Континент (Казахстан) №02 (114) 4 - 17 февраля 2004 Зачем России нужна Центральная АзияИрина Звягельская (Москва)
Процесс выработки стратегического подхода России к
Центральной Азии, определения ее роли и места в системе российских национальных
интересов протекал очень болезненно и медленно. Становление единой и целостной
стратегии России в этом регионе осложнялось также межведомственной
несогласованностью. В этих условиях действия России в Центральной Азии в 1990-е
годы носили преимущественно реактивный характер.
Основные интересы, определяющие эти подходы, можно
условно разделить на две группы. К "позитивным" интересам относятся те, которые
способствуют укреплению геополитических позиций самой России, могут принести
определенные выгоды и экономическую прибыль. К "негативным" – угрозы и вызовы, с
которыми сталкивается Россия и которые вынуждают ее проводить "затратную"
политику.
К первой группе факторов, лежащих в плоскости
"полезности" центральноазиатских государств для РФ и, соответственно,
определяющих ее стремление "остаться" в регионе, относятся:
возможности использования военно-технических объектов на
территории Казахстана, Киргизии и Таджикистана;
получение сырья для ведущих отраслей промышленности;
сохранение и расширение рынка сбыта для российской
продукции, которая здесь является вполне конкурентоспособной;
получение прибыли от совместных коммуникационных
проектов;
получение дешевой рабочей силы, готовой работать в
непрестижных отраслях экономики;
торгово-экономическое сотрудничество;
перспектива расширения своего влияния на южных флангах
СНГ и за их пределами;
поддержание статуса великой державы.
"Негативными" интересами России в Центральной Азии можно
считать:
борьбу с незаконным оборотом наркотиков;
предотвращение роста религиозно-политического
экстремизма;
недопущение такого развития событий, которое привело бы
к превращению региона в зону доминирования враждебных России сил и осложнению
отношений России с ведущими мировыми державами.
Прозрачность границ, постоянные миграционные потоки,
контакты, сложившиеся еще в советское время, сделали Россию гораздо более
зависимой от развития ситуации в государствах Центральной Азии, чем предполагали
те, кто на первых порах явно абсолютизировал понятие "независимость". Вместе с
тем и государства этого региона также в определенной степени зависят от динамики
политического развития Российской Федерации.
При этом, говоря о российских интересах и о формировании
ее стратегии в отношении Центральной Азии, следует иметь в виду, что данный
регион неоднороден ни политически, ни экономически, расположенные здесь
государства геополитически по-разному сориентированы относительно России.
Соответственно, и приоритетность отношений России с различными государствами
различна. Она зависит от многих факторов, определяющих главные сферы
сотрудничества, уровень взаимозависимости, характеризуется разной степенью
доверительности и т. д. Например, в начале 1990-х годов, даже те политические
деятели РФ, которые фактически выступали за уход России из Центральной Азии,
отмечали особую значимость поддержания и развития отношений с Казахстаном.
В конце 90-х на смену былому изоляционизму в отношении
государств Центральной Азии пришло понимание того, что дальнейший уход России из
региона в корне противоречит всему комплексу ее интересов. Стало очевидно, что
стремление "отгородиться" от этого региона приведет лишь к форсированному
нарастанию там неблагоприятных для Москвы тенденций. Перспективы разработки и
транспортировки энергоресурсов Каспийского региона также способствовали
пересмотру российской политики. Регион (уже не декларативно) стал восприниматься
как зона жизненно важных интересов России и как ее естественная сфера
влияния.
Столь очевидный вывод не означал, однако, немедленной
активизации российской роли в государствах региона как на уровне
военно-политического сотрудничества, так и в сфере экономических отношений,
которая долгое время отражала нежелание российского бизнеса вкладывать капиталы
в отрасли, не дающие немедленной прибыли. Еще менее Россия была настроена на
реализацию политически значимых проектов, способных укрепить ее позиции, но при
этом обеспечить экономическую отдачу в лучшем случае в далекой перспективе.
Антитеррористическая операция, начатая США в ответ на
события 11 сентября 2001 года, привела к серьезным качественным изменениям в
геостратегической обстановке в регионе, выразившимся прежде всего в ликвидации
экстремистского режима талибов в Афганистане и размещении военных контингентов и
баз США и их западных союзников на территории государств Центральной Азии.
При этом отношение российской элиты к перспективам
американского присутствия было далеко неоднозначным. Большинство в парламенте,
военном и политическом сообществе, прессе и академическом мире заняло
выжидательную или отрицательную позицию. Критики указывали на то, что
продвижение США к российским границам носит целенаправленный характер, что США
вновь взяли на вооружение принцип окружения России базами и вовлечения в военные
союзы ее непосредственных соседей, что необходимость пребывания США в
Центральной Азии, где их никогда ранее не было и быть не могло, весьма
сомнительна, и что, наконец, американцы никогда уже не уйдут из этого
региона.
