Внимание! Вы находитесь на старой версии сайта "Материк". Перейти на новый сайт >>> www.materik.ru

 

 

Все темы Страны Новости Мнения Аналитика Телецикл Соотечественники
О проекте Поиск Голосования Вакансии Контакты
Rambler's Top100 Материк/Аналитика
Поиск по бюллетеням
Бюллетень №95(01.04.2004)
<< Список номеров
НА ПЕРВОЙ ПОЛОСЕ
В ЗЕРКАЛЕ СМИ
ВЕСТИ ИЗ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ
ПРОБЛЕМЫ ДИАСПОРЫ
БЕЛОРУССИЯ
УКРАИНА
МОЛДАВИЯ И ПРИДНЕСТРОВЬЕ
ЗАКАВКАЗЬЕ
СРЕДНЯЯ АЗИЯ И КАЗАХСТАН
ФОРУМ
ДИСКУССИИ
ПРАВОВАЯ ИНФОРМАЦИЯ
Страны СНГ. Русские и русскоязычные в новом зарубежье.

Вопросы миграции



Русская Правда,
17 марта 2004

Милиция Москвы ужесточит контроль за иногородними

Начальник ГУВД Москвы генерал-лейтенант милиции Владимир Пронин предлагает ужесточить контроль за иногородними. Как сообщил сегодня В.Пронин журналистам, 45% всех раскрытых и расследуемых преступлений в Москве совершают иногородние. При этом в 2003г. в Москве было зарегистрировано 207 тыс. преступлений.

"Мы оказались в непростой ситуации, так как в Москве нет закона, который регулирует миграционную политику столицы как спецсубъекта", - сказал начальник столичной милиции.

По его словам, во всех столицах мира есть какие-либо ограничения в этой области, а Москва находится на равных условиях с другими субъектами РФ. "Мы все силы переориентируем на борьбу с преступлениями, которые совершают приезжие", - подчеркнул В.Пронин.

Вместе с тем начальник ГУВД отметил и ряд других проблем в сфере охраны порядка. В частности, некомплект сотрудников милиции Московского метрополитена составляет 40%. По словам В.Пронина, это означает, что милиция "не перекрывает 40% станций, поэтому данные задачи приходится выполнять с помощью военнослужащих внутренних войск МВД РФ", которые плохо справляются с этим делом.

Сложившуюся ситуацию В.Пронин объяснил, в частности, низким уровнем оплаты труда милиционеров, которые получают "меньше своих коллег" из других силовых структур. Начальник ГУВД сообщил также, что для частичного решения вопроса он выступил с предложением направлять на службу в милицию часть призывников.

В.Пронин отметил, что в настоящее время московская милиция "вынуждена привлекать из других субъектов РФ около 3,5 тыс. молодых сотрудников".




Я не хочу такой России

В.Михайлов

Жизнь русской диаспоры со всеми её проблемами, как это не покажится странным, продолжается и в России. Несуразно, и я бы ещё резче сказал,  безграмотно звучит выражение «русская диаспора в России». Такого не может быть! – скажете Вы. А я Вас поправлю: такого не должно быть! Но, к нашему общему сожалению, это есть. И такое может быть только в России. По всей России русская диаспора составляет около 5   миллионов человек.

По определению учёных мужей, диаспора-это пребывание части народа (этнической общности) вне страны её происхождения при сохранении чувства индентификации со своей родиной.

Начнём с чувств индентификации. Если быть откровенным до конца, то чувством патриотизма  и пониманием сопричастности и единения с русской культурой российские соотечественники переполнены гараздо больее, чем полнокровные граждане России. Если бы этого не было, то они не покидали бы обжитые места, добротные дома, шикарные квартиры; не бросали бы престижную работу и продолжали бы жить там, где они жили десятки лет. Но они не хотят, не желают оставаться в формируемой инородной среде, чуждой их русскому самосознанию. Так что «с сохранением чувства индентификации» никто усомниться не сможет.

