 млн. т., в 2000 - 4,3 млн. тонн, в
2002 - 5,8 млн. тонн. В нынешнем, согласно оптимистическому прогнозу, ждут 7,5
млн. К 2014 году через станцию в обоих направлениях должно идти в год 14 млн.
тонн различных грузов.
Надо сразу оговориться, что ни о каких серьезных
претензиях к железной дороге здесь речи быть не может: она, как раз,
демонстрирует умение работать. Вопрос в состоянии экономики, направлении ее
развития, которое очень рельефно видно на примере грузоперевозок через станцию
Дружба. Частный пример, который демонстрирует общие тенденции.
Первое, что просто бросается в глаза, это характер
перевозимых через Дружбу - Алашанькоу грузов. В разрезе по товарным позициям она
такова: цветные металлы - 9%, черные металлы - 26%, нефть - 15%, окатыши - 9%,
химикаты - 1%, лес - 2%, товары народного потребления - 5%, металлолом - 27%,
удобрения - 4%. Ясно, что самые крупные позиции являются предметом вывоза из
Казахстана. Это скандально известный металлолом (сколько историй криминального
характера было вокруг его сбора и экспорта!) и нефть, без которой, похоже, мало
какая экономическая тема в Казахстане может звучать. Черные металлы (а речь
здесь, видимо, идет исключительно о продукции "Испат-Кармета") немного
сглаживают наш сугубо сырьевой экспорт через Дружбу. Но все же прокат металлов
это, хоть и не их лом, но и не продукция высших технологических переделов. Что
же до металлолома, то объем его вывоза просто огромен.
Уже три года назад китайская сторона могла принимать до
75 вагонов с ломом в сутки, и то не справлялась с объемами его вывоза из
Казахстана. С тех пор такая картина сохраняется, хотя технические возможности
китайцев растут. При взгляде на эту проблему постоянно приходит одна и та же
мысль: неужели за столько лет в Казахстане не было возможности построить свой
металлургический завод для переработки наших громадных запасов лома и продавать
его тем же соседям, но уже не по бросовым ценам?
Нечто подобное можно сказать и в отношении вывоза сырой
нефти. Когда казахстанские углеводороды экспортируются в Европу по трубопроводу
и через несколько транзитных стран - вопросов нет. Но когда нефть, добытую как
правило на юге Казахстана везут в соседний китайский Синьцзян для переработки на
тамошних нефтеперерабатывающих заводах… Почему бы не продавать соседям уже
готовые нефтепродукты, ведь необходимая инфраструктура Казахстана там есть?
Неудивительно, что китайская сторона очень внимательно относится к развитию
сотрудничества в перевозках грузов через Дружбу - Алашанькоу.
Наверное, на каждый из этих вопросов есть конкретный
ответ, своя причина. Но на то и экономика, чтобы решать такие вопросы. Пока же
импорт и, особенно, экспорт через станцию Дружба остается иллюстрацией
неэффективности и потенциальной неустойчивости нашей экономики.
|