Внимание! Вы находитесь на старой версии сайта "Материк". Перейти на новый сайт >>> www.materik.ru

 

 

Все темы Страны Новости Мнения Аналитика Телецикл Соотечественники
О проекте Поиск Голосования Вакансии Контакты
Rambler's Top100 Материк/Аналитика
Поиск по бюллетеням
Бюллетень №91(01.02.2004)
<< Список номеров
НА ПЕРВОЙ ПОЛОСЕ
В ЗЕРКАЛЕ СМИ
ПРОБЛЕМЫ ДИАСПОРЫ
БЕЛОРУССИЯ
УКРАИНА
МОЛДАВИЯ И ПРИДНЕСТРОВЬЕ
ЗАКАВКАЗЬЕ
СРЕДНЯЯ АЗИЯ И КАЗАХСТАН
ПРАВОВАЯ ИНФОРМАЦИЯ
ФОРУМ
Страны СНГ. Русские и русскоязычные в новом зарубежье.

ТУРКМЕНИСТАН



IWPR,
16 января 2004

Туркменбаши "размахивает саблей"

Мариям Дурдыева - псевдоним журналиста, г. Ашхабад

 

Туркменистан наращивает военную мощь в ответ на усилившуюся критику со стороны международной общественности.

Ответом Туркменбаши на усиливающуюся международную критику по поводу его изоляционистской политики и пренебрежения к правам человека стало наращивание сухопутных и военно-воздушных сил Туркменистана.

По мнению наблюдателей, разлад в отношениях с Россией и недавнее крушение другого изолированного режима в Ираке – вот главные причины, побудившие Туркменистан в ускоренном порядке заняться модернизацией своих вооруженных сил.

Свою роль сыграло и так называемое "покушение" на жизнь Ниязова в ноябре 2002 г., когда кортеж президента был обстрелян из автоматического оружия. Планы наращивания военной мощи обсуждались еще в 2001 г., но после этого инцидента они начали претворяться в жизнь.

Но именно падение в Ираке режима Саддама Хусейна сыграло решающую роль. По сообщению источника, близкого к Туркменбаши, показанные по телевидению прошлой весной кадры, на которых американские военные крушат памятник поверженного Саддама, произвели на туркменского лидера огромное впечатление. Параллели напрашиваются сами собой – изваяния и портреты Туркменбаши украшают в Туркменистане каждую улицу и каждое общественное здание.

По словам источника, Ниязов после этого на целую неделю "ушел в себя" и был крайне раздражителен. Даже наиболее доверенные люди его круга опасались задавать ему вопросы.

Туркменистан уже давно находится под пристальным вниманием международной общественности. В ноябре 2003 г. ООН приняла резолюцию, в которой выражается серьезная озабоченность положением с правами человека и свободой слова в Туркменистане.

За принятие резолюции проголосовало большинство государств-членов ООН, в том числе – и это не могло не задеть Туркменбаши – Россия, через территорию которой проходит большая часть экспорта туркменского газа, приносящего этой стране основные валютные доходы.

Туркменистан рассорился с Москвой в прошлом году, когда в ультимативной форме поставил русскоязычных граждан перед выбором – либо отказаться от российского гражданства и навсегда остаться в Туркменистане, либо навсегда уехать из страны.

Уже много лет международное сообщество следит за развитием ситуации с правами человека в Туркменистане. Госдепартамент США неоднократно выражал озабоченность по поводу нарушения прав этнических и религиозных меньшинств, преследования оппозиционных движений и СМИ, не исключая при этом возможность применения против Туркменистана экономических санкций в случае, если положение не улучшится.

Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ), членом которой является Туркменистан, также неоднократно выражала беспокойство по поводу нарушения прав человека в этой стране. Не так давно Европарламент принял беспрецедентную по резкости формулировок резолюцию, осуждающую режим Туркменбаши. В ней, в частности, говорится: "И без того ужасающее положение с правами человека в Туркменистане в последнее время существенно ухудшилось. Имеются основания полагать, что в этой центрально-азиатской стране установился самый худший тоталитарный режим в мире".

По мнению центрально-азиатских экспертов, вместо того, чтобы принять меры для улучшения ситуации, Туркменбаши решил укрепить свою военную мощь – и это при том, что Туркменистан с 1996 года официально является нейтральным государством.

По мнению наблюдателей, Туркменистан в последнее время закупает столько оружия и увеличивает численность своих вооруженных сил в таких масштабах, что вскоре сможет соперничать даже с Узбекистаном, чьи вооруженные силы являются наиболее боеспособными в регионе.

