Внимание! Вы находитесь на старой версии сайта "Материк". Перейти на новый сайт >>> www.materik.ru

 

 

Все темы Страны Новости Мнения Аналитика Телецикл Соотечественники
О проекте Поиск Голосования Вакансии Контакты
Rambler's Top100 Материк/Аналитика
Поиск по бюллетеням
Бюллетень №92(15.02.2004)
<< Список номеров
НА ПЕРВОЙ ПОЛОСЕ
В ЗЕРКАЛЕ СМИ
ФОРУМ
ВЕСТИ ИЗ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ
ПРОБЛЕМЫ ДИАСПОРЫ
БЕЛОРУССИЯ
УКРАИНА
МОЛДАВИЯ И ПРИДНЕСТРОВЬЕ
ЗАКАВКАЗЬЕ
СРЕДНЯЯ АЗИЯ И КАЗАХСТАН
ПРАВОВАЯ ИНФОРМАЦИЯ
Страны СНГ. Русские и русскоязычные в новом зарубежье.


Русские школы в Латвии

Из номера в номер мы информируем наших читателей о ситуации с русскими школами в Латвии, о массовых акциях протеста школьников и т.д. И вот, 11 февраля, несмотря на более 20 тысяч демонстрантов на площади перед президентской резиденцией, президент Латвии провозгласила принятые сеймом поправки к закону об образовании.  Тест принятых поправок публикуем. О том, как развивались события  в Латвии читайте в материалах данного раздела.

Ситуация с нарушением прав наших соотечественников в Латвии не могла не вызвать реакции в России. 4 февраля с.г. Госдума приняла Обращение к Сейму Латвии, осуждающее действие латвийских парламентариев, нарушающих права национальных меньшинств на получение школьного образования  на родном языке. В план законодательной работы на 18 февраля с.г. включен вопрос о рассмотрении во втором чтении законопроекта «О мерах Российской Федерации по предотвращению нарушения основных прав и свобод граждан Российской Федерации и российских  соотечественников в Латвийской Республике». Более подробно об этом читайте в разделе «Вести из Государственной Думы».




Поправки в Закон Латвийской Республики «Об образовании»

Закрепить   3   подпункт   9   пункта   переходных   положений   Закона об образовании в следующей редакции:

«3. С 1 сентября 2004 года в государственных учреждениях общего среднего образования и учреждениях общего среднего образования местного самоуправления, в которых осуществляются программы образованая национальных меньшинств, начиная с десятого класса, обучение осуществляется на государственном языке в соответствии с государственным стандартом общего среднего  образования;   в  государственных  учреждениях  профессионального образования    и    учреждениях    профессионального    образования    местного самоуправления,   начиная   с   первого   курса,   обучение   осуществляется   на государственном    языке    в    соответствии    с    государственным    стандартом профессионального  образования  или  государственным  стандартом  среднего профессионального образования. Государственный стандарт общего среднего образования,   государственный   стандарт   профессионального   образования   и государственный      стандарт      среднего      профессионального      образования устанавливают, что на государственном языке обеспечивается преподавание не менее 3/5 учебных часов от общего объема часовой учебной нагрузки в включая   иностранные   языки,   и   обеспечивают   преподавание   на национальных    меньшинств    предметов,    связанных    с    изучением    языка национальных меньшинств, их идентичностью и культурой.

Перевод С.Дьяченко




LETA, BNS, DELFI,
4 февраля 2004

Российская дума осуждает Латвию

Госдума призывает Сейм Латвии не разрушать систему среднего образования на русском языке. Премьер Латвии Эйнар Репше назвал это заявление грубым вмешательством во внутренние дела иностранного государства.

В среду (4.02.04) на пленарном заседании нижняя палата российского парламента приняла обращение к Сейму Латвии в связи с рассмотрением латвийскими законодателями закона "Об образовании", фактически ограничивающего преподавание в школах республики предметов на русском языке. За принятие обращения проголосовали 347 депутатов, против — 11, воздержались — двое.

Председатель комитета по международным делам Константин Косачев, выступая на заседании, заявил, что 5 февраля сейм Латвии должен в заключительном чтении рассмотреть закон "Об образовании". По словам Косачева, принятие закона в редакции, предусматривающей преподавание в русских школах на государственном языке, за исключением предметов, связанных с "национальной идентичностью и культурой национальных меньшинств", может стать еще одним шагом в политике ужесточения законодательства ЛР в области образования в отношении 40% (116 000) школьников, считающих русский язык родным.

