Экономика Приднестровья в 2003 годуГеннадий Коненко
Несмотря на целый ряд негативных факторов (осуществление
Кишиневом мер, направленных на ограничение экономической самостоятельности
Приднестровья и наносящих серьезный ущерб его экономике и развитию
внешнеэкономических связей; резкое падение сельскохозяйственного производства
из-за неблагоприятных погодных условий, главным образом; практическое отсутствие
внешнего финансирования; неконвертируемость приднестровского рубля за пределами
региона; наличие значительного по объему сектора «теневой» экономики и т.д.),
можно, тем не менее, констатировать, что в ПМР после экономического спада
2002 г. удалось стабилизировать ситуацию в целом и по многим макроэкономическим
показателям в 2003 г. превзойти результаты предыдущего года.
Так, в 2003 г. отмечен рост внутреннего валового
продукта на 22%, который в денежном выражении превысил 2,19 млрд. рублей ПМР или
280 млн. долл. США (1 долл. = 7,8 руб. ПМР). Хотя, если брать за основу наиболее
благополучный в экономическом отношении 2000 г., то увеличение ВВП составило
всего только 2,7% (ВВП в 2000 г. равнялся 273,4 млн. долл. США, в 2002 г. – 230
млн. долл.). В Министерстве экономики ПМР полагают, что в 2004 г. с учетом
темпов роста промышленного производства, экспорта и новых поступлений от
приватизации ВВП может достигнуть цифры в 288,5 млн. долл.
США.
За 11 месяцев 2003 г. увеличение объема промышленной
продукции превысило 40%, а объем реализованной продукции вырос за это время
почти на 60%. Такая разница происходит из-за того, что в 2002 г. многие
предприятия ПМР работали на «склад». Спад в производстве и реализации готовых
товаров тогда составлял от 25% до 50%.
По нашему мнению, восстановить утраченные позиции в
значительной степени удалось благодаря процессу приватизации, который из стадии
теоретической и законодательной перешел в практическую плоскость. Прямая выручка
государства от приватизации в 2003 г. превысила 100 млн. долл. США. Министр
экономики ПМР Е,Черненко называла в одном из своих интервью цифру в 71 млн.
долл. (на ноябрь). Однако в декабре были проданы электротехнический
машиностроительный завод «Прибор» (около 0,63 млн. долл.) и Молдавская ГРЭС (29
млн. долл.). Приватизированные предприятия значительно расширили производство, в
т.ч. за счет создания новых рабочих мест, модернизации и технического
перевооружения приобретенных заводов и других промышленных объектов. Например,
Молдавский металлургический завод (ММЗ) после покупки в 2003 г. оставшейся части
госпакета акций увеличил производство на 70%, завод ароматизированных вин – на
29%, «Молдавкабель» - в 2,5 раза (в январе 2004 г. на этом предприятии выпустили
продукции уже в 5 раз больше, чем за аналогичный период прошлого года). К этой
группе успешно функционирующих предприятий можно отнести также обувную фабрику
«Данастр», маслоэкстракционный и крахмальный заводы в Бендерах, птицефабрику в
Григориополе и др., которые существенно нарастили производство и реализацию
своей готовой продукции.
Немаловажным фактором в преодолении экономических
трудностей было изменение юридического статуса многих предприятий, особенно
ориентированных на экспорт, после их приватизации, что позволило частично или
даже полностью снять проблемы, связанные с их внешнеэкономической
деятельностью.
Оборот по реализации продукции всех промышленных
предприятий превысил 2,7 млрд. руб. ПМР или примерно 350 млн. долл. США (с
учетом продукции, произведенной в 2002 г. – прим. автора).
По подсчетам Минэкономики и Минпрома ПМР, в 2004 г.
объемы продукции могут составить в сопоставимых ценах ориентировочно такую
же цифру.
Подводя экономические итоги 2003 г., министр экономики
Е.Черненко отметила, что в истекшем году получил свое развитие и малый бизнес.
