Известия, 26 января 2004 Они уже никогда не уйдут оттуда. Американские и российские военные на постсоветском пространстве: враги или союзникиСветлана Бабаева, Екатерина Григорьева, Николай Хорунжий
"Во время визита Колина Пауэлла российская сторона
должна поставить вопрос о военном присутствии США в Центральной Азии и Грузии,
заявил в канун приезда госсекретаря США глава комитета Госдумы по международным
делам Константин Косачев. "У России должны быть вопросы, связанные с военным
присутствием США в ближайшем российском зарубежье", - сказал он. По сведениям
"Известий", вопрос военного присутствия России в Грузии и Молдавии собирается
поднять и Пауэлл, причем в довольно жестком ключе. Конкуренция двух держав за
право влиять на страны бывшего Союза стала явной не только в политике и
экономике. В последний год она стала хорошо заметна и в военной сфере. К чему
это может привести?
По мнению наблюдателей, Соединенные Штаты в последние
полгода-год - невзирая на то, что основные силы отвлек Ирак, - действительно
активизировали свою политику в странах бывшего СССР и дали понять, что и дальше
будут уделять региону определенное (хотя отнюдь не главное) внимание. В России
эти слова и поступки вызвали волнение и раздражение. Особенно с учетом того, что
Москва сама начала активнее вести себя на постсоветском пространстве:
видоизменяла существующие институты (СНГ), создавала новые (Организация Договора
коллективной безопасности, Шанхайская организация сотрудничества, ряд
экономических структур), пересматривала экономические и политические подходы к
соседям. А тут - Штаты...
Точки
опоры
Американцы, "вскрыв" иракский "нарыв", вернулись и даже
активизировали работу по созданию точек своего присутствия в непосредственной
близости от регионов, которые представляют или в будущем могут представлять
опасность для США. Чтобы в критический момент эти точки смогли быстро
превратиться в склады, аэродромы и места базирования военнослужащих. "Они уже
никогда не уйдут оттуда, мы имеем дело с долгосрочным американским присутствием
в Центральной Азии, а возможно, и на Кавказе", - заметил один из российских
экспертов, близкий к политическим и силовым кругам. Проблема в том, что многие
из точек, в которые пришли американцы, находятся в непосредственной близости от
российских границ. Москва же, по мнению большинства экспертов, хотя и сделала за
минувший год ряд серьезных предложений соседям (поставки вооружений и техники
странам - членам ОДКБ осуществляются теперь по внутрироссийским ценам;
достаточно выгодные условия предложены Киргизии за пребывание на ее территории
российской авиабазы и т.д.), в 2003 году сбавила темпы своего "возвращения" в
страны Содружества. Которые, в свою очередь, за эти годы научились ловко
сотрудничать и с США, и с Россией. Или, по меньшей мере, играть на их
противоречиях.
Все это и привело к тому, что Россия - стоящая на пороге
нового президентского цикла - до сих пор не может определить: считать ей
Соединенные Штаты на просторах бывшей "советской Родины" союзником, партнером,
соперником или врагом. И соответственно как реагировать на это. А кроме того,
встала перед очевидным вопросом: что она может предложить соседям такого, чтобы
они перестали смотреть за океан?
Оружие
сплачивает
По данным Центризбиркома России, обнародовавшего эти
данные накануне декабрьских думских выборов, сегодня в 9 странах СНГ находится
более 20 объектов Минобороны РФ, на которых проходят службу около 46 тыс.
российских военнослужащих.
Оценивая два с лишним года американского военного
присутствия в Центральной Азии, многие эксперты полагают: ситуация изменилась
настолько, что без США Россия уже не сможет обеспечить безопасность региона.
Причем Москве, несмотря на все традиционные связи, сложнее укреплять свое
присутствие, нежели США в период после 11 сентября. Превращение 201-й российской
дивизии, дислоцированной в Таджикистане, в полноценную базу юридически так до
конца и не оформлено. "Остаются лишь технические детали", - несколько лет
говорят чиновники. Источники полагают: дело в цене.
