АРМЕНИЯ
ИА REGNUM, 15 января 2004 Министр ИД Армении Вардан Осканян: отчет об итогах внешней политики Армении в 2003 году
(Приводится в
сокращении)
Основное внимание международной политики в прошлом году
было направлено на борьбу с международным терроризмом и на нераспространение
ядерного оружия. Эти задачи лежали в основе следующих развитий глобального
значения:
· Свержение режима в Ираке силами коалиции и
формирование новых властей
· Обострение, возникшее в связи с вопросом
нераспространения ядерного оружия рядом стран
· Нынешний процесс ближневосточного урегулирования
· Стабилизация ситуации в Афганистане и формирование
нового правительства.
Несмотря на разногласия между крупными державами мира,
сплоченность международного сообщества в борьбе с терроризмом и позитивный ход
проводящегося диалога были благоприятны для осуществления комплиментарного курса
внешней политики Армении. Руководствуясь интересами страны в вопросах развития
экономики и укрепления безопасности, в прошедшем году наши усилия были
направлены по следующим основным направлениям:
· В сфере глобальной политики
- Участие в процессах глобального значения, в
особенности в борьбе с терроризмом
- Активное участие в деятельности серьезнейших
международных организациях
- Развитие взаимоотношений с вовлеченными в региональные
проекты Россией, США, ЕС и обеспечение необходимого участия в европейских,
евроатлантических и пост-советских интеграционных структурах.
· В сфере региональной политики
- Развитие добрососедских отношений с непосредственными
соседями – Ираном и Грузией, нормализация отношений с Азербайджаном и
Турцией.
- Укрепление региональной стабильности и развитие
сотрудничества
Были осуществлены визиты на высоком уровне в ряд стран,
предприняты шаги по укреплению наших связей в новых регионах, повышению уровня
взаимоотношений с разными странами.
Непосредственные соседи
Грузия:
Добрососедские взаимоотношения Армения-Грузия являются
одним из важных компонентов региональной стабильности. Приоритетами
двухсторонних отношений с Грузией являются: дальнейшее развитие политического
диалога и экономического сотрудничества, безопасная, стабильная и гарантийная
эксплуатация путей сообщения, связывающих Армению по территории Грузии с внешним
миром, а также стимулирование экономических и культурных связей с армянской
общиной этой страны. В 2003 г. состоялся официальный визит президента Армении в
Грузию. В ходе визита, в частности, обсуждались вопросы погашения долга Грузии
перед Арменией, предоставления армянской стране скидок на тарифы транзитных
грузоперевозок по маршруту Поти-Садахло и Батуми-Садахло и обратно,
возобновления деятельности железной дороги по территории Абхазии, делимитации и
демаркации армяно-грузинской границы. Армянская сторона вновь заявила о
готовности всячески содействовать осуществлению программы обеспечения
социально-экономического развития на 2002-2005гг региона Самцхе-Джавахети.
Для обсуждения текущих армяно-грузинских задач в конце
года Ереван посетил государственный министр Грузии Зураб Жваниа.
4 января в Грузии состоялись внеочередные президентские
выборы, на которых победил Михаил Саакашвили. Мы приветствуем новоизбранные
власти Грузии и готовы к тесному сотрудничеству с ними. Уверенны, что
многостороннее сотрудничество наших стран будет продолжаться и развиваться в
естественном русле.
Иран:
До того как перейти к нашим взаимоотношениям с Ираном,
хочу еще раз выразить соболезнования иранскому народу по поводу трагического
землетрясения в городе Бам. Армения с первых же минут выразила готовность придти
на помощь пострадавшим от землетрясения и послала туда спасательный отряд и
медикаменты.
В 2003 году в наших добрососедских отношениях с Ираном
был сохранен естественный ход развития. Состоялись визиты в Армению министров
иностранных дел, науки и исследований и технологий Ирана, а также визит министра
энергетики Армении в Иран. Были подписаны документы о сотрудничестве в сфере
образования, науки и технологий, энергетики. Намечено экономическое
сотрудничество между иранской губернией Восточные Атропатены и Сюниксокй
областью Армении.
