TRIBUNE-uz, 7 февраля 2004 Минная теория и практикаАлишер Таксанов, Центр "Азия-Монитор" (Ташкент)
Узбекистан, Казахстан и Кыргызстан не присоединились к
Международной конвенции по запрещению противопехотных мин, мотивируя это
национальной безопасностью. Насколько соответствует правде это утверждение?
Краткий
обзор
Согласно данным Landmine Monitor, в 2002 году было
зарегистрировано 11,7 тыс. новых несчастных случаев по вине противопехотных мин
или неразорвавшихся снарядов. В это число входит, по меньшей мере, 2,6 тыс.
детей (или 23% от общего числа) и 192 женщины (2%). Менее 15% - это военный
персонал. Таким образом, использование мин в качестве средства достижения
стратегических или тактических целей не эффективна, а ее политическая
составляющая – защита национальной безопасности – просто низка.
В 2002-2003 годах несчастные случаи среди гражданского
населения наблюдались практически во всех регионах мира, в частности, в 20
странах Экваториальной Африки, 15 - Азиатско-Тихоокеанского региона, 15 - Европы
и Центральной Азии, 10 - Ближнего Востока и Северной Африки, а также в 5 –
Американского континента. Значительной проблемой остаются непрекращающиеся
военные конфликты, однако из 65 стран, где были подрывы, в 41 не наблюдались
военных действий. Для 7 из 8 стран причиной были несчастные случаи, а не боевые
операции.
Следует отметить, что из-за сложности фиксирования
минных инцидентов, эксперты предполагают, что в год их происходит от 15 до 20
тыс. Прогресс в сборе данных был достигнут после вступления в силу международных
документов.
В настоящее время 141 государств является участником
Оттавской Конвенции по запрещению противопехотных мин, в частности, за три
последних месяца 2003 года к этому международному документу присоединились
Беларусь, Бурунди, Греция, Сербия и Черногория, Судан и Турция. Все эти страны
осознают опасность использования, распространения и производства подобных
боеприпасов для мирного населения в виду его неизбирательного действия и
неэффективности в военном смысле. Более того, жертвами мин стали граждане 39
стран, которые находились за пределами родины.
47 стран, которые не присоединились к Конвенции, имеют
на своих складах около 200 млн. противопехотных мин. В их числе Китай (110
млн.), Россия (50 млн.), США (10,4 млн.), Пакистан (6 млн.), Индия (около 5
млн.), Южная Корея (2 млн.), а также некоторые страны СНГ.
Из пяти бывших советских республик Центральной Азии к
договору присоединились Туркменистан и Таджикистан. Поразительно то, что в одной
стране не было военных конфликтов, а в другой гражданская война унесла десятки
тысяч жизней, однако и та, и другая предприняли шаги по уничтожению мин.
Узбекистан и Кыргызстан были объектами нападения террористов, однако мины,
которыми они оградили свои территории, не стали препятствиями для наркотрафика и
бандформирований, на них подрывались гражданские лица. Казахстане не пострадал
ни от войн, ни от нападения, между тем не выразил желания уничтожить свой запас
мин.
В мире, по меньшей мере, 36 государств приостановили
производство таких боеприпасов, причем в их числе 6 стран, которые не подписали
Конвенцию. Всемирная торговля противопехотными минами упала до чрезвычайно
низкого уровня контрабанды и незаконной торговли, и серьезным тормозов является
глобальный запрет участников Конвенции. За год было уничтожено 4 млн. мин, и
общее количество уничтоженных составляет 50 млн. единиц.
Узбекистан: позиция по минам не ясна
К сожалению, Узбекистан не присоединился к Договору о
запрете мин. Хотя ранее узбекские власти проявляли заинтересованность в этом
вопросе. В частности, правительственная делегация принимала участие в
Региональном совещании 1997 года, проходившем в Ашгабате. В этом же году
Узбекистан проголосовал в пользу резолюции Генеральной Ассамблеи ООН по запрету
мин. 22 ноября 2000 года официальный Ташкент воздержался при голосовании
Резолюции 57/74 ГА ООН. Следует отметить, что страна является членом Конвенции
по обычным видам оружия и его Протокола II по минам, но не присоединился к
Протоколу II с дополнениями.