Самым уязвимым местом в моей позиции, казалось, должна было бы быть часть формулировки: «пребывание части народа вне страны её происхождения». Понятие «пребывание», на мой взгляд, должно предполагать гражданство,  место жительства, наличие жилья, работы и набор социальных услуг. Имеют ли это наши 5 миллионов соотечественников – диаспорян пребывших в Россию? К глубокому сожалению - нет, не имеют. Россия,  лишив их гражданства (хотя и является правоприемницей СССР), не узаконив место пребывание, не обеспечив жильём и работой, не предоставив социальных услуг,  поставила соотечественников вне своей территории и сделала их диаспорянами на родной земле. Виртуально быть на какой - либо территории не означает  пребывать в стране, в государстве. Чтобы убедиться в этом не надо далеко ходить – моё родное Подмосковье переполнено такими примерами.

Об этом и о многом другом шла речь на встрече главы Серпуховского района, руководителей паспортно – визовой и миграционной службы Московской области с руководителями Форума переселенческих организаций и  членами его Московского областного филиала, которая состоялась     25 марта 2004года в г. Серпухове.

 На повестке дня стояли вопросы:

1.О работе паспортно – визовых служб Московской области по оформлению вида на жительство, гражданства Российской Федерации и регистрации. 

2.Оформление пенсий мигрантам – участникам ВОВ, инвалидам, пенсионерам по старости.

3.Оформление «Свидетельств о рождении» детям иммигрантов, рождённых на территории России, их медицинское обслуживание и выплата детских пособий родителям.

Собравшихся приветствовал глава Серпуховского района Шестун А.В.

О положении вынужденных переселенцев и беженцев в России и роли общественных организаций в защите их прав рассказала в своём выступлении руководитель Форума переселенческих организаций, член правительственной комиссии по миграционной политике Графова Л.И.

 С информацией «О сложившейся ситуации в работе паспортно-визовых служб Московской области с мигрантами-соотечественниками»  выступила   председатель Совета Региональной общественной организации помощи вынужденных переселенцев  и беженцев Московской  области «Свет» Макарова Л.В.

 Представитель Аппарата уполномоченного по правам человека Гончаренко Т.Г., передала озабоченность Лукина В.П. положением мигрантов-соотечественников в России и Московской области и выразила надежду на   положительное решение их проблем.

Затем, слово было предоставлено иммигрантам. От их имени выступили: Андреева А.В.,Котова О.Б., Бондаренко Т.К., Смирнова А.Ф., Абушарипов К, Скачков В.И. и др. Их объединяет одно – отсутствие российского гражданства. И если верить словам г-на Скорика Н.В., начальника областной паспортно-визовой службы, в Московской области таких более 50 тысяч.

Выступавшие говорили, в основном о своих бедах, но из личных проблем вытекало, что работа паспортно-визовых служб Серпуховского, Истринского, Подольского, Чеховского районов поставлена на низком уровне.

Чиновников этих служб отличает высокомерие и хамство, бездушие и некомпетентность.  Переносятся и отменяются дни приёма. Нарушается очерёдность. В работе этих служб превалируют личностные отношения и многие решения принимаются в зависимости от настроения чиновников, что приводит, порой, к нарушению законов.

Ярким примером этих безобразий явилась судьба Т.К.Бондаренко, раскрытая ею в выступлении на встрече.

«Мне уже ничего не хочется, ни России, ни ее гражданства, - говорит эта женщина очень тихо, предельно напрягая связки: голос пропал на нервной почве и, по прогнозам медиков, уже не восстановится никогда, - меня сломали. Я хотела просто спокойно дожить до пенсии, но в 51 год меня не только лишили возможности работать, оторвали от семьи, я начинаю бояться за свою жизнь...»

Семья Т.К. Бондаренко переехала из Украины в подмосковный Серпухов в декабре 2001 года. С помощью родственников купили квартиру. Татьяна Каримовна встала на учет в центр занятости, окончила компьютерные курсы, и по направлению на конкурсной основе была принята в Центральную районную больницу Серпухова, где проработала полтора с лишним года. Муж и сын Т.К. Бондаренко российское гражданство получили по линии матери и бабушки, ей же было отказано по причине «отсутствия основания». И впоследствии положение жены гражданина РФ ничего не изменило: паспортно-визовая служба Серпухова продолжает отказывать ей в получении гражданства.

