Zamon.info, 4 февраля 2004 Смысл политической реформы в Узбекистане – реальное разделение исполнительной и законодательной властейНадежда Степанова
Создание в Узбекистане двухпалатного профессионального
парламента должно стать первым этапом реформы политического устройства общества,
считает политолог Хотам Абдураимов. По его мнению, на следующей стадии
необходимо произвести разделение исполнительной и представительной властей
областного и районного уровней.
- Нынешний парламент представляет в мировой практике
исключительную структуру. Половину мест в нем занимают представители
исполнительской власти, - отметил политолог. Такой парламент сформирован
неспроста. В первые годы независимости нужна была стабильность в обществе,
потому в него ввели представителей исполнительных органов власти. Но хокимов
избрали в Олий Мажлис не как представителей исполнительной власти, а в качестве
председателей районного и областного советов народных депутатов.
Хоким, который, в первую очередь, является главой
исполнительной власти, на своей административной территории обладает
неограниченной властью. И поскольку хоким един в двух лицах, он у себя вряд ли
станет требовать отчета, а если спросит, сам и ответит.
Смысл реформы - убрать довлеющую часть исполнительской
власти. Парламент по своей сути – орган законодательной власти, который должен
состоять из депутатов, избранных народом. Депутат ответственен исключительно
перед своими избирателями.
Согласно действующему в Узбекистане законодательству
будущая Нижняя палата будут полностью состоять только из граждан республики,
избранных на свободных, равных, тайных выборах. Если хоким любого уровня пройдет
в Олий Мажлис, он должен оставить свою должность и работать исключительно
депутатом.
По мнению Х Абдураимова, политические партии сейчас не
играют большой роли в парламенте. Все думают, после выборов в профессиональный
парламент, положение существенно изменится. На этот счет у политолога свое
мнение.
- В первые годы независимости представители политических
партий республики были избраны в районные и областные Кенгаши, а потом они же
пришли в хокимияты, - говорит он. И забыли вернуться назад. Ныне они оторваны от
своих партийных корней. Партийные лидеры вместо выразителей интересов партийной
массы стали исполнять поручения исполнительной власти в обществе. Многие сейчас
возлагают надежды на новую партию, недавно зарегистрированную в Узбекистане –
Либерально-демократическую. Но она мало, чем отличается от других четырех.
Думаю, судьба данной политической организации обречена.
Реформа политического устройства нашего общества
предполагает реальное разделение исполнительной и представительной властей.
Причем, в результате этого процесса представительная власть должна стать
сильнее, чем исполнительная.
По прогнозу политолога, представители исполнительной
власти вряд ли примут активное участие в парламентских выборах, которые
состоятся в конце нынешнего года. В случае избрания депутатами в Олий Мажлис
хокимы должны будут оставить свои административные должности и заняться
законотворчеством.
Иной точки зрения придерживается известный в Узбекистане
журналист Аъло Ходжаев. Он уверен, что представители исполнительной власти
обязательно воспользуются возможностью пройти в парламент. Поскольку в стране
сложилась такая практика, что хокимов разных уровней меняют каждые 3-4 года. И
руководитель, работающий третий год, опасается в ближайшем будущем оказаться
смещенным. По его мнению такие руководители попытаются воспользоваться
ситуацией, пока владеют обстановкой в своем районе или области, и сделают
попытку пройти в парламент, обеспечив тем самым себе безбедное существование на
ближайшие пять лет.
- В конце концов, есть хокимы, уставшие от дел, такие, у
кого плохо идут дела, да просто люди, желающие почувствовать себя сенаторами, -
сказал Ходжаев. - Убежден, предстоит большая предвыборная борьба.
По словам Абдураимова, сейчас нередко возникают
предложения о введении в Узбекистане выборности хокимов. По словам политолога, у
такой выборности есть две стороны. Сильная заключается в независимости человека,
избранного народом. Слабая - в том, что трудно прогнозировать, каким он станет,
получив нужный ему мандат. Гораздо лучше, когда законодатели – депутаты, за
которыми стоят их избиратели, назначают или избирают хокимов.
|