Представители узбекского посольства в Москве
присутствовали в ноябре 2002 года на региональной конференции, однако никаких
комментариев не делали. Однако в ноябре 2003 года Узбекистан отказался от
участия в Первой Центрально-Азиатской встрече по противопехотным минам, которая
прошла в Бишкеке. Этим самым республика поставила себя в ситуацию, что проблема
гибели мирных людей на границах, в том числе и собственных граждан, ее мало
волнует. Кстати, Landmine Monitor, отмечает, "что же касается публичных сведений
и степени тяжести минной проблемы в этих странах, то их крайне мало, как,
например… Узбекистане". И это понятно, так как официальные власти республики
стремятся умалчивать об этом, осознавая, что мины – это фактор не военного
значения, а политического давления на соседей в стремлении добиться от них
уступок в погранично-территориальных и водных спорах.
Узбекское правительство заявляло, что мины необходимы
для национальной безопасности. Мол, эти боевые средства являются барьером для
транзита наркотиков, контрабанды оружия и вторжения боевиков из Исламского
движения Узбекистана (ИДУ). В свою очередь, не было никаких убедительных
доказательств об эффективности использования мин и предотвращения
контрабанды.
Позитивной тенденцией является то, что Узбекистан не
производит и не намерен производить противопехотные мины. По мнению экспертов,
минный запас был унаследован после распада Советского Союза, и в их числе
осколочные мины ОЗМ-72, ПОМЗ и взрывные ПМН. Общий объем боеприпасов неизвестен,
возможно, его количество составляет несколько сот тысяч. С другой стороны,
существует мнение, что Узбекистан передавал часть этих запасов афганскому
генералу Рашиду Дустуму для защиты северных провинций от талибов, хотя
официальных подтверждений этому нет.
После прорыва исламских террористов в Узбекистан из
Афганистана через территории Таджикистана и Кыргызстана в 1999 и 2000 годах,
началось активное использование мин на границах. Это не решило проблему с
боевиками (как известно, данную проблему решили США, которые разгромили ИДУ и
талибов во время антитеррористической операции), однако значительно ухудшило и
без того натянутые отношения с Кыргызстаном и Таджикистаном.
По сообщениям зарубежных СМИ, заминирован весь участок
узбекско-афганской границы, а узбекско-таджикская граница заминирована на
70-100%. Вооруженные силы Узбекистана установили минные поля вокруг спорных
участков, в частности анклава Сох в Баткенской области (юг Кыргызстана), вокруг
анклава Шахи-Мардан и вдоль узбекско-кыргызской границы в Ферганской долине.
Кыргызские власти не раз обращались узбекскому
правительству предоставить карты минных полей, чтобы уберечь граждан от
опасности. Однако Ташкент безмолвствовал. А в это время не только домашний скот,
но десятки людей подрывались на скрытых боеприпасах, не осознавая, что эта
территория опасна для передвижения. Проблема заключалась в том, что узбекские
саперы не ставили предупреждения, не огораживали заминированные участки, как это
принято в мире. Почему это не делалось?
Наверное, потому что Ташкент желал в одностороннем
порядке прочертить границу, которая до сих пор не определена. Поясню: до сих пор
между некоторыми республиками существует административная (оставшаяся после
распада СССР), а не государственная граница. В июле 200 года 70%
узбекско-таджикской границы подверглись демаркации, а из 1490 км
узбекско-кыргызской соглашение о демаркации достигнуто по 690 км. Лишь с
Казахстаном и Туркменистаном подписано соглашение о разграничении территории.
Поэтому очень трудно определить, где участок является узбекским, а где
таджикским или кыргызским, и в этих условиях устанавливать мины – давать понять
соседям, что здесь решение принимается не в результате консенсуса.
