Внимание! Вы находитесь на старой версии сайта "Материк". Перейти на новый сайт >>> www.materik.ru

 

 

Все темы Страны Новости Мнения Аналитика Телецикл Соотечественники
О проекте Поиск Голосования Вакансии Контакты
Rambler's Top100 Материк/Аналитика
Поиск по бюллетеням
Бюллетень №91(01.02.2004)
<< Список номеров
НА ПЕРВОЙ ПОЛОСЕ
В ЗЕРКАЛЕ СМИ
ПРОБЛЕМЫ ДИАСПОРЫ
БЕЛОРУССИЯ
УКРАИНА
МОЛДАВИЯ И ПРИДНЕСТРОВЬЕ
ЗАКАВКАЗЬЕ
СРЕДНЯЯ АЗИЯ И КАЗАХСТАН
ПРАВОВАЯ ИНФОРМАЦИЯ
ФОРУМ
Страны СНГ. Русские и русскоязычные в новом зарубежье.


Нужна согласованная миграционная политика стран ЕврАзЭС

В.Михайлов

 

Накануне Международной конференции «Нелегальная миграция как угроза международной стабильности и безопасности государств», прошедшей 26-27.11. 2003 года в Минске, в Алма-Ате, 14.11.2003 года состоялось заседание Бюро Межпаламентской Ассамблеи (МПА) Евразийского экономического сообществе (ЕврАзЭС), на котором, по инициативе Маджлиси намояндагон Маджлиси Оли Республики Таджикистан, было принято Обращение   МПА ЕврАзЭС к главам государств, парламентов и правительств Евразийского экономического сообщества «Согласованная миграционная политика – ключевое звено формирования общего рынка труда Евразийского экономического сообщества».

В этом Обращении Бюро МПА, констатировало, что интеграционные процессы государств - членов ЕврАзЭС выявили реаль­ную и всевозрастающую необходимость формирования единого рынка труда, что обусловлено востребованостью иностранной рабочей силы какой-либо группой государств. Учитывая, что государства Сообщества объединяет исто­рически сложившаяся общность культурных, национальных и экономических связей, необходимо выработать единые концептуальные подходы реализации миграционной политики, особенно в сфере трудовой миграции.

Осознавая важность решения проблем миграции, за последние несколько лет в государствах Сообщества предприняты конкретные меры по созданию нормативно-правовой базы, приняты соответствующие программы.

Рядом государств Сообщества уже ратифицирована международная Кон­венция по защите прав трудящихся-мигрантов и членов их семей.

В рамках СНГ, между государствами-участниками уже действуют Со­глашение о сотрудничестве в области трудовой миграции и социальной защиты трудящихся мигрантов (1994) и Соглашение о сотрудничестве государств-участников СНГ в борьбе с незаконной миграцией (1998).

Кроме того, в рамках Консультативного Совета по труду, миграции и со­циальной защите населения государств - участников СНГ в 2000 году утвер­ждена Концепция формирования единого рынка труда.

Вместе с тем на заседании Правительства Российской Федерации 29 мая 2003 года был рассмотрен вопрос «О подписании соглашения о трудовой дея­тельности и защите прав граждан Российской Федерации и Республики Таджи­кистан».

Принятые на национальном уровне законы и нормативные акты порой идут вразрез с принципами сотрудничества, заложенными в вышеназванных документах, особенно это относится к странам-импортерам рабочей силы из государств Сообщества.

Введение административных норм государствами Сообщества, направ­ленных на ужесточение системы учета и контроля за миграцией, в том числе трудовой, оправдано национальными интересами. Но вместе с тем данные ме­ры должны сочетаться с созданием объективных экономических условий в рамках ЕврАзЭС для предотвращения нелегальной миграции.

На современном этапе отсутствует система обратной связи между работ­ником - трудовым мигрантом и работодателем страны трудоустройства. Не создано также реальных, эффективно действующих механизмов единого рын­ка труда между государствами Сообщества. Определенная часть трудовых ми­грантов - граждан государств Сообщества фактически не имеют легального статуса, поэтому необходимо принять меры по легализации их положения.