Хотя по-прежнему свыше 50% предприятий малого бизнеса зафиксировано в сфере
торговли, малые предприятия появились и в промышленности – 12,3%, и строительном
деле – 6,4%, и в коммунальном хозяйстве – 6%. Объем выпущенной продукции малого
бизнеса вырос на 47%, объем продаж – на 50,3%, что по стоимости составило 2,3
млн. долл. США.
Данных по сельскому хозяйству в опубликованных
материалах Минэкономики, к сожалению, не имеется. Известно, что неблагоприятные
климатические условия весны и лета 2003 г. ухудшили и без того тяжелое положение
в этой отрасли экономики. Был собран, пожалуй, самый низкий за последнее время
урожай зерновых – 16,3 тыс. тонн (в 2002 г. было почти на порядок выше). Ниже
были показатели по сахарной свекле, овощам, бобовым и др. На уровне 2002 г. или
чуть больше удалось собрать кукурузы, винограда, подсолнечника, а также
фруктовых семечковых культур.
Надо полагать, что неблагоприятная ситуация в сельском
хозяйстве побудила приднестровские власти искать выход на пути развития частного
аграрного сектора. В апреле 2003 г. в Приднестровье был проведен референдум по
вопросу о частной собственности на землю, однако большинство населения на этот
раз не поддержало правительство и проголосовало против этой инициативы. В марте
2004 г. в ПМР было упразднено министерство сельского хозяйства, функции которого
переданы Минэкономики.
Специалисты-аграрники надеются, что, несмотря на
нехватку посадочного материала и горючего, все же удастся завершить посевную
кампанию вовремя. По их мнению, в 2004 г. объем аграрного производства может
увеличиться на 5%, а, возможно, и более.
По инвестициям в приднестровскую экономику за весь
2003 г. нет полных данных. Однако за 9 месяцев в основной капитал было вложено
24 млн. долл., в т.ч. в приватизированные предприятия – 9,5
млн. долл. Увеличение капиталовложений составило за год 18,7%. Следует отметить,
что на протяжении последних трех лет инвестиции осуществлялись как государством,
так и самими предприятиями. В год они возрастали примерно на 15-16%.
Внешняя торговля имеет для Приднестровья исключительно
важное значение. Построенные здесь в советское время крупные промышленные
предприятия поставляли свою продукцию в основном за пределы Молдавии,
практически во все республики бывшего СССР, а также на экспорт, как ныне
говорят, в страны дальнего зарубежья. Эта направленность деятельности ведущих
предприятий Приднестровья сохранилась и в настоящее время.
Внешнеторговый оборот ПМР в 2003 г. увеличился, по
словам министра экономики Е.Черненко, более чем в 1,5 раза. Экспорт за 11
месяцев по отношению к аналогичному периоду 2002 г. вырос почти в 2 раза (на
98,8%), импорт – на 28%. Окончательных данных по внешней торговле ПМР за весь
год также пока нет. Опубликованные же цифры за 9 месяцев 2003 г. дают такую
картину: экспорт составил 306,8 млн. долл. США (154,3 млн. долл. - в 2002
г.), импорт – 402,5 млн. долл. (312 млн. долл. - в 2002 г.).
География приднестровского экспорта и импорта весьма
обширна. Это страны СНГ (Россия, Украина, Молдова), страны Евросоюза (Италия,
Германия, Португалия, Испания, Греция), страны Центральной и Восточной Европы
(Румыния, Болгария). Из других стран, с которыми торгует Приднестровье, следует
назвать, прежде всего, Китай, Тайвань, Алжир, Египет, а также до последнего
времени США.
Страны СНГ по-прежнему занимают в приднестровском
экспорте ведущие позиции: 127 млн. долл. США или 41,5% от общего его объема,
затем идут страны ЕС – 98,2 млн. долл. или 32% экспорта, в страны ЦВЕ
приднестровцы поставили товаров на 36,5 млн. долл. или 12% всего экспорта
ПМР.
