"Советская Белоруссия", № 16 (21926), 28 января 2004 Государство - это мыСтанислав Князев
После распада Советского Союза возникло 15 независимых
государств, каждое из которых в силу исторических, географических,
социально-экономических, общественно-политических, культурных традиций начало
отстаивать свою версию государственности.
Какие же объективные факторы лежали в основе выбора
белорусской модели государственного строительства?
Сразу необходимо подчеркнуть - несмотря на древнюю
историю, белорусский народ связывал свое национальное возрождение и становление
именно с советским периодом жизни. Об этом говорит творчество всех без
исключения белорусских писателей первой половины XX века. Только поэтому
белорусский народ добивался не выхода из Советского Союза, как республики
Прибалтики, а его сохранения.
Этому способствовало множество социально-экономических
причин и условий, которые сложились в Беларуси к концу 80-х годов.
Во-первых, на территории Беларуси наши отцы и деды
создали мощный промышленный узел. Как принято было говорить, Беларусь стала
"сборочным цехом" единого и могучего государства. Однако так говорить - значит
очень серьезно упрощать реальную ситуацию, поскольку Беларусь была не только и
не столько сборочным цехом, а прежде всего оригинальным конструкторским бюро,
сильным образовательным и интеллектуальным центром.
Эти объективные факторы, а прежде всего то, что
белорусский народ за 70 лет советской власти из народа, 80 процентов которого
были безграмотными, стал одним из самых образованных народов в Европе, позволили
нам войти в число стран, владеющих современными наукоемкими технологиями. Именно
это дает нам и нашим детям уверенность в будущем.
Во-вторых, благодаря сосредоточению в республике (на тот
период времени) высокотехнологичной промышленности в области нефтехимии и
машиностроения, высокой производительности труда в сельском хозяйстве в Беларуси
был один из самых высоких среди других республик доход на душу населения.
В-третьих, в Беларуси по инициативе А.Г.Лукашенко не
допустили расцвета коррупции, которая разъедает системы управления многих других
стран.
В-четвертых, белорусский народ действительно
идентифицировал себя с советским народом, считал себя его неотъемлемой частью.
Во многом это связано с таким элементом коллективного бессознательного, как
Победа в Великой Отечественной войне.
Именно этот фактор - Великая Победа - способствовал и
способствует объединению народов и вере в будущее страны подавляющего
большинства белорусов.
Все это, в-пятых, обеспечивало высокую социальную
защищенность жителей и общественно-политическую стабильность в Беларуси.
Необходимо признать, что практически все население республики было уверено в
завтрашнем дне. В том, что они будут работать, родители будут получать пенсию и
бесплатное лечение, дети - бесплатное образование.
К субъективным факторам можно отнести сплоченность
белорусской политической, технической, промышленной и культурной элиты общества,
а также доминирование единой культурно-мировоззренческой парадигмы у
подавляющего большинства населения. Нельзя сказать, что люди не видели
недостатки советского строя - они были. Догматизм и кастовость элиты,
волюнтаризм и административно-командные методы управления экономикой. Ханжеская
мораль и утрата связей с молодежью. Отказ от критического анализа своих
ошибок.
Однако они не идут ни в какое сравнение с тем
положением, которое было во многих других регионах Советского Союза, а также с
теми финансовыми трудностями и неуверенностью в завтрашнем дне, которые постигли
граждан страны в начале 90-х - в период правления тех, кто называл себя
демократами. Во многих странах СНГ кризисное состояние не преодолено до сих
пор.
Еще одним субъективным фактором, серьезно повлиявшим на
социально-экономическую и общественно-политическую ситуацию в стране в первые
годы независимости, стал психологический шок населения и политической элиты
республики от распада Советского Союза. Этот шок вызвал и последующие метания, в
том числе и некоторой части политической и промышленной элиты, в выборе вектора
социально-экономического и внешнеполитического развития страны.
