Белорусская газета, № 1 (418), 12 января 2004 Политический прогноз на 2004 год
Политики
и политологи отвечают на вопросы «Белорусской газеты»:
1. Каким будет новый состав Палаты представителей, какая
судьба ожидает нынешних парламентариев?
2. Как будет развиваться интеграция с Россией после
весьма вероятного переизбрания Владимира Путина на новый срок?
3. Пойдет ли Александр Лукашенко на продление своих
полномочий и какой механизм изберет для этого?
4. Произойдет ли потепление отношений с Западом?
Владимир
МАЦКЕВИЧ, политолог
1. Конечно, в каком-то количестве оппозиция будет
присутствовать в парламенте. По каким округам и в каком точно количестве она
пройдет, сказать пока сложно. Отметим, что у оппозиции нет не только победной,
но и просто разумной стратегии. Поэтому большинства оппозиционеров в ПП НС не
будет, но несколько человек туда пройдут. К тому же совершенно невозможно
спрогнозировать количество оппозиционеров вроде тех, что сейчас входят в
депутатскую группу «Республика». Кто, к примеру, раньше мог сказать, что Сергей
Скребец или Валерий Фролов уйдут в оппозицию? Когда такая оппозиция сложится в
парламенте, она будет вялой и наивной. Ее еще 2-3 года потребуется «тыкать
носом», пока она что-то поймет. Если же говорить о судьбе нынешних депутатов,
то, думаю, власть все сделает, чтобы не прошли те же Скребец, Парфенович,
Фролов. Скорее всего, Новосяд и Абрамова снова сторгуются с властью и
переизберутся. Однако можно ли их считать оппозицией? Из известных же лидеров
никто в парламент не попадет. Это, впрочем, не значит, что не попадет никто из
политических партий. Приход какого-нибудь оппозиционера из Жлобина вполне
возможен. Однако для власти важно, чтобы депутатами стали люди наподобие
представителей ФПБ (Леонид Козик пройдет обязательно). Не исключено, что будут
там и люди из БРСМ. Хотя что толку от парламентария Всеволода Янчевского? В
большинстве своем не пройдут люди, способные на самостоятельные шаги.
Собственно, как нет их и в нынешнем составе. Ничего не стоит ждать и от деловых
кругов. Если человек серьезно заинтересован в собственном бизнесе, в политику он
не пойдет. Да и лучше не лезть им в политику до победы демократии. Впрочем,
ротация в парламенте произойдет большая. Часть нынешних парламентариев президент
возьмет к себе на работу. Это - компенсация отсутствующей у нас номенклатуры как
класса.
2. С интеграцией в нынешнем году будет то же самое, что
и сейчас. Поглотить Беларусь Россия пока не готова.
3. Не могу сказать, пожелает ли президент продлевать
свои полномочия в этом году. Можно сказать лишь о механизме. Им уже
воспользовался президент Украины: конституционные изменения. Сейчас бессмысленно
прибегать к референдуму о третьем сроке. Нужно быть недальновидным человеком,
чтобы на это пойти. Ведь все шаги подсказаны. Все эсэнгэшники смотрят друг на
друга и заимствуют тактические ходы. Леонид Кучма уже добился, чтобы президент
избирался парламентом. Данное действо, конечно, ослабляет президентскую
«вертикаль», но при сложившихся механизмах диктатуры превращение Украины в
квазипарламентскую республику, по существу, ничего не меняет. Представьте, что
Лукашенко будет не всенародно избранным, а избранным парламентом. Ну и что? От
этого изменится народ, смелее станут чиновники, добавится творчества у
оппозиции? Нет. Механизм Кучмы может быть использован президентом в любой
момент. И у него еще достаточно времени, и он мог себе позволить не спешить с
этим. Никаких угроз для его правления не было с 1996г.
4. Нет. У Запада, правда, был период, когда последний
рассматривал Беларусь через призму своих отношений с Россией. Однако он давно
закончился. Сейчас же отчетливой стратегии относительно Беларуси и остальных
стран, оставшихся на периферии, нет. Однако Евросоюз будет прислушиваться к
мнению поляков и литовцев. Поэтому Польша должна выработать стратегию
взаимоотношений со своим восточным соседом.
Николай
СЕРГЕЕВ, политолог, член союзной общественной палаты
1. Какая-то часть оппозиции, вероятно, в новый состав ПП
НС пройдет. Но поскольку программы оппозиционеров оторваны от жизни и не
соответствуют интересам отечественной экономики и общества, большого
представительства ожидать не стоит. Депутатами, скорее всего, станут не
представители оппозиционных партий, а самостоятельные фигуры. Среди вновь
избранных могут оказаться и нынешние парламентарии, критически настроенные по
отношению к властям предержащим. Хотя не думаю, что останутся депутатами
Владимир Парфенович и Валерий Фролов - вероятность их прохождения в новый состав
ПП НС невелика. В новом парламенте наверняка окажутся члены ФПБ. Для этого есть
все основания: им знакома социальная проблематика и состояние экономики, они
представляют силу, независимую от государства. Главное - много общаться с
народом, использовать информационные технологии в рамках закона. То же самое
касается и членов БРСМ. Сильную конкуренцию этим организациям могут составить
представители деловых кругов, заинтересованных в изменениях законодательства и
либерализации экономики. Именно профсоюзы и деловые круги получат парламентское
большинство. Что же касается нынешних депутатов, то четверть их сможет остаться
парламентариями - хотя особо ярких личностей среди них не наблюдается.