Следует подчеркнуть, что в последние годы наблюдается
значительный рост экспорта в страны ЕС. В 2003 г. экспорт в ЕС увеличился более
чем в 2 раза, и Приднестровье имеет положительное сальдо в торговле с этой
группой стран.
По странам ЕС экспорт распределился так – на первом
месте прочно закрепилась Италия (32,2 млн. долл. США), затем идут Германия и
Португалия (по 13,6 млн. долл.), за ними следует Испания (13,5 млн. долл.).
Из стран СНГ первое место в экспорте ПМР занимает Россия
(58,3 млн. долл. США или 19% экспорта), затем идет Молдова (53,3 млн.
долл.).
В структуре экспорта преобладает продукция черной
металлургии – 150,3 млн. долл. США (49% экспорта). Продукция вывозится в 47
стран мира.
Второе место занимает текстиль и текстильные изделия
(15% всего экспорта), которые закупаются 20 странами.
Большой удельный вес (11%) в экспорте занимают поставки
электроэнергии (33,5 млн. долл.). Основной потребитель Молдова. (Тирасполь
рассматривает РМ как внешнего партнера по торговле, в том числе и по причине
того, что ввозимые из Приднестровья товары облагаются Кишиневом пошлиной, как и
товары из третьих стран – прим. автора).
Машины и оборудование, изготовленные в Приднестровье,
вывозились в Россию, Украину, Латвию (14,3 млн. долл. США).
В структуре импорта в 2003 г., как и ранее, преобладали
энергоносители и сырьевые товары. Из 402,5 млн. долл. импорта на долю этой
товарной группы пришлось 107,8 млн. долл. Далее идут закупки машин и
оборудования и продовольственные товары. В 2003 г. Приднестровье импортировало
мяса и мясных полуфабрикатов на 23,5 млн. долл. США, сахара – на 20 млн. долл.,
алкогольных напитков – на 15,6 млн. долл., зерновых и хлебных изделий – на 3,5
млн. долларов.
По странам СНГ на первое место в импорте ПМР вышла
Украина (141,7 млн. долл. США), которая увеличила поставки металлолома (в 2,7
раза), а также другого сырья и продовольствия. Затем идет Россия (96,3 млн.
долл.), являющаяся основным поставщиком в Приднестровье энергоресурсов и других
сырьевых товаров, а также машин и оборудования. Из энергоносителей главным
товаром российского экспорта в ПМР был и остается природный газ (63,8 млн.
долл.).
Страны ЕС в импорте ПМР занимают второе место (65,2 млн.
долл.). За ними идут страны ЦВЕ (55,8 млн. долл. США).
Республиканский бюджет ПМР был сверстан по доходам и
расходам в сумме 762,8 млн. рублей или 97,8 млн. долл. США. Но на настоящий
момент имеются лишь конкретные параметры его исполнения за 9 месяцев 2003 г.,
которые изложены в отчете, подготовленном Бюджетным управлением, налоговой
службой и казначейством ПМР. Цифры в отчете представлены следующие: доходы
получены в размере 171,8 млн. руб. (22 млн. долл.), израсходовано бюджетных
средств на сумму в 231 млн. руб. (29,6 млн. долл.). Итого по доходам и расходам
бюджет был исполнен в сумме 402,8 млн. руб. ПМР или 51,6 млн. долл. США.
Представляется, что с исполнением бюджета за весь 2003
г. у приднестровцев были серьезные трудности, которые, однако, удалось
преодолеть за счет поступлений в казну средств от продажи в конце года
упоминавшихся выше завода «Прибор» и Молдавской ГРЭС (около 30 млн. долл.). И,
видимо, с учетом предстоящей в 2004 г. приватизации Минфин ПМР и др.
ведомства подготовили довольно амбициозный по масштабам Приднестровья бюджет на
этот год.
По доходам он должен достигнуть 450 млн. руб. (около 60
млн. долл. США), по расходам – 560 млн. руб. (около 72 млн. долл.), что
соответственно должно составить 20% и 25% к ВВП региона в 2004 г.
