Родная газета, 6 февраля 2004 Почему Илы не летают? Потому что «Аэрофлот» не хочет, считают в Воронеже.Александр Ягодкин
Двенадцать лет воронежцы с надеждой наблюдали за
многочисленными делегациями из Москвы на местный авиазавод. Длинные кортежи всех
премьер-министров России пугали прохожих мигалками и матюгальниками ГАИ. А
премьеры, побродив по цехам и потрогав там лонжероны и фюзеляжи, клялись в любви
к отечественному производителю и к высоким российским технологиям и давали
воронежскому народу твердые заверения, что нынешнее правительство - оно не то,
что вы подумали после прошлого визита, а наоборот, и уже вот-вот начнет
возрождать авиационную промышленность страны. Начиная с Воронежского
авиастроительного объединения (ВАСО). Но время шло, и никто ничего не возрождал,
и все больше раздражения вызывали здесь мигалки и паралич на улицах Воронежа, и
журналисты устали ловить за язык высоких ответственных лиц и рассказывать об
очередных визитах. Правда, в прошлом году что-то случилось в столичных коридорах.
Начал складываться холдинг: «Ильюшин», ВАСО,
Национальный резервный банк, и пошли деньги на завод, а сотрудники его,
журналисты и областная власть говорили об этом будто шепотом и с дрожью в
голосе, боясь спугнуть. И в газетах появились статьи с по-детски доверчивыми
заголовками. Типа «Ил снова смотрит в небо». Шесть Илов на стапелях, и,
наконец-то, авиазавод активно принимает на работу молодежь, заманивает
разбежавшихся на другие предприятия спецов и даже платит вовремя неплохую
зарплату. Но мудрые люди еще год назад предупреждали: если Ил не сумел добиться
от «Аэрофлота» любви, то насильно мил не будешь. И если «Аэрофлоту» милей
«Боинги» и аэробусы, то он костьми ляжет, но с постылым ВАСО жить не будет.
Пятая колонна
«Аэрофлот» и раньше не очень жаловал отечественные
самолеты, несмотря на то что все необходимые международные сертификаты Илы
получили. И неприязнь эта принимала порой анекдотические формы. Однажды,
например, чиновники заявили, что покупать Илы не будут до тех пор, пока в их
салоне не будет обеспечен доступ к интернету и просмотр 30 телеканалов. И вот
последняя волна: десятки совещаний и решений, и контрольный пакет ВАСО лег в
нужную тумбочку, и инвесторы окончательно ударили по рукам со всеми
заинтересованными сторонами, и многие в Воронеже поверили, что теперь-то жизнь
авиазавода точно налаживается.
Ничего подобного. Контракт, который много раз именовали
сделкой века, отложен. Пять лет назад правительство издало специальное
постановление о покупке фирмами «Аэрофлот» и «Трансаэро» воронежских Ил-96-300.
Фирмам дали за это крупные таможенные льготы, и в одном только 2000 году
«Аэрофлот» приобрел в лизинг 12 <боингов> и 4 аэробуса. И законопослушно
заказал ВАСО шесть Илов. Но поступил мудро: льготы использовал, а платить за Илы
не стал. И сегодня на ВАСО со слезами подсчитали: из-за этих льгот страна
потеряла 1,15 млрд. долларов, а бюджет не получил более 400 млн. налоговых
платежей. И отечественному производителю, которого так страстно любит
правительство в других сферах (АвтоВАЗ, например), приходится закатывать губы
обратно.
Поиск причин для отказа ВАСО в заказах поражает
изобретательностью и творческим размахом. Сегодня про Интернет и 30 телеканалов
уже не вспоминают. Сегодня «Аэрофлот» мастерски оперирует арифметикой. Там
посчитали: среднесуточный налет у Боинга-767 - 12,3 часа, а у вашего Ил-96-300 -
всего-то 8,6 часа. На ВАСО приводят схему этой арифметики. 217-й авиаотряд
эксплуатирует шесть Илов, летающих за океан. В первом квартале прошлого года,
когда производился мудрый подсчет, один из самолетов использовали на запчасти,
снимая детали и блоки. Другой самолет стоял на плановом ремонте. Арифметики из
«Аэрофлота» их засчитали летающими и получили нужный результат. А на самом деле
у Ил-96-300 среднесуточный налет 14,4 часа.
В июле 2003 года на ВАСО отмечали 10 лет со дня первого
беспосадочного перелета Ил-96-300 по маршруту Москва - Нью-Йорк. «Наш самолет, -
сказал командир экипажа Алексей Липкин, - всюду встречали с искренним
удивлением: неужели русские сделали такое?» Тогда «Аэрофлот» радостно объявил,
что каждый ребенок, родившийся в полете на любом рейсе Ила, получит бесплатный
пожизненный билет на этот маршрут. Правда, ни один ребенок в полете так и не
родился. Да и Ил-96-300 тоже, честно говоря: Но дело не в арифметике. Яйца своих
претензий «Аэрофлот» держит в самых разных корзинах: относительный вес нашего
самолета в расчете на одного пассажира великоват, дизайн, хоть и делали в
Швейцарии, все равно не тот. Даже цена не та - хоть она сегодня почти вдвое
ниже, чем у «Боинга» такого же класса.