Кстати, представительство ООН в проекте "Общая оценка
страны. Узбекистан" ссылкой на эксперта Д.Абрамсона написала, что "несмотря на
некоторый прогресс в предоставлении карт минных полей правительствам соседних
государств, считается, что число раненных и убитых от взрывов мин продолжает
увеличиваться". На ноябрьской 2003 года Центрально-Азиатской конференции
сотрудниками Министерства обороны Кыргызстана и местной администрации Баткенской
области было заявлено, что от узбекской стороны никаких карт предоставлено не
было, и поэтому ссылку ООН можно считать неверной. Единственная правда – люди
продолжают гибнуть на узбекских минах. Причем, погибают и узбекские граждане.
Например, известно о гибели трех военнослужащих пограничной службы на
бронетранспортере, которые патрулировали узбекский участок границы. Сведения об
инцидентах с гражданскими лицами умалчивается. Хотя Госдепартамент США сообщил,
что в 2001 году не менее 12 гражданских лиц погибло на узбекской границе, а в
2002 году произошло не менее пяти взрывов, жертвами которых обычно становится
более одного человека. И вообще, нет никакой разъяснительной или
просветительской работы с местным населением об опасности, которые подстерегают
на границе. Вероятно и то, что никакой специальной помощи пострадавшим оказано
не было.
Чтобы предотвратить гибель людей, в марте 2003 годы
кыргызские пограничники изъяли мины с некоторых полей, которые были установлены
Узбекистаном. Сотрудник Министерства обороны Таирбек Мадымаров информировал, что
узбекская сторона "открыто дали понять, что если кыргызские военные будут
раскапывать и взрывать мины, то будут установлено еще больше".
В этом контексте следует сказать, что Узбекистан редко
участвует на встрече командующих пограничных войск СНГ, поскольку там могут быть
нелицеприятные разговоры. В марте 2003 года представители Ташкента не
участвовали на очередном заседании и, естественно, проигнорировали призыв
Кыргызстана убрать мины.
Туркменистан: для чего почти 70 тысяч мин нейтральной
стране?
3 декабря 1997 года Туркменистан, демонстрируя себя в
качестве страны с "позитивным нейтралитетом", подписал Договор о запрете мин, а
19 января 1998 года парламент ратифицировал его. Договор вступил в силу 1 марта
1999 года. 28 февраля 2003 года Туркменистан заявил, что уничтожил минный запас
в объеме 1,105 млн. единиц. Среди них КСФ-1, КПОМ-2, ПМН-3, ПОМЗ-2М, ПДМ-6М.
Между тем, правительство оставило в качестве учебных пособий 69,2 тыс. этих
боеприпасов. Это гораздо больше, чем полагается по Конвенции, и кем-либо из
других участников, пожелавших сохранить подобный запас для тренировочных
целей.
На переговорах в Осло в 1999 году представители стран
пришли к мнению, что объем для учебных целей может подразумевать сотню или
несколько тысяч мин, но не десятки тысяч. Только Бразилия оставила 16,5 тыс.,
еще четыре страны – более 10 тыс., шесть стран – более 5 тыс.
По мнению Новой Зеландии, огромный запас туркменских мин
может рассматриваться как средство для использования при конфликте. Учитывая,
что между Ташкентом и Ашгабатом не раз перебегала черная кошка, и дело доходило
до перестрелок на границе, то данный запас вполне может быть использован для
военных целей. Однако Туркменистан не дал официального пояснения по этому поводу
и не отреагировал на международную критику.
В то же время Туркменистан не принял отдельного закона
по исполнению Договора, как этого требует статья 9 Договора. Кроме того,
правительство проигнорировало встречи, посвященные проблемам использования и
распространения мин.
Было бы справедливым добавить, что туркменская делегация
поддержала Резолюцию 57/74 Генеральной Ассамблеи ООН, направленную на
универсализацию и исполнение Оттавской конвенции. 14 ноября 2001 года
правительство предоставило первый отчет по мерам прозрачности согласно ст.7
Договора, а 19 марта 2003 года было заявлено об уничтожении запасов, за
исключением объема для учебных целей.
