Внимание! Вы находитесь на старой версии сайта "Материк". Перейти на новый сайт >>> www.materik.ru

 

 

Все темы Страны Новости Мнения Аналитика Телецикл Соотечественники
О проекте Поиск Голосования Вакансии Контакты
Rambler's Top100 Материк/Аналитика
Поиск по бюллетеням
Бюллетень №92(15.02.2004)
<< Список номеров
НА ПЕРВОЙ ПОЛОСЕ
В ЗЕРКАЛЕ СМИ
ФОРУМ
ВЕСТИ ИЗ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ
ПРОБЛЕМЫ ДИАСПОРЫ
БЕЛОРУССИЯ
УКРАИНА
МОЛДАВИЯ И ПРИДНЕСТРОВЬЕ
ЗАКАВКАЗЬЕ
СРЕДНЯЯ АЗИЯ И КАЗАХСТАН
ПРАВОВАЯ ИНФОРМАЦИЯ
Страны СНГ. Русские и русскоязычные в новом зарубежье.


Экспресс-К (Казахстан),
3 февраля 2004

ПосраСМИмся!

Лиля Ержанова

Ставка на здравый смысл народных избранников не прошла. В прошедшую пятницу комитет сената по социально-культурному развитию в последний раз обсудил проект нового закона о СМИ и фактически согласился с предложенным вариантом, внеся туда всего восемь совершенно незначительных поправок. 5 февраля эту "беду" вынесут на пленарное заседание верхней палаты.

Председатель комитета сената Куаныш Султанов публично поддержал позицию Министерства информации и заявил, что версия о том, что новый закон принимается для того, чтобы " закрутить гайки", преувеличена. Дескать, закон, безусловно, не идеальный, но в данный исторический момент другого нам и не надо.

Понять депутатскую мягкотелость и податливость легко: накануне выборов народным избранникам не меньше правительства нужны легко управляемые и послушные СМИ. Ерунда, что закон "сырой" (пунктуальное его исполнение может довести ситуацию с телевидением и печатными изданиями в стране до абсурда), он "мертвый" лишь до того момента, пока не потребуются меры воздействия к конкретному СМИ. По проекту нового закона закрыть можно будет абсолютно любое издание. После его принятия все СМИ, послушно подняв лапки, будут вынуждены смирно сидеть на "тумбочке", заглядывая в глаза министерству. Потому как точно следовать букве данного законопроекта все равно что самораспуститься заранее.

- Конечно, закон слабый для СМИ и сильный для уполномоченного органа - Министерства информации. В принципе, при желании по этому закону можно приостановить и закрыть без участия суда любое СМИ... - честно признал и сенатор Уалихан Кайсаров. - Поправки сената, по большому счету, не будут иметь никакого принципиального значения. Я не помню ни одного случая, чтобы на СМИ подали в суд за показ порнографии или эротики. Уполномоченный орган этим обычно не грешит…

Министр информации Сауытбек Абдрахманов на заседании комитета в сенате, говоря о распространении масс-медиа продукции эротического и сексуально-эротического характера, предусмотрительно предупредил сенаторов, что "разговоры на эту тему портят нервную систему". Лично у меня в ходе наблюдений за работой над законопроектом сложилось впечатление, что любой разговор о правах и свободах средств массовой информации не только портит выразителям народных чаяний нервы, но мгновенно вызывает резкую зубную боль.

СМИ хороши лишь тогда, когда всячески "облизывают" и приподнимают народных избранников. Видимо, депутаты думают, что таково призвание журналистов.

"Заступников" у казахстанских газет и телерадиоканалов, как выяснилось, не так уж много. Желающих "построить" - гораздо больше. И каждый парламентарий лучше профессионалов знает, какими должны быть казахстанские масс-медиа. В какой-то момент сенаторы договорились до того, что даже консервативный министр информации вынужден был напомнить им, что Казахстан строит не пуританское, а светское государство.

Вопреки всеобщему увлечению сексуально-эротическими аспектами при обсуждении законопроекта о СМИ (в самом деле, что еще обсуждать мужчинам предклимактерического периода...) сенатор Зауреш Батталова пыталась добиться от г-на Абдрахманова ответа на, казалось бы, простой вопрос: в каких исключительных случаях министерство может самостоятельно приостанавливать деятельность СМИ?

Министр дал убедительный, казалось бы, ответ:

- Любое решение по приостановлению или закрытию средств массовой информации принимается судом или собственником. Уполномоченный орган в лице Министерства информации не имеет права самолично закрыть ни одно издание.

Приостанавливать деятельность лицензии министерство может только в исключительных случаях. Если канал начнет выдавать в эфир антиконституционные призывы, дожидаться начала судебного процесса, а тем более его конца, извините, большой риск. Приостановление вступает в действие буквально на следующий день. Если суд решит, что решение уполномоченного органа незаконно, суд наказывает Министерство информации и принимает решение о возобновлении трансляции…

Увы, эта сказка - для "чайников". С третьей попытки Батталова дожала министра конкретным постатейным раскладом:

- То, что вы говорите сейчас, относится к нормам, которые сомнений не вызывают. Но пункт 4 статьи 8 законопроекта говорит о том, что министерство присваивает себе все три функции: выдачи, приостановления действия и отзыва свидетельства о постановке на учет СМИ. И будет осуществлять их самостоятельно, подменяя собой суд!

К сожалению, ее настойчивость даже в этом конкретном случае ситуацию не изменила. В число восьми поправок, одобренных рабочей группой сената, ее инициатива не вошла. Против - большинство членов рабочей группы.

У политологов есть такое выражение: "СМИ являются зеркалом общества". До обсуждения законопроекта о СМИ лично я была о наших общественных реалиях гораздо более высокого мнения.


Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