Двусторонние отношения продолжают развиваться:
· В сфере энергетики
· Увеличения объемов торговли
· Эксплуатации имеющихся путей сообщения и создания
новых.
Были продолжены обсуждения по осуществлению важных
экономических проектов: газопровода Иран-Армения, Каджаранского тоннеля,
строительства ГЭС на реке Аракс.
Азербайджан:
В основе отношений Армения-Азербайджан продолжает
оставаться вопрос Нагорного Карабаха. В связи с выборами в Армении и
Азербайджане в 2003 г. серьезных сдвигов в процессе урегулирования конфликта не
ожидалось. Подходы новоизбранного президента Азербайджана по карабахской
проблеме пока полностью не уточнены. Однако встречу президентов Армении и
Азербайджана в конце прошлого года в Женеве можно считать обнадеживающей в плане
возможности продолжения диалога.
Что касается иных аспектов взаимоотношений
Армения-Азербайджан и существующих возможностей, то вопреки нашим усилиям и
усилиям международного сообщества в течение 2003 г. Азербайджан продолжил
демонстрировать позицию нежелания взаимодействия с Арменией в рамках
региональных программ, обуславливая это наличием нагорно-карабахского
конфликта.
Турция:
В 2003 г. во взаимоотношениях Армения-Турция ощутимых
результатов зафиксировано не было, но были заметны некоторые сдвиги в подходах
турецкой стороны.
Несмотря на время от времени звучащие резкие заявления,
турецкая сторона нормализацию двухсторонних отношений все-таки не так жестко
увязывала с урегулированием нагорно-карабахского конфликта, как это делалось
ранее. Ставшие периодическими встречи на уровне глав МИД двух стран придали
новое качество официальным двусторонним контактам.
В 2003 г. армяно-турецкие контакты также имели место в
рамках международных организаций (ЮНЕСКО, СЕ, ЧЭС), а также в рамках
неправительственных и общественных организаций.
Мы полны решимости продолжить процесс установления
полноценных отношений с Турцией без предварительных условий.
Россия, Соединенные Штаты Америки, Европейский Союз
Россия и США продолжают ощутимо участвовать в процессах обеспечения стабильности
и развития экономики на Южном Кавказе. В 2003 году во взаимоотношениях с этими
странами сохранилась позитивная динамика развития, были акцентированы
торгово-экономическая и военно-политическая сферы сотрудничества.
Армения-Россия:
Стратегическое партнерство Армения-Россия является
важным фактором экономического прогресса и обеспечения безопасности нашей
страны. В прошлом году наши взаимоотношения перешли на новый этап развития,
который ознаменовался ощутимым прогрессом в сфере экономического сотрудничества.
В основном, это было обусловлено договоренностями, достигнутыми в рамках
постоянного диалога, интенсивностью контактов на высшем уровне, визитом
президента Армении в Москву и договоренностями, достигнутыми в ходе пяти других
встреч президентов Армении и России. Россию посетили также председатель
Национального Собрания Армении, премьер-министр страны, министры обороны и
иностранных дел. В свою очередь Армению посетили председатель Федерального
Собрания России, секретарь Совета Безопасности РФ, министр обороны РФ, мэр
города Москва, депутатские группы и руководители целого ряда субъектов России. В
прошлом году была реализована схема передачи собственности Республики Армения
России в счет государственного долга, на основании соглашения и соответствующих
протоколов. Вместе с погашением ощутимой части государственного долга страны,
это стало новой возможностью для Армении в сфере привлечения инвестиций в
экономику страны. По сравнению с периодом январь-ноябрь 2002 года рост
торгово-экономического обмен составил 33,4%. Перспективы развития двухсторонних
торгово-экономических отношений во многом зависят от восстановления прямой
железнодорожной связи между Арменией и Россией. Следовательно, важен вопрос
разблокирования абхазской железной дороги. Ведется работа по обеспечению участия
Армении в транспортном коридоре "Север-Юг" и реализации паромного проекта "Порт
Кавказ".