В обращении также говорится, что депутаты Госдумы убеждены, что разрушение системы среднего образования на русском языке не только усугубит языковое неравенство в республике, но и приведет к резкому ухудшению качества образования русскоязычных выпускников латвийских школ, породит новые социальные различия.

Депутаты призвали латвийских законодателей изменить свой подход к реформе системы образования республики. По мнению российских законодателей, принятие подобного документа может привести к углублению отчуждения между латвийской и русскоязычной общинами в республике и создать атмосферу социальной напряженности.

Президент Латвии Вайра Вике-Фрейберга не выразила никакого удивления по поводу этого заявления госдумы России. Она заявила журналистам, что заявления некоторых российских органов власти "стали будничными", поэтому "это ничем не лучше остальных".

Эйнар Репше назвал это заявление грубым вмешательством во внутренние дела другого государства. Это обращение, по словам Репше, "к сожалению, соответствует пониманию Россией демократии, добрососедских отношений и своего места в мире".




Вести сегодня,
11 февраля 2004

Президент Латвии против русских школ

Никита Красноглазов, Екатерина Певнева

Начатые в понедельник консультации ЗаПЧЕЛ с президентом о дальнейшей судьбе Закона об образовании продолжили вчера депутаты Яков Плинер и Владимир Бузаев, а также член координационного совета ЗаПЧЕЛ Мирослав Митрофанов. На нейтральной территории — в Рижском замке — они вели жесткую дискуссию с одним из главных застрельщиков реформы — чиновницей ведомства Шадурскиса Эвией Папуле.

Основания есть, и очень веские…

— Разговор получился очень нервным, — поделился впечатлениями Мирослав Митрофанов. — Вначале Яков Плинер рассказал о динамике принятия поправок, затем Владимир Бузаев подтвердил, что мы не отступаем от наших требований, но можем направить протесты молодежи в русло конструктивного диалога. Я же подчеркнул, что вопрос русской средней школы перестал быть специальной проблемой и превратился в серьезнейший фактор политики Латвии. На встрече присутствовали руководитель Канцелярии президента Мартиньш Бондарс, а также Сандра Кукуле, помощник президента по вопросам законодательства. "Нет юридических оснований, почему нельзя провозглашать закон", — заметила г–жа Кукуле. На что лидеры ЗаПЧЕЛ пообещали представить их в течение дня!

Школьники против чиновников

Весь вчерашний день делегации русских школьников, которая заявила о своем намерении встретиться с президентом, чтобы убедить ее не подписывать нынешний Закон об образовании, был посвящен официальным встречам. Утром делегация, в которую вошли шесть представителей клуба "Страсбург" и еще два школьника, приняла участие в дискуссии между представителями МОН, Министерства интеграции, ЛАШОР и Канцелярии президента. Ребята продемонстрировали присутствующим прекрасное знание латышского языка. И очень связно, логично, без акцента повторили им то, что все мы уже слышали не раз. Что Латвия — демократическая страна, где у каждого должно быть право выбора. Что они до сих пор учились в школе на русском и, несмотря на это, знают латышский. И уверены, что с такими знаниями, какие ребята получили на русском языке, они смогут поступить в вузы и получить хорошую работу. Депутаты и ЛАШОР их поддерживали. ЛАШОР заявил, что нынешний вариант Закона об образовании президент подписывать не должна. По реформе надо устроить широкую общественную дискуссию. Она должна касаться более широкого круга вопросов, чем смена языка в русской школе. Ведь в школах очень много такого, что действительно надо улучшать. В итоге неожиданно для всех присутствующих моновская чиновница Эвия Папуле признала, что языковая пропорция 60:40 — это чисто политическое решение…

Как хотите, так и резвитесь. В рамках 40%…

В 15.30 трое членов клуба "Страсбург" встретились лично с Вайрой Вике–Фрейбергой в Доме Майкапара. Президент встретила ребят очень приветливо. Несколько минут она улыбалась на фоне очаровательных девушек — студентки Анны Искендеровой и школьниц Александры Малашенок и Светланы Савицкой. Групповые портреты, которые вдоволь наснимала целая орда местных фотокоров, удачно дополнил милый президентский песик. Затем журналистов выдворили за дверь, и они терпеливо ждали окончания встречи почти полтора часа…

Вике–Фрейберга внимательно выслушала претензии ребят и сказала… что она согласна с формулировкой закона! На ее взгляд, закон очень лоялен и приемлем для нашей страны. Вашингтон, Брюссель и Страсбург, которые его поддержали, даже не ожидали, что он "настолько хорош для русских". "Во Франции, где живет более 5 миллионов арабов, нет ни одной школы на арабском языке, — резюмировала президент. — Возможно, моя предстоящая беседа с директорами русских школ выявит более серьезные аргументы, чтобы я не подписала закон". А слова детей, что большинство школ не готово к реформе, парировала: государство выделило большие средства на семинары, курсы, консультации для учителей — дескать, куда больше?!