Таковы были объективные и субъективные условия,
сложившиеся в республике к моменту начала государственного строительства. Эти
причины и условия сформировали в сознании политической элиты и всего народа
понимание необходимости перехода к президентской форме правления. Только
концентрация власти в одних руках могла избавить от политического и
экономического шараханья из стороны в сторону.
Так в 1994 году республика пришла к первым в истории
белорусского народа выборам Президента, которым стал Александр Григорьевич
Лукашенко.
Кто-то может спросить, почему таким тесным образом
увязываются государственность республики и выборы Президента страны, ведь к 1994
году страна как независимое и суверенное государство уже существовала три
года?
В поддержку данной позиции можно привести два
аргумента.
Во-первых, в первые годы независимости еще только
складывалась белорусская государственность и то, какой она могла стать, еще не
было определено до президентских выборов. Ведь история белорусского государства
могла пойти и по другому пути - пути парламентской республики, а это была бы, с
учетом событий прошедшего десятилетия, совсем другая страна.
Во-вторых, в современной политологии, благодаря
стараниям наших геополитических оппонентов, появился такой термин -
"несостоявшееся государство". Данное понятие означает, что элита страны в силу
ряда обстоятельств не может эффективно управлять территорией страны и обеспечить
достойные условия жизни проживающему на ней народу. В силу этого контроль над
данной территорией должен перейти к внешним управляющим. В этой связи можно
сказать, что при определенном развитии событий данный термин может со временем
быть применен, например, к Грузии, а впоследствии и к ряду других стран
мира.
Исходя из этого, можно также сказать, что при
определенном развитии событий, а именно - при приходе к власти
националистической оппозиции, Беларусь могла бы стать таким "несостоявшимся
государством".
Говоря о начале строительства независимого государства,
следует согласиться с тем, что с президентскими выборами в 1994 г. переходный
период в развитии нашей республики не закончился, а продолжился до конца 90-х
годов.
С чем это связано? Что такое переходный период в
развитии любого государства?
Переходный период в развитии любой страны
характеризуется тем, что старые системы управления разрушаются или стремительно
деградируют, а новые - не созданы или находятся на этапе становления.
Следовательно, изменения в системе управления белорусским государством в первой
половине 90-х годов характеризуются снижением стабильности и ослаблением
государственной власти, а также ростом негативных тенденций.
Поэтому совершенно закономерно, что усилия Президента в
первые годы президентского правления были направлены на быструю стабилизацию
социально-экономической и общественно-политической жизни в республике.
Но с первых же дней А.Г.Лукашенко столкнулся с попыткой
внешних сил навязать республике югославский сценарий развития событий на нашей
земле - "горячую точку" на карте Европы.
Многие, наверное, помнят, что одной из первых акций
оппозиционных сил стала попытка дестабилизации работы Минского метрополитена.
То, что тогда видели и понимали лишь немногие - что это не единичная акция, а
начало "наката" на страну, сегодня, после опыта Югославии, Ирака, признает
подавляющее большинство белорусов.
В этих условиях руководство государства вынуждено было
пойти на усиление исполнительной "вертикали" власти, что нашло свое отражение в
проведении референдума 1996 года, на котором была утверждена новая редакция
Конституции Республики Беларусь.
Кто-то может возразить, что в этом сказался субъективный
фактор в развитии белорусского государства, связанный с личностью белорусского
Президента. Однако опыт прошедших лет, а также опыт других постсоветских стран,
в том числе последних лет развития России, показал, что ключевым фактором
повышения стабильности государственного развития в условиях переходного периода
является усиление роли государства, исполнительной "вертикали", концентрация
власти, а не развитие парламентских форм демократии, эффективных только при
соблюдении многих экономических, политических, исторических условий, которых в
республике нет и которые в благополучной Европе вызревали долгие годы.
Централизация власти велась с опорой на научные подходы
к организации системы государственного управления. Многие обращают внимание на
то, что в окружении молодого Президента преобладают люди с научными степенями и
научными званиями.
Кроме того, использовался опыт таких стран, как США,
Англия, Франция, не говоря об особенностях развития китайского государства.
