История вопроса
Латвийская Республика нарушала и продолжает грубо
нарушать обязательства по выполнению основополагающей императивной
нормы-принципа современного международного права jus cogens ("неоспоримое
право"), предусматривающего уважение и соблюдение прав человека и основных
свобод для всех, без различия расы, пола, языка и религии.
Попытки дипломатического урегулирования не улучшили
ситуацию, возникшую по вине Латвии. Вопреки сложившимся политико-правовым
реалиям принятый 29 октября 1998 года Закон «Об образовании» предусматривал, что
с 1 сентября 2004 года обучение в десятых классах средних общеобразовательных
учебных заведений государства и самоуправлений, а также на первых курсах
профессиональных учебных заведений государства и самоуправлений начинает
осуществляться только на государственном языке (раздел 3 статьи 9 Порядка
вступления в силу Закона «Об образовании»). Что касается школ 9-леток, то,
согласно Закону, количество предметов, преподающихся в школах меньшинств на
родном языке, определяет Министерство образования. 9 декабря 1999 года Сейм
Латвийской Республики принял Закон Латвийской Республики «О государственном
языке», вступивший в силу 1 сентября 2000г. Подавляющее большинство его
положений противоречит международным и европейским правовым стандартам, что
свидетельствует об откровенном вызове международному, в том числе и
европейскому, сообществу. Статья 14 этого закона устанавливает, что в Латвийской
Республике гарантировано право получения образования на государственном
(латышском) языке.
В начале апреля 2003 года министр образования и науки
Латвии К.Шадурскис заявил, что правительство не намерено отменять решение о
полном переводе с 2004 г. русских средних школ на латышский язык обучения. Таким
образом, Латвия в очередной раз демонстративно проигнорировала многочисленные
призывы международных организаций, в частности ПАСЕ, к латвийским властям с
настоятельной рекомендацией внести поправки и выполнять Закон об образовании
1998 года в соответствии с положениями и духом европейской Рамочной конвенции о
защите национальных меньшинств. В этом документе, подписанном, но до сих пор не
ратифицированном Латвией, закреплено право национальных меньшинств на получение
среднего образования на родном языке.
13 мая 2003 года Кабинет министров внес поправки в
правила о государственном стандарте всеобщего среднего образования, на основании
которого с 1 сентября 2004 года в школах национальных меньшинств начнется
переход к обучению на латышском языке. В соответствии с поправками, с 1 сентября
2004 года начиная с 10-го класса каждый учебный год не менее пяти предметов
должны изучаться на латышском языке, причем в число этих предметов не входит
латышский язык и литература. В соответствии с новыми правилами школы должны
соблюдать условие, что на латышском языке обеспечивается 60% содержания
обучения, а на языке национальных меньшинств – не более 40%. Но
начиная с 2007 года выпускные госэкзамены должны сдаваться только на
латышском языке. Это означает фактический перевод образования на госязык к 2007
году. Правила – всего лишь уступка общественному давлению на уровне
внутренних ведомственных правил. Но она не решает проблемы, а лишь несколько
отодвигает окончательную ликвидацию образования на родном языке для
меньшинств.
22 января 2004 года Сейм принял во втором чтении
поправку, внесенную Комитетом по образованию, к закону «Об образовании», которая
в средних школах национальных меньшинств оставляла преподавание на родном языке
только предметов, связанных с этнической идентичностью. Массовые акции протеста
латвийских школьников, о которых рассказано в предыдущих бюллетенях, немного
смягчили намерения латышских законодателей и в третьем чтении 5 февраля с.г.
принята норма, позволяющая 40% предметов в старших классах преподавать на родном
языке учащихся. (Текст поправки опубликован в разделе «Проблемы диаспоры».) 12
февраля Президент Латвии утвердила эти поправки. Таким образом, в законе
закреплены правила, ведущие, по сути, к ликвидации школьного образования на
родном языке для национальных меньшинств.
В связи с дискриминацией русскоговорящего населения
Латвии, составляющего более 40% населения республики, и российских
соотечественников Государственной Думой, начиная с 24 июня 1994 года,
принято около 30 заявлений и обращений. Последнее из них связно с реформой
образования, которая фактически лишает наших соотечественников права на обучение
в школе на родном языке. 4 февраля 2004 года депутаты Госдумы приняли обращение
"К Сейму Латвийской Республики в связи с ситуацией вокруг законопроекта о
внесении изменений в Закон Латвийской Республики "Об образовании". Вопрос об
обращении доложили председатель Комитета Государственной Думы по международным
делам К. И. Косачёв и председатель Комитета Государственной
Думы по делам Содружества Независимых Государств и связям с соотечественниками
А. А. Кокошин. Затем К. И. Косачёв, А. А. Кокошин и полномочный представитель
Правительства Российской Федерации в Государственной Думе А. В. Логинов ответили
на вопросы депутатов. В прениях выступили депутаты С. В. Иванов, Н. А. Павлов,
А. Н. Савельев, Л. Э. Слуцкий и В. И. Алкснис. Обращение принято ("за" -
347 чел. (77,1%), "против" - 11 чел. (2,4%), "воздержалось" - 2 чел.
(0,4%).
Непрекращающаяся дискриминация русского и русскоязычного
населения Латвии по этнической принадлежности и языковому признаку дала
российским законодателям основание для разработки проекта специального закона по
защите интересов соотечественников в этой стране. Группа депутатов Госдумы II
созыва (Ю.П.Кузнецов, В.Н.Скворцов, Г.И.Тихонов, А.Г.Чехоев, Г.И.Чуркин) внесла
проект федерального закона "О мерах Российской Федерации по предотвращению
нарушения основных прав и свобод граждан Российской Федерации и российских
соотечественников в Латвийской Республике".
Этот законопроект был принят Государственной Думой
в первом чтении 20 мая 1999 года (за - 265, против - 35, воздержалось - 1,
голосовало - 301, не голосовало - 149), во втором чтении - 16 ноября 1999 года
(за - 255, против - 0, воздержалось - 0, голосовало - 255, не голосовало -
195).
В соответствии с Постановлением Государственной Думы от
16 ноября 1999 года (№ 4519-П ГД) указанный законопроект был доработан и получил
положительное заключение Правового управления Государственной Думы (2.2 - 15/85
от 21.02.2000г.). В Госдуме III созыва - 5 апреля 2000 года законопроект
рассмотрен в третьем чтении и возвращен к процедуре второго чтения. С тех пор он
без движения лежал в запасниках Государственной Думы.
И вот после почти четырехлетнего перерыва, в Госдуме IV
созыва началась работа над этим законопроектом.
Ниже публикуем Обращение Госдумы от 4.02.2004, выдержки
из стенограммы заседания Госдумы 6.02.2004, где обсуждался вопрос о
законопроекте «О мерах Российской Федерации по предотвращению нарушения основных
прав и свобод граждан Российской Федерации и российских соотечественников
в Латвийской Республике» и сам проект, а также связанное с ним обращение к
депутату К.Ф.Затулину.
|