В 2003 году было подписано соглашения о сотрудничестве в
военно-технической области, предусматривающее обеспечение льготных условий в
поставках и снабжении вооружений.
В 2003 году Армения предприняла шаги в обустройстве
правового статуса граждан Армении, утвердивших место жительство на территории
РФ, в направлении решения их задач, возникших в свете нового законодательства
России. В Южном Федеральном округе России открылось генеральное консульство
Республики Армения, были аккредитованы три почетных консула Армении в
Волгограде, Саратове и Владикавказе. В центре нашего внимания были сохранение
высокого уровня и дальнейшее развитие армяно-российских связей в области
культуры и образования. Год был отмечен 100-летием Арама Хачатуряна. В Москве и
других городах России были организованы многочисленные мероприятия, посвященные
этой знаменательной дате.
Армения-США
В 2003 году также США продолжили активно участвовать в
процессах обеспечения стабильности и экономического развития на Южном Кавказе,
проявлять свою заинтересованность в вопросе интеграции стран региона в
европейские структуры. Армения высоко оценивает усилия США в реализации программ
регионального сотрудничества, укрепления демократии и свободной рыночной
экономики, предоставлении гуманитарной помощи и помощи развития.
Вопросы развития взаимосотрудничества обсуждались в ходе
двух заседаний армяно-американской рабочей группы по экономическим вопросам и
ставшей уже периодической очередной встречи в рамках стратегического диалога. В
числе вопросов, обсужденных армяно-американской рабочей группой:
· Использование гуманитарного и технического содействия
США и сохранение его уровня
· Привлечение Армении в рамки программы США "Фонд вызовы
тысячелетия"
· Двухстороннее сотрудничество в рамках ВТО, Всемирного
Банка, МВФ
· Мероприятия, направленные на расширение объемов и
ассортимента товарооборота и прочее.
Повестка армяно-американского стратегического диалога
включила три основных направления:
· Проблемы региональной безопасности
· Двухстороннее военно-политическое сотрудничество
· Задачи глобальной безопасности, каковыми являются
контроль за экспортом и его нераспространение, борьба с международным
терроризмом и т.д.
В прошлом году Палата представителей США приняла закон о
предоставлении Армении нормального торгового режима. Этот закон будет обсужден в
2004 году в Сенате США, и существуют все предпосылки для того, чтоб он был
принят без каких-либо проблем. Это серьезный прогресс в двухсторонних
отношениях, который позитивно отразится на отмене поправки Джексона-Веника.
Перспективной задачей внешней политики Армении является создание свободного
торгового режима между Арменией и США.
США продолжили процесс предоставления
военно-технического содействия Армении, которое, в первую очередь, направлено на
усовершенствование средств связи армянских Вооруженных сил и повышение
квалификации армянских офицеров в военных учебных заведениях США. В прошлом году
была сохранена пропорция в финансовой помощи, выделяемой США Армении и
Азербайджану. В ереванском посольстве США был основан офис, координирующий
двухстороннее военное сотрудничество.
В сфере военно-политического сотрудничества США высоко
оценивают роль Армении в борьбе с международным терроризмом. Соединенные Штаты с
пониманием относятся к взвешенной и сдержанной позиции Армении в иракском
вопросе. США приветствовали предложение Армении о готовности содействовать
поствоенному восстановлению Ирака: предоставление военных врачей, саперов и
транспортные средства, а также решение Республики Армения участвовать в 2004
году в международной миротворческой миссии на Балканах.
Армения – Европейский
Союз
Интеграция Армении в европейские структуры остается
приоритетной задачей внешней политики страны. Это отразилось как в
сотрудничестве с ЕС, так и в двухсторонних отношениях со странами Европы. В ходе
встреч с руководителями структур ЕС в конце 2003 года в Брюсселе президент
Армении еще раз подтвердил приверженность страны: реформировать общественную
жизнь в соответствии с европейскими принципами и стандартами. Это было
положительно оценено со стороны ЕС.
