Российские вести, №11. 24-30 марта 2004 Секретный фарватер ТашкентаАлик Назаров
Ислам
Каримов догадывается о будущем, но не может его изменить
Усиление контактов Узбекистана с рядом союзников из
числа членов Евроатлантического Сообщества проходит на фоне жесткой критики с их
стороны существующего в стране режима. Эта загадка, вероятно, скоро будет
отгадана. Но не действующим президентом страны.
Попытки официальных властей проводить "управляемые
реформы" в политической области, предпринятые летом-осенью 2003 года, вскоре
были свернуты их инициаторами. Глава страны, президент Ислам Каримов, судя по
всему, решил ограничиться минимальным набором действий, призванных
продемонстрировать его намерение модернизировать политическую и экономическую
систему. Последующий нажим на оппозицию да и просто политически активных граждан
лишний раз подтвердил тезис, высказывавшийся специалистами (а не оптимистично
настроенными дилетантами): официальный Ташкент боится реальных перемен.
Примечательным фактом на этом фоне стала активизация
американской дипломатии в Узбекистане и резкая критика со стороны Вашингтона
действий властей страны в политической и экономической областях. Попытки
объяснить двойственность позиции заокеанских миссионеров заинтересованностью США
в Узбекистане как наиболее последовательном военном союзнике в регионе и
нежеланием американской администрации разделять ответственность с узбекским
режимом за явно недемократичное поведение последнего вряд ли состоятельны.
Ситуация, складывающаяся в этой центральноазиатской
стране - члене СНГ, Шанхайской организации сотрудничества и Организации
Центрально-Азиатского сотрудничества, отличается исключительным своеобразием. С
одной стороны, ее президент хочет представить себя как наиболее
последовательного сторонника США и НАТО в регионе, а с другой, глава Узбекистана
желает проводить ту внутреннюю политику, которая позволила бы ему делать все,
что он желает. Разумеется, подобная двойственность официального Ташкента
начинает раздражать как его "главного" союзника, так и, кстати сказать, коллегу
по СНГ - Россию. Подавление всех политических партий и движений, демонстративное
обвинение всех оппонентов в радикальном исламизме и ужесточение режима в целом -
все это свидетельствует о слабости режима и его неконкурентоспособности. Однако,
судя по всему, ситуация все-таки будет развиваться не по сценарию Ислама
Каримова, а вопреки ему. Внутри страны существуют реальные силы, способные
объединиться и получить серьезную поддержку извне. Не зря узбекские власти чинят
препятствия при регистрации международных организаций, занимающихся
социально-гуманитарной деятельностью. Не исключено, что и в самом правящем
классе Узбекистана существуют группы лиц, рассматривающих нынешний режим явно
скептически.
Попытка Ислама Каримова нанести упредительные удары
потребует от него не только серьезных кадровых замен, но и пропагандистского
прикрытия. Последнее, кстати, все больше начинает раздражать общественное
мнение, в котором циркулируют совсем иные идеи, нежели те, которые
распространяет официальная пропагандистская машина режима. Чувствуя для себя
опасность на внутриполитической арене, глава Узбекистана хотел бы не допустить
проникновения в свою вотчину "чужаков". Но именно здесь и существует главная
проблема: сотрудничество с Евроатлантическим Сообществом может проходить в
рамках партнерства, а не дружбы двух "осажденных крепостей", в каждой из которых
местный феодал делает все, что пожелает.
Поэтому весьма симптоматичным стал "восточный марш"
Ташкента, когда на недавней встрече глав служб безопасности Организации
Центрально-Азиатского сотрудничества, проходившей в казахстанском городе
Чимкент, председатель СНБ Узбекистана Рустам Иноятов был одним из самых активных
участников. Не исключено, что власти Узбекистана начинают подозревать Вашингтон
в подготовке "революции роз" по грузинскому сценарию. Судя по ряду материалов,
размещенных на оппозиционных Каримову сайтах и ориентированных на сторонников
конфессиональной исламской оппозиции, такие опасения разделяют и противники
узбекского президента из этого спектра политической жизни страны. В сложившейся
ситуации не исключено блокирование тех из них, кто может считаться властями
умеренными, с тем, чтобы не допустить такого развития ситуации. Насколько
прочным будет подобный союз, говорить сейчас рано, но сам по себе он не
исключен, хотя официальный Ташкент по-прежнему заявляет о борьбе с политическим
исламом. В любом случае режиму придется искать союзников как внутри страны, так
и за ее пределами.
|