Александра Малашенок, исходя из своего личного опыта учебы в 40–й школе, задала президенту вопрос: "А что, если в школе есть замечательный учитель математики, который преподает на русском так, что его ученики регулярно занимают призовые места на республиканских олимпиадах, а после школы поступают в кембриджи и оксфорды? Какой смысл ему преподавать на латышском?" — "Но у вас же есть право учить 40% на русском, так пусть он в эти рамки и вписывается".

"А если в школе все учителя такие хорошие?" — спросила Саша. Сначала ей ответили хохотом. А потом ВВФ сказала: "В таком случае эта школа не хочет интегрироваться!"

Президент стояла на своем: латышский можно выучить только в среде, одних уроков латышского языка и литературы для этого недостаточно. Впрочем, она согласилась с тем, что плохо знающий латышский язык русский преподаватель ничем детям полезен не будет. "А хватит ли у вас латышских студентов, чтобы заменить всех действующих русских преподавателей?" — в отчаянии спросили дети. "Да, конечно, хватит", — ответила президент.

Позже на встрече с журналистами ВВФ подтвердила, что закон хорош и причин, по которым его не надо подписывать, она пока не видит. Впрочем, хотя президент уже проконсультировалась со многими из тех, кого реально касается закон, она будет продолжать консультации. На вопрос, что будет делать президент, если акции протеста против реформы будут продолжаться, она пожала плечами: ну, будут и будут. По мнению ВВФ, разговоры о том, что проблема выльется в "холодный" межэтнический конфликт, искусственны: "При желании конфликт можно построить на чем угодно…" Что и видно на примере этой реформы…




DELFI, LETA,
12 февраля 2004

Учителя русских школ Литвы поддерживают акции протеста в Латвии

Ассоциация учителей русских школ Литвы полностью поддерживает акцию протеста своих коллег и учащихся в Латвии, желающих обучаться на родном языке.

Об этом заявила агентству ИТРА-ТАСС председатель ассоциации Элла Канайте.

По ее словам, ситуация в Литве для русских учащихся по сравнению с Латвией "более мягкая". Закон позволяет в 1-10 классах все предметы преподавать на русском языке и только в 11-12 классах "рекомендует перейти на государственный язык". Учащиеся могут получить аттестат зрелости и без сдачи экзамена по литовскому языку, однако в этом случае они лишаются возможности поступить на учебу в литовские вузы, сказала Канайте.

Вместе с тем она отметила, что это не означает отсутствие в Литве проблем с русскоязычными школами. В частности, беспокоит вопрос "значительного сокращения литовскими властями их числа, издания учебных пособий на родном языке". Количество русских школ в республике в период 1990-2004 гг. сократилось с 85 до 53.




Час,
12 февраля 2004

«О Латвия, печален твой удел!»

Элина Чуянова

Вчера наши дети в очередной раз проявили свою гражданскую зрелость. Они снова попытались довести до президента страны свое ясное и четкое мнение по поводу реформы-2004. Несмотря на мороз. И на решимость ВВФ провозгласить пресловутый закон об образовании. Воистину надо обладать медвежьим слухом и чуткостью бегемота, чтобы не ощутить столь громкого волеизъявления русской молодежи Латвии.

Photo

«По стране гуляют вирусы». Самый опасный - русофобия

Количество участников протеста возрастает день ото дня. По статистике Штаба защиты русских школ, во вчерашней забастовке действительно были представлены ВСЕ русские школы Риги! К Президентскому дворцу вышли и дети Юрмалы, Лиепаи, Елгавы, Вентспилса, Даугавпилса. На этот раз было на удивление много родителей. «Час» обратил внимание, как ранним утром в сторону площади направлялись целые семьи.

По данным муниципальной полиции, вчера утром акция одномоментно собрала от 19 до 22 тысяч человек, а всего, с учетом ротации, на площади у Президентского дворца побывало около 30 тысяч. Если эта цифра - не аргумент для латвийских властей, то для защитников русского образования она точно не предел. Впрочем, как и для самих школьников. Вот несколько «клипов» вчерашнего утра.

* * *

...Разгоряченные и охрипшие от скандирования старшеклассники беззлобно перебрасывались репликами:

- Бабулька-то, видать, глуховата?

- Да спит, наверно, в своей берлоге.