В марте 2003 года ЕС выступил с инициативой "Расширенная
Европа. Новые соседи", согласно которой новые соседи расширенной Европы, во
благо стимулирования политических и экономических реформ в каждой отдельной
стране, получат новые льготы в сотрудничестве с ЕС в различных отраслях.
Южный Кавказ пока еще не включен в эту инициативу,
однако такая задача поставлена и есть предпосылки, что в ближайшем будущем наш
регион также будет вовлечен в этот важный проект. Комиссар по расширению ЕС
Гюнтер Верхойген планирует посетить в 2004 году Армению и другие страны региона,
после чего, видимо, последует уточнение политики ЕС в отношении к Южному
Кавказу. Армения сама видит будущее в полноценном членстве в составе ЕС. В
течение 2003 года продолжилась последовательная работа в рамках соглашения
Партнерство и сотрудничество Армения-ЕС.
Продолжился политический диалог на высшем уровне, в
рамках которой в прошлом году Ереван посетила делегация "тройки" ЕС во главе с
заместителем министра иностранных дел Италии – страны, председательствующей в
ЕС. В 2003 году на должности специального представителя ЕС на Южном Каказе был
назначен финский дипломат Хейки Тальвитие. Его мандат довольно обширный и
касается как вопросов экономических, так и регионального сотрудничества. В этот
короткий период состоялось три визита спецпредставителя в регион, развивается
взаимовыгодный диалог.
Армения продолжила свое участие в спонсируемых ЕС
региональных программах. В октябре 2003 года в Ереване состоялась 10-я юбилейная
межправительственная встреча на уровне министров стран TRACECA. Армения стала
председательствующей в этой программе на следующий год. В целях технического
содействия странам СНГ в рамках программы TASIS, европейское сообщество
предоставило Армении 10 млн. евро. Такая же помощь была предоставлена в рамках
Продовольственной программы. Продолжилось предоставление грантов Армении в
рамках программы финансового содействия и Европейским сообществом.
За прошлый год объем торгового оборота Армении со
странами ЕС вырос по сравнению с 2002 годом на 38%.
Страны Европы
Политика интеграции в Европу нашла свое отражение также
в двусторонних отношениях Армении со странами Европы.
В 2003 году углубились двусторонние отношения Армении со
странами Восточной Европы, расширился круг политических контактов. Уточнены
наиболее перспективные направления сотрудничества, акценты сделаны на
инвестиционные программы и программы развития. Большое место уделено
сотрудничеству в культурной и научно-образовательной сферах. Президент Армении в
2003 г. посетил с визитами Федеративную Республику Германии и Францию. Были
обсуждены вопросы, касающиеся двухсторонних отношений, региональной безопасности
и сотрудничества.
Министр иностранных дел Армении в конце года имел важные
встречи в Берлине с министром ИД ФРГ Йошкой Фишером. Здесь он принимал участие в
работе конференции "Южный Кавказ: политические вызовы и перспективы
развития".
В минувшем году Армению посетили высокопоставленные
представители парламентов, внешнеполитических и внешнеэкономических ведомств
Великобритании, Германии, Франции, Швеции, Норвегии, Испании, Италии. Среди них
- заместитель министра ИД Италии Маргерита Бонивер, госсекретарь МИД Норвегии
Ким Траавик, глава МИД Ватикана Жан-Луи Торан, Коммисар правительства Германии
по вопросам России, Центральной Азии и Кавказа Норберт Баас.
Ряд важных межгосударственных и межправительственных
соглашений подписан с Германией, Швейцарией, Италией и Данией.
В конце года в Ереване состоялись консультации между
внешнеполитическими ведомствами Армении и Великобритании. На уровне местного
самоуправления активное сотрудничество развивалось с Францией и Италией.
В конце прошлого года Национальное Собрание Швейцарии
приняло Резолюцию о признании Геноцида армян в Турции.
