Российские Вести №34 за 24 - 30 сентября 2003 Ташкент готовит новые планыНикита Николаев
Политика, экономика и оборона становятся главными для
Ислама Каримова
Скупая информация из официальных источников в
Узбекистане как будто бы не дает материала для аналитических прогнозов о
серьезных переменах в этой стране. В действительности специалисты начинают
обнаруживать признаки беспокойства со стороны руководства Узбекистана.
Наиболее характерными из них стали несколько сообщений о
демаркации пограничной линии с Казахстаном, разрешение гражданам Узбекистана
вывозить товары из страны на сумму в одну тысячу американских долларов,
объявление 2003 года "годом махаллы" и указ об осеннем призыве в узбекские
вооруженные силы. Между этими событиями нет прямой связи, но в действительности,
если внимательно вчитываться в текст официальных сообщений, то выстраивается
вполне определенная картина начинающихся изменений.
Учитывая напряженный характер взаимоотношений Ташкента с
рядом соседей по региону, обусловленный обострившейся борьбой за лидерство,
делимитация госграницы должна окончательно снять вопросы, связанные с
территориально-государственным размежеванием в Центральной Азии, и лишить
возможности ряд политических сил использовать этнические аргументы и
апеллировать к зарубежным друзьям. Одновременно с повестки дня должна быть снята
и сама проблема взаимных претензий между центральноазиатскими государствами.
Таким образом, Ислам Каримов начинает расчищать поле для
усиления своей активности в регионе уже на конвенциональных основах, без
"восточной" или местной "этнотерриториальной" специфики. Борьба за лидерство
вступает в новую стадию.
Не менее важным является постановление о разрешении
вывозить товары узбекским гражданам на фантастическую для Узбекистана сумму -
тысячу долларов США. Экономическое положение в стране продолжает ухудшаться, и
местные челноки из числа экономически активной части населения смогут, по мнению
властей, хотя бы как-то залатать дыры. Одновременно это даст возможность
Ташкенту "выпустить пар" и предстать в образе цивилизованного и терпимого в
отношении экономически активного слоя граждан страны.
В складывающейся ситуации, когда экономика так или иначе
связана с политикой, Ислам Каримов весьма искусно начал продвигать идею местного
самоуправления - основу любого демократически организованного общества.
Для центральноазиатских стран, большинство которых
находится под жестким контролем созданных там режимов, обращение к
самоуправлению - поистине революционное событие. Власть, в свою очередь,
постарается создать некое подобие ограниченной управляемой демократии, сняв
внутриполитическое напряжение и отчасти удовлетворив требования мирового
сообщества. Для Ислама Каримова последнее особенно важно с точки зрения его
взаимоотношений с Вашингтоном и евроатлантическими структурами. Постепенная
демократизация, на которой настаивали западные партнеры Ташкента, будет
осуществляться под контролем и при активном участии властей. Уже это, по мнению
ряда зарубежных обозревателей, является прогрессом, так как Каримов оказался
восприимчив к критике в свой адрес и режима, который он создал. Появление
очередного указа об осеннем наборе в вооруженные силы Узбекистана не было бы
столь важным событием, каковым стало именно сейчас, если бы не одно
обстоятельство. Для специалистов, хорошо знающих о методах комплектования
узбекских вооруженных сил, а также степени их подготовки и боеготовности, не
прошла мимо внимания серия подготовительных мероприятий к осеннему призыву.
Продолжающаяся работа над остающейся секретной доктриной национальной
безопасности и обороны, усилившиеся контакты по линии оборонных ведомств
Узбекистана и стран НАТО, а также укрепление тех войсковых частей, которые
привлекаются для внутренней службы, а не просто обороны от внешнего
противника.
Если аналитики, занимающиеся Цетрально-Азиатским
регионом окажутся правы, то вполне резонно предположить, что Ислам Каримов
готовится к определенным действиям, которые можно подкрепить лишь наличием
серьезного военного ресурса. Разумеется, речь не идет о боевых действиях или
подготовке к ним, но, вне всякого сомнения, узбекский президент имеет
определенные (пока не ясные для большинства) планы. Не исключено, что
большинство политических, экономических и военных мероприятий связано с
усиливающимся присутствием России в Центральной Азии. Официальный Ташкент, в
свою очередь, хотел бы иметь гарантии собственной безопасности, но при этом
рассчитывать и на собственные силы.
|