Американцы, приходя в регион, на деньги не скупились:
помимо оплаты расходов, связанных непосредственно с военным присутствием
(аренда, плата за взлет-посадку самолетов), они гарантировали инвестиции,
субсидии на развитие. Москва считает, что и так достаточно субсидирует регион -
низкими ценами на энергоносители и льготами на закупку военной техники и
вооружений.
Льготы - центральный "стягивающий" фактор ОДКБ. В Москве
их считают гарантией того, что в обозримой перспективе центральноазиатские
страны в военно-техническом сотрудничестве будут ориентироваться только на
российские стандарты. Однако, как выясняется, только льгот мало.
- Положение о поставках вооружений и военной техники из
России по льготным ценам было закреплено год назад, когда преобразовывалась
ОДКБ, - говорит Андрей Грозин, завотделом Средней Азии Института стран СНГ. - К
сожалению, не выработан еще механизм контроля за реэкспортом, поэтому поставки
не стали масштабными. В то же время за 1,5 года Россия поставила в Казахстан на
основе двусторонних соглашений спецтехники и вооружений на $1 млн. И при этом в
сентябре министерства обороны США и Казахстана подписали 5-летний план
сотрудничества, по которому Казахстану поставляются вездеходы "Хаммер",
планируются поставки вертолетов "Хью", транспортных самолетов С-130 "Геркулес" и
кораблей, в основном военных катеров водоизмещением до 1 тыс. тонн.
С "ними"
и с "нами"
Вынужденная или сознательная игра некоторых соседних
государств на противоречиях между США, Европой и Россией - также уже явный факт
военно-политической реальности. В частности, она очевидна в Молдавии, где
руководство обращается то в сторону Европы, которая, несомненно, проявляет
значительные интерес к стране, то в сторону России. Москва хотела бы свое
присутствие там сохранить, но успех зависит в том числе от того, сколь серьезны
планы Европы, выражающиеся в политических перспективах для Молдавии и объемах
экономического участия.
В случае с киргизским Кантом Россия удачно сыграла на
существующих угрозах, пообещав защиту в случае региональных эксцессов, но
существование в паре десятков километров от российской авиабазы американского
аэродрома - тоже уже факт.
Осложнились отношения США и Узбекистана. Вашингтон
требует соблюдения прав человека в стране, в противном случае грозит заморозить
финансовую помощь. Но и у Москвы с Ташкентом отношения тоже не очень, хотя
стороны поддерживают видимость того, что противоречий у них нет. "В то же время,
- говорит Грозин, - Россия поставляет в Узбекистан запчасти для военной авиации
частично в обмен на хлопок, и это выгодно обеим сторонам".
Самый верный союзник России в сфере ВТС - Белоруссия.
Помимо совместной группировки в рамках ОДКБ, на ее территории находятся
принципиально важные для российских ПВО объекты, и из-за них никогда не
возникало ни тени спора. Но и здесь остается аксиома: эта военно-техническая
верность по большей части основана на фактической международной изоляции
Белоруссии.
Целостность в обмен на базы
В последние недели раскалилась тема российских военных
баз в Грузии. Грузины то осторожно говорят, что согласны на российские условия
(базы будут выведены, но не раньше, чем через 11 лет), то жестко сообщают, что
иностранных баз в Грузии быть не должно, причем скоро. США обещают финансовую
помощь, чтобы вывести базы, но точно не дадут столько, сколько насчитала Москва.
Российские военные говорят о $ 500 млн. плюс гарантии безопасности
военнослужащим. (Любопытно, что Армения, остающаяся пока верным союзником
России, уже принимала военнослужащих и имущество, выводимых с грузинских баз, и
тогда о дополнительной нагрузке на бюджет РФ речь не шла.) "За 3 года базы могут
быть выведены, - говорит один из военных экспертов. - С другой стороны, почему
бы не попытаться договориться об их сохранении с новым президентом Михаилом
Саакашвили? Да, для этого он должен что-то получить взамен. Что? Например,
федеративную, но единую Грузию".
