Кабар (Киргизстан), № 1, 2004 Безопасность в Центральной Азии
Реалии глобального политического процесса показывают,
что вырисовывается "большая игра" великих держав в Центральной Азии. До
обретения независимости Кыргызстан располагал абсолютной гарантией своей
безопасности, которую обеспечивала советская мощь. Но после распада СССР эта
гарантия оказалась сведенной к нулю. Нынешняя Центральная Азия приобрела очень
важное геополитическое значение для мировых держав. О вопросах региональной и
национальной безопасности в материале политолога Асель Аземкуловой.
Заинтересованность американо-западноевропейской
цивилизации регионом тесно связана с глобальной проблемой XXI века – проблемой
выживания человечества. Стремительный рост энерго- и ресурсоемкости западного
общества ведет к тому, что качество жизни человечества будет определяться,
прежде всего, доступом к природным ресурсам. Особенно остро эта проблема встает
в развитых странах с высоким жизненным уровнем. То есть, определяющими здесь
выступают не только геополитические факторы, а факторы геоэкономического
характера, точнее борьба за природные ресурсы. В этой связи, наличие ресурсов
создает предпосылки для превращения центрально-азиатского региона в одну из
нервных узлов мировой политики в ближайшие годы.
Вследствие этого, вопрос безопасности приобретает особое
значение для стран региона. Сегодня термин "безопасность" расширительно
истолковывается как всеобъемлющая безопасность, основанная на сотрудничестве,
что подразумевает более широкий спектр субъектов и объектов безопасности – от
безопасности людей до безопасности нескольких государств одновременно и она
сопряжена с переосмыслением самого термина. В настоящее время не вызывает
сомнения тезис о том, что наращивание национальной, исключительно военной мощи,
не является ключом к снижению напряженности и формированию системы
безопасности.
Для безопасного развития государства сегодня необходимо
создавать условия, при которых другие страны также находились бы в безопасности.
Более того, данная концепция "общей безопасности" в нынешних условиях приводит к
необходимости понимания того факта, что решению внутренних проблем, таких как
экономическая, социальная, внутриполитическая, экологическая, демографическая
напряженность и т.д., должно придаваться не меньшее, если не большее, значение
наряду с так называемыми внешними и военными факторами. Многие аналитики
сходятся на том, что национальная безопасность понимается как категория,
отражающая связь безопасности с государствами как целостной системой институтов
общества по обеспечению национальных интересов в конкретной исторической
обстановке.
Национальные интересы стран были и продолжают оставаться
ключевым элементом строительства и поддержания государственности и безопасности
государств. Во внутренней и внешней политике любого государства среди
приоритетных направлений на первом месте неизменно стоит обеспечение
национальной безопасности, которая теснейшим образом связана с национальными
интересами. Национальные интересы государств Центрально-азиатского региона
определялись и продолжают определяться набором факторов внутреннего и внешнего
происхождения, вызванных особенностями независимого развития, последствиями
изменения структуры международных отношений после крушения биполярной системы,
результатами углубляющейся конфронтации, проходящей по линии "запад-восток" и
"север-юг".
В связи с этим закономерно возникает вопрос о формах
противодействия внешнему фактору со стороны стран региона. Очевидно, что на
уровне одного отдельного взятого государства решение данной проблемы
представляется затруднительным. Поэтому интеграционный аспект сотрудничества был
и остается фактором поддержания безопасности в Центральной Азии. В новых
условиях региональная интеграция – это не прихоть, а суровая необходимость,
подкрепленная неумолимым влиянием последствий глобализации, войны в Афганистане,
а также необходимостью экономического, информационно-технологического,
социального развития.
В этом отношении уже созданные институциональные
механизмы регионального сотрудничества представляются важным элементом
стабильности и безопасности в регионе и приобретают новое звучание.
ЦА оказалась в центре революционных перемен глобального
характера - экономических, политических, культурных, порожденных событиями 11
сентября 2001 г. в США. "Кыргызстан решительно осудил варварские теракты 11
сентября, и мы приняли решение о размещении на своей территории сил
антитеррористической коалиции,- сказал в этой связи президент Кыргызстана А.