Остальные, вероятно, трудоустроятся в администрации президента и правительстве.
Но касается это единиц, ибо свободных мест в указанных структурах мало.
2. Белорусской стороне необходимо пересмотреть свою
позицию, поскольку ныне существующий договор о создании союзного государства в
некотором смысле копирует модель СССР. Нужны более современные модели. К
примеру, широко обсуждаемый в России «российский союз». В первую очередь нужно
решить экономические проблемы и избрать союзный парламент. После переизбрания
Путина в отношениях наших стран могут произойти некоторые подвижки. Пока, как
мне кажется, белорусская сторона принять современные реалии не готова.
3. Это возможно из-за изменения строя в ходе
строительства общего с Россией государства. У Александра Григорьевича большие
политические перспективы. Если мы все-таки придем к форме «единое государство -
единый президент - единый парламент», то возможны и новые полномочия для
Лукашенко. Однако если все останется по-прежнему, то неизвестно, по какому
поводу объявлять референдум. На всенародное голосование нужно выносить
Конституционный акт, но пока это маловероятно.
4. Отношения с Западом будут улучшаться по мере
продвижения в отношениях с Россией. Это еще раз подчеркивает необходимость
пересмотра Беларусью нынешних догм.
Владимир
НОВОСЯД, депутат ПП НС
1. Политические партии идут на выборы, чтобы просто в
них поучаствовать. Окончательный расклад станет ясен примерно летом. Тогда
возможно прогнозировать и результат выборов. Сейчас же партиями неправильно
выбрана стратегия. Заметим при этом: у нас мажоритарная система выборов,
предполагающая, что люди в округах голосуют за персону, а не за партию, им
представляемую. Поэтому создание партийных коалиций лишает кандидата возможности
качественно работать в округе на победу. Рейтинг политических партий крайне мал.
Коалиция позволяет власти использовать административный ресурс. Поэтому
представительство партийцев в парламенте будет минимальным. Хотя не исключено,
что депутатами станут лидеры партий, поскольку рейтинг некоторых из них
превосходит рейтинг их партий. 60% округов находятся в сельской местности. И это
не случайно. Надо полагать, что баллотироваться по ним будут люди прежних
социальных сословий. И побеждать они же (трудно представить, чтобы там победил
кто-то от оппозиции). Словом, в целом парламент будет непартийный. Кроме того,
там не будет директоров предприятий, ибо теперь у нас профессиональный
парламент. А вообще, мы наблюдаем ситуацию, когда в нынешнем парламенте люди,
никогда не критиковавшие власть, стали ее критиковать жестче, чем многие давние
оппозиционеры. Нечто подобное, скорее всего, случится и в будущем составе ПП НС.
Портрет депутата будущего созыва таков: человек, обладающий каким-то
политическим опытом, авторитетный у себя в районе, среднего возраста, со своим
ресурсом. Самые активные участники выборов - профсоюзы и БРСМ. Однако этот поход
не станет определяющим для результатов кампании. Остается добавить, что примерно
25% депутатов нынешних останутся в Овальном зале.
2. Во главе России стоит прагматик, которого прежде
всего интересуют экономические интересы своей страны. Он при любых
обстоятельствах может их отстоять. Таким образом, отношения будут развиваться в
плоскости экономики. Политическая риторика будет звучать все реже. При этом
никто не найдет смелости сказать, мол, то, что мы делали до сих пор, - это
плохо. Поэтому все будет продвигаться теми же темпами.
3. Напомню, что в 1995г., в канун референдума, президент
с трибуны Верховного Совета 13-го созыва заявил: у власти он будет 12 лет.
Многие тогда смеялись, но потом всем стало не до смеха. Опыт показал, что
Лукашенко методично реализует свой план. Обещанные 12 лет заканчиваются в 2006г.
Я верю президенту. Поэтому не думаю, что у нас будет референдум о продлении
полномочий. Если Александр Григорьевич все же ищет способ остаться, то замечу,
что Конституция еще не исчерпала своих возможностей.
4. Все будет зависеть от экономических преобразований в
стране. Если институт частной собственности будет укрепляться, страна пойдет по
пути рыночных реформ, то отношения с Евросоюзом наверняка будут укрепляться.
Если же продолжится стадия удержания и в канун парламентских выборов страна
будет двигаться по прежнему пути, то никакого улучшения отношений ожидать не
приходится.
|