В прошедшем году отмечен новый уровень отношений между
Арменией и странами Центральной и Восточной Европы. Многие из этих стран
(Польша, Чехия, Словакия, Венгрия, Словения, Латвия, Литва, Эстония), а также
Мальта и Кипр в мае 2004 года станут членами Евросоюза, а Румыния и Болгария
станут членами ЕС в 2007г.
Позитивный опыт этих стран на пути к евроинтеграции
может быть с успехом применен Арменией. Некоторые из этих стран (Словакия,
Словения, Латвия, Литва, Эстония, Румыния и Болгария) в 2004 году станут также
членами НАТО.
Состоялись визиты президента Армении в Болгарию,
Румынию, председатель Национального Собрания Армении посетил Кипр, президент
Литвы Армению. В рамках визитов были организованы армяно-румынский,
армяно-литовский бизнес форумы. В октябре 2003 года глава МИД Армении посетил
Хорватию и Словению. Это были первые визиты высокопоставленного официального
лица в эти страны.
В Армении был аккредитован первый посол Польши, по
совместительству в РА был назначен посол Боснии и Герцеговины.
Страны СНГ
Армяно-украинские отношения продолжают оставаться для
Армении очень важными, принимая во внимание экономический потенциал Украины и
тот факт, что она является узловым транспортным пунктом, а также политический
вес этой страны. В 2003 году ощутимый прогресс был зафиксирован в
армяно-украинских торгово-экономических отношениях. По результатам 9 месяцев
рост товарооборота между Арменией и Украиной составил 34%. В этом контексте
среди стран СНГ Украина является самым крупным партнером Армении после
России.
Официальный визит министра обороны Армении Сержа
Саркисяна на Украину в прошедшем году положил начало военно-техническому
сотрудничеству. Была продолжена совместная работа Армении и Украины в
международных организациях. Разрабатываются программы по сотрудничеству между
административно-территориальными единицами двух стран.
В рамках намеченного на февраль 2004 года официального
визита премьер-министра Армении Андраника Маргаряна на Украину планируется
проведение очередного заседания армяно-украинской торгово-экономической
межправительственной комиссии. В феврале премьер-министр Армении посетит с
визитом и Молдову.
В 2003 году серьезный прогресс зафиксирован в
торгово-экономических отношениях между Арменией и Беларусью. Это обусловлено
договоренностями о сотрудничестве, достигнутыми в ходе взаимных визитов
высокопоставленных официальных лиц, представителей деловых кругов и различных
ведомств двух стран, а также деятельностью совместной армяно-белорусской
межправительственной комиссии. За 9 месяцев 2003 года рост армяно-белорусского
товарооборота составил 61,6%. В прошедшем году были реализованы договоры о
поставке в Армению белорусских грузовых автомашин и тракторов, а также о
создании в Армении станции по ремонту белорусской сельскохозяйственной
техники.
В 2003 году состоялись официальные визиты министра
иностранных дел Беларуси в Армению и министра обороны РА в Беларусь, в ходе
которого были подписаны соглашения о сотрудничестве в торгово-экономической и
военно-технической сферах.
Центральная Азия
Из входящих в состав СНГ республик Центральной Азии в
2003 году был зафиксирован прогресс в развитии сотрудничества Армении и
Таджикистана.
В 2003 году состоялся официальный визит в Армению
президента Таджикистана. В рамках визита был подписан ряд соглашений. Был
согласован вопрос о создании армяно-таджикской межпарламентской комиссии по
сотрудничеству. Была сформирована армяно-таджикская межправительственная
комиссия, первое заседание намечено провести в 2004 году в Ереване. Была также
достигнута договоренность о проведении в Ереване и Душанбе выставок-продаж
армянской и таджикской продукций.
Продожились работы, направленные на улучшение
торгово-экономических отношений с Казахстаном, Киргизией, Узбекистаном и
Туркменистаном.
Ближний и Средний Восток
Важность взаимодействия со странами этого региона для
нас обусловлена их географическим положением, влиянием сложившейся в этих
странах ситуации на современную международную политику, их весомой ролью в Лиге
арабских стран, Исламской Конференции, Организации неприсоединившихся
государств, экономическими возможностями этих стран, а также наличием в них
многочисленных армянских общин.
