Российские вести №1 за 14 - 20 января 2004 Центральная Азия: последний шансАлик Назаров
Страны региона стоят на пороге серьезных потрясений
Несмотря на кажущуюся стабильность, в Центральной Азии
начинают проявляться признаки вероятного широкомасштабного конфликта. Помимо
внутриполитических трудностей, ставших уже традиционными для государств бывшей
советской Средней Азии, обостряются и их взаимные отношения.
"Линия Назарбаева" и "линия Каримова"
Этот вопрос задают как местные, так и зарубежные
обозреватели, следящие за происходящим в Центрально-Азиатском регионе. Основная
борьба сейчас развернулась между Астаной и Ташкентом, а каждая из сторон
использует внутренние и международные ресурсы. Ставка Нурсултана Назарбаева и
Ислама Каримова делается на консолидацию собственной власти при разной степени
ограничения оппозиции, с одной стороны, и, с другой, привлечение на свою сторону
"внешнего фактора". Казахстанский президент, судя по его последним шагам,
стремится ограничить развитие любых "деструктивных" процессов внутри правящего
слоя, локализовать, а точнее - блокировать существующие оппозиционные
демократические политические силы, но при этом использовать методы так
называемой управляемой демократии, избегая прямых репрессий в отношении своих
политических противников.
Одновременно он хотел бы усилить взаимодействие с
Россией и странами Ближнего Востока с целью поддержания своих внешнеполитических
позиций, так как натянутые отношения между Астаной и Вашингтоном из-за
коррупционных скандалов в Казахстане серьезно их ослабили. В свою очередь, глава
Узбекистана избрал (в силу сложившейся в этой стране специфики) иные ориентиры
на внутри- и внешнеполитической арене. Ислам Каримов серьезно изменил свою
тактику и отныне стремится опираться на так называемых технократов, способных
обеспечить экономический рост, но в рамках созданной президентом системы. Судя
по последним перестановкам в руководящих кругах, произошел отказ от прежнего
курса на подбор кадров управленцев по принципу личной преданности и независимо
от компетентности.
Более того, сам Каримов, заявляя о предстоящих в 2004 г.
парламентских выборах, сообщил о реформировании в недалеком будущем после
выборов исполнительной власти и переходе полномочий руководителя кабинета
министров из его рук в руки премьера. Параллельно в Узбекистане происходит
"управляемая сверху" либерализация, признаками которой стало молчаливое
разрешение властей на создание гражданских политических партий. На международной
арене Ташкент усиленно продвигает идею как можно более тесного партнерства с
евроатлантическим сообществом и его ведущей силой - США.
Таким образом, отныне в Центральной Азии начинается
борьба не только за лидерство в регионе, но и прежде всего за концепцию
общественно-политического развития, а также позиционирование в системе
международных отношений. Достаточно конфликтный характер взаимоотношений
Узбекистана с Киргизией и Таджикистаном заставляет Ислама Каримова исключительно
внимательно относиться к мнению Вашингтона и Брюсселя, однако в вопросах
развития демократии это порождает проблему для существующего в стране режима,
вынужденного постоянно лавировать, чтобы смягчить обвинения со стороны Запада в
нарушении прав и свобод граждан страны. По мнению научного сотрудника Института
развития Казахстана Саната Кушкумбаева, "Астана, распыляясь в различных
интеграционных инициативах, в настоящее время тактически, а возможно, и
стратегически начинает терять свои позиции в регионе", в то время как "роль
Ташкента в региональных делах становится все более весомой".
Примечательным фактом на этом фоне стало официальное
заявление туркменских властей, заявивших буквально на днях о том, что снимаются
все ограничения на выездные визы граждан Туркмении, желающих выехать за рубеж.