Акаев - Огромное значение мы придаем межгосударственному сотрудничеству в рамках
СНГ, ШОС и ОДКБ". "Можно с уверенностью сказать, - добавил А.Акаев, - что
Кыргызстан стал сегодня надежным форпостом безопасности – как в своих
собственных национальных интересах, так и в интересах наших соседей по региону и
всего мирового сообщества".
Геополитическое влияние США в Центральной Азии, начиная
с 1992 г., развивалось по нарастающей динамике. Этому способствовали объективные
(экономические интересы), так и субъективные факторы (антитеррористическая
операция). Вполне вероятно, что интересы США могут быть определены таким образом
– расширение и модернизация предоставленных Вооруженным Силам США военных баз и
получение дополнительных объектов оборонной инфрастуктуры в регионе; поддержка в
странах региона процессов демократизации с целью усиления своего влияния на
общественное мнение; подключение стран региона к различным международным
торгово-экономическим союзам, находящимся в сфере американского контроля.
Стивен Янг, Чрезвычайный и Полномочный Посол США в
Кыргызстане заявил недавно, - "Военная база в "Манасе" будет так долго, как
долго продлится стремление правительства Кыргызстана бороться с международным
терроризмом". Не вызывает сомнения, что Центральная Азия является зоной
национальных интересов США. Данный вывод официально подтвержден и в "Стратегии
национальной безопасности США", обнародованной в сентябре 2002 г. А в декабре
2003 г. глава делегации США Госсекретарь Колин Пауэл особо подчеркнул главный
тезис о необходимости переориентации имеющихся ресурсов и внимания НАТО/СЕАП на
Центрально-азиатский регион и Кавказ. В нем в конкретной форме были сделаны
такие предложения, как больше уделять внимания рассмотрению нужд и потребностей
в странах Центральной Азии и Кавказа через переориентацию программ и проектов
НАТО "Партнерство ради мира" (ПРМ) именно на эти регионы. Осуществить
стратегическое смещение центра тяжести в политике финансирования в рамках ПРМ в
сторону ЦА и Кавказа. Создать временное представительство НАТО в одной из
центрально-азиатских республик. Вкратце, американские интересы можно
охарактеризовать следующим образом: энергоресурсы, геополитическая стабильность,
военная безопасность.
Интересы США сформулированы в книге американского
советолога З.Бжезинского "Великая шахматная доска". Под этим названием автор
подразумевает Евразийский континент, или территорию бывшего Союза. З.Бжезинский
считает, что после распада СССР только одно государство в мире отвечает
требованиям, предъявленным к статусу супердержавы. Только США располагают в
настоящее время достаточной военной, экономической и политической мощью, чтобы
оказать свое влияние в любой точке земного шара.
Однако, чтобы сохранить свое лидирующее положение в мире
и в будущем, считает З.Бжезинский, Соединенным Штатам необходимо поставить под
свой контроль Евразию, на территории которой разыгрывается своеобразная
шахматная партия. НАТО, ЕС, страны Центральной Европы, Россия и страны СНГ,
Турция, Иран, Индия, Пакистан и Китай - каждый из них представляет собой как бы
шахматную фигуру. Задача Соединенных Штатов расставить эти фигуры так, чтобы
играя на противоречиях между ними и используя их внутренние слабости, Вашингтон
сохранил бы за собой контроль над этим континентом, а значит – и над всем
миром.
Следует обратить внимание на факт принятия США 17
сентября 2002 г. и обнародования новой стратегии национальной безопасности. Для
центрально-азиатских государств важным моментом "Стратегии" является твердое
намерение США не оставлять вне зоны своего стратегического влияния регион
Центральной Азии. В частности в шестом разделе стратегии говориться об
"укреплении энергетической безопасности США" за счет поставок энергоресурсов, в
том числе, и из Центральной Азии.
Политика Европейского Союза (ЕС) в отношении ЦА
формировалась также под влиянием новой геополитической ситуации, сложившейся в
результате распада СССР. В Европе начинают понимать, что в геополитическом плане
ЕС значительно отстает от других внешних игроков в ЦА. Выступление немецких
социал-демократов в 1998 г. с целью активизировать европейскую политику в
регионе осталась безрезультатным. Наиболее влиятельный член ЕС - Германия была
занята европейскими проблемами, прежде всего расширением Евросоюза и
формированием единой внешней политики и политикой в области безопасности – ЕВОП.