2003 год не способствовал активизации отношений Армении
со странами Ближнего и Среднего Востока по причине военных действий в Ираке и
последовавших за этим событий. Отложены и не состоялись ранее запланированные
взаимные визиты.
Ситуация сложившаяся в Ираке и вокруг него продолжает
оставаться в центре внимания Армении.
Армения готова к участию в программах по поствоенному
восстановлению Ирака и к оказанию гуманитарной помощи иракскому народу. Страна
готова отправить в Ирак группу саперов, медиков и транспортников, которая,
согласно резолюции 1511 Совета Безопасности ООН, будет действовать под единым
командованием совместно с международными многонациональными силами.
В 2003 году армяно-египетские отношения в основном
развивались в направлении реализации договоренностей, достигнутых в ходе
состоявшегося в 2002 г. заседания межправительственной комиссии. В прошедшем
году на средства фонда "Техническое сотрудничество со странами СНГ" МИД Египта,
214 армянских специалистов разных областей прошли переподготовку в Каире.
Обрисованы контуры сотрудничества в сфере здравоохранения.
Армения высоко ценит дружеские отношения с Сирией,
которые в 2003 году развивались в сферах образования и сельского хозяйства.
В прошедшем году в рамках саммита Информационного
общества в Женеве состоялась встреча президентов Армении и Ливана. Предстоящие
программы сотрудничества будут обсуждены в ходе запланированного на 2004 год
первого заседания армяно-ливанской межправительственной экономической
комиссии.
В 2003 года взаимоотношения Армении и Объединенных
Арабских Эмиратов развивались в основном в торгово-экономической,
научно-образовательной и культурной сферах. Фонд развития Абу-Даби проводит
работы по кредитованию ряда социально-экономических программ.
Состоялся визит делегации МИД РА в Кувейт, Оман и ОАЭ.
Ведутся работы по формированию договорно-правового поля между Арменией и
странами Персидского Залива.
В 2003 году Армения аккредитовала послов-нерезидентов в
ряде стран Персидского Залива (Кувейт, Бахрейн, Оман). В РА назначены послы
Королевства Бахрейн и Султаната Оман. В 2003 году зафиксирован сдвиг в
армяно-израильских отношениях, в частности, в торгово-экономической,
научно-образовательной и культурной сферах. Для стимулирования экономических
связей стороны пришли к соглашению о создании совместной межведомственной
комиссии, которая пока находится в процессе формирования.
Китай
Взаимоотношения с Китаем строились с учетом перспективы
их углубления. Армению посетили член политбюро ЦК Компартии Китая Ло Гань и
заместитель министра иностранных дел Китая Ли Гучан. В Пекине были проведены
консультации между внешнеполитическими ведомствами двух стран. На полноценную
реализацию потенциала армяно-китайского экономического сотрудничества направлена
деятельность армяно-китайской межправительственной комиссии. В ходе
состоявшегося в прошедшем году в Ереване заседания комиссии был отмечен прогресс
в деле кредитования инвестиционной программы совместного предприятия
"ЧинАрменпрен" по производству в Китае хлоропренового каучука. Правительство
Китая безвозмездно предоставило 5 млн. юаней сельскохозяйственной отрасли
Армении. Правительству Армении были предоставлены 13 автомобилей стоимостью 5
млн. юаней для протокольной службы. Армения и Китай сотрудничают также в сферах
науки и образования. Проведены переговоры по основанию в Ереванском
Государственном Лингвистическом Университете им. В.Брюсова центра по обучению
китайскому языку. Китайская сторона дала согласие направить в Ереван лектора
китайского языка.
