Страсбург, Ун, 29 января 2004 Дмитрий Рогозин: Украинцы приезжают в Совет Европы, чтобы заручиться поддержкой в борьбе со своими оппонентами в Киеве.Сергей Лещенко
18:22
В четверг утром в кулуарах Парламентской ассамблеи
Совета Европы один украинский депутат рассказывал другому: на мониторинговый
комитет пришел вице-спикер Госдумы России Дмитрий Рогозин, который начал
критиковать отчет Ханне Северинсен и Ренаты Вольвенд и встал в защиту украинской
власти. При этом членство Рогозина в этом комитете стало неожиданностью для
украинского депутата - ранее на других заседаниях его там не видели.
Делегация России в ПАСЕ - главный партнер украинских
большевиков и коммунистов, которые добиваются смягчения супержесткого отчета
Северинсен и Вольвенд по политическому кризису в Украине.
Сам Рогозин уверен, что ПАСЕ не имеет права вмешиваться
в украинский конституционный процесс. А украинцы - жаловаться в Совет Европы. В
то же время в сердцах Рогозин признался: если бы он был украинским
депутатом-оппозиционером, не исключено, что поступал бы так же.
Еще большей неожиданностью, чем интервью Рогозина
"Украинской правде", стали его комплименты Ющенко. При том, что Рогозин - один
из председателей националистического российского блока "Родина". Беседа с
ведущим российским политиком состоялась между заседаниями ПАСЕ.
- Сегодня
довелось быть свидетелем сцены, когда один
украинский депутат рассказывал другому: на мониторинговый комитет чуть ли
не впервые пришел Рогозин, который стал выступать в защиту украинской власти.
Что это за теплые чувства у вас проснулись?...
- Ну, я не впервые пришел на мониторинговый комитет, я
уже длительное время являюсь его членом. Я просто только вчера вечером прилетел
в Страсбург и, естественно, пришел на комитет по мониторингу, поскольку там были
вопросы по Латвии и Украине.
Я голосовал за поправки, предложенные украинской
делегацией. Я сделал только одно заявление: что и здесь, в ПАСЕ, когда не
сработала система голосования в 2000 году, мы голосовали рукой. И это не
является предметом для критики украинских коллег. У нас бывает в Думе, что
ведущий спрашивает: кто не успел проголосовать? И те, кто не успел сделать это
по электронной системе, голосуют руками. Это обычная норма.
- Вы заявили, что никакого
кризиса в Украине нет, а есть попытки перейти от президентской системы к
парламентской. Если бы сейчас в России, за два месяца до
избрания Путина на второй
срок, решили сделать Россию
парламентской республикой - вы считали бы это нормальным?
- Если бы сейчас, за два месяца - я считал бы
ненормальным. Но я так понимаю, что ваши изменения Конституции не касаются
ближайших выборов, а только 2006 года?
- Нет, ограничения полномочий
президента парламентом наступают с 2004...
- Ну у вас выборы в парламент когда?
- В 2006. Но изменения вступают
в силу в 2004.
- Ну вы спрашиваете, можно ли считать нормальным
изменение Конституции за 9 месяцев до выборов? За девять - да. Но за два месяца
до выборов - нет. Девять и два месяца - это большая разница. За два месяца даже
кот не родит. За девять даже человек может ребенка выносить.
И кто оговаривал, что есть ограничения по срокам на
изменения Конституции?
- Есть просто попытки
лишить президентских полномочий оппозицию, поскольку у ее кандидата Ющенко за
девять месяцев до выборов самый высокий рейтинг.
- Я вам точно скажу: Ющенко и так победит на
выборах. Я совершенно не сомневаюсь, что это произойдет. И к нему я отношусь с
большой симпатией, думаю, скоро мы с ним увидимся.
Поэтому проблем нет: помешать Ющенко, или навредить
Кучме, или помочь Кучме - меня это не интересует, это ваши внутренние вопросы.
Мы будем работать с той Украиной и тем режимом, который вы установите или
изобретете. Самое мерзкое дело, которое только может быть - это вмешиваться со
стороны и что-то предлагать.
Что мне не нравится в докладе Вольвенд и Северинсен? Я
просто знаю, что они некомпетентны. Я много раз задавал им вопросы, что они
знают о политической ситуации на Украине - они каждый раз давали мне очень
неадекватные ответы. Эти две женщины не очень хорошо знают ситуацию в вашей
стране.
Что касается меня - у меня есть хоть какое-то
представление о ситуации в Украине.
Мне бы очень не хотелось, чтобы конституционные
поправки, которые принимала бы Госдума, трактовались в пользу Иванова, Петрова
или Сидорова. Приняли такое решение – и хорошо. Повредит это Иванову, Петрову,
Сидорову, Грицко, Ющенко или Харченко? Судя по моему анализу - нет. Может ли
Верховная Рада голосовать другим способом, если электронная система выведена из
строя? Может.
Вообще мне не нравятся эти столкновения, которые
происходят в Верховной Раде...
- Почему?