В августе прошлого года доведенная до отчаяния женщина разослала письма с ксерокопиями документов, собранных ею на вид на жительство, в Президентскую канцелярию, в МВД Грызлову, в ГУВД Крыхтину, в Паспортно-визовое управление Московской области, депутатам Жириновскому, Хакамаде, Глазьеву, с просьбой разъяснения ее статуса. Оригинал документов был направлен начальнику Серпуховского УВД.

Перед комиссией по вопросам гражданства при Президенте РФ за Т.К. Бондаренко ходатайствовал комитет Госдумы по делам СНГ и связям с соотечественниками. В последнее время в проблему включилась член правительственной комиссии по миграционной политике Л.И. Графова.

Однако ответная реакция на эти письма «по инстанциям» приобрела у ОВИРа Серпухова форму карательных мер. В больницу, где работала Бондаренко, зачастили сотрудники милиции с проверкой паспортного режима. Администрация больницы была оштрафована за «отсутствие разрешения на привлечение иностранной рабочей силы».

Не выдержав психологического давления, Татьяна Каримовна уволилась по собственному желанию и обратилась в суд для установления юридического факта постоянного проживания в РФ с 04.12.01, подтверждаемого листком убытия и штампом в паспорте. Суд, состоявшийся 12 марта сего года, оставил заявление без рассмотрения. И в тот же день в РКЦ по месту проживания Татьяны Каримовны поступило распоряжение вычеркнуть ее из списка квартиросъемщиков.

На сегодняшний день эту женщину, ничем не обременившую ни город Серпухов, ни Российскую Федерацию, по одной лишь прихоти паспортно-визовой службы сделали изгоем, по сути, вытеснили из общества, в которое она была интегрирована еще с 2001 года, с которым она связана правом рождения на территории СССР, языком, культурой, семьей. От украинского гражданства, автоматически полученного ею после распада СССР, она отказалась. Сейчас искусственным путем став нелегалом, она считает, что у нее действительно есть основания бояться за свою жизнь.

Много ли стоит жизнь нелегала в нашей стране?

Миграционная карта - документ, контролирующий поток мигрантов в РФ. На пункте погранконтроля делается отметка о въезде, при выезде из России карту изымают. Считается, что таким образом контролируется временное проживание иностранцев в России. Но как свидетельствуют осведомленные люди, на самом деле изъятые миграционные карты тихо сжигаются на тех же пунктах погранконтроля. В точности, как и тонны других бумаг, накапливаемых деятельностью паспортно-визовых служб.

Нынешний закон «Об иностранных гражданах в РФ» приравнивает ближнее и дальнее зарубежье: у китайца, итальянца и украинца одни и те же проблемы. Безвизовые отношения с Украиной уже отменены, а визовые еще не введены.

Срок миграционной карты ограничен тридцатью сутками. Раньше гастарбайтеры  (трудовые мигранты), вынуждены были пересекать границу и возвращаться обратно, полу­чив на руки новую миграционную карту. Сейчас дело поставлено на поток, что облегчает жизнь всем, прибывшим из Украины: стоимость карты на Киевском вокзале дешевле билета - всего четыреста рублей. Пол-Москвы скупают миграционные карты у проводников, купивших их в свою очередь за полтинник у тех же сотрудников погранконтроля. Проверить фиктивность миграционной карты невозможно: это обычные карты со штампом, датой пересечения границы и реальным серийным номером.

Приравнявших Т.К. Бондаренко к гастарбайтеру, то есть временному наемному рабочему-иностранцу ни сколько не смутило то    обстоятельство, что границу она пересекла лишь однажды с целью обосноваться в России на постоянное место жительства еще до того, как был принят новый закон о гражданстве и об иностранцах. Закон, как известно, обратной силы не имеет. Хотя народная мудрость недаром уверяет «закон - что дышло...»

До 1 июля 2002 г. понятия «временного проживания» не было. Для россиян и граждан СНГ, в том числе и украинцев, существовал один порядок оформления регистра­ции, без каких-либо ограничений. Но с 1 ноября 2002 года законодательство ужесточилось, изменились правила игры, поэтому ОВИРы получили предписание выдавать миграционные карты на месте.

