02.02.2004 EURASIANET Казахстан возлагает большие надежды на реформу сельского хозяйстваАсель Нурсекенова
Надеясь на вступление во Всемирную торговую организацию,
казахстанские власти будут осуществлять в 2004 г. амбициозную программу
сельскохозяйственных реформ. Несмотря на рекламу, устроенную президентом
Нурсултаном Назарбаевым, который заявил, что речь идет о крупнейшем в истории
страны вложении средств в сельскохозяйственный сектор, некоторые аналитики
сомневаются, смогут ли предложенные меры преодолеть давний кризис в сельском
хозяйстве.
Казахстанская экономика находится на подъеме, однако
процветание страны прямо связано с развитием нефтегазового сектора. Другие сферы
экономики, особенно сельское хозяйство, страдают неэффективностью. В сельской
местности в Казахстане проживает 43 процента населения страны, и примерно 33
процента сельских жителей живут в бедности.
Примерно каждый пятый казахстанец работает в
сельскохозяйственном секторе, производительность труда в котором упала примерно
на 10 процентов за время, прошедшее после распада Советского Союза в 1991 г.
Несмотря на то, что Казахстан занимает шестое место в мире по производству
зерна, его конкурентоспособность по другим категориям продуктов не столь высока:
на внутреннем рынке доминирует импорт, особенно в обеспечении основных продуктов
питания, таких, как маcло и мясо.
Сторонние наблюдатели выражают озабоченность склонности
Казахстана к так называемой "голландской болезни", когда крупные иностранные
инвестиции в энергетический сектор приводят к ревальвации национальной валюты.
Это, в свою очередь, может нанести серьезный ущерб промышленности и
сельскохозяйственному сектору, цены на продукцию которых на потенциальных
экспортных рынках начинает расти. Если Казахстан не примет мер, направленных на
повышение эффективности сельскохозяйственного производства, в стране может
начаться экономическая стагнация, а в сельской местности повысится уровень
недовольства населения, считают некоторые эксперты.
Властям в Астане известно о существовании этой
опасности, и они стремятся как можно скорее провести реформы. Необходимость
скорейших реформ вызвана отчасти и пониманием того, что, если Казахстан, как и
планировалось, станет к 2006 г. членом Всемирной торговой организации, решить
проблемы на селе будет неизмеримо труднее. Став членом ВТО, Казахстан уже не
сможет, как раньше, прибегать для защиты неконкурентоспособных внутренних рынков
к таким мерам, как торговые барьеры и субсидии.
В августе президент Казахстана Нурсултан Назарбаев начал
самым активным образом настаивать на сельскохозяйственных реформах. В своем
обращении, в котором изложены главные направления политики страны, он заявил,
что сельскохозяйственный сектор должен стать "локомотивом" вступления в ВТО.
Позднее он призвал фермеров к новаторству. "Каждый фермер... должен сейчас об
этом подумать. Вы должны спросить себя: почему не продается моя продукция?
Почему товары импортируются?", – заявил он фермерам Западного Казахстана, одного
из главных зерновых регионов страны, сообщила телекомпания "Хабар".
Поощряя конкуренцию среди фермеров, правительство в этом
году начинает осуществление программы возрождения села, нацеленной на улучшение
"социально-политической атмосферы и... инвестиционного имиджа". В 2004-2006 гг.
Казахстан выделит 204 млн. долларов на строительство больниц, дорог, водопровода
и школ в сельской местности. Правительственный план предусматривает переселение
сельскохозяйственных рабочих из экономически отсталых или экологически опасных
районов в районы развитого сельскохозяйственного производства. Эта программа
рассчитана на три года и является частью шестилетней Государственной программы
развития сельских территорий, одобренной в июле Назарбаевым.
Данная инициатива сосуществует с рассчитанной на три
года и оцениваемой в 1 млрд. долларов кампанией, которая началась в 2003 г. и
направлена на модернизацию сельскохозяйственной инфраструктуры. Государственная
агропродовольственная программа предусматривает применение современных методов
хранения продукции, механизации и обработки сельскохозяйственной продукции, а
также новейших аграрных технологий.