Индия Самым важным событием развития армяно-индийских
отношений в 2003 году стал государственный визит президента Армении Роберта
Кочаряна в Индию. В рамках визита были подписаны соглашения о сотрудничестве в
экономической, военно-технической сферах, а также в сфере высоких технологий и
других областях. Состоялось открытие Центра Кавказоведения, который является
единственным в азиатском регионе. Визиту президента предшествовали взаимные
визиты госминистра ИД Индии Дигвиджая Сингха в Армению и заместителя министра ИД
Армении Татула Маргаряна в Индию. Индию посетили также министр образования и
науки РА и президент Национальной Академии Наук РА. Армению посетил заместитель
министра здравоохранения Индии. В Индии состоялось очередное заседание
армяно-индийской межправительственной комиссии. Были проведены консультации
между внешнеполитическими ведомствами двух стран. Правительство Индии
предоставило на развитие сельскохозяйственной области Армении грант на сумму $5
млн. В прошедшем году увеличилось число граждан Индии, обучающихся в Ереванском
Медицинском Университете.
Япония
Несмотря на сокращение программ правительства Японии ODA
по оказанию международной помощи в разных странах, в подотчетном году удалось не
только сохранить объем предоставляемой Японией Армении технической помощи, но и
достигнуты договоренности по увеличению этих объемов. Была осуществлена большая
грантовая программа в сфере здравоохранения. Ведутся переговоры с
соответствующими ведомствами Японии по созданию на факультете востоковедения
Ереванского государственного университета лингофонного кабинета японского языка
и по поводу организации с сентября 2004 года обучения японскому языку.
Предпринимаются усилия по формированию взаимоотношений с другими странами
региона, по развитию торгово-экономического сотрудничества. Армению посетили
министр по вопросам миграции и нацменьшинств Австралии, спецпредставитель
премьер-министра Таиланда. В Москве состоялся армяно-южно-корейский
бизнес-форум. Армения установила дипломатические отношения с Тимор Лесте, Сомали
и Того. В РА были назначены почетные консулы Южной Кореи и Филиппин. В 2003 году
согласно плану правительства РА начался процесс по членству Армении в Азиатском
банке развития.
Содружество Независимых
Государств (СНГ)
В 2003г Армения продолжит свое действенное участие в
структурах СНГ, участвуя на состоявшихся 2003 году заседаниях Совета глав
государств СНГ, Совета глав правительств стран СНГ, Совета министров иностранных
дел, в неформальной встрече глав государств Содружества.
В последнее время активизировались усилия по созданию
единого экономического пространства совместно с Россией, Украиной, Беларусью и
Казахстаном. Нас определенно интересует ЕврАзЭС с участием России, Казахстана,
Беларуси, Кыргызстана, Таджикистана, которому позже присоединились в качестве
наблюдателей Украина и Молдова. В прошедшем году Армения также стала
наблюдателем в ЕврАзЭС.
Организация Договора Коллективной Безопасности
(ОДКБ)
Членство в ОДКБ является одной из важных составляющих
системы безопасности Армении. В 2003 году ДКБ был реструктуризирован в
международную региональную организацию, в данном процессе Армения принимала
активное участие. Обсуждались вопросы становления организации, а также
оборонительное и военно-техническое сотрудничество. В прошедшем году по этим
вопросам были приняты решения в ходе заседаний структур организации – Совета
министров ИД ОДКБ, Совета министров безопасности и Совета коллективной
безопасности (верховный орган).
Состоялся визит Генерального секретаря Совета
коллективной безопасности в Армению, в ходе которого он встретился с президентом
РА, с министром обороны, с главой МИД, руководителями служб полиции и
национальной безопасности, а также с главой департамента по чрезвычайным
ситуациям. В ходе встреч обсуждались вопросы региональной безопасности,
военно-технического сотрудничества и хода выполнения принятых ОДКБ решений.
НАТО/Партнерство во имя мира За последние годы отношения
Армении с Евро-Атлантическим альянсом стремительно развиваются. Благодаря
предпринятым усилиям, взаимоотношения Армения-НАТО вступили на качественно новый
уровень.
В прошедшем году состоялись взаимные визиты президента
Армении и Генсека НАТО. Армения участвовала на встречах министров иностранных
дел, обороны и глав Генеральных штабов. Был продолжен диалог на уровне
заместителя министра ИД и заместителя Генсека НАТО в сферах евроатлантической и
региональной безопасности, а также по вопросам сотрудничества Армения-НАТО.
