Как это было ...Лариса Семенова Исполнительный директор Центра информации по правам человека (Таллин)
«Его пример другим наука...»
А.С. Пушкин «Евгений Онегин»
Описать нашу историю меня побудили, во-первых, пожелания
читателей всех возможных СМИ, которые хотели узнать, что же все-таки произошло в
Центре информации по правам человека во время проверки, проведенной Таллинским
налоговым департаментом юридических лиц (ТНДЮЛ) (ныне - Северный налоговый центр
(Pohja Maksu Keskus).
Во-вторых, мне кажется, что история эта поучительная во
всех отношениях...
Вместо пролога
«Уж сколько раз твердили миру...»
«Не надо ссориться с налоговыми органами!», но в жизни
это не всегда получается. В конце 98-го или 99-го года прошлого столетия у нас
произошел небольшой спор с налоговым департаментом по поводу внесения в списки
НКО, которые освобождаются от целого ряда налогов. Первое решение налоговиков
было не в нашу пользу: из списков мы были исключены. Мы опротестовали это
решение, сославшись на его незаконность. Налоговики вынуждены были с нами
согласиться. В ответе по
телефону они уверили нас, что в списки мы будем внесены, а вот
письменного ответа они не дадут. И внесли, но, по всей видимости, запомнили.
Произошло все это накануне рождества и Нового года ...
Начало истории, которую мы
собрались рассказать, совпало с концом столичного департамента социальной
безопасности и интеграции. В связи с этим меня, директора нашего Центра Алексея
Семенова и других сотрудников неоднократно вызывали в КАПО для дачи
показаний о деятельности департамента и комиссии по интеграции, в которую
Семенов входил, а также о деятельности Центра по проектам, финансирование
которых поступало из департамента.
По публикациям в прессе читателю уже известно, что КАПО
в то время проводило расследование по делу руководителей департамента Шера и
Панченко. В беседах с ними следователи не скрывали, что следующей «мишенью»
станет наш Центр, куда они «направят своего ревизора».
С февраля по апрель 2002 г. Центр попал в зону особого
внимания ТНДЮЛ, который стал с регулярностью в неделю «бомбить» нашу организацию
предписаниями. Поскольку бухгалтерия Центра в то время вела бухгалтерский учет
еще одной правозащитной организации – Эстонской Ассоциации прав человека, то
предписания чередовались в адрес то одной, то другой организации, но, заметьте,
все они приходили на адрес
Центра. Наша бухгалтер с трудом успевала их отслеживать. Одними
предписаниями налоговики не ограничились – они чуть ли не каждый день звонили в
наш Центр, хотя до этого времени налоговый департамент нас своим вниманием не
баловал – 2-3 предписания в год, а о звонках и речи не было.
Наконец настал их час! Наша бухгалтер просрочила на
месяц с оплатой налогов Эстонской Ассоциации прав человека, деятельность которой
к тому времени практически была завершена из-за отсутствия действующих проектов.
Налоговики напомнили Ассоциации об этом, но предписание на это раз послали по
... старому адресу
регистрации, и ни Ассоциация, ни наша бухгалтер его не получили. Но
счета Ассоциации были арестованы.
Наш Центр выразил протест по поводу незаконного ареста
счетов Ассоциации как в письменной, так и в устной форме бывшему директору
Айвару Сыерду во время визита к нему. В ответ мы получили предписание о
проведении ревизии и в Ассоциации и в Центре за три предыдущих года, т.е.
с 1999 по март 2002 включительно.
В мае 2002 г. мы представили в ТНДЮЛ 17 пухлых папок с
финансовой документацией. Первый ревизор была удивлена их количеством и
объемом. «Я думала - у вас две-три папочки будет!» - заметила она,
когда нашими папками была заполнена половина комнаты. Инспектор же налогового
департамента на вопрос ревизора в нашем присутствии ответила, что «у нее к
Центру информации претензий нет».
Продолжение истории
Первый ревизор, назначенный для проведения ревизии в
Центре, вскоре уволилась и вот тогда-то, наверное, КАПО сдержала свое обещание.
Вторым ревизором, проводившим у нас ревизию, была г-жа Урсула Подмошенски. Советую читателями запомнить эту фамилию, потому что
по закону субъект ревизии имеет право отвода
ревизора.
Симпатичная молодая девушка вызывала доверие и симпатию.
Кто бы мог предположить, что всю открыто предоставленную ей информацию она так
ловко использует для откровенной фальсификации результатов ревизии? Я не буду
утруждать читателя подробностями. Если кому будет интересно узнать всю
подноготную и технику подтасовки – может обратиться к нам в Центр. Мы поделимся
нашим опытом - он может пригодиться.
Г-жа Подмошенски споро «справилась» с ревизией.