Выход США из депрессии 30-х годов был связан с усилением
роли государства в промышленности, и в первую очередь с усилением функций
государства по управлению условиями развития страны. Сегодня мало кто вспоминает
о том, что после Второй мировой войны в Англии государством была проведена
национализация ряда крупных предприятий и отраслей промышленности в целях
повышения эффективности экономического развития и выхода из послевоенного
кризиса. Во Франции и сегодня более 60 процентов крупной промышленности
находится в руках государства, и никто из ее европейских партнеров не говорит о
чрезмерном вмешательстве государства в экономические процессы.
Другой особенностью системы управления государством в
условиях переходного периода является повышенное внимание государственных
органов власти к общественно-политической сфере. Чем это объясняется? Только
тем, что в условиях перехода нашей страны из одной государственной системы в
другую усиливается бессознательный поиск путей выхода из кризиса. Это
предполагает резкое возрастание разброса мнений по вопросу выхода из кризиса.
Все общество, особенно его политически активная часть, входит в состояние
поиска, обсуждений. Это, естественно, повышает неустойчивость всей социальной и
государственной системы в целом.
Поэтому если пришедшая к власти часть элиты видит пути
выхода из кризиса, она стремится убедить в этом большинство и найти максимальное
количество сторонников в народных массах.
Именно с этим связано и повышенное внимание руководства
страны к идеологической стороне строительства белорусского государства. И это
правильно - мы должны знать, во имя чего мы живем, растим детей и внуков. Чтобы
справиться с трудными задачами переходного периода, нужны оптимизм, душевный
подъем, вера в правильность избранного пути. И тогда победа быстрее придет в
каждую белорусскую семью.
Из этого вытекает третья особенность управления
государством в условиях переходного периода - власть и общественное мнение
должны быть максимально монолитны для достижения поставленных целей. До принятия
решения могут обсуждаться любые точки зрения, после всенародного решения, а его
выразило второе Всебелорусское собрание, даже если ты не согласен, ты должен
нацелить все свои силы на его исполнение в максимально короткие сроки с
максимальной эффективностью. Подобные периоды в своей истории переживали многие
страны, и сегодня они гордятся стойкостью своего народа, мужеством своих
национальных лидеров.
Характерной особенностью развития белорусского
государства в экономической сфере стала концентрация государственных ресурсов на
избранных направлениях - жилье, экспорт, продовольствие (обеспечение
продовольственной безопасности страны).
Данный путь развития в экономике привел к тому, что в
этом году наша страна, которая по географическим условиям не относится к числу
стран, благоприятных для земледелия, впервые будет экспортировать зерно на
мировые рынки, и это на фоне таких житниц планеты, как Россия, Украина,
Казахстан.
Четвертой особенностью белорусской системы управления в
условиях переходного периода стала ясная внешнеполитическая линия и оправдавшие
себя временем ясные приоритеты внешнеполитического и внешнеэкономического
сотрудничества. Беларусь изначально определила своим важнейшим
внешнеполитическим и внешнеэкономическим партнером Россию. Несмотря на все
препятствия, объективные и субъективные, особенно в последнее время, этот курс
правильный, и в будущем он только подтвердит свою правоту.
На втором месте у нас стоит сотрудничество со странами
СНГ, Европой, США, и здесь сделано многое для восстановления прежних отношений и
для их дальнейшего роста.
Таким образом, мы с вами убеждаемся, что особенности
системы управления белорусским государством в переходный период доказывают, что
курс, выбранный белорусским Президентом в 1994 году и поддержанный народом на
референдуме 1996 года, нашел свое истинное отражение в проводимой органами
государственного управления внутренней и внешней политике, выдержал проверку
временем.
Укрепление исполнительной власти и усиление роли
государства в экономике, выработка идеологии развития белорусского государства,
его морально-нравственных ориентиров, повышение монолитности общества и элиты,
четкая внешняя политика - вот слагаемые успеха и одновременно специфические
черты белорусской модели государственного строительства.
|