Диалог носит постоянный характер и имеет тенденции к расширению круга
обсуждаемых вопросов.
В рамках PARP "Партнерство во имя мира" в 2003 году в
штаб-квартире НАТО состоялась первая встреча в формате 19+1. Вследствие
реализации утвержденной на этой встрече программы, силы и средства
предоставленные Арменией (один миротворческий батальон, центр разминирования и
полигон) будут приведены в соответствие с силами союзников, что является одной
из важных целей программы Партнерство во имя мира. В 2003 году Армения
присоединилась к многостороннему договору о статусе вооруженных сил (PfP Status
of Forces Agreement- PfP SOFA), подписанный в рамках программы "Партнерство во
имя мира".
Были решены вопросы, связанные с включением в состав
греческого батальона в Косово армянского миротворческого взвода, и с января 2004
года армянские миротворцы будут привлечены к миротворческой деятельности на
Балканах (KFOR). В 2003 году в рамках программы "Партнерство во имя мира" были
проведены военные учения "Cooperative Best Effort – 2003", что являлось важным
мероприятием, направленным на укрепление доверия в ервоатлантическом регионе и
стимулирование сотрудничества. В военных учениях, впервые проводимых на
территории постсоветских государств, приняли участие 19 государств - партнеров и
членов НАТО, в том числе и Россия. Несмотря на готовность Армении принять
представителей всех государств региона, представители Азербайджана не принимали
участия в учениях. Турция принимала участие в учениях в качестве наблюдателя, на
уровне трех офицеров. В 2003 году начальник Главного штаба РА и представитель
Армении в НАТО приняли участие в штабных военных учениях "Exercite Allied Action
– 2003", проходивших в Турции. Это был первый визит высокопоставленного
официального лица оборонного ведомства в Турцию.
Политический диалог с НАТО, участие Армении в программе
"Партнерство во имя мира" носят все более целенаправленный и систематизированный
характер. Создание сил, которые будут оперативно совместимы с силами союзников
НАТО позволит Армении иметь свой вклад в осуществлении миротворческих операций,
проводимых НАТО.
Вопросы нераспространения и контроля экспорта 24
сентября 2003 года Национальное Собрание Армении приняло закон "О контроле за
продуктами и технологиями двойного назначения, а также транзитных перевозок
последних по территории Республики Армения", главным инициатором которого был
МИД РА. Армения вовлечена в Кимберлийский процесс. В области контроля над
экспортом в 2003 году были установлены партнерские отношения с администрацией
США по национальной ядерной безопасности. Продолжается тесное сотрудничество с
Бюро безопасности и промышленности департамента США. Совместными усилиями в
Вашингтоне был проведен семинар, посвященный вопросам развития законодательных и
нормативных баз.
Армения-Диаспора
В 2003 году в рамках расширения сотрудничества и
развития двухсторонних отношений Армения-Диаспора ряд мероприятий были проведены
под эгидой Второго форума Армения-Диаспора.
В числе этих мероприятий можно отметить первую
экономическую конференцию Армения-Диаспора, в ходе которой, при участии
предпринимателей Диаспоры, были обсуждены вопросы экономического развития
Армении, участия Диаспоры и использование ее потенциала в вопросах устранения
преград для инвестиций в экономику Армении и Нагорного Карабаха, реализации
товаров, произведенных в Армении.
В числе осуществленных мероприятий можно отметить
поступление выпускников школ Диаспоры в ВУЗы Армении, обеспечение районов
Армении необходимыми учебными, методологическими армяноведческими материалами и
пособиями, организация курсов переквалификации преподавателей-представителей
Диаспоры в научно-учебном "Спюрк", первую конференцию Армения-Диаспора,
сотрудников здравоохранения, армяноведческую конференцию Армения-Диаспора в
сферах науки, первую конференцию Армения-Диапсора в области средств информации,
третьи панармянские олимпийские игры и всеармянский молодежный слет "Базе".
|