Ревизионный акт был «состряпан» менее чем за 3 месяца, и к концу октября
представлен вышестоящему начальству. Начальство в лице г-жи Карин Кауп,
исполняющей обязанности заведующей IV ревизионным отделом, акт подписало 27
ноября 2002 г.
Получив на руки акт ревизии, мы обнаружили, что,
оказывается, ухитрились «скрыть» от государства 1/3 от всех выплаченных
нами за три года налогов – и это при отсутствии коммерческой деятельности
и наличных от нее!
По содержанию ревизионного акта мы поняли, что без
помощи специалистов по налогам нам не обойтись, и обратились в международную
аудиторскую фирму Ernst & Young Baltic AS. Специалисту по налогам мы
представили для анализа ревизионный акт с приложениями, необходимую
финансовую документацию и исчерпывающие пояснения. В результате он обнаружил
целый ряд ошибок и нарушений закона, допущенных ревизором. Например, им было
указано, что мы имеем право потребовать от налогового управляющего проведение
заключительной беседы, которой не было. Что мы и сделали.
Во время заключительной беседы, которая состоялась 23
декабря 2002 г., представители ТНДЮЛ отказались отвечать на наши вопросы и
возражения. Единственным их ответом было: «Ваше право отразить ваши замечания в
особом мнении, или оспорить в суде». На подготовку особого мнения они нам отвели
всего 2 недели, и представить его мы должны были не позднее 2 января 2003
г.!
Мы отдаем должное высокому
профессионализму и выражаем особую благодарность г-ну Тынису Якобу, главному
специалисту по налогам Ernst & Young Baltic AS, который, не взирая на
рождественские и новогодние праздники, оказал нам неоценимую помощь и
сделал все возможное, чтобы мы смогли представить в срок наши возражения.
Но это еще не конец
истории...
По прошествии одиннадцати месяцев после представления
наших возражений и ровно через год после получения акта ревизии, 2 декабря 2003
мы неожиданно получаем решение о налоге, в котором
нет ничего нового по сравнению с ревизионным актом, если не считать суммы
налога, которая «выросла» на 68 с лишним тысяч крон с учетом процентов ... за те
самые 11 месяцев.
Вы спросите – почему неожиданно. Дело в том, что в
Законе о налогообложении не сказано четко, какое время отводится налоговому
управляющему для принятия решения, но устанавливается, что применяются положения
Закона об административном производстве, если иное не предусмотрено настоящим
законом. А в соответствии с этим законом все сроки истекли. Можно было
предположить, что налоговики с нашими доводами согласились. Но, оказалось, что
они их просто проигнорировали и решили нам очередной раз преподнести
рождественский «подарок»!
У нас оставалось две возможности: представить еще раз
свои возражения уже в вышестоящий республиканский Налоговый и таможенный
департамент или подать жалобу в суд. Мы выбрали первое, потому что еще
оставалась надежда на объективное решение несмотря на то, что обращение в суд
могло оградить нас от ареста банковских счетов. Мы надеялись, что эту крайнюю
меру налоговики применять не будут, так как мы - открытая некоммерческая
организация и не действуем через подставные или оффшорные фирмы.
Но чиновники из ТНДЮЛ думали иначе и в январе наложили
арест на наши банковские счета. До этого момента мы не собирались выносить наши
взаимоотношения с налоговиками на суд общественности несмотря на очевидные
провокации с их стороны. Так, 19 декабря 2002 г. накануне парламентских выборов
во многих СМИ на эстонском языке появились публикации о том, что Центр нарушает
закон и не платит налоги, с фотографией нашего директора Алексея Семенова,
который должен был баллотироваться в списке ОНПЭ. Информация была получена от
налоговых органов незаконно, так как ревизия была не закончена и окончательного
решения не вынесено. Вторая публикация А.Иконникова «Химчистка для денег» в
газете «Эстония» появилась летом 2003 г. и совпала с активизацией деятельности
налоговиков, пригласивших бывших сотрудников Центра для сбора
дополнительной информации уже после окончания ревизии.
Несмотря на эти публикации, мы продолжали «хранить
молчание». У нас были основания предполагать, что это политический заказ, но
были и сомнения и надежда на положительное решение в нашу пользу. Мы прекрасно
понимали, что только в этом случае нам поверят, что мы не мошенники. Но, получив
решение о налоге в конце ноября прошлого года, а тем более после ареста наших
банковских счетов все наши сомнения развеялись. Мы поняли, что нашу организацию
хотят финансово «придушить» и прикрыть, как это произошло с Таллиннским
департаментом социальной безопасности и интеграции. Ведь ревизора почему-то так
интересовали наши взаимоотношения со столичным департаментом и комиссией по
интеграции. Во время одной из бесед со мной она вдруг попросила
прокомментировать публикацию о департаменте в газете «Постимеэс».