Вместе с тем новая геополитическая обстановка заставила
даже самых последовательных сторонников ухода России из Центральной Азии
по-новому взглянуть на этот регион. Появление американцев стало знаковым
явлением, побуждающим российское руководство наконец-то ответить на столь долго
витавший в воздухе вопрос: зачем России нужна Центральная Азия? В целом после 11
сентября в российском политическом истеблишменте вновь проявилось противостояние
сил, называющих себя национально-патриотическими, силами, ориентирующимися на
развитие сотрудничества с Западом, и прежде всего с США.
Решение В. Путина принять активное участие в усилиях
международной антитеррористической коалиции (за исключением прямых боевых
действий) было способом еще раз продемонстрировать необратимость курса России на
интеграцию и сотрудничество с Западом, который получил новый импульс после его
прихода к власти. Президент РФ и те, кто солидаризировался с ним в правящей
элите, сделали стратегический выбор, используя открывшееся "окно возможностей".
Именно эта часть российского руководства, что особенно важно подчеркнуть, с
пониманием и уважением отнеслась к выбору лидеров тех центральноазиатских
государств, которые в качестве участников антитеррористической коалиции
предоставили США возможности для размещения ВВС или использования своего
воздушного пространства.
Региональное взаимодействие Москвы и Вашингтона во
многом зависело от общего контекста российско-американских отношений, состояние
которых придавало соответствующую окраску восприятию Россией политики США в
Центральной Азии.
За предшествовавшие годы эти отношения в своем развитии
прошли несколько стадий – от эмоциональной дружбы начала 90-х годов до
обострения соперничества с середины 90-х, к новому витку сотрудничества в рамках
борьбы с мировым терроризмом. При этом подход Путина к международным делам
отличается от наивного "западничества" его предшественников. С одной стороны, он
отражает реальную необходимость сохранения высокого уровня отношений с западными
государствами для обеспечения экономического и политического развития России. А
с другой – делает упор на повышение международного авторитета России и
восстановление ее прежних связей и позиций на территории СНГ в целом и в
Центральной Азии в частности.
"События 11 сентября" как бы уравняли обе державы,
показав, что и та и другая являются объектами действий террористов. Если до
сентября 2001 года мало кто в мире замечал террористические акты в российских
городах, подменяя понятие "террорист" понятием "борец за независимость" и
отрицая существование связей между чеченскими боевиками и международными
экстремистскими группировками, то после – в отношении администрации США к той
опасности, с которой сталкивается Россия, добавились некоторые новые
акценты.
С угрозой терроризма России пришлось столкнуться и в
Центральной Азии в рамках своих обязательств по обеспечению безопасности.
Достаточно вспомнить прорывы боевиков Исламского движения Узбекистана в Киргизию
и Узбекистан в 1999–2000 годах. Причем прорыв 1999 года совпал по времени с
прорывом банд Басаева в Дагестан. Известно, что помощь и поддержку террористы
ИДУ и чеченские боевики получали и в Афганистане, где при талибах образовалась
так называемая "серая зона", в которой действовали собственные законы и правила.
Стремление обеспечить контроль и стабильность в Афганистане, откуда талибы
угрожали границам СНГ и откуда велась подрывная террористическая деятельность,
стало одним из важных моментов, определивших отношение России к деятельности
антитеррористической коалиции во главе с США.
В краткосрочном плане американское присутствие в регионе
способствовало стабилизации обстановки, однако его перспективы остаются
неясными. Многие эксперты в России полагают, что главный смысл региональной
политики США (кроме поддержки операции в Афганистане) состоит в сдерживании
Китая. Ослабление позиций России носило в основном "непреднамеренный характер",
но в случае появления трений между Москвой и Вашингтоном в России не уверены,
что усилившееся американское влияние в Центральной Азии не будет использовано
против ее интересов. Возрастающая геополитическая значимость Центральной Азии в
системе приоритетов других государств может породить сложности в отношениях
России и с другими внешними игроками.
Россия пытается предотвратить маргинализацию уже
существующих военно-политических многосторонних организаций и одновременно
усилить собственную роль в обеспечении безопасности в регионе. В целом в
настоящее время она более, чем когда-либо, стоит перед необходимостью разработки
полноценной региональной стратегии. И как представляется, этот процесс будет в
ближайшее время идти достаточно активно.