Руководитель военной части делегации России на
переговорах по базам замначгенштаба Юрий Балуевский считает, что базы защищают
наши экономические интересы в Закавказье, в частности в грузинской
энергосистеме. Но тот же аргумент могут привести и американцы. Скажем, если они
вложили миллиарды в тот же Баку-Джейхан, то логично, что они захотят
гарантировать стабильность энергетических поставок. Всеми способами, включая
военные.
Требуются активность и запчасти
Мнение экспертов - надо расширять контакты со странами
ОДКБ и активизировать двустороннее сотрудничество с остальными членами СНГ.
Перед США у нее есть ряд преимуществ. Россия, которая хорошо знакома с местными
элитами и может находить решения, которые будут отвечать как ее интересам, так и
интересам этих государств. Второе. Техника и вооружение у соседей все же пока
советские. "Оборонно-промышленные комплексы бывших советских республик находятся
в тяжелом положении, - говорит Грозин, - они не в состоянии проводить
модернизацию ВВТ. Россия тоже не может похвастаться большими финансовыми
возможностями. И все же выполняется двустороннее соглашение между Москвой и
Ташкентом о модернизации средств ПВО, РЛС, РЭБ. Первая установка С-300
приступила к боевому дежурству в ПВО Казахстана. Эта страна также закупила 2
российских вертолета Ми-17 и до 2005 года собирается закупить еще 13. Совместно
с Украиной Россия создает военно-транспортный самолет Ан-70".
Россия не менее соседей заинтересована в кооперационных
связях. Например, часть российского производства, прежде всего в сфере
авиастроения, не может существовать без украинских предприятий. Некоторые
представители промышленного лобби настаивают, что нужно добиваться полной
самостоятельности и независимости (такие же настроения на Украине). Однако
строить предприятия, "двойники" которых уже существуют, пусть и на соседней
территории, - слишком серьезная финансовая нагрузка. Но в остальном над ВТС
между Россией и Украиной уже витает тень НАТО. Главный сторонник вступления
Украины в альянс - Польша. Польский министр иностранных дел, рассказывая на
минувшей неделе о приоритетах Варшавы на год, заявил: Украина уже сделала
достаточно для того, чтобы начать разговор о ее реальном присоединении к НАТО, и
Польша готова Киеву помочь. США и другие страны НАТО стремятся поставлять в
регион отдельные образцы высокотехнологичных изделий: вертолеты "Хью",
индивидуальные приборы ночного видения для казахских спецподразделений, считает
Грозин. "Однако альтернативы российской боевой технике на постсоветском
пространстве пока нет, - продолжает эксперт. - Общее для всех - требование
запчастей. Поэтому, на мой взгляд, реальнее всего - подготовка военных
специалистов, поставки запчастей и отдельных образцов техники управления
войсками на различной экономической основе - бесплатно, по бартеру и со
скидками".
Кого
любить и поддерживать
Говоря о ситуации нынешней и будущей, эксперты делают
ряд выводов.
Вывод первый. До выборов в США (конец этого года)
политика в отношении СНГ, равно как и в отношении России, вряд ли претерпит
серьезные изменения в ту или иную сторону. К этому стоит добавить, что,
поскольку у Джорджа Буша есть все шансы переизбраться, политика может не
измениться и после 2004 года. Резко изменить ее могут субъективные факторы, и
прежде всего действия самих лидеров как России и США, так и глав стран
Содружества. И реакция лидеров на те или иные действия/бездействие. Например,
многие, даже в США, считают: за последние годы Россия сделала Америке больше
уступок, чем та ей. Соответственно, если пресловутая поправка Джексона-Вэника
так и не будет отменена, если Москва не получит поддержки при вступлении в ВТО,
увидит, что ее "выдавливают" из экономических проектов в СНГ или ставят въездные
барьеры так, будто все ее граждане - потенциальные террористы, - одним из
ответов станет явное противодействие присутствию США вблизи российских границ.
