Россiя, 12 февраля 2004 «Москва – Третий Рим» – историческое задание для России Константин Затулин, депутат Госдумы РФ, директор Института стран СНГ
Не секрет, что сегодня все крупные религиозные,
цивилизационно-культурные центры и силы пытаются превратить Россию в поле для
своей игры. Американское протестантское мессианство, Римско-католическая церковь
и исламский глобализм видят Россию своей провинцией. Объектом «миссионерских»
усилий и культуртрегерства стала политическая элита России. То нас, будто мы не
Европа, зазывают в Европу и требуют приглашения в Москву Папы Римского. То
изобретают химеру «русского ислама» и втягивают в организацию «Исламская
конференция» во главе с ваххабитской Саудовской Аравией.
Между тем попытки втянуть Россию в чужие сферы
влияния грозят в итоге потерей нашего суверенитета, как минимум –
самостоятельности во внешней и внутренней политике. Ведь основные мировые
политические силы основаны на той или иной религиозной традиции, действуют в ее
духе. Религиозный фактор отнюдь не является второсортным или маргинальным
явлением в мировой политике.
Кто только не апеллирует сейчас к национальному
самосознанию. Немногочисленные, но имеющие финансово-политическую и аппаратную
поддержку группы, утверждающие, что православие является источником всех бед
России. Нас убеждают – все, что угодно, лишь бы не православие. Стоило только
заместителю министра образования РФ Леониду Гребневу заявить о том, что всякий
гражданин России должен знать русский язык и что изучение школьниками основ
православной культуры, своей традиции – это норма для нашей страны, он был
подвергнут таким нападкам, каким не подвергали преступников и террористов.
Другой вариант – нападкам подвергается не само
православие как вероучение, а Русская православная церковь как организация.
Утверждается, что Церковь – опасный конкурент государству и что в интересах
государства – слабая и раздробленная Церковь, возглавляемая серыми и послушными,
еще лучше – скомпрометированными фигурами.
В наше время, как ни в какое другое, страны
православной традиции могут сохранить свою религиозную и национальную
идентичность только благодаря России – до тех пор, пока она является пусть
ослабленной и расчлененной, но мировой державой. Конечно, православие может
сохраниться и в странах НАТО, его островки могут уцелеть и в мусульманском мире.
Но это будет жалкое положение. Достаточно вспомнить Косово, где до сих пор
уничтожаются древнейшие памятники православной культуры. Обратим внимание на то,
как активисты евроинтеграции пытаются уничтожить центр православного монашества
– Афон, сделав его «религиозным зоопарком» для туристов.
Православный мир не выживет без сильной России, а
Россия не сможет вернуть себе статус самостоятельной мировой силы, не возглавив
православный мир, не решив опереться на свою главную и единственную силу –
православие. Эти аксиомы должны быть усвоены и политической элитой России.
Роль Русской православной церкви на всем бывшем
постсоветском пространстве, в поддержке нашей диаспоры в мире трудно
переоценить. Наши соотечественники в новом, или ближнем, зарубежье не готовились
жить в условиях диаспоры и сами собой, без поддержки Церкви слабо способны
объединяться в свою защиту. Храмы, приходы Русской православной церкви стали
ячейками самоорганизации русских людей в новых независимых государствах.
Вопрос единства Русской православной церкви на
всей ее канонической территории, воссоединение патриарших и зарубежных частей
нашей Церкви, вопрос сохранения православия – это вопрос выживания, возрождения
нашей страны. «Москва – Третий Рим» – не только метафора, но и историческое
задание для России.
|