Основными статьями доходов будут (и были в 2003 г.)
налоги на экспорт и импорт. Главную надежду руководство ПМР по-прежнему
возлагает на гиганты приднестровской индустрии – Молдавский металлургический
завод (ММЗ) в Рыбнице, Молдавскую ГРЭС в Кучургане, Тираспольский текстильный
концерн «Тиротекс», заводы «Молдавкабель» и «Прибор» в Бендерах и др.
Минэкономики и Минпром планируют провести в 2004 г.
приватизацию еще 75 средних и мелких предприятий, относящихся к строительной,
автотранспортной и деревообрабатывающей промышленности, а также таких крупных
предприятий, как Тираспольский завод «Электромаш» и бендерская фабрика «Тигина».
Уже в первом квартале 2004 г. предполагается получить от продажи перечисленных
предприятий более 19 млн. долл. США.
Вторым источником доходов бюджета будут, как и раньше,
налоговые поступления, прежде всего, подоходный налог и введенный в качестве
эксперимента единый фиксированный сельскохозяйственный налог. В 2003 г. ставка
подоходного налога была уменьшена до 15%, что способствовало росту доходов по
этому виду налога сразу на 66% (в денежном выражении – на 2 млн. долл.). В
Приднестровье недавно вступил в силу новый Налоговый кодекс, на который здесь
возлагают большие надежды, т.к. в 2004 г., согласно принятому бюджету,
необходимо будет собрать доходов на 36% больше, чем в 2003 г.
Бюджетные расходы, запланированные в сумме 560 млн. руб.
(72 млн. долл.), пойдут, главным образом, в социальную сферу – на пенсионное
обеспечение, заработную плату бюджетникам, здравоохранение, образование,
культуру и спорт, а также на поддержание общественного порядка, укрепление
обороноспособности и безопасности.
Всего на социальные нужды в 2003 г. было направлено
более 58% расходной части бюджета. Благодаря приватизации и росту доходов от
экспорта удалось подправить дела в социальной области – были несколько повышены
заработная плата, пенсии и пособия социально незащищенным слоям населения.
Номинальная заработная плата выросла на 44% и составила 432 руб. (55,3 долл.
США), средняя -на 30% и составила 455 руб. (58,2 долл.). После январского
повышения 2004 г. средняя зарплата достигла 78 долларов.
Средний размер пенсий равняется 18 долл. США, тогда как
прожиточный минимум исчисляется сегодня в 40 долл., а, по подсчетам Федерации
профсоюзов Приднестровья, он равняется 50 долл. Правда, президент ПМР И.Смирнов,
выступая 22 марта перед журналистами, заявил, что нынешний бюджет
предусматривает ежеквартальную индексацию пенсий и их увеличение к концу
2004 г на 12%. Ясно, что это еще не решение проблемы пенсионеров.
В 2003 г. были сохранены на прежнем уровне низкие тарифы
на коммунальные услуги. В этой сфере приднестровские расценки выглядят гораздо
привлекательнее, чем тарифы в Молдове. Один кВт/час электроэнергии обходится для
основной массы населения ПМР в 2,5 раза дешевле, чем в РМ, а для пенсионеров – в
3,9 раза. Отопление 1 кв.м жилплощади в Приднестровье стоит в 6,5 раза меньше, а
плата за воду на одного человека в 5,6 раза меньше, чем в Молдове.
Среднестатистический человек в ПМР выделяет на квартплату 24,7% своего
заработка, тогда как в Молдове – более 80%.
Вместе с тем, инфляция в регионе росла более высокими
темпами, чем это было предусмотрено (вместо запланированных 12%, за 11 месяцев
2003 г. она увеличилась на 30%). А в связи с этим реальное повышение жизненного
уровня населения было весьма незначительным. Свою отрицательную лепту внес и
существенный рост цен на продовольствие – до 36% (первопричина – рост цен на
зерновые) и промышленные товары широкого спроса на 19,6%.