Учитывая важность решения проблем в области трудовой миграции, Бюро Межпарламентской Ассамблеи предложило принять за основу следующие принципы сотрудничества государств Сообщества:

1. Для трудовых мигрантов из государств - членов ЕврАзЭС должен быть установлен льготный порядок предоставления квот на въезд в государства Со­общества в целях осуществления трудовой деятельности, снижена ставка госу­дарственной пошлины за получение разрешения на работу и ряд других льгот­ных условий. Эти же меры относятся к поощрению работодателей по легально­му приему на работу мигрантов из стран Сообщества.

Одновременно необходимо ужесточить меры административного и уго­ловного воздействия в отношении лиц (работодателей и посредников), содейст­вующих нелегальной миграции, особенно трудовой деятельности мигрантов в стране пребывания.

2. Необходимо предпринять скоординированные действия по формирова­нию единого информационного пространства сферы трудовой миграции. Соз­дать единую информационную базу данных.

3. Должны быть предприняты усилия для формирования сферы услуг для трудовых мигрантов на территории государства пребывания посредством фор­мирования специальных служб по трудоустройству иностранцев и созданию базы данных о вакансиях рабочих мест для иностранцев.

4. Необходимо принять неотложные меры по решению проблем в области социального страхования и пенсионного обеспечения, что обусловлено перехо­дом ряда государств Сообщества на накопительную систему, а также реализо­вать меры по системе страхования мигрантов от несчастных случаев на произ­водстве. Предстоит решать и проблемы медицинского страхования трудовых мигрантов.

5. Необходимо ввести упрощенную процедуру регистрации для тех ми­грантов, которые, уже находясь за границей (на территории государств Сооб­щества), самостоятельно нашли работу.

6. Внести соответствующие изменения в национальные законодательства.

В настоящее время разрабатывается проект Соглашения о временной трудовой деятельности граждан государств - членов ЕврАзЭС на территории государств Сообщества. В рамках данного Соглашения у государств Сообщест­ва появится реальная возможность заложить основы взаимовыгодного со­трудничества в области трудовой миграции. В связи с чем предлагается при разработке проекта Соглашения о временной трудовой деятельности граждан государств - членов ЕврАзЭС на территории государств Сообщества учесть вышеуказанные принципы по формированию и реализации миграционной политики. Более  того, ряд предложений Бюро ЕврАзЭС в части   установления льготного порядка предоставления квот на въезд в государства Со­общества для трудовых мигрантов из государств - членов ЕврАзЭС  в целях осуществления трудовой деятельности и ряда других льгот­ных условий на сегодняшний день уже реализованы в российском законодательстве.

Бюро Межпарламентской Ассамблеи Евразийского экономического сообщества одобрило «Предложения по законодательному обеспечению регулирования миграционной политики государств – членов ЕврАзЭС», которые мы публикуем ниже.

Предложения по законодательному регулированию миграци­онной политики государств - членов ЕврАзЭС направлены на создание в госу­дарствах - членах ЕврАзЭС законодательных условий для реализации положе­ний международных договоров, заключенных в рамках Сообщества.

В документе рассмотрены основные направления и предложены меры по гармонизации (сближения и унификации) национальных законодательств в сфере миграционной политики. Рекомендации основываются на результатах сравнительно-правового анализа законодательных условий государств - членов ЕврАзЭС для реализации международных договоров по вопросам миграцион­ной политики, действующих в рамках ЕврАзЭС, а также положениях конвен­ций Международной организации труда и других общепризнанных нормах и принципах международного права.

Предложения подготовлены также и с целью развития договорно-правовой базы ЕврАзЭС в сфере миграционной политики, начало которой было положено подписанием 26 февраля 1999 года Договора о Таможенном союзе и Едином экономическом пространстве.


Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