Теперь за девяносто суток временной регистрации люди должны определяться со своим правовым статусом: или покинуть РФ, или подавать заявление на временное проживание. Большинство определиться не успевают. Причин может быть сколько угодно, но все сводятся к одной: отсутствие внятной и своевременной информации, как со стороны визовых служб, так и у самих ОВИРов. В ОВИРе «мертвый» сезон, о котором будет сказано ниже, оправдывают отсут­ствием инструкций. Однако отрикошетило это по людям, для которых унизительная необходимость каждые три месяца занимать очередь в кабинеты ОВИРа с ночи прочно вошла в жизнь.

Муж Т.К. Бондаренко получил российское гражданство 13 марта 2003 года, и она должна была сразу начать оформление своего гражданства. Но за два дня до этого инспектор ОВИРа Е.А. Петухов пригрозил ей депортацией на Украину, если она не заполнит миграционную карту. На попытки отказаться (не сегодня-завтра муж становится гражданином) инспектор заявил, что не продлит ей регистрацию. Написав заявление на заполнение карты, Татьяна Каримовна стала собирать документы на оформление гражданства, и тут вдруг ей объявили, что по новому законодательству все, что ей положено, - вид на жительство. Так она стала не «проживать» на территории РФ, а временно «пребывать».

Все лето она, как и многие другие, собирала документы для получения вида на жительство. А на кабинетах ОВИРа висело странное объявление: никакие документы не принимаются с апреля. В результате законодательная пауза с определением статуса граждан затянулась в Серпуховской паспортно-визовой службе аж на семь месяцев!

3 марта 2004года, как обычно через каждые три месяца, Т.К. Бондаренко пришла продлевать регистрацию. И вдруг продлили ее лишь на семь дней, мотивируя тем, что через семь дней истекает срок выданной ей миграционной карты.

Депортировать ее некуда - она лицо без гражданства. Сейчас изможденную столкновением с государственными чиновниками женщину ставят перед перспективой «большого круга»: все начинать заново. То есть, сначала нужно пересечь границу, а после, для того чтобы устроиться на работу, приобрести лицензию, которая стоит около ста долларов. И главное: нужно открыть счет в банке и положить на него восемнадцать тысяч рублей. Стоимость прочих бумаг, которые она собрала за эти годы (как выяснилось – в корзину) и должна будет собрать еще, также исчисляется в совокупности многими тысячами рублей. Ведь перевод текста одной лишь печати в московском агентстве – как минимум 120 рублей.

На самом деле, это огромный финансовый поток, одно русло этого потока уходит на содержание чиновничьей армии, а – другое?

Новые поправки Президента, внесенные в Федеральный Закон «О гражданстве РФ», гласят, что проживающие до 1 июля 2002 года на территории РФ и состоящие в браке с гражданином РФ не менее трех лет, получают гражданство по льготной категории. Суд отказался установить факт проживания. И тридцать два года замужества, оказывается, не в счет: ведь гражданином «новой» России муж Т.К. Бондаренко стал лишь год назад.

От паспортно-визовой службы Московской области выступил её начальник     Скорик Н.В. и начальник паспортно-визовой службы Серпуховского района Фёдоров А.В. Они согласились с критикой прозвучавшей в их адрес со стороны выступавших и призвали общественные организации к сотрудничеству. Для более тесного контакта и конструктивного взаимодействия Скорик Н.В. предложил создать общественный совет по проблемам вынужденных переселенцев и беженцев. В состав Совета он рекомендовал включить  представителей  паспортно-визовой службы области и района.

Для более широкого охвата работой нуждающихся и оперативного решения проблем на местах, признано целесообразным создание выездных групп специалистов.

 Было решено провести учёбу работников отделов.

В заключении, г-н Скорик Н.В. попросил протокольно оформить все высказанные жалобы, просьбы, предложения и заверил присутствующих, что большинство из них будут решены в кратчайшие сроки.

По окончании встречи был избран Совет по проблемам вынужденных переселенцев и беженцев, в который вошёл представитель Института диаспоры и интеграции (Институт стран СНГ) Михайлов В.П.

В публикации использованы материалы предоставленные организаторами встречи.


Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