Было бы желание
Методы устранения конкурентов на «высокотехнологичных»
рынках ничем в принципе не отличаются от базарных. В свое время наш новый самый
большой друг, американцы, легко <развели> наших самолетостроителей,
отключив их от рынка на долгие годы. Они предложили любовь и дружбу, а также
тесное сотрудничество на рынке, если мы перестроим Илы под их авионику и
двигатели корпорации «Пратт энд Уитни». Раз новые друзья просят, мы несколько
лет перестраивали. А заокеанские наши партнеры вели себя так же, как сегодня
ведут правительственные чиновники и их собратья в «Аэрофлоте»: переделайте еще
здесь, потом здесь, а потом мы подумаем. Потом, когда «думать» стало уже
неприлично, честно предложили: да ну их, эти Илы, лучше берите наши самолеты. А
мы вам их отдадим по-дружески, в лизинг. Классный бизнес получится.
В результате два Ила, ставших плацдармами для
«согласования сотрудничества», до сих пор стоят на приколе на одном из
подмосковных аэродромов. Очевидцы говорят, уже проржавели.
А я хочу в Бразилию, к далеким берегам...
Когда статистика утверждает, что Россия по каким-то
показателям позади планеты всей, верить в это не хочется. Ну да, нищета, однако
космос, программисты российские, балет, нобелевские лауреаты: Если нас в теплом
месте прислонить к теплой стенке, мы еще о-очень можем поконкурировать.
На что один из инженеров авиазавода высказался следующим
образом. Нет, ребята, все не так. Если подсчитано, что Бразилия уже далеко
впереди России в области авиастроения, то она действительно впереди. Та же
Бразилия уверенно вытесняет нас с международного авиарынка. Мы-то думали, что
они только в футбол умеют и самбу танцевать на карнавале. Но вдруг (?)
выяснилось, что бразильская фирма «Эмбраер2 (ЕВМ) в большом количестве выпускает
семейство современных машин от 30-местного турбовинтового ЕВМ-120 до
турбореактивного ЕВМ-195 с салоном на 110 кресел. И в ближайшие 20 лет на рынке
этого класса машин будет востребовано не менее 9 тысяч самолетов. И нас там
никто не ждет.
Бодрые рапорты с дрожью в голосе о возрождении ВАСО к
концу 2003-го сменились унынием и апатией. Даже появившиеся сообщения о заказах
от Фиделя Кастро на две штуки Ил-96-300 или от российского правительства на
строительство военно-транспортных самолетов Ил-76 МФ не стали ни сенсацией, ни
даже темой для серьезного обсуждения.
Это современная модифицированная модель самолета Ил-76,
с новыми двигателями и авионикой, имеющая огромный спрос как в нашей стране, так
и за рубежом. За то, чтобы Ил-76 МФ выпускался где угодно, в том числе в Украине
и Узбекистане, но не в Воронеже, шли настоящие баталии в различных министерствах
и ведомствах. Ил-76 МФ пользуется большим спросом. Уже сейчас на внутренний
рынок и на экспорт этот заказ превышает в денежном эквиваленте 9 миллиардов
долларов. Из них 3 миллиарда средств вернутся в виде налогов в бюджет>.
Впечатляет? Конечно. Особенно миллиарды долларов.
Некоторые сотрудники авиазавода и даже депутаты уже вслух говорят о том, что
убийство отечественного самолетостроения на глазах всего воронежского населения
совершается <группой лиц> по предварительному сговору и с особым цинизмом.
И - по <заказу>. P.S. 5 января стало известно, что после долгих
переговоров «Аэрофлот» и «Ильюшин Финанс Ко» в очередной раз договорились о
производстве самолетов Ил-96-300. «Аэрофлот» заказывает два типа салонов:
улучшенный бизнес-класс и экономический. В отечественных самолетах должны
впервые появиться кресла-кровати. Стоимость нового самолета около 45 млн.
долл.
«Аэрофлот» обещает взять в финансовый лизинг шесть
пассажирских Ил-96-300 сроком на 15 лет. Сделку благословил сам президент.
Первый самолет будет поставлен «Аэрофлоту» к середине 2005 года. К концу того же
года все шесть машин должны стать в строй. Вице-премьер Борис Алешин назвал
событие победой отечественного авиапрома. Сколько раз воронежские авиастроители
уже слышали эти слова. Эксперт номера
Константин Затулин, депутат Государственной думы,
директор Института стран СНГ
- Я предпочитаю летать на российских самолетах.
<Боинги> и <дугласы>, на которых я летал, мне кажутся довольно
хрупкими. Меня не покидает это ощущение, когда я попадаю в салон такого
самолета. У россиян первый восторг по поводу нероссийских самолетов уже давно
прошел. В то же время, наверное, хватит брать в лизинги подержанные иностранные
самолеты, а создать условия для работы своих авиастроителей.
|