Белоруссия в поисках военно-стратегических партнеровАлександр Фадеев
Делегация военных экспертов НАТО во главе с начальником
штаба субрегионального командования "Северо-восток" объединенных Вооруженных сил
НАТО в Европе ген.-м. Эрнестом Лутцем посетила в конце января Белоруссию.
Целью визита было обсуждение вопросов участия республики в деятельности НАТО в
рамках программы "Партнерство ради мира". Это посещение Белоруссии
высокопоставленными чинами Североатлантического альянса было не случайным -
правительство РБ в конце 2003 г. подготовило проект индивидуальной программы
партнерства республики и НАТО на ближайшие два года и сегодня ждет его
утверждения Североатлантическим альянсом. В документе особый акцент сделан на
развитие «конструктивного взаимодействия» с НАТО, кроме того, предусматривается
значительное углубление (по сравнению с программой 2002-2003 гг.) сотрудничества
Белоруссии с Альянсом по широкому спектру вопросов, включая диалог с
руководящими чинами штаб-квартиры и командования блока, проведение совместных
военных учений и тренировок. Еще ранее, в начале ноября прошлого года
представитель Белоруссии Виктор Гайсенок в Вене на заседании Постоянного совета
ОБСЕ выступил со специальным заявлением о дальнейшем развитии сотрудничества РБ
с Организацией Североатлантического договора. Гайсенок тогда подчеркнул, что
одним из приоритетов внешней политики Минска как раз является активизация
реального практического партнерства республики с НАТО. Это прямо свидетельствует
о том, что высшее государственно-политическое и военное руководство Белоруссии
пересмотрело перечень потенциальных внешних угроз и в связи с этим
обстоятельством стремится по-новому выстроить свою оборонительную стратегию. Но
тогда надо понять от какой угрозы пытается уйти Белоруссия, консолидируясь с
НАТО.
Не обошел эту проблему и белорусский президент Александр
Лукашенко, который 26 декабря 2003 г. в рамках обсуждения на заседании Совета
безопасности вопросов, касающихся обороны
республики в чрезвычайные периоды, отметил, что высшее руководство
Белоруссии стремится внести свой вклад в построение новой архитектуры
европейской безопасности и одновременно развивать взаимовыгодное сотрудничество
с НАТО. Что касается Европы, то здесь белорусское правительство в плане
укрепления национальной безопасности полагается преимущественно на ОБСЕ,
которая, с точки зрения Минска, обладает достаточными потенциями по поддержанию
мира и стабильности на европейском пространстве.
Заметим по этому поводу, что за все время существования
СБСЕ/ОБСЕ какого-либо значимого результата в урегулировании конфликтов,
поддержании мира в Европе этой организацией достигнуто так и не было. Полным
провалом закончилась деятельность ОБСЕ в таких регионах как Санджак и Войводина
(1992-1993 гг.), Нагорный Карабах (1993 г.), Косово и многих других. В Минске
никак не хотят понять, что ОБСЕ изначально была построена как «бумажная»
структура, участники которой не обременены правовыми обязательствами, а
решения, принятые на основании консенсуса («минус один»), лишены механизма их
реализации на практике и не носят обязывающего характера для
государств-участников ОБСЕ. По сути, речь идет не о реальной организации,
способной активно участвовать в миротворчестве, предупреждении и купировании
конфликтов, а о площадке для международных консультаций и дискуссий,
разделенной, фактически, на западную и восточную часть. Это подтверждает и факт
отсутствия в ОБСЕ такого международно-правового понятия как членство: в ней
государствам можно только участвовать, неизвестно, правда, с какой
эффективностью и степенью равноправия.
Кроме того, следует учитывать, что такая структура как
ОБСЕ не обладает волей и потенцией к претворению в жизнь решений, основанных на
принципах международного права, а реформа ОБСЕ, затеянная в 1994-1996 гг., так и
не вывела эту организацию на новый качественный уровень. Наоборот, сфера
деятельности и полномочия ОБСЕ в последнее время все более суживались,
ограничивались. Сегодня это преимущественно область гуманитарного сотрудничества
на постконфликтном пространстве. Нет никаких сомнений, что участь ОБСЕ с ее
наднациональными иллюзиями и псевдоконструкциями в ближайшей перспективе
предрешена – она исчезнет с политической арены Старого континента, уступив место
другим, более эффективным и мощным блокам и организациям, в решениях и действиях
которых будет ясно выражен групповой интерес стран-членов. Стоит ли поэтому
Минску столь значимые усилия прилагать для активизации своей роли в контексте
деятельности такой международной структуры? Или в правительственных кругах
республики до сих пор не могут преодолеть тягу к утопическим международным
проектам, в воображаемом функциональном поле деятельности которых роль и статус
республики неизмеримо вырастут?
Еще больше сомнений вызывают последние шаги
республиканского руководства, белорусского военного ведомства по дальнейшему
продвижению программы партнерства с НАТО. Понятно, что в свое время Минск
презентовал свою индивидуальную программу партнерства с Альянсом, глядя на
Украину. Но у Киева были совершенно отчетливые мотивы активизировать процесс
сближения с НАТО, о которых Леонид Кучма поведал тогдашнему генеральному
секретарю этой организации Хавьеру Солане еще 1 июня 1995 г. К тому же Украина
сразу после обретения независимости в 1991 г. вступила в Совет
североатлантического сотрудничества (позже в СЕАП), а с 1994 г. присоединилась к
программе НАТО «Партнерство ради мира». После Мадридской Хартии (1997 г.) Киев
вообще стал «особым» партнером для НАТО и упорно стремится вступить в ее ряды. У
Белоруссии же на протяжении всего предшествующего периода была совсем иная
парадигма развития, а внеблоковый, безъядерный статус государства закреплен в
конституции республики. Если тогда смысл наращивать усилия по выводу
отношений с НАТО на некий новый качественный уровень?