Разными способами: от экономических предупреждений до ультиматумов национальным
элитам. Охладятся и без того непростые отношения Москвы с Вашингтоном.
Американцы, которые так же, как и мы, находятся в
состоянии избирательного запала, могут сейчас совершить ошибок еще больше, чем
Москва. Так, Пауэлл намерен в весьма жестком ключе поставить вопрос о соблюдении
Россией обязательств ДОВСЕ и выводе баз из Грузии и Молдавии. Якобы среди части
администрации США присутствует мнение: поведение России по этим темам станет
индикатором ее готовности быть настоящим партнером. Наблюдатели отмечают: худшее
время для этого было найти сложно.
Вывод второй. Хотя американцы останутся в СНГ или
сделают все, чтобы остаться, в ближайшие годы вряд ли стоит ожидать резкого
увеличения их присутствия в регионе, как численного, так и технического. "Там не
будут расквартированы крупные подразделения, - уверен глава внешнеполитического
департамента Фонда эффективной политики Владимир Фролов, - скорее, это будут
точки, которые в случае чего можно будет использовать, усилив и укрепив:
аэродромы, узлы связи. По типу того, о чем говорят сейчас применительно к
Румынии, Болгарии и Польше. Чтобы из этих точек осуществлять операции,
ориентированные на юг. Двинутся ли американцы на север? Не думаю".
Вывод третий. России - чем скорее, тем лучше - нужно
определить собственную идеологию взаимоотношений со странами СНГ, выработать
ценностные критерии, которыми она будет руководствоваться, строя политику с той
или иной страной Содружества. Как и в отношениях со странами "дальнего
зарубежья", с соседями Москва должна выработать критерии, по которым то или иное
государство она сможет относить или не относить к союзникам или партнерам.
Скажем, применительно к Ашхабаду необходимо решить, что важнее - туркменский газ
или судьба тысяч соотечественников; к Грузии - совместная забота о спокойствии
Панкиси и работа с целостным государством или тот факт, что грузинских военных
тренируют американцы, а Саакашвили получил образование в США. "Пока же, -
говорят эксперты, - критерий у нас виден один: как то или иное государство
относится к Америке".
Определив отношение, необходимо определить
инструментарий и средства, честно сказав, что Россия может, а чего - нет. С
одной стороны, это историческая, культурная близость, технологические цепочки,
во многом общая экономика. С другой - финансовые возможности. "Да, США
выигрывают в плане финансов, - говорит Грозин, - но пока деньги решают не все.
Вооружение и техника в этих странах - российского производства, национальная
армейская элита проходила обучение в России. Но сейчас все больше офицеров из
армий стран - членов ОДКБ проходит подготовку в Турции, Индии, западных военных
школах. Хотя, например, 500 курсантов из Казахстана ежегодно проходят подготовку
в России. С другой стороны, в 2003 году на учебу в Россию поехали всего 16
таджикских военнослужащих, в Индию - 40. Таджикистан платит России $1000 за
каждого обучающегося, Индия учит их бесплатно. Казахские военные учатся в ФРГ
тоже в рамках безвозмездной помощи".
Вывод четвертый. Вытекает из предыдущего. До сих пор с
высшего политического уровня никто не сказал, что пришедшие из-за океана -
"свои". "А любое усиление военного потенциала вблизи своих границ, которое не
относилось бы к дружескому или контролируемому, расценивается как угроза", -
говорит Фролов. А раз так, военные обязаны осуществлять планирование исходя из
того, что это угроза. Следовательно, сначала нужны решения политического уровня.
Россия должна четко определить: что отвечает ее интересам.
|