Asia Times (США), 15 января 2004 Новый треугольник Россия-Казахстан-КитайРоберт Катлер
В Евразии происходят глубинные тектонические сдвиги в
области обеспечения безопасности и экономического сотрудничества
Важные соглашения о сотрудничестве в сфере энергетики,
подписанные во время недавнего визита в Казахстан российского президента
Владимира Путина, являются всего лишь одним из признаков, которые
свидетельствуют о более глубинных тектонических сдвигах в Евразии в вопросах
обеспечения безопасности и экономического сотрудничества. В Восточной и
Центральной Евразии намечается новый геоэкономический трехсторонний альянс
России, Казахстана и Китая. (Его дополняет появление другого аналогичного
треугольника в Западной и Центральной Евразии, который образовали Россия,
Туркменистан и Украина.) Стержнем каждого из этих трехсторонних альянсов
является сотрудничество в сфере энергетики, однако сами эти альянсы идут
значительно дальше энергетики.
Есть все основания считать, что подписанные Путиным и
президентом Казахстана Нурсалтаном Назарбаевым соглашения - не просто дань
дипломатической моде, но конкретные совместные инициативы, которые стороны
намерены претворить в жизнь. В их числе соглашение о продолжении аренды Россией
космодрома Байконур до середины текущего столетия; о делимитации 98% границы
между двумя странами; об усилении "военно-технического сотрудничества"; а также
о двусторонней кооперации в рамках целого ряда международных форумов, в том
числе Евразийского экономического сообщества (включая Единое экономическое
пространство), Содружества Независимых Государств, или СНГ (включая Организацию
Договора коллективной безопасности СНГ), Шанхайской организации сотрудничества
(ШОС) и Совещания по взаимодействию и мерам доверия в Азии.
В этот список следует добавить также соглашения о
сотрудничестве в сфере энергетики, от транзита казахской нефти на мировые рынки
по территории России (не только маршрут к Черному морю по нефтепроводу, который
строит Каспийский консорциум, но в будущем также и выход к Балтии через Россию)
до консолидации сетей электропередачи, и последнее, но не менее важное -
подтверждение двустороннего сотрудничества в развитии нефтяных месторождений
вблизи границы между прибрежными секторами Каспийского моря двух стран.
Подобно Москве, но менее успешно, Пекин стремится
использовать крупные китайские энергетические корпорации для распространения
политического влияния в Казахстане, который сегодня является буферной зоной не
только между Россией и Южной Азией, но также и между Западным Китаем и
расширившимся постсоветским Средним Востоком, который простирается от Северной
Африки до Южного Кавказа. Если в середине 2000 года отношения России с
Казахстаном затрагивали развитие энергетики и экономическое сотрудничество, то
сегодня к ним присовокупилась также и борьба с терроризмом. Отметим, что, если в
то время Китай был завязан с Казахстаном только в вопросе развития энергетики,
то сегодня он тоже развивает отношения по всем трем вышеназванным
направлениям.
Если с севера Казахстану грозят удушающие объятия
русского медведя, то с востока ему так же сильно мешает дышать китайский дракон.
В последние 12 лет Назарбаев ведет себя так, как если бы он считал, что у него
нет иной альтернативы, кроме как уступать различным домогательствам Китая. В их
числе настойчивое требование репрессий против социальных организаций казахских
уйгуров, а также, в нарушение внутренних законов Казахстана, требование
принудительного возвращения уйгурских беженцев в Синьцзян, где их ожидает верная
смерть. Китай также в процессе переговоров о делимитации границы в 1990-х годах
дипломатическими средствами обеспечил захват большей части вод реки Черный
Иртыш.
В самое последнее время Астана уступила давлению Пекина
сдать большому числу коренных китайцев (ханьцев) в аренду на длительные сроки
земли Казахстана для сельскохозяйственного освоения, чтобы в дальнейшем
поставлять выращенную на этих землях продукцию в Китай. Это последнее не
устраивает казахскую общественность, для которой землевладение с начала 1990-х
годов является очень чувствительным политическим вопросом, и которая противится
нелегальной иммиграции ханьцев, начавшейся во второй половине прошлого
десятилетия.
В настоящее время двусторонние отношения Казахстана с
Россией и с Китаем оживились, причем две последние страны определяют третью
сторону этого треугольника. Не произошло, как опасались некоторые аналитики,
того, что в Средней Азии китайские и российские войска оказались вместе,
составив сердцевину военно-политического блока вокруг совместного
"антитеррористического центра" СНГ-ШОС в Бишкеке (который предполагалось создать
после состоявшегося в августе 1999 года саммита предшественницы ШОС, так
называемой "Шанхайской пятерки"). И все-таки подписанный в начале 2001 года
Договор о добрососедских отношениях, дружбе и сотрудничестве - первый за полвека
серьезный двусторонний китайско-российский договор - предусматривает
значительное увеличение продажи Китаю российского оружия, особенно передачу ему
современных технологий, а также обучение возросшего числа китайских офицеров в
российских военных училищах.
Россия и Казахстан являются потенциальными конкурентами
на китайском рынке импорта энергоносителей, но Китай, вероятно, возьмет себе в
партнеры их обоих, если сможет. У России, однако, шансы выше, поскольку
сибирские месторождения ближе, а реализация проекта строительства нефтепровода
из западной части Казахстана в западные районы Китая сегодня нисколько не
продвинулась по сравнению с серединой 1990-х годов, когда этот проект был
впервые озвучен.
Динамику внутри нарождающегося треугольника обрисовал в
частной беседе за обедом во время своего последнего визита в Брюссель Владимир
Путин, который изложил свое геополитическое видение, проиллюстрировав его схемой
на салфетке. Путин сгруппировал вместе Россию и Китай, в то же время чохом
причислив своих европейских друзей, согласно его выражению, " к вашим
американским кузинам". По ходу дела он упомянул, что ныне происходящая
демографическая арабизация Европы сильно напоминает историческую африканизацию и
современную латиноамериканизацию населения Соединенных Штатов. Прямота, с
которой Путин делился своими взглядами, заставляет предположить, что он, быть
может, считает, что России следует более точно подражать китайской "модели"
политического, если также и не экономического, развития.
|