Из других негативных явлений экономического и
социального характера нужно назвать, во-первых, все еще высокий уровень
безработицы, хотя власти называют цифру всего в 3 тыс. человек. На самом деле
число безработных гораздо больше, это т.н. скрытая безработица – работающие
неполную рабочую неделю, находящиеся в долгосрочных отпусках и т.п. Во-вторых,
отток рабочей, в т.ч. квалифицированной, силы за рубеж. По некоторым подсчетам,
в поисках лучших заработков Приднестровье покинуло около 100 тыс. человек. На
наш взгляд, эта цифра сильно преувеличена, т.к. все население ПМР в настоящее
время, по оценке специалистов, насчитывает немногим более 620- 630 тысяч
граждан.
Внешняя задолженность Приднестровья на 1 января 2004 г.
превысила 1 млрд. долл. США, из которых около 890 млн. долл. приходится на долги
и пени за поставленный российский газ. Этот «газовый» долг постоянно растет,
т.к. уровень расчета за текущие поставки никак не может выйти на 100%-ую
отметку.
Российское правительство, учитывая переживаемые регионом
трудности, а также стремясь побудить тираспольские власти более активно
содействовать вывозу из Приднестровья наших вооружений и боеприпасов, хранящихся
на складах бывшей 14-й армии, приняло решение о сокращении приднестровского
долга за газ на 100 млн. долл. США. К сожалению, по вине Кишинева, Москва
технически пока не может выполнить свое обязательство перед Приднестровьем.
Приднестровское руководство и экономисты считают, что в
Приднестровье есть необходимые резервы для выполнения намеченных планов по
увеличению объемов производства, экспорта, сокращению разрыва между экспортом и
импортом, для исполнения напряженного бюджета 2004 г. по всем параметрам. Но при
том условии, как сказала министр экономики Е.Черненко, что Кишинев перестанет
Приднестровью в этом мешать.
Дело в том, что в Молдове уже давно нацеливаются на
приднестровскую собственность и доходы от экспорта ведущих предприятий региона.
Как известно, приднестровцы после распада Советского Союза и разрыва с Молдовой
сумели сохранить промышленный и научно-технический потенциал и квалифицированные
кадры, тем более, что Московский Меморандум от 8 мая 1997 г. давал Приднестровью
право самостоятельно осуществлять свою экономическую, торговую, культурную
деятельность, пока идет переговорный процесс по определению его статуса.
В последние годы Кишинев вкупе с некоторыми западными
странами старается лишить Приднестровье этой самостоятельности, пусть даже в
нарушение упомянутого Меморандума и других достигнутых в ходе переговоров по
урегулированию приднестровской проблемы договоренностей. Этим целям служит
изменение Кишиневом в одностороннем порядке в сентябре 2001 г. таможенных
правил, навязывание приднестровским экономическим агентам регистрации в
соответствующих молдавских ведомствах. Одновременно в оправдание своих
дискриминационных шагов по отношению к Приднестровью из Кишинева раздаются
обвинения в адрес приднестровских властей в покровительстве контрабандной
деятельности, незаконной торговле оружием, наркотиками и т.д. и т.п. (ни одного
доказанного факта на этот счет молдавской стороной до сих пор так и не было
предъявлено).
Вот и на днях министр реинтеграции РМ В.Шова заявил о
необходимости пресечь «незаконный» вывоз из Приднестровья за пределы республики
(т.е. Молдовы – прим. автора) товаров и осуществляемые Приднестровьем
«незаконные» импортные операции. Можно подумать, что Кишинев к производству на
территории Приднестровья экспортных товаров имеет какое-то отношение, или что
Тирасполь должен спрашивать у молдавских властей разрешение на закупку
необходимых региону сырьевых, промышленных и продовольственных товаров.
Конечно, промышленный и экспортный потенциал
Приднестровья во многом помог бы Кишиневу решить его экономические и финансовые
проблемы. Но пока это «чужой каравай», а на него, как говорится, … посягать
всегда считалось предосудительным.
|