Вне всякого сомнения, этот жест Сапармурата Ниязова вызван не столько
внутренними, сколько внешними причинами: его режим рассматривается мировым
сообществом и, в частности, на Западе, как один из самых одиозных. И хотя
Ашхабад подчеркивает свой особый нейтральный статус, в действительности он не
может отгородиться от своих соседей по региону (особенно от Узбекистана, так как
на востоке страны проживает значительное узбекское население) и международного
сообщества в целом. В складывающейся в Центральной Азии геополитической
конфигурации все очевиднее становится усиливающаяся роль Ташкента, способного
влиять на своих соседей как с помощью "этнических", так и внешнеполитических
рычагов. В свою очередь, Астана лишена такой возможности, но может рассчитывать
на усиление своих позиций в регионе из-за боязни расположенных здесь стран
оказаться под преимущественным узбекским контролем. Иными словами, Нурсултан
Назарбаев способен выступить в роли некоего "защитника" своих соседей от
расширяющегося влияния Ислама Каримова. Насколько реальны подобные
предположения, покажет ближайшее будущее.
От реформ до хаоса
С момента своего создания после распада СССР государства
Центральной Азии нередко воспринимались внешним миром весьма пессимистично. Это
объяснялось несколькими обстоятельствами: установлением жесткой
антидемократической власти, находящейся в конфликте с большей частью общества и
перспективой перехода политического противостояния в форму вооруженной борьбы;
радикализацией общественных настроений, приобретавших форму политического
ислама; экономической слабостью стран региона и значительным социальным
размежеванием, сопровождающимся высоким уровнем коррупции. В свою очередь,
власти центральноазиатских стран умело использовали тезис исламской угрозы для
того, чтобы отвлечь внимание как внутри этих государств, так и за их пределами в
интересах сохранения создаваемых ими режимов.
Однако события в Таджикистане, Киргизии, а также и
частично в Узбекистане со всей очевидностью продемонстрировали неспособность
руководства этих стран добиться серьезных успехов, используя авторитарные и даже
тоталитарные "методы управления". Все это дало основания для многих иностранных
наблюдателей говорить уже о существовании дилеммы: либо власти
центральноазиатских государств предпримут меры по формированию открытого
демократического общества, либо радикальный политический ислам превратится из
гипотетической проблемы в реальную угрозу. Как отмечается в докладе
Международной кризисной группы (МКГ): "Если мы хотим избежать, чтобы эти три
страны избежали участи других стран, в которых на арену вышли террористические
или экстремистские движения, и чтобы они, напротив, стали здоровыми
демократическими государствами, хорошо относящимися к Западу, настоятельно
необходимо усилить открытость существующих здесь политических систем.
Авторитарные режимы, держащиеся на страхе и репрессиях, душащие политические
свободы, способны лишь дискредитировать демократию и подтолкнуть людей к тому,
чтобы действовать вне конституционных рамок".
При этом особую обеспокоенность вызывает деятельность в
Центральной Азии двух организаций - Исламского движения Узбекистана и "Хизб
ут-Тахрир". По оценкам той же МКГ, пока ситуация складывается в пользу
положительного образа Запада среди народов центральноазиатского региона: к США
благожелательно относятся 60% узбеков, 76% таджиков и 47% киргизов. Однако в
этих условиях, по мнению МКГ, "Запад дружит с авторитарными режимами ради
краткосрочной политической выгоды", что создает серьезную проблему в более
долгосрочной перспективе. На это указывает и тот факт, что по опросам,
проведенным Международной кризисной группой, около 20% граждан Узбекистана, 16%
граждан Таджикистана и 17% Киргизии уже высказываются за создание легальных
исламских партий "для защиты интересов мусульман". Как отмечают британские
аналитики - авторы документа Форин Оффиса под названием "Международные
приоритеты Соединенного Королевства", хорошо знакомые с Востоком, угроза
существует не только для стран, в которых радикальный политический ислам нашел
питательную почву, но и для всего остального мира: "Возможная конфронтация идей,
весьма вероятно, затронет Соединенное Королевство и другие западные демократии в
начале XXI века, проистекая из религии и культуры".
Весьма актуальным в этом контексте становится вопрос о
роли и месте России в стабилизации региональной ситуации. Судя по всему, Кремлю
придется задуматься над основами политики в отношении государств Центральной
Азии.
|