Еurasianet, 20 января 2004 Западный дипломат: резолюция ООН по Туркменистану является "внешнеполитическим сигналом"Кэтрин А. Фицпатрик
Генеральная Ассамблея ООН приняла резолюцию, осуждающую
нарушение прав человека в Туркменистане. По мнению правозащитников, эта мера не
окажет существенного воздействия на администрацию Сапармурата Ниязова в
Ашгабате. Тем не менее, считает один западный дипломат, резолюция служит
серьезным "внешнеполитическим сигналом".
Сайт UN.org сообщил в конце декабря, что резолюцию с
осуждением Туркменистана поддержали 73 государства, 40 выступили против и 56
воздержались. Осуждение бывшей советской республики стало необычной для ООН
мерой.
Резолюция по Туркменистану лаконична и отвечает
стремлению дипломатов избежать новых дискуссий о том, насколько сильным должно
быть давление на режим Ниязова. Политическая система в Туркменистане – одна из
наиболее репрессивных в Средней Азии, и Ашгабат дает отпор попыткам, в том числе
и со стороны "тихой" ооновской дипломатии, вмешаться в ситуацию с правами
человека.
Молчаливо признавая неэффективность осуществляемых мер,
резолюция ООН призывает к выполнению предыдущих резолюций, ранее отвергнутых
Туркменистаном. ООН повторяет призыв выполнить рекомендации, изложенные в марте
2003 г. в докладе, который был подготовлен докладчиком Московского механизма
Организации по безопасности и сотрудничества в Европе (ОБСЕ). ООН призывает
правительство Ниязова осуществить меры, изложенные в предыдущей резолюции
Комиссии ООН по правам человека.
"Московский механизм" впервые был предложен Сергеем
Ковалевым, бывшим политзаключенным и членом российского парламента,
возглавлявшим первую независимую российскую делегацию на встрече ОБСЕ в Москве
после неудавшегося государственного переворота 1991 г. Эта редко применяемая
процедура обязывает государства-члены ОБСЕ реагировать на запросы других членов
организации, касающиеся возможных нарушений прав человека, в том числе
изложенных в Хельсинкских соглашениях.
Еще одним важным пунктом резолюции Генеральной Ассамблеи
является призыв предоставить Международному комитету Красного Креста, а также
адвокатам и родственникам немедленный доступ к лицам, содержащимся под стражей.
Имеется в виду группа приблизительно в 100 задержанных и обвиненных в связи с
покушением на жизнь президента Ниязова в 2002 г.
Родственники и правозащитники утверждают, что
подозреваемые подвергаются пыткам и жестокому обращению. Российские дипломаты в
Ашгабате не посещают задержанных – российских граждан и воздерживаются от
комментариев по этому вопросу, хотя некоторым туркменским диссидентам и
разрешается с молчаливого согласия властей проживать в Москве. В отличие от них
американские дипломаты публично оспорили аресты и отсутствие надлежащей
процедуры, встретились с одним из арестованных лиц, имеющим американское
гражданство Леонидом Комаровским, и в конечном счете добились его освобождения
из тюрьмы и возвращения в Соединенные Штаты.
Порицание со стороны ООН вряд ли приведет к изменению
тоталитарной системы в Туркменистане, культа личности и прославления режима
Ниязова. В то же время резолюция примечательна тем, что на этот раз Россия
присоединилась к голосовавшим за нее государствам. На заседаниях ООН Россия
часто блокировала попытки осуждения государств, которые, с точки зрения Москвы,
находятся в ее сфере влияния.
Россия имеет обширные торговые отношения с имеющим
богатые запасы газа Туркменистаном, в котором проживает значительное число
русскоязычного населения. Озабоченность возможными злоупотреблениями в отношении
этнических русских в Туркменистане способствовало тому, что Россия поддержала
резолюцию ООН. Резолюция была принята несмотря на поток писем и личных встреч
Ниязова с западными представителями с целью предотвратить ее принятие.
В начале января Ниязов объявил об отмене режима выездных
виз для туркменских граждан. Эта мера была, по-видимому, принята отчасти в ответ
на резкую резолюцию ООН. Однако, как подтверждает принятие резолюции,
большинство государств международного сообщества не убеждены, что Ниязов готов
проявить уважение к нормам, защищающим права человека.
Резолюция по Туркменистану, как и резолюция по правам
человека в Иране, является свидетельство более активной роли, которую начали
играть Европейский Союз в ООН. Включение государств Центральной Европы в ЕС
придало больший вес совещательному органу в рамках ООН – "Группе
западноевропейских и других стран" (WEOG), что позволило европейцам и
североамериканцам обеспечить достаточное количество голосов для того, чтобы
противостоять "Группе 77", совещательному органу развивающихся стран,
включающему некоторых старых союзников СССР. "Группа 77" неоднократно жаловалась
на избирательность в подходе западных стран к нарушениям прав человека.
Обычно ООН предпочитает передавать ОБСЕ решение
вопросов, связанных с правами человека в странах-членах ОБСЕ, учитывая
присутствие среди 54 членов этой организации Соединенных Штатов и России.
Резолюция ООН является частью стратегии, разработанной НПО и заинтересованными
государствами, по превращению Туркменистана в страну-изгоя международного
сообщества.
Несмотря на ее принятие большинством голосов, резолюция
встретила энергичное сопротивление ряда государств. Многие развивающиеся страны
выразили солидарность с Туркменистаном, по-видимому считая, что озабоченность
Запада ходом демократического развития прикрывает стремление к эксплуатацию
ресурсов той или иной страны. Представитель Пакистана заявил, что принимать
резолюции в отношении отдельной страны несправедливо и необходимо придерживаться
тенденции обсуждения более широких вопросов именно для того, чтобы не заводить
эти обсуждения в тупик. Особенно несправедливо со стороны Запада выносить
решение, осуждающее мусульманскую страну, которая переживает процесс перехода, –
заявил пакистанский дипломат, который, по сообщению представителя НПО, активно
лоббировал отклонение резолюции.
Против резолюции голосовали и члены Организации
Исламской конференции, которые часто выступают против такого рода решений. Кроме
того, среди проголосовавших "против" был Афганистан. Во время голосования в
аудитории отсутствовали представители соседних государств, в том числе
Кыргызстана, Казахстана, Узбекистана и Турции.
|