Независимая газета, 31 марта 2004 Геополитический рынок в СНГ.
Лидеры
стран Содружества отчаянно торгуются с Москвой и Вашингтоном, пытаясь подороже
«продать» свою дружбу.
Михаил Маргелов, председатель комитета по международным
делам Совета Федерации.
В
эпоху «электронной глобализации» распространилось мнение, что геополитика себя
изжила. Аргументы при этом сводятся к тому, что теперь для доступа к ресурсам
любой страны не нужно ни прямо, ни косвенно в ней присутствовать.
Но, чтобы информация была принята, а содержащаяся в ней
установка выполнена, в месте получения нужен лояльный адресат. Иначе посланный
сигнал будет всего лишь спамом, засоряющим всемирную паутину. Международный
порядок, конечно, устанавливается не в виртуальном, а в реальном пространстве.
Интерес к территориям с их ресурсами или транзитами у мировых игроков не
остывает. Неважно, кем этот интерес подогревается – государствами или
наднациональными институтами.
По старым геополитическим чертежам возводятся новейшие
глобальные конструкции по осям Восток–Запад и Север–Юг, идет вытеснение России
на северо-восток. Стремление совокупного Запада идет не только путем расширения
НАТО и Евросоюза, но проявляется и в активных, возглавляемых США действиях на
всем постсоветском пространстве.
СНГ входит в число естественных приоритетов внешней
политики России. Ее интересы здесь непосредственно пересекаются с интересами
США, а вслед за ними ЕС и НАТО. Причем политика России отягощена недавним
союзным прошлым, ведется инерционно, с постоянной оглядкой на угрозу обвинений в
империализме, в «непризнании новых политических реалий» и проч. А США совершенно
открыто следуют, «без всяких приседаний», четкой геополитической установке. Суть
ее – вторжение в Евразию и нейтрализация полюса, представляющего потенциальную
угрозу американскому доминированию в однополярном мире.
В последнее время Москва перестала «стесняться» своих
национальных интересов, в том числе и в СНГ. Такие же интересы обнаружились и у
бывших союзных республик, что создало предпосылки для нормальных консенсусных
отношений.
Правда, лидеры этих государств, понимая объективность
соперничества России и США на постсоветском пространстве, используют возможность
торговать геополитическим положением своих стран. В ход идут лозунги о благе
народов и даже о продвижении модернизации. Зная особенности политической
культуры и некоторые свойства элит бывших союзных республик, можно полагать, что
главные мотивы торга – стремление лидеров новых стран обрести
безальтернативность и «несменяемость».
Бывшие союзные республики следуют советской модели,
выколачивая из Москвы льготы и преференции, на предоставление которых приходится
соглашаться. Причем главам стран СНГ не обязательно открыто шантажировать бывшую
метрополию возможностью своей западной ориентации. Просто эти страны
географически расположены так, что Россия вынуждена поддерживать их – ради
стабильности по южным или западным границам. И даже деликатничать в разрешении
проблем разной степени ущемления прав русских, волей судеб оставшихся в ближнем
зарубежье.
Режимы эти в большинстве своем авторитарны, а сами
государства (за исключением, может быть, Казахстана) модернизируются слабо.
Оппоненты власти в этих странах настроены антироссийски. Поэтому надежность
позиций России там определяется устойчивостью позиций местных режимов.
Политически союзнические и экономически покровительственные отношения со многими
странами СНГ в известной степени подрывают авторитет России на западном
направлении ее политики. Приходится сопоставлять выигрыши от стабильности с
проигрышами в репутации.
Но и в этих условиях интересы России в СНГ заявлены. Нам
хотелось бы если не дружеских, то корректных отношений. Мы заинтересованы в
бесконфликтности постсоветского пространства, поскольку следствием таких
конфликтов может быть нежелательное вовлечение в них России. Россия – против
каких-либо угроз со стороны бывших союзных республик, в том числе и со стороны
сил, которые могут использовать их территории для транзитных антироссийских
акций.
Москва прилагает усилия по созданию общей системы
безопасности в СНГ и единого экономического пространства, в состав которого уже
вошли Россия, Белоруссия, Казахстан и Украина. Но бесконфликтности и интеграции
на постсоветском пространстве мешают геополитический рынок с участием в нем
западных покупателей и связанная с этим непредсказуемость поведения
руководителей отдельных стран СНГ.
Примером такого торга может служить поведение
руководства Молдавии, которое (не без участия западных советников) в одну ночь
отклонило ранее устраивавший его российский проект урегулирования в
Приднестровье.
Долгое время Минск считался самым верным союзником
Москвы в СНГ. Внешнеполитический курс Белоруссии был в орбите
внешнеполитического курса России. Проект Союзного государства признавался
мировым сообществом в качестве главного геополитического проекта в рамках
Содружества. Запад, конечно, критиковал президента Белоруссии, включив его в ряд
«последних диктаторов», таких как Саддам и Милошевич. Но портить из-за Лукашенко
отношения с Россией Запад не хотел. Лукашенко это вполне устраивало. Под
прикрытием переговоров об интеграции он укреплял личную власть. На попытки
получить прямой ответ о форме и содержании союза последовала нервическая
словесная реакция Лукашенко. А его выражения по поводу «спора хозяйствующих
субъектов» двух независимых стран в дипломатическом лексиконе обычно
предшествуют объявлению войны.
Пикировка навела Запад на мысль, что Лукашенко как
надежный партнер добровольно уходит из российской орбиты. И теперь чиниться с
ним нечего: очередное предложение на геополитическом рынке СНГ созрело. Была
срочно консолидирована оппозиция, причем одновременно и пророссийская, и
антироссийская. На политическом горизонте президента Белоруссии замаячила
«бархатная революция».
Всякая революция – это государственный переворот, смена
власти. Так что эволюция предпочтительнее и в российско-белорусских отношениях.
Лишь бы она не стала политическим застоем, который легко превращается в плохо
прогнозируемый «политический отстой».
|