В 2000 году наметилась тенденция к росту обеспокоенности Европой различными
угрозами, исходящими из ЦА – усилением наркотрафика, нелегальной миграцией,
ростом социальной напряженности, сворачиванием демократических процессов,
появлением радикального и воинственного ислама. Две ведущие державы ЕС, Германия
и Франция, уже пришли к осознанию геополитической роли Евросоюза в Евразии. Это
наглядно отразилось в противостоянии США по проблеме Ирака в 2002-03гг.
В результате проведенной США операции в Афганистане и
создании своих баз в Центральной Азии в 2001-02 гг. Евросоюз фактически утратил
геополитическую инициативу в регионе, которую он начал набирать в конце 1990-х –
начале 2000гг. На сегодняшний момент Евросоюз пытается включить в сферу своих
геополитических интересов не только Восточную Европу, но и значительную часть
Центральной Евразии, то есть СНГ, включая Кавказ и центрально-азиатский регион.
"Экспансия" ЕС трактуется как экономическое, технологическое и культурное
доминирование.
По мнению некоторых участников конференции, прошедшей 23
сентября 2003г. в США, организованной Международным центром Вудро Вильсона и
Институтом Кеннана, действия Вашингтона в ЦА подорвали заявленную в "Стратегии
национальной безопасности США" цель - не допустить соперничества между великими
державами. По общему мнению, после 11 сентября Соединенные Штаты действовали
исключительно в своих собственных интересах, что заставило другие региональные
державы, включая Россию, принять контрмеры. Наиболее очевидным свидетельством
американо-российского соперничества является ситуация в Кыргызстане, где
Вашингтон и Москва создали в окрестностях Бишкека свои военные базы. По словам,
Мердада Хагаеги, политолога из Юго-Западного университета США (штат Миссури), по
сути дела в результате односторонних действий США Россия заняла наступательную
позицию в ЦА.
24 сентября 2001 г. президент В. Путин заявил, что
Россия и Центрально-азиатские государства разрешат силам США и их союзникам
использовать воздушные коридоры и аэродромы в регионе. Однако речь шла о
гуманитарной помощи, миссиях спасения и разведке. Конечно, и до событий 11
сентября американские военные участвовали в совместных учениях с
Центрально-азиатскими странами в рамках натовской программы "Партнерство ради
мира". Однако это совершенно другое дело. Москва всегда рассматривала ЦА как
сферу российских интересов, к которой другие государства на протяжении долгого
времени не имели отношения. Теперь же В.Путин включил в свою программу 1999г.
постсоветское пространство и ЦА стала частью его общей стратегии. Свержение
"Талибана" уменьшило угрозу государствам ЦА извне и улучшило общую ситуацию в
плане безопасности региона.
В целом Запад не может открыто противопоставить свои
интересы России, поскольку вынужден следовать антитеррористическому направлению.
США действуют по мандату ООН в целях борьбы с международными террористическими
группировками в Афганистане, с "Аль Каидой" и движением "Талибан". С другой
стороны, желание сохранить позиции в регионе будет подталкивать их к активизации
двусторонних отношений с государствами региона.
Следует отметить, что государства ЦА должны найти свою
парадигму безопасности, свою "нишу" в мировой и региональной системах
коллективной безопасности, которая могла бы соответствовать их национальным
интересам. "Стабильность и безопасность относятся к первейшим заботам любого
государства, - подчеркивает президент Кыргызстана А.Акаев. - Это особенно важно
в свете вызовов нового века, внешних угроз для стабильности и безопасности в
регионе, которые в последние годы приобретают все более отчетливые формы".
Главная цель национальной безопасности стран региона - не допустить развития
кризиса в государстве и обществе, создав предпосылки для выхода из сложной
ситуации переходного этапа политических и экономических реформ. Основная
трудность для региона в новом веке заключается в том, чтобы оптимальным образом
и во благо себе использовать возможное смещение геополитических интересов
мировых и региональных держав. При этом сверхзадача состоит в том, чтобы с
учетом своего геополитического положения, превратить США, Россию, ЕС, Китай и
др. страны в надежных и, главное, равноправных партнеров. При этом очень важно
понять, что успех этой политики будет зависеть не только от желания одного
государства региона, но и готовности соседей принять ее в этом качестве.
|