Особое внимание уделяется модернизации ВВС. В порядке частичной оплаты за поставленный туркменский газ Грузия модернизировала для Туркменистана 22 штурмовика Су-25. Кроме того, Туркменистан приобрел у Грузии два новых боевых самолета.

У Украины Туркменистан закупил новейшие радиолокационные станции "Кольчуга", способные незаметно для аппаратуры слежения противника обнаруживать надводные, воздушные и наземные цели. Кроме того, Туркменистан – единственная из стран Содружества, не подписавшая соглашение о мерах по контролю за распространением переносных зенитно-ракетных комплексов /ПЗРК/ "Игла" и "Стрела" в странах СНГ.

Кроме этого, в рядах туркменских ВС произошли структурные изменения, связанные с заменой ряда высокопоставленных военных чиновников – в том числе в генштабе. С конца 2002 года практически вдвое (с 50-ти до ста тысяч человек) увеличен призыв в Вооруженные силы

В последнее время на вооружение сил береговой охраны Туркменистана на Каспии поступили десятки новых патрульных катеров, приобретенных опять-таки у Украины. В октябре 2003 г. российская газета "Новые известия" сообщила о том, что Иран на особо выгодных условиях передал Туркменистану в долгосрочную аренду семь катеров береговой охраны и один эсминец.

Туркменистан укрепляет и свои сухопутные границы с соседями – этот процесс также пошел более быстрыми темпами после "покушения" на жизнь президента. Вдоль всей протяженной границы с Узбекистаном тянется колючая проволока. На погранзаставах возводятся новые – более просторные – здания для размещения большего количества пограничников.

С Узбекистаном Туркменбаши фактически находится в состоянии вялотекущего конфликта, обвинив Ташкент в потворстве лицам, якобы виновным в организации заговора с целью покушения на его жизнь. Но в отличие от Туркменистана, у Ташкента имеется сильный покровитель в лице Вашингтона, сделавшего Узбекистан своим основным центрально-азиатским союзником в "войне с террором".




Время новостей,
16 января 2004

Ниязов приоткрыл "форточку на север". Чтобы угодить Западу

Аркадий Дубнов

"Великий лидер" туркменского народа продолжает ковать "счастие" для своих подданных. Теперь это касается тех, кого не вполне устроили обещания Туркменбаши "обрести его на небе", изложенные в поэтических изысках вождя, опубликованных на днях в Ашхабаде (см. "Время новостей" от 14 января). Сапармурат Ниязов приоткрыл для некоторых из них маленькую "форточку", через которую они попытаются наконец выпорхнуть из его "башисловенного царства".

Вчера, по сведениям газеты "Время новостей", в туркменских авиакассах начали продажу билетов для лиц с двойным российско-туркменским гражданством, выезжающих из страны без наличия выездной визы - но только в Россию. Билеты будут продаваться исключительно при предъявлении российского паспорта. На лиц с туркменским паспортом привилегия обрести билет "на север" без разрешительных выездных записей по-прежнему не распространяется.

Как известно, из любой нормальной страны российский гражданин, предъявив свой паспорт, всегда может выехать на родину. Но поскольку Туркмения к подобной категории стран относится "не вполне", то вчерашнее событие претендует на характер сенсации.

Что же произошло в Ашхабаде? Неужели Туркменбаши пошел на попятную и решил удовлетворить требования России восстановить в полном объеме действие соглашения о двойном гражданстве, разорванного им в одностороннем порядке в апреле прошлого года? Ведь Москва считает его по-прежнему действующим до выполнения в полном объеме внутригосударственных процедур, необходимых для вступления в силу протокола о расторжении соглашения, подписанного Путиным и Ниязовым тогда же, в апреле.

Так вот, ничего подобного. Туркменбаши "прогнулся" перед Вашингтоном, а не перед Москвой. Дело в том, что к началу 2004 года подошел срок, к которому Ашхабад должен был выполнить условия, на которых США могли снова приостановить по отношению к Туркмении действия поправки Джексона-Вэника, предусматривающей введение торговых санкций к тем государствам, где отсутствует свобода эмиграции. Цена вопроса для Ашхабада - около 60 млн долл. ежегодного экспорта трикотажа.

