Время новостей, 17 марта 2004 Россия не уступит никому свое место в СНГК.Лабецкая
На пространстве Содружества Независимых Государств
(СНГ), чаще именуемом постсоветским, все активнее действуют США, НАТО и
Евросоюз. Не противоречит ли это российским интересам? Об этом рассказал первый
заместитель главы российского МИДа, спецпредставитель президента России в
государствах - членах СНГ в ранге федерального министра Вячеслав ТРУБНИКОВ.
- Пространство СНГ - естественная традиционная зона
российских интересов. А сама Россия точно такая же зона интересов для ее
партнеров по Содружеству. Курс на развитие добрососедских отношений с СНГ -
важнейший приоритет нашей внешней политики. Но в условиях бурно развивающегося
процесса глобализации ни одно государство или региональное объединение не может
остаться обособленным. Мы не намерены указывать партнерам по СНГ, как и с кем
строить отношения. Однако исходим из того, что наши партнеры, например по
Организации Договора о коллективной безопасности, не нарушат взятые на себя
союзнические обязательства (ОДКБ создана 18 сентября 2003 года. В нее входят
Армения, Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Россия, Таджикистан. - Ред.).
- И нас не смущает проникновение НАТО в СНГ?
- Вместе с партнерами по СНГ мы готовы к углублению
сотрудничества с НАТО, прежде всего к налаживанию ее взаимодействия с ОДКБ. Это
особо актуально, если учесть, что НАТО активно участвует в операциях в
Афганистане. От объединения возможностей этих двух военно-политических союзов в
выигрыше будут и их члены, и все международное сообщество. Противодействие же
этому будет означать реанимацию "холодной войны". Мы к этому не стремимся и ждем
того же от НАТО. Но процесс расширения Альянса, его приближение к границам
России мы не приветствуем по одной причине: НАТО должно трансформироваться из
военного блока в политическую организацию. Сейчас же в НАТО развиваются процессы
противоречивые. Внутри Альянса еще существуют силы, мыслящие категориями
"холодной войны".
- НАТО рассчитывает на усиление сотрудничества с Россией
по Афганистану. Неужели Россия туда вернется спустя 15 лет?
- У нас нет таких планов. Возможна помощь в критических
ситуациях, но не военное присутствие.
- Уход США из Средней Азии увязывается с завершением
афганской антитеррористической кампании. Но конца ей не видно.
- Сложно ставить временные пределы военному присутствию
международных сил содействия безопасности или коалиционных сил, занятых
ликвидацией остатков "Аль-Каиды" и "Талибана". До нормализации ситуации в
Афганистане действительно еще далеко.
- Не "эхом ли холодной войны" стало уклонение Запада от
ратификации адаптированного Договора об обычных вооружениях в Европе (ДОВСЕ) под
предлогом того, что сохраняется военное присутствие России в Грузии и
Приднестровье?
- У нас линия на конструктивные отношения с США и НАТО.
Но временами наши партнеры от нее отступают, вбрасывая мысль, что без ликвидации
военных баз России в Грузии ратификация ДОВСЕ невозможна. Попытки поставить нам
в вину "невыполнение стамбульских обязательств" расцениваем как надуманный
предлог для затягивания ратификации соглашения об адаптации ДОВСЕ. Россия
полностью и досрочно выполнила все обязательства по выводу ограничиваемых
договором вооружений и техники из Грузии и Молдавии. Мы существенно приблизились
и к решению проблем, не имеющих отношения к ДОВСЕ, - это закрытие российских
военных баз в Грузии и вывоз военного имущества из Приднестровья. Юридических
препятствий для начала процесса ратификации соглашения об адаптации ДОВСЕ не
существует. Мы призываем наших партнеров приступить к нему без искусственных
затяжек.
- То есть наши базы в Грузии - вопрос лишь диалога
Москвы и Тбилиси?
- Нам нужно определиться по срокам и формату нашего
пребывания там. И пока что третья сторона нам здесь не нужна. Полагаем, что
заявленный конструктивный подход нового руководства Грузии поможет нам
возобновить переговорный процесс в двустороннем формате. Мы ведь давно не
встречались и не обсуждали проблему ликвидации наших баз.
- На вывод наших баз из Грузии действительно уйдет 11
лет?
- От этого мы начали танцевать в ходе переговоров. Но по
мере укрепления наших экономических и финансовых позиций мы можем и сократить
этот срок за счет собственных усилий. До каких пределов - определять нашим
военным.
- Американское финансирование - "за скобками"?
- На данном этапе - да.
- Еще одним конфликтом интересов Запада с Россией
называют Шанхайскую организацию сотрудничества (ШОС).
- Никакого конфликтного заряда здесь нет. Цели
организации - стабильность в регионе и безопасность шести стран-членов (Россия,
КНР, Казахстан, Киргизия, Таджикистан и Узбекистан. - Ред.). Есть широкие
перспективы для сотрудничества ШОС с США в антитеррористической и
антинаркотической сферах. Не собирается ШОС отгораживаться и от НАТО.
Рассчитываем, что такое видение сущности ШОС возобладает в мире и положит конец
кривотолкам.
- Не свидетельствует ли о противоречиях с Россией
повышенное внимание Запада к конфликтам на пространстве СНГ?
- Конфликты - проблема общемировая. В деле их
урегулирования на пространстве СНГ не может быть и речи о каком-то нездоровом
соперничестве с США или ЕС. Россия никогда не отказывалась от самого широкого
международного взаимодействия, от придания миротворческим контингентам в зонах
конфликтов на пространстве СНГ статуса международных региональных, с участием
СНГ, ООН, ОБСЕ. Но попытки урегулирования "принуждением к миру" - большое
заблуждение. Они силой загоняют конфликты внутрь. Мы против непродуманной,
поспешной ломки сложившихся форматов урегулирования.
- Вы согласны с политологами, предлагающими
переориентировать Россию исключительно на постсоветское пространство как державу
сугубо региональную?
- Не согласен. Россию уже в силу ее исторической и
геополитической значимости нельзя замкнуть в региональные рамки, пусть и столь
масштабные, как СНГ. Уверен, наша страна займет подобающее ей место, став одним
из полюсов в многополярном мироустройстве. У нас уже есть для этого формальные
признаки: принадлежность к ядерному клубу, постоянное членство в Совбезе ООН.
Роль России как великой державы, безусловно, будет определяться ее экономической
мощью. Мы медленно, но уверенно наращиваем экономический потенциал. В рамках СНГ
это Евразийское экономическое сообщество, Единое экономическое пространство.
Россия выступает локомотивом интеграционных процессов на бывшем советском
пространстве, что чрезвычайно ответственно и трудно. И тем, кто боится этой
ответственности, по душе тезис, что наши партнеры по СНГ много требуют от
России, но мало ей дают, а посему якобы следует с ними разойтись. Но реалии
таковы, что наше место тут же будет занято другими. Такой шаг был бы крайне
опрометчив.
|