Будущая роль России в Центральной Азии зависит не только
от международной конъюнктуры, российско-американских отношений и
американо-центральноазиатских отношений, но и от того, насколько активными,
сбалансированными и последовательными будут действия самой России по реализации
своих интересов. При этом разделение интересов на "позитивные" и "негативные" не
означает, что для реализации каждой группы этих интересов необходим различный
инструментарий.
Россия заинтересована в том, чтобы поддерживать как
двусторонние, так и многосторонние связи с государствами региона, расширять с
ними военно-техническое сотрудничество и укреплять свое военное присутствие.
Особое внимание Россия продолжает уделять сотрудничеству в рамках ШОС. В мае
2003 года было принято решение о превращении Договора о коллективной
безопасности, из которого к этому времени ушли Узбекистан, Грузия и Азербайджан,
в Организацию договора о коллективной безопасности, что было отмечено
наблюдателями как перспектива складывания в будущем военно-политического союза.
Осенью 2003 года Россия открыла свою военную базу в Киргизии, что было расценено
как важный показатель взаимной заинтересованности РФ и ряда центральноазиатских
государств в ее непосредственном военном присутствии.
Совершенно очевидно, что российское долгосрочное
присутствие в регионе невозможно без развитых экономических связей, без
российской помощи и инвестиций. Как уже отмечалось, российский бизнес неохотно
шел в Центральную Азию. Положение меняется и потому, что российский бизнес
набрался опыта, и потому, что в государствах Центральной Азии появились
возможности для выгодных капиталовложений. Прежде всего это касалось
нефтегазовой сферы, но в последнее время некоторые крупные российские компании
стали выражать интерес к производству электроэнергии, крупным металлургическим
заводам и т. п. Однако пока этот процесс идет медленно. На государственном
уровне взаимодействие в экономической сфере часто сводится лишь к разработке его
"новых" форматов.
Несмотря на высокий уровень объективной
заинтересованности России в сохранении своего политического и экономического
присутствия в Центральной Азии, до сих пор отсутствует региональная стратегия, в
рамках которой могли бы быть сбалансированы интересы и сделаны
взаимодополняемыми военно-политические и экономические связи России с
государствами региона. Отсутствие стратегии и четких представлений о том, в
каком формате можно наиболее эффективно развивать двусторонние и многосторонние
отношения, приводит к периодическим заявлениям о необходимости интеграции, о
создании неких общих органов и единого экономического пространства. Причем
такого рода идеи, как правило, возникают ближе к выборам.
На саммите, проведенном в конце февраля 2003 года в
Москве, президенты России, Белоруссии, Казахстана и Украины заявили о намерении
создать единое экономическое пространство и наднациональный орган – комиссию по
торговле и тарифам, которая будет унифицировать законодательство
государств–членов объединения. К сожалению, опыт предшествовавших союзов и
объединений породил много разочарований, и участникам единого экономического
пространства предстоит немало сделать, чтобы декларации наконец-то стали
воплощаться в практические дела.
Важное значение в отношениях России с государствами
Центральной Азии имеют сезонные миграции населения. Надо заметить, что огромный
поток рабочих-мигрантов выгоден России, поскольку обеспечивает ее экономику
дешевой рабочей силой и одновременно обеспечивает за счет заработков в России
значительный процент ВВП в своих государствах, а также поддерживает социальную
стабильность. Однако трудовая миграция нередко омрачает отношения России с
отдельными государствами региона из-за отсутствия системы ее правового
регулирования.
Если Россия намерена сохранить свое влияние в
Центральной Азии, она должна уделять большее внимание системе образования и
сохранению информационного пространства. Русский язык все еще широко
распространен в государствах Центральной Азии. В свое время он открыл народам
этих государств двери в широкий внешний мир. Перспектива его быстрой замены на
английский в широких масштабах нереальна. Россия мало использует существующую
заинтересованность в научных обменах, совместных проектах, которым также нет
пока альтернативы.
Подводя итог, можно сказать, что за последние годы
обозначилось повышение зависимости России от происходящих в Центральной Азии и
на ее границах процессах. Как представляется, в этих условиях, даже при
отсутствии продуманной государственной стратегии, российским руководством был
сделан вывод о том, что Центральная Азия обладает для нее особой значимостью.
Новая геополитическая ситуация акцентировала специфику ее собственных
обязательств и асимметричность интересов Вашингтона и Москвы в регионе.
Однако отношение Москвы к Центральной Азии должно
формироваться не только под влиянием вынужденных "негативных" интересов, но и с
учетом "полезности" и самоценности этого региона. Как представляется, такое
осознание должно привести к расширению экономических связей, контактов в
гуманитарной области. Российские интересы в Центральной Азии могут быть
обеспечены только тогда, когда ее начнут воспринимать здесь в качестве
выгодного, надежного и заслуживающего уважение партнера.
|