Допустим, Белоруссия стремится следовать в данной
ситуации за Украиной и Россией, но даже для России перспективы и результаты
партнерства с НАТО не вполне ясны. К тому же любое расширение сотрудничества с
Альянсом потребует от Белоруссии значительного увеличения бюджетных трат на
программные задачи, и Минску надо отдавать себе отчет в том, что страны-члены
НАТО покрывать эти расходы не собираются. Помимо проблем со стандартизацией
систем вооружения и снаряжения, обменом разведывательной информацией,
Белоруссия, как представляется, находится в тупике по таким вопросам, как
транспарентность, прозрачность формирования военного бюджета,
демократический контроль над вооруженными силами, что прямо предусмотрено в ПРМ.
Еще в большей степени смущает готовность и способность Белоруссии выделять
воинские контингенты и посылать их в «горячие точки» для взаимодействия с силами
Североатлантического союза. Последние события в мире ясно показали, что решения
о применении военной силы в различных регионах планеты принимаются не в
Брюсселе, а в Вашингтоне. США сегодня не только действуют, попирая международное
право, игнорируя всякую легитимность, но и на основании особого понимания своей
политической миссии. Суть ее наиболее выпукло и с солдатской прямотой выразил
ген. Джордж Паттон еще в 1944 г.: «нам (США) предначертано судьбой править всем
миром».
Пока все миротворческие операции НАТО неизбежно
трансформируются в военные, либо военно-полицейские акции «по принуждению к
миру» и «построению демократии», почти всегда сопровождающимися «гуманитарными
бомбардировками». Никакой «европейской общности» под эгидой НАТО не образуется.
Наоборот, военное вторжение в Ирак со всей наглядностью показало, что Вашингтон
способен принимать решения в одностороннем порядке, полностью игнорируя мнение
высшего органа в военной структуре НАТО – Военного комитета. Американцы,
разрабатывая свой кризисный сценарий по Ираку, на сей раз даже не озаботились
созданием такого декоративного прикрытия как контактная группа, памятная по
событиям на Балканах. Позиция самого мощного в Европе государства-члена НАТО
Германии, не говоря уже о Франции, которая рассматривается США лишь как
минимальный военный актор, т.е. просто наблюдатель при Военном комитете, была не
только обойдена вниманием, но подверглась с американской стороны жесткой
критике. Тем более, ни на какое равноправие, учет его мнения не может в
сложившихся обстоятельствах рассчитывать Минск. Для США Белоруссия – это страна
с диктаторским режимом, а ни каким диктаторам, ни в каких международных
структурах, где главенствуют США, места не найдется, не допустят представителей
таких стран и к управлению, и к военному планированию.
Гегемонистские устремления США к переделу мира, полное
игнорирование сложившихся геополитических реалий на Старом континенте и
европейских партнеров не оставляют сомнений в том, что Вашингтон отошел
окончательно от политики поддержки европейской интеграции. В единой Европе за
океаном, похоже, видят потенциального конкурента, политического соперника,
который, несмотря на отсутствие воли к переменам, консерватизм и инертность,
может спутать карты американцам, обладающим несомненным военно-стратегическим и
ядерным превосходством. Иракский кризис в значительной мере определил и кризис в
евроатлантических отношениях. Поэтому Белоруссии не стоит обольщаться на счет
перспектив своего активного участия в программах Совета Евро-Атлантического
сотрудничества. Да и роль и значение ЕАСС, скорее всего, будут в дальнейшем
стремительно угасать. Уже сегодня, похоже, рекомендации и программные документы,
выработанные в недрах этой международной структуры на основе консультаций между
ее членами, абсолютно не интересуют мировые центры силы, которые на практике
принимают конкретные шаги в меру своего понимания проблем политики и
безопасности, а также путей их разрешения.
Активизируя в начале 2004 г. международное военное
сотрудничество, прежде всего с Войском польским, Минск, возможно, надеется
на то, что Белоруссию, подобно Польше, США вычленят, выберут из череды других
трансатлантических партнеров со всеми вытекающими из этого и тешущими самолюбие
национальных элит последствиями, или начнут снабжать вооружением, инструкторами
и долларами как Грузию. Возможно, мечты республиканской верхушки идут еще дальше
– вплоть до участия Белоруссии в построении вместе с Польшей «Новой Европы» по
проекту США. Однако этого, что вполне очевидно, не произойдет, и не столько
из-за внутриполитической ситуации в Белоруссии, сколько учитывая внешний -
российский фактор. Трудно даже предположить, что Россия не вынесла горьких
уроков после провала своей внешней политики в период югославского кризиса, во
время укоренения американских баз в Средней Азии и недавней «революции роз» в
Грузии и допустит в очередной раз ущемление российских национальных
интересов и ослабление своего международного положения в связи с белорусскими
делами.
|