Таджикистан: нам мины не нужны
Таджикское правительство приняло решение к присоединению
к Договору 12 октября 1999 года, документ вступил в силу 1 апреля 2000 года. В
качестве национальных мер исполнения были введены статьи 195, 196, 198 и 199
Уголовного кодекса от 1998 года, которые предусматривают наказание за
деятельность, имеющую отношение к трафику оружия и взрывчатых материалов.
Комиссия по исполнению международного гуманитарного
права создала 18 апреля 2002 года Рабочую группу для сбора информации по
проблеме мин, для просвещения общественности и сотрудничества с государственными
органами в этом аспекте.
Таджикистан представил первый отчет по мерам
прозрачности 3 февраля 2003 года. Его минный запас остался от СССР и включает
3,3 тыс. боеприпасов типа ПОМЗ-2М, АМН, ОЗМ-72, МОН-100, МОН-200. Ведется их
уничтожение, которое должно завершиться к 1 апреля 2004 года.
Российские власти уведомили таджикскую сторону, что
российскими военными использовались мины. В Их распоряжении 18,2 тыс. мин, и они
находятся не юрисдикции Таджикистана. Вполне вероятно и то, что на территории
страны сохранились тайники с боеприпасами, оставшимися с гражданской войны.
Нужно добавить, что в республике требуется разминировать
около 700 км дорог и троп, 2,5 тыс. кв. км сельскохозяйственных земель.
Кыргызстан: мы намерены в будущем присоединиться к
договору
Кыргызстан не присоединился к Договору о запрете мин,
однако на встрече с делегацией Международной кампании по запрещению мин (ноябрь
2003 года) первый заместитель министра иностранных дел сказал, что это возможно
в будущем. В настоящее время заминированы труднодоступные высокогорные участки
границы, где не проживают люди и не ведется никакая хозяйственная деятельность.
Случаи подрыва на кыргызских минах не происходило, хотя зафиксированы факты
гибели людей на узбекских минах. С другой стороны, у республики нет финансовых
средств для ликвидации минного запаса.
Кыргызстан воздержался от голосования по резолюции 57/74
ГА ООН, не принимал участие в 2003 году на межсессионных встречах Постоянного
комитета стран-участников Договора.
В феврале 2002 года кыргызскими силами были
разминировано 320 тыс. кв. м территории вдоль узбекской границы, однако процесс
был приостановлен из-за предупреждений со стороны Узбекистана. Последняя гибель
кыргызского гражданина произошла в феврале 2003 года.
Казахстан: ничего не знаем, ничего не видим, ничего не
делаем
Казахстан также не присоединился к Договору, поскольку
рассматривает мины как необходимый и ценный инструмент в борьбе с противниками.
Между тем, республика принимает участие в 4-й Встрече стран-участников Договора,
прошедшем в сентябре 2002 года, а также в мае 2003 года на межсессионной встрече
Постоянного комитета.
При этом правительство воздержалось при голосовании по
Резолюции 57/74 ГА ООН. Кстати, республика не является членом Конвенции по
обычным видам оружия. Хотя официальная Астана заявляла, что не производит
противопехотные мины и с 1994 года существует мораторий на его экспорт, между
тем в зарубежной печати проскользнула информация, что турецкими таможенниками 18
ноября 2002 года был задержан груз, следовавший из Казахстана, с
противопехотными минами.
По некоторым оценкам, минный запас республики
оценивается в 800 тыс.-1 млн. единиц. Многие из них выработали свой ресурс и
угрожают жизням даже на складах. С одной стороны, военные говорят, что в
Казахстане нет минных полей, а с другой дипломаты признаются, что границы
заминированы.
7 января 2003 года на испытательном поле Черник по
узбекской стороне границы погиб казахстанский гражданин.
|