Российские вести №2. 21 - 27 января 2004 Российские планы БишкекаАлик Назаров
Аскар Акаев интересуется не только экономикой
Встреча президентов Киргизии и России является
продолжением российской политики на восточном направлении внутри СНГ. Глава
Кыргызстана уже неоднократно подчеркивал заинтересованность своей страны в
расширении сотрудничества с Москвой. Судя по всему, у него есть собственный
план, "как дружить" с Россией.
"Особая позиция"
Из всех государств Центральной Азии Киргизия является
самым маленьким и не обладает равными своим соседям по региону ресурсами ни в
экономике, ни в политике, ни даже по количеству населения. Это заставляет
президента страны Аскара Акаева иметь в виду сложившийся на юге СНГ баланс сил
при планировании внутренней и внешней политики. Избранная им тактика активного
сотрудничества с Евроатлантическим сообществом имеет больше
финансово-экономическую основу, чем стратегический расчет на быстрейшее
продвижение Киргизии на Запад. Что же касается его взаимоотношений с соседями по
Центрально-Азиатскому региону, то они не настолько безоблачны, чтобы не
рассчитывать на поддержку России и искать дружбы исключительно у Объединенной
Европы и НАТО. К тому же и экономическая, и военно-политическая составляющая
внешней политики Бишкека напрямую связана с внутриполитическим положением: режим
не в состоянии противостоять в случае опасности серьезного внутриполитического
конфликта своим оппонентам из числа гражданской политической оппозиции и
радикальных исламистов регионального масштаба. Все это заставляет Аскара Акаева
отказываться от традиционной для многих руководителей стран СНГ практики
лавирования между Западом и Россией, перейдя в разряд "стратегических партнеров"
Кремля в Центральной Азии. Разумеется, за это киргизский президент хотел бы
получить от России одобрение на проведение такой внутренней политики, которая
позволила бы ему продолжать находиться у власти и далее. Западные партнеры
Бишкека, сначала весьма активно поддерживавшие Акаева, вскоре, однако, увидели,
куда дрейфует вызывавший у них на первых порах особое уважение просвещенный
руководитель государства в регионе, превратившемся в заповедник авторитаризма и
тоталитаризма на постсоветском пространстве. Совсем недавно вновь была
продемонстрирована позиция властей по отношению к оппозиции, отдельные из
руководителей которой находятся в заключении за "уголовные преступления". Судя
по всему, власти продолжают борьбу с политической оппозицией всеми доступными
методами, о чем свидетельствует недавний скандал в жогорку кенеш (парламенте),
когда в кабинетах двух депутатов оппозиции - генерала Исмаила Исакова и Азимбека
Бекназарова были найдены подслушивающие устройства. Внутриполитические коллизии
сочетаются с международными - большая зависимость Бишкека от соседей по региону
заставляет его все время "прислушиваться" к ним. Как отмечала организации
"Международная амнистия", "Китай оказывает давление на соседей по
Центрально-Азиатскому региону, требуя пресечь деятельность групп, выступающих за
независимость Синьцзян-Уйгурского автономного округа, путем признания их
террористическими организациями, требуя и экстрадиции их членов". Все это делает
Аскара Акаева весьма чувствительным к любым инициативам на постсоветском и
евро-азиатском пространстве, но, в то же время, позволяет ему формулировать свои
политические приоритеты внутри страны и на международной арене "в ногу со
временем". Внутриполитический конфликтный "потенциал", по мнению киргизских
наблюдателей, также влияет на позицию президента страны. Как отмечала Зульфия
Марат из Бюро по правам человека и соблюдению законности в Кыргызстане,
"слабость двух исторически сложившихся религий в соперничестве с так называемыми
"новыми" верованиями привела к их активному союзу против всех других
направлений. Только по официальным данным, около десяти тысяч киргизов приняли
христианство, и кое-где действительно возникают конфликтные ситуации между
киргизами-мусульманами и киргизами-баптистами". Намного серьезней обстоит дело с
радикализацией ислама, затронувшей и Киргизию. Последнее особенно страшит
официальный Бишкек, пытающийся найти себе защитника во внерегиональном
геополитическом пространстве.