- Ну не нравятся! Мне не нравятся потасовки, драки
и в нашей Госдуме. Но это не наше дело. Это дело ваше. Вот ситуация в Грузии:
там выборы прошли, результаты опрокинуты Саакашвили, он ворвался в
парламент, шум-гам, захват власти. На самом деле это называется
мятеж. Тем не менее, здесь в ПАСЕ ему все аплодируют. Почему? Потому что он
говорит правильные с точки зрения Запада вещи.
- Говорят, сейчас из Грузии в
Украину будет экспорт революции...
- Я не слышал пока такого выражения.
Я был защитником российского парламента в 1993 году. Я
помню, что такое кровь защитников, когда из танков стреляют по парламенту. Я
никому не хочу такого же пожелать. Мое отношение к вопросу изменений Конституции
- сугубо утилитарное. Пусть решает украинский народ.
- Ну так вот это и предлагает
оппозиция! Изменения Конституции предусматривают переход от прямых выборов
президента до выборов в парламенте. И оппозиция называет это незаконным, потому
что у народа не спросили - хочет ли он отдать право выборов президента Верховной
Раде.
- А кто избирал депутатов?! Кто?! Телепузики?! Депутатов
избирал тот же самый народ. И потом: вы считаете, что народ всегда прав? Вот у
нас бабушки в Воронежской области... Я там избрался, получил 79% голосов. А наши
бабушки моими оппонентами как разыгрываются? Кому-то сахар привезли, кому-то
водки. Так они и будут голосовать за этого милка, который помогает... О нас, о
бабушках, думает.
Манипулировать общественным мнением в наших странах
достаточно легко до сих пор. Я знаю это как практикующий политик. Поэтому
говорить, что народ хочет так или иначе... Когда кто-то начинает говорить от
имени народа и заявлять, что "так хочет народ" - мне сразу такому человеку
хочется дать в морду. Потому что он нагло врет. Пусть он говорит от имени людей,
которые его избрали. И не более того.
- Вот вы отслеживаете ситуацию в
Украине?
- Конечно...
- И вот вы считаете, за
политреформой не стоит попытка власти закрепиться через форму правления?
- Считаю. Я согласен с вами. И даже не знаю, на чей бы
стороне я был у вас, если бы я был украинским политиком. Не хочу даже думать на
эту тему. Я говорю о другом: ездить какой-то силе в Страсбург и искать здесь
поддержку - глупо и несерьезно.
- Но ведь в Совет Европы
вступают страны добровольно и при этом берут на себя обязательства.
- Но критикуют вас не по тем обязательствам, которые вы
взяли!
- Демократические выборы,
свобода слова - это не считается?
- Демократические выборы, свобода слова регулируются
внутренним законодательством. Если само по себе оно относится к общеевропейским
стандартам - то претензий к нему быть не может.
Все ваши действия основаны на прерогативах, компетенции
Верховной Рады не только менять, но и принимать Конституцию. Вот наш парламент
такого не может делать. У нас гораздо более сложная процедура - должен быть
референдум или конституционное собрание. Или только определенные статьи могут
быть изменены Госдумой. У вашей Верховной Рады гораздо более широкие полномочия.
Она может даже и государство переименовать.
Поэтому Совет Европы, который на самом деле ничего не
знает, что у вас происходит, начинает давать какие-то глупые рекомендации. Они
такие же рекомендации делали по поводу России. Ни к чему хорошему это не
привело.
Мне не нравится, как украинские депутаты приезжают сюда,
чтобы заручиться поддержкой в борьбе со своими оппонентами в Киеве. Так же само
мне не нравится, как сюда приезжает Зюганов и начинает стонать, жаловаться. Это
выглядит паскудно, неприлично... На обиженных воду возят и еще кое-что
кладут.
- Вы сказали, что скоро
собираетесь встретиться с Ющенко. Что это будет за встреча?
- Я хочу с ним встретиться, и через группу европейских
демократов ПАСЕ, где есть правые украинские парламентарии, я поддерживаю
определенные отношения с ним. Он мне симпатичен как человек, в принципе.
- Раньше вы говорили об
украинских националистах...
- А я тоже русский националист. Ворон ворону глаз не
выклюет. (Смеется.)
- Но были
заявления "Родины" об истерии украинских националистов в лице
Ющенко, которые хотят отвернуть Украину к Западу.
-Да никто нигде такого в "Родине" не говорил, бросьте
вы! Да, мы очень серьезно спорили по Тузле. И это тоже наш внутренний вопрос, не
надо выносить его куда-то наружу: чтобы в Азовское море не заходили корабли
третьих стран. Это море наше, общее. Вот в чем смысл спора. Но по поводу Ющенко
я никогда таких заявлений не делал.
Я скоро приеду в Киев в новом статусе вице-спикера
Госдумы...
- Вы будете куратором международных отношений?
- Конечно, я буду причастен к этим вопросам:
национальная безопасность, внешняя политика. Я буду встречаться со всеми
украинскими политиками. И, конечно, интерес представляют Ющенко, Юлия
Тимошенко...