По информации газеты "Время новостей", посол США в Ашхабаде Трейси Джекобсон регулярно предупреждала об этом туркменские власти и в последний раз сделала это сразу после Нового года. Именно это стало причиной "внезапно" прозвучавшего 5 января заявления Туркменбаши, что в его стране "нет как таковой системы выездных виз". Поскольку в эти слова он и сам не способен был поверить, на следующий день он вынужден был их разъяснять. "Вы свободно можете поехать куда хотите внутри страны и за ее пределами", - говорил он не верящим своим ушам подданным.

Однако затем вождь вернул их на землю. "Только бесчестным людям, совершившим кражу или виновным в причинении ущерба, которые должны предстать перед судом, нельзя покидать Туркмению", - пояснил он. И издал постановление, "отменившее ранее введенный порядок выезда из Туркмении, предусматривавший получение разрешительных записей". То есть он отменил систему, которую несколькими днями раньше назвал несуществующей "как таковой", ведь невозможно же узреть разницу между "выездными визами" и "выездными разрешительными записями". Объяснил Туркменбаши сей выверт "завершением расследования теракта, совершенного в Ашхабаде 25 ноября". (Заметим, что это событие по значению для туркмен вождь на днях приравнял к Великой Отечественной войне и битве с русской армией генерала Скобелева в 1881 году.)

Ниязов дал своим генералам пять дней на сочинение нового порядка выезда. Один из основных предложенных вариантов, ставший известным нашей газете, предусматривает полный отказ от виз, но с увеличением на всех пограничных КПП числа проверяющих для отсева всех неблагонадежных. Составлены уже и их списки. Один из них насчитывает около 15 тыс. человек, но он будет увеличен еще наполовину. В него, в частности, вошли отставные чиновники и те из них, кто сидит в тюрьме, а также их родственники.

Кроме того, в черных списках состоят те, кто имеет хоть какое-нибудь отношение к расследованию "дела 25 ноября", - как подследственные, так и следователи прокуратуры и комитета нацбезопасности. Невыездными остаются родственники осужденных по громким "туркменским" делам о хищении 40 млн долл. из центробанка и так называемому "железнодорожному делу".

В списках значатся также высокопоставленные туркменские чиновники советских времен, бывшие министры и даже бывший президент Академии наук Туркменской ССР Агаджан Бабаев (много знает про то, как создавалась "Рухнама"?). Не выедут из Туркмении и родственники действующих дипломатов - они должны быть заложниками, если отцы их семейств задумают стать невозвращенцами.

Однако поскольку такие списки являются тайными и известны только проверяющим на КПП, а не в авиакассах, где ничего не подозревающим людям продадут билеты, то при посадке на самолет "неблагонадежных" начнут ссаживать... Но такие скандалы формально уже не будут связаны с системой выездных виз. Ну просто "плохие люди", зачем ими перегружать внешний мир? Вот и Америка коррупционеров перестала пускать к себе. А Туркмения еще честнее окажется, она их просто не выпустит. Не зря же г-н Ниязов чуть ли не ежемесячно и публично называет их имена десятками.




Еurasianet,
20 января 2004

Западный дипломат: резолюция ООН по Туркменистану является "внешнеполитическим сигналом"

Кэтрин А. Фицпатрик

Генеральная Ассамблея ООН приняла резолюцию, осуждающую нарушение прав человека в Туркменистане. По мнению правозащитников, эта мера не окажет существенного воздействия на администрацию Сапармурата Ниязова в Ашгабате. Тем не менее, считает один западный дипломат, резолюция служит серьезным "внешнеполитическим сигналом".

Сайт UN.org сообщил в конце декабря, что резолюцию с осуждением Туркменистана поддержали 73 государства, 40 выступили против и 56 воздержались. Осуждение бывшей советской республики стало необычной для ООН мерой.

Резолюция по Туркменистану лаконична и отвечает стремлению дипломатов избежать новых дискуссий о том, насколько сильным должно быть давление на режим Ниязова. Политическая система в Туркменистане – одна из наиболее репрессивных в Средней Азии, и Ашгабат дает отпор попыткам, в том числе и со стороны "тихой" ооновской дипломатии, вмешаться в ситуацию с правами человека.

Молчаливо признавая неэффективность осуществляемых мер, резолюция ООН призывает к выполнению предыдущих резолюций, ранее отвергнутых Туркменистаном. ООН повторяет призыв выполнить рекомендации, изложенные в марте 2003 г. в докладе, который был подготовлен докладчиком Московского механизма Организации по безопасности и сотрудничества в Европе (ОБСЕ). ООН призывает правительство Ниязова осуществить меры, изложенные в предыдущей резолюции Комиссии ООН по правам человека.