Власти убеждены, что инвестиционные программы, вместе с
принятым недавно законом о частной собственности на землю, достигнут успеха в
деле повышения эффективности сельскохозяйственного сектора. В силу отсталости
средств переработки и хранения продукции, неэффективной ирригационной системы и
дорогостоящей системы транспортировки, сельскохозяйственный сектор в настоящее
время дает менее 9 процентов всей продукции в Казахстане. По планам министерства
сельского хозяйства, программа возрождения села должна будет обеспечивать к 2006
г. по меньшей мере 10-процентный рост сельскохозяйственного производства.
Грегори Глисон, профессор политологии и государственного
управления Университета Нью-Мексико, считает, что комплекс входящих в реформу
мер может повысить интерес к увеличению объемов финансирования фермерского
хозяйства и обеспечить приток иностранных инвестиций в сельское хозяйство.
"Развитие сельского хозяйства необходимо для сбалансированного и долгосрочного
экономического роста в Казахстане", – сказал Глисон.
"Учитывая сравнительно малую численность населения
Казахстана и удаленность страны от мировых рынков, единственным подходящим
кандидатом на диверсификацию является сельское хозяйство", – продолжил он.
Другие аналитики настроены скептически, напоминая о
предыдущих попытках реформирования, когда правительство так и не перешло от слов
к делу. "Правительство часто выражает свою приверженность сельскохозяйственной
реформе, однако не проводит последовательной политики в этой области", – говорит
Дафне Тер-Сакарян, старший эксперт Economist Intelligence Unit. "Для возрождения
села требуется нечто большее, чем лозунги в советском духе".
Успех по большей части зависит от политической воли
Назарбаева, говорит Глисон. "Сельскохозяйственное лобби в Казахстане неоднородно
и расколото на фракции. Над ним в основном довлеют местные политические
интересы", – сказал он. "Пока не будет проявлен существенный интерес со стороны
казахстанского руководства... они [члены сельскохозяйственного лобби], скорее
всего, будут на каждой очередной парламентской сессии откладывать рассмотрение
вопроса [о реформах]".
Некоторые наблюдатели задают вопрос, достаточно ли
средств вкладывает Казахстан в проведение реформ. По данным исследования,
проведенного Азиатским банком развития, Казахстан должен был бы расходовать
более 3 процентов ВВП на экономическое развитие, чтобы получить какие-то
результаты в не связанных с энергетикой секторах. Однако, по данным Всемирного
банка, на программы поддержки сельского хозяйства будет выделено менее 2
процентов ВВП.
Еще одной проблемой является ключевой момент реформы –
казахстанский Земельный кодекс. Согласно принятому в июне закону, казахстанские
граждане могут как продавать землю, так и сдавать ее в аренду на срок до 49 лет.
На сегодняшний день приватизировано более 2500 акров из 205 млн акров земель
сельхозназначения, заявил 24 января телекомпании "Хабар" глава Агентства по
управлению земельными ресурсами Бахыт Оспанов. Районные власти определяют,
сколько земли может быть приватизировано, а цены устанавливаются правительством
в соответствии с требованиями рынка.
Однако цена аренды земли часто гораздо выше той, которую
могут себе позволить фермеры. Например, в Восточном Казахстане за 2,5 акра
запрашивают 506 долларов, что больше трети годового дохода на душу населения.
Земля, взятая в аренду менее чем на пять лет, не может сдаваться в субаренду, а
это означает потенциальную потерю мелкими землевладельцами наиболее
распространенных видов дохода.
В конечном итоге, согласно докладу Коммерческой службы
США, это выгодно крупным сельскохозяйственным компаниям, которые на настоящий
момент представляют менее семи процентов аграрного сектора экономики Казахстана.
Производительность труда, возможно, возрастет, говорится в докладе, однако это
будет происходить за счет фермеров, которые уже не смогут себе позволить
обрабатывать собственную землю.
|