Помимо этого всем известно, что финансирование Центра
поступает в основном от зарубежных доноров. Как правило, большинство
организаций-доноров устанавливают сроки для представления заявок на
финансирование в феврале-марте. Многие из этих организаций требуют
подтверждения, что у ходатайствующей о субсидиях организации с налогами все в
порядке, и она не является банкротом.
Решение ТНДЮЛ означало, говоря по существу, умышленное банкротство и закрытие Центра информации по
правам человека – ведущей правозащитной организации в Эстонии и единственной
организации такого рода, которая профессионально занимается помощью
представителям меньшинств.
Следует ли «выносить сор из
избы»?
Следует, если вы действительно хотите избавиться от
всякого рода нечисти и грязи в своем доме! После ареста счетов мы обратились и в
СМИ, и к правительству, и к президенту ЭР, а также к нашим зарубежным
коллегам.
По нашему мнению проведение ревизии в Центре было
необоснованным и нецелесообразным, а ее выводы неверными, предвзятыми и
политически ангажированными. Мы, тем не менее, рассматриваем это как своего рода
положительный опыт. Он позволил нам ознакомиться со сферой, в данном случае с
деятельностью налоговых органов, которая до сих пор оставалась вне
нашего внимания, но которая, по нашему глубокому убеждению, требует бдительного
контроля со стороны общественности, правительства и
парламента. Особенно это касается сферы законотворчества и исполнительной
системы, в которой, несомненно, требуются реформы в преддверии вступления в ЕС,
что предполагает создание цивилизованной европейской, а не «азиатской» системы
взаимоотношений между государством, предпринимательскими структурами и
гражданским обществом.
Мы очень благодарны всем
республиканским и зарубежным СМИ, которые объективно освещали нашу историю. Это
и газета «Молодежь Эстонии», и «Радио 4», которое первым откликнулось, и ЭТВ, и
STV, и Орсент ТВ, и интернет-порталы Delfi, и еженедельник «Вести»,и BNS,
и многие другие зарубежные источники информации. Это была большая моральная
поддержка для нас, и мы думаем - хорошая проверка для наших СМИ на свободу
слова. Мы благодарны нашим зарубежным коллегам-правозащитникам и всем тем, кто
выразил свою солидарность, веру и поддержку.
5 февраля республиканский Налоговый и таможенный
департамент согласился с нашими аргументами и полностью
отменил решение таллинского департамента. 10 февраля, после нудных
проволочек, таллинский департамент подчинился этому решению и выдал нам справку
о том, что никаких налоговых долгов за Центром не
числится.
Трудно судить, повлияли ли наши обращения и внимание СМИ
на решение Налогового и Таможенного департамента? Будем надеяться, что он
руководствовался именно профессиональным долгом и законом. За два года работы с налоговыми органами мы могли
убедиться, что для многих чиновников из налоговых органов профессиональные долг
и честь – не пустой звук.
Мы надеемся, что наш пример послужит наукой не только
тем, кто окажется в такой же ситуации. И налоговые органы, которые содержатся на
средства, налогоплательщиков, будут более ответственно подходить к выбору
субъектов ревизий, проведение которых дорого обходится и
налогоплательщикам и государству. Результаты же нецелесообразно и
непрофессионально проведенной ревизии не оправдывают этих затрат.
Вместо эпилога, или закон есть
закон
Какой бы ни был закон суров – его надо исполнять. Но это
не означает, что его нельзя изменять. Это необходимо делать регулярно, если
законы не выполняет своих функций по реализации общественных интересов и решению
социальных проблем. Надзор за действием законов и их применением на практике
должны осуществлять как государственные институции (суды,
омбудсмены, парламентские комиссии и т.д., в том числе и налоговые
органы), так и общественные организации. В нашем эстонском обществе такие
институции и организации есть, но знают ли они о своих правах и насколько ими
пользуются – остается вопросом. Ревизор, проводившая проверку в Центре,
воспринимала как что-то еретическое мои высказывания о том, что наше
законодательство о налогах и бухгалтерском учете не отражает специфики отношений
в предпринимательстве и «третьем» секторе, что его надо менять. В ревизионном
акте мои замечания по этому поводу и были отмечены как что-то негативное,
доказывающее вину Центра.
У нас существует целый ряд общественных структур: Союз
налогоплательщиков, Союз предпринимателей, Союз юристов, Адвокатура и т.д.
Проводят ли они анализ законодательства, выступают ли они с рекомендациями об
изменении законодательства, насколько они выполняют свою миссию по выражению
общественных интересов? Мне и в нашем Центре практически ничего об этом не
известно. А Вам, читатель?
|