"Московский механизм" впервые был предложен Сергеем Ковалевым, бывшим политзаключенным и членом российского парламента, возглавлявшим первую независимую российскую делегацию на встрече ОБСЕ в Москве после неудавшегося государственного переворота 1991 г. Эта редко применяемая процедура обязывает государства-члены ОБСЕ реагировать на запросы других членов организации, касающиеся возможных нарушений прав человека, в том числе изложенных в Хельсинкских соглашениях.

Еще одним важным пунктом резолюции Генеральной Ассамблеи является призыв предоставить Международному комитету Красного Креста, а также адвокатам и родственникам немедленный доступ к лицам, содержащимся под стражей. Имеется в виду группа приблизительно в 100 задержанных и обвиненных в связи с покушением на жизнь президента Ниязова в 2002 г.

Родственники и правозащитники утверждают, что подозреваемые подвергаются пыткам и жестокому обращению. Российские дипломаты в Ашгабате не посещают задержанных – российских граждан и воздерживаются от комментариев по этому вопросу, хотя некоторым туркменским диссидентам и разрешается с молчаливого согласия властей проживать в Москве. В отличие от них американские дипломаты публично оспорили аресты и отсутствие надлежащей процедуры, встретились с одним из арестованных лиц, имеющим американское гражданство Леонидом Комаровским, и в конечном счете добились его освобождения из тюрьмы и возвращения в Соединенные Штаты.

Порицание со стороны ООН вряд ли приведет к изменению тоталитарной системы в Туркменистане, культа личности и прославления режима Ниязова. В то же время резолюция примечательна тем, что на этот раз Россия присоединилась к голосовавшим за нее государствам. На заседаниях ООН Россия часто блокировала попытки осуждения государств, которые, с точки зрения Москвы, находятся в ее сфере влияния.

Россия имеет обширные торговые отношения с имеющим богатые запасы газа Туркменистаном, в котором проживает значительное число русскоязычного населения. Озабоченность возможными злоупотреблениями в отношении этнических русских в Туркменистане способствовало тому, что Россия поддержала резолюцию ООН. Резолюция была принята несмотря на поток писем и личных встреч Ниязова с западными представителями с целью предотвратить ее принятие.

В начале января Ниязов объявил об отмене режима выездных виз для туркменских граждан. Эта мера была, по-видимому, принята отчасти в ответ на резкую резолюцию ООН. Однако, как подтверждает принятие резолюции, большинство государств международного сообщества не убеждены, что Ниязов готов проявить уважение к нормам, защищающим права человека.

Резолюция по Туркменистану, как и резолюция по правам человека в Иране, является свидетельство более активной роли, которую начали играть Европейский Союз в ООН. Включение государств Центральной Европы в ЕС придало больший вес совещательному органу в рамках ООН – "Группе западноевропейских и других стран" (WEOG), что позволило европейцам и североамериканцам обеспечить достаточное количество голосов для того, чтобы противостоять "Группе 77", совещательному органу развивающихся стран, включающему некоторых старых союзников СССР. "Группа 77" неоднократно жаловалась на избирательность в подходе западных стран к нарушениям прав человека.

Обычно ООН предпочитает передавать ОБСЕ решение вопросов, связанных с правами человека в странах-членах ОБСЕ, учитывая присутствие среди 54 членов этой организации Соединенных Штатов и России. Резолюция ООН является частью стратегии, разработанной НПО и заинтересованными государствами, по превращению Туркменистана в страну-изгоя международного сообщества.

Несмотря на ее принятие большинством голосов, резолюция встретила энергичное сопротивление ряда государств. Многие развивающиеся страны выразили солидарность с Туркменистаном, по-видимому считая, что озабоченность Запада ходом демократического развития прикрывает стремление к эксплуатацию ресурсов той или иной страны. Представитель Пакистана заявил, что принимать резолюции в отношении отдельной страны несправедливо и необходимо придерживаться тенденции обсуждения более широких вопросов именно для того, чтобы не заводить эти обсуждения в тупик. Особенно несправедливо со стороны Запада выносить решение, осуждающее мусульманскую страну, которая переживает процесс перехода, – заявил пакистанский дипломат, который, по сообщению представителя НПО, активно лоббировал отклонение резолюции.

Против резолюции голосовали и члены Организации Исламской конференции, которые часто выступают против такого рода решений. Кроме того, среди проголосовавших "против" был Афганистан. Во время голосования в аудитории отсутствовали представители соседних государств, в том числе Кыргызстана, Казахстана, Узбекистана и Турции.


Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