Союзники и партнеры
В апреле 2003 г. в комментарии американское
информационное агентство UPI сделало весьма симптоматичный вывод: "Будучи
разочарован тем, что Договор о коллективной безопасности, известный как ДКБ,
являлся до сих пор не больше чем бумага с момента его создания в 1992 г. на
руинах Советского Союза, Путин на протяжении последних двух лет двинулся в
направлении восстановления военного присутствия в регионе Центральной Азии,
стремясь открыть базы и восстановить военное сотрудничество с небольшими
вооруженными силами государств". Аскар Акаев прекрасно осознал важность лично
для себя и своей страны заинтересованность Москвы в стратегических позициях
Кыргызстана. Директор Форума по центральноазиатским исследованиям Гарвардского
университета Джон Шоберлин отмечал еще в 1999 году, что "в Кыргызстане, не
делалось особой ставки на военное развитие, и практически страна до сих пор
обладает весьма ограниченными военными возможностями". Одновременно он не
захотел демонстративно усиливать "российский" вектор во внешней политике в ущерб
евроатлантическому направлению, которое имеет серьезного сторонника в регионе в
лице Узбекистана - не совсем дружественной киргизскому президенту страны. Один
из иностранных обозревателей отмечал: "Руководство Киргизии смотрит на
присутствие американских войск как на своего рода золотой источник. За каждое
приземление в аэропорту Манас американцы должны платить 7 тыс. долларов. К тому
же, аренда базы и использование инфраструктуры приносит дивиденды этой бедной
стране с населением пять миллионов человек". Осенью 2003 г. обозреватели "The
Times of Central Asia" отмечали: "Кыргызстан вошел во Всемирную торговую
организацию, в то время как его соседи по региону все еще стремятся туда
попасть. Кыргызстан и Казахстан являются российскими союзниками, Узбекистан
поддерживает США, а Таджикистан все еще не выбрал, на сторону кого он встанет.
Как они могут иметь общие интересы?" Заинтересованность Аскара Акаева в более
тесном экономическом сотрудничестве в рамках СНГ, как предполагают местные и
зарубежные наблюдатели, может означать усиление связей Бишкека с Москвой и
Минском, являющимися до сих пор партнерами по союзному государству. Насколько
президент Киргизии готов расширить интеграционные процессы своей страны с этим
"двуединым" объединением, входящим в Содружество, пока не ясно. Российская
сторона, судя по всему, стремится включить Кыргызстан в этот союз, о чем
свидетельствует заявление генсека ЕврАзЭС Григория Рапоты, выразившего отнюдь не
личное мнение по данному вопросу в весьма характерном виде: "Россия и Белоруссия
являются пилотным проектом для ЕврАзЭС". В политическом отношении ситуация
внутри Кыргызстана продолжает оставаться непростой. Политическая оппозиция в
лице гражданских политиков обвиняет Акаева в переходе к "центральноазиатским
методам правления", намекая на распространившуюся в регионе традицию создания
авторитарных режимов. Исламские радикалы, в свою очередь, рассматривают
Кыргызстан как наиболее слабое звено в центральноазиатской цепи новосозданных
постсоветских государств, "разрыв" которого способен вызвать к жизни "реакцию
домино". Уже упоминавшаяся Зульфия Марат отмечала, что "Кыргызстан неизбежно
ощутит на себе последствия и исламского ренессанса, и прозелитизм западного
крыла христианства, и появление новых религий. Ведь принцип открытости миру
предполагает соревнование идей. Может ли государство безучастно наблюдать за
этой борьбой? Безучастно - нет. Но участие предполагает тонкую, почти ювелирную
работу, а не размашистые действия лесоповальщика". Не исключено, что вопрос об
открытости Кыргызстана в политическом и идеологическом отношениях вызывает
опасения не только в Бишкеке, но и в Москве, где в последнее время настороженно
наблюдают за поведением руководителей стран региона. Будет ли проводить Аскар
Акаев "перестройку по-киргизски" (как это начинает делать Ислам Каримов в
Узбекистане) или продолжит свой путь, сочетающий одновременно опыт соседнего
Казахстана и России? Сейчас на этот вопрос ответить трудно, но в любом случае
активизация российской внешней политики на восточном направлении СНГ заставит
руководителя Кыргызстана действовать.
|