- В следующий раз пару машин перевернем - сразу проснется.

- Как бы тебя самого не перевернули!

* * *

...Бдительные стражи порядка заранее огородили территорию сквера бело-красной лентой. Законопослушный народ заполнял разрешенное пространство. Вдруг от толпы отделилась пожилая женщина, переступила, - страшно сказать - запрещенную черту и двинулась в сторону парадного входа. К ней тут же бросились полицейские - сразу несколько человек - и потребовали убраться на место.

- Пусть президент выйдет сюда - как ей не стыдно, у нее же тоже есть дети!

Женщину буквально отволокли на место - за бело-красную ленту. И приказали стоять тихо и за ограду не лезть.

- Ну как не порадоваться такой демократии! - позже с горечью сказала «Часу» бабушка семиклассницы Александра Ивановна. - Латвия отгораживается от детей и стариков металлическими барьерами, ленточками, живым оцеплением. Им страшно? Раз боятся, значит знают, что поступают подло.

К слову, по набережной Даугавы мирно, но при полной экипировке прогуливалась Military Police . Там же припарковались их четыре ведомственных «бобика». Полноте, господа, по чью душу военная-то полиция? Ах, против детских снежков? Так, может, лучше сразу на танках?

* * *

...Молодой мужчина обсуждал со своей спутницей совет, данный накануне ВВФ русским школьникам: «Теплее одевайтесь, в стране гуляют вирусы».

- Ага, пожалел волк кобылу. Какое иезуитство!

- Главный вирус в стране - русофобия. Размножается при любой температуре.

* * *

...Паренек из 71-й средней школы рассказал совершенно невообразимую историю. Накануне забастовки он распространял в своей школе листовки Штаба. Вдруг на него буквально с кулаками набросилась учительница латышского языка. Мальчишка вырвался и убежал. До сих пор пребывает в недоумении...

* * *

...С каждым мероприятием школьники оттачивают свое мастерство в написании плакатов и транспарантов. Наряду с общеизвестными попадаются очень оригинальные слоганы. Вот только некоторые из них:

Vaira, tu esi mыsu pзdeja cerоba! («Вайра, ты наша последняя надежда!»)

«Не доводи до предела!»

«Пацаны, кунги сделают из вас бомжей!»

«Нет - котлетам из мозгов!»

«О Латвия, печален твой удел!»

* * *

...Коллега признался, что полицейские - на этот раз почти сплошь представители титульной нации - выражали поддержку школьникам, и даже бросили на ходу в толпу: «Держитесь, другого выхода у вас нет».

Люди хотят жить в мире и согласии. И только для власти реформа-2004 - «последний бастион»: сдашь его - эти русские на шею сядут. Расслабьтесь - не сядут. Но и у себя на шее сидеть не позволят.

- Нам на свои налоги давно надо здесь свое государство строить, - заметил кто-то в толпе. - Со своим правительством, своей полицией, своими школами.

Вот до какой крамолы глухие правители доводят!

* * *

Ну так что же дальше?

- Накануне этой забастовки мы провели ряд встреч - с президентом и с представителями министерства образования, - поделился впечатлениями депутат Сейма от ЗаПЧЕЛ Яков Плинер. - Нас внимательно слушали, в чем-то даже соглашались. Чиновница МОН Эвия Папуле сделала признание, что реформа-2004 - чисто политическое решение. Это дорогого стоит. Временами казалось: лед вот-вот тронется. И вдруг спустя время становится известно, что госпожа президент приняла решение провозгласить этот скандальный закон. Конечно, акции продолжатся.

Активист Штаба защиты русских школ Юрий Петропавловский пообещал журналистам весьма представительный съезд защитников русских школ, который состоится 6 марта в Доме конгрессов. В его ходе будет выработан дальнейший план действий. В марте-апреле пройдут мощная стачка и манифестация. Не исключен и вариант бессрочной забастовки «Пустые школы».

...Возвращаясь в редакцию по Старой Риге, я снова услышала любопытный диалог:

- Надо продолжать акции - чтобы кунги не расслаблялись.

- Да, только в следующий раз хорошо бы на Бастионке развернуться. С одной стороны - посольство США, с другой - представительство ЕС. Пусть привыкают к нашим проблемам постепенно.

Я подумала: увы. Пока гром не грянет, старушка Европа не перекрестится. Достаточно вспомнить Балканы. Стоило только албанцам показать зубы, Европа тут же встала на их сторону. Теперь в Македонии и школы албанские есть, и вуз, и язык признан наравне с исконным. Где сила, там и Европа.


Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