- Вы только оппозиционеров
называете...
- А вы так думаете, я прямо буду бегать только за
президентом Украины, буду ждать встречи только с ним? Я буду рад с ним
встретиться, но, вы знаете, я и критиковал его.
- Может,
вы как раз будете той российской силой,
поддержки которой ищет Ющенко?
- Что-то он как-то вяло ищет ее.
- Раньше он СПС брал в
партнеры...
- В этом случае Ющенко сделал ставку на
политических бомжей. Если хочет - пусть делает. А мы будем поддерживать тех, кто
будет с уважением относиться к России.
- Как вице-спикер Госдумы, вы
знаете судьбу ратификации договора о ЕЭП?
- Комитет по вопросам СНГ должен определиться с
этим вопросом. Я думаю, проблем с ратификацией у нас быть не должно.
Единственное, что нас беспокоит - это условия, на которых Украина вступает во
Всемирную торговую организацию.
- Почему не ратифицируете
договор о зоне свободной торговли между Украиной и Россией, подписанные еще при
Ельцине?
- Не знаю.
- Какое будущее у
"Родины", которая, как у нас считают, выступает с позиции антиукраинских сил.
"Родина" раскололась из-за того, что выдвинула на выборах президента России двух
кандидатов, и один из них, Глазьев, собирается идти до конца?
- "Родина" решила главную проблему: она провела в Думу
целую команду патриотически настроенных депутатов
левой ориентации - 38
человек. Но мы собрались под
парламентские выборы. В рамках президентской кампании у нас разные точки зрения.
Глазьев считает, что он уже готов быть президентом. Я считаю - что не готов.
Россия -большая сложная страна, к этому надо готовиться, дорасти. Я в этом
симпатизирую президенту Путину.
Поэтому в движении "Родина" относительно темы
президентских выборов есть разные точки зрения. Первая - лучше иметь одного из
своих кандидатов, Рогозина или Глазьева. Другая точка зрения - лучше поддержать
действующего президента. Я на стороне второй силы. Сторонников этой точки зрения
чуть больше. Если говорить о нашем избирателе, то 70% голосовали за Путина и
будут за него опять голосовать.
- Этот раскол разовьется в
отделение части Глазьева от "Родины" или будет аморфный блок?
- Думаю, никакого аморфного блока не будет. Он сейчас
есть - блок трех сил. Я в одной части, Глазьев - во второй, Бабурин - в третьей.
Если мы будем соединяться - то на каких условиях, ради чего? Я буду думать о
будущем той организации, где я состою: Партии российских регионов. Возможно, она
сменит название. Я свое будущее вижу в ней. Если Глазьев хочет участвовать в
этой работе - "вэлкам".
- В
"Родину" входит депутат Госдумы
Александр Бабаков, который владеет
промышленными объектами в Украине - облэнерго. Насколько его интересы будет
отстаивать "Родина" в его экспансии в Украину?
- Александр Михайлович большой патриот Украины, кстати
говоря. И был спорщиком со мной в разных дискуссионных вопросах относительно
Украины. Он, по-моему, больше проводит времени в Киеве, а не в Москве.
С другой стороны, любя Украину, зная ее достаточно
хорошо изнутри, он полезен с точки зрения, как удвоить, усилить позиции и
российского, и украинского государства на международной арене.
- Это понятно. Ну а его интересы
в Украине вы будете лоббировать?
- Если мы сможем это сделать - я бы с удовольствием это
сделал. Только не знаю как.
- Говорят, что успех "Родины" на
выборах определили политтехнологии. Будет ли у вас экспорт технологий или
технологов на выборы президента Украины?
- Значит, руководителем избирательной кампании "Родины"
был я...
- А Марат Гельман?
- Гельман был до 13 сентября, потом я его выгнал
из штаба, и он там больше не появлялся.
- Ну, в ночь выборов его там
видели...
- В ночь выборов он пришел - зачем мне было его
выгонять? Марата я уважаю, он большой интеллектуал. Но к кампании блока "Родина"
он не имел никакого отношения. Я руководил и штабом, и избирательной кампанией.
Это мои идеи, мой креатив. Моя идея -создать блок "Родина". Поэтому если вы
решите привлечь меня к выборам в Украине - я готов приехать. Но вопрос в
цене.
- Какова цена Дмитрия
Рогозина?
- Цена? Объединение двух славянских народов.
- Во что объединение?
- В один, новый сверхнарод! Комментарий Отдела Украины Института Стран СНГ
С какой стати, на каком основании Дмитрий Олегович
Рогозин уверен в неизбежности победы на выборах Виктора Ющенко? Личные симпатии
Рогозина к Ющенко симптоматичны, но при чем здесь реальные российские интересы?
Такие заявления-это удар по тем политикам, которые при условии поддержки могут
победить Ющенко, это удар по возможностям Москвы маневрировать. Это-закрывание
глаз на антироссийскую, антирусскую команду лидера «Нашей Украины»
|