ВЕСТИ ИЗ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ
Депутат Государственной Думы Константин Затулин предложил отреагировать на расширение сотрудничества Украины с НАТО
Депутат Государственной Думы Константин Затулин внес
проект заявления Государственной Думы «Об отношении к законодательному
оформлению присутствия вооруженных сил НАТО на территории Украины» (публикуется
ниже). Эта инициатива вызвана вступлением в силу Меморандума «О взаимопонимании
между Кабинетом министров Украины и штабом Верховного главнокомандующего
объединенных вооруженных сил НАТО». Согласно отдельным положениям этого
документа предусматривается возможность развертывать войска альянса в пределах
страны, а также использовать ее как транзитное государство. Причем теперь это
может происходить без согласования с украинским парламентом.
12 апреля, выступая перед журналистами в Москве,
заместитель министра иностранных дел РФ Владимир Чижов выразил озабоченность в
связи с развитием сотрудничества Украины и НАТО. "Мы считаем, что этот
меморандум идет дальше, чем принципы сотрудничества между НАТО и
странами-партнерами. Поэтому, естественно, мы внимательно следим за этим. Я бы в
первую очередь сослался на декларацию о государственном суверенитете от 1990
года, где законодательно закреплен неблоковый статус Украины", - сказал
Чижов.
Проект заявления Государственной Думы, внесенный
Константином Затулиным, будет рассматриваться на пленарном заседании 16
апреля.
Проект заявления Государственной Думы Российской Федерации «Об отношении к законодательному оформлению присутствия вооруженных сил НАТО на территории Украины», внесенный депутатом Госдумы РФ К.Ф. Затулиным
Президент Украины Леонид Кучма 7 апреля 2004 года
подписал принятый 17 марта Верховным Советом Украины закон о ратификации
Меморандума о взаимопонимании между Кабинетом министров Украины и штабом
Верховного главнокомандующего объединенных вооруженных сил НАТО в
Атлантике и штабом главнокомандующего объединенных вооруженных сил НАТО в Европе
в отношении обеспечения поддержки операций альянса со стороны Украины. Этот
документ устанавливает процедуры и правила, облегчающие быстрый доступ войск
НАТО на территорию Украины, в том числе для проведения наступательных
операций, и наряду с другими положениями устанавливает ответственность сторон за
сохранение конфиденциальности в сотрудничестве Украины со структурами
альянса.
Государственная Дума Федерального Собрания Российской
Федерации, отмечая 31 марта 2004 года в своем Заявлении «В связи с расширением
НАТО», что указанный процесс не способствует укреплению стабильности и
безопасности в Европе, выразила особую озабоченность тенденциями к
международно-правовому оформлению присутствия вооруженных сил НАТО на территории
государств-членов Содружества Независимых Государств. Принятый на Украине закон
о взаимоотношениях со структурами НАТО, по мнению депутатов Государственной
Думы, противоречит внеблоковому статусу Украины и нарушает соответствующие
статьи Договора о дружбе, сотрудничестве и партнерстве между Российской
Федерацией и Украиной от 31 мая 1997 года.
Депутаты Государственной Думы Российской Федерации
выражают глубокое сожаление в связи с принятием и подписанием украинской
стороной закона о ратификации меморандума о взаимопонимании между Украиной и
НАТО, переводящего в практические договоренности планы нового продвижения
структур НАТО на Восток.
Государственная Дума считает необходимым обратиться к
Президенту Российской Федерации В.В.Путину и Правительству Российской Федерации
с предложением о проведении безотлагательных консультаций с Украиной в
соответствии со статьей 7 Договора о дружбе, сотрудничестве и партнерстве между
Российской Федерацией и Украиной.
Государственная Дума уверена, что дальнейшее развитие
особых, дружественных отношений Российской Федерации с Украиной должно строиться
исходя из реального учета ее руководством озабоченности Российской Федерации,
связанной с усилением угрозы ее обороне и безопасности.
Россия - Украина. ЕЭП, граница, Керченский пролив.
20 апреля состоится синхронная ратификация пакета
российско-украинских договоров «О едином Экономическом Пространстве», «О
государственной границе между Россией и Украиной» и «Договора между
РФ и Украиной о сотрудничестве в использовании Азовского моря и Керченского
пролива» Государственной Думой России и Верховной Радой Украины. Предлагаем
Вашему вниманию тексты этих документов. О том, как прошло утверждение договоров
парламентами России и Украины, Вы сможете узнать в следующем номере нашего
бюллетеня, а также на ленте новостей информационного портала «Материк».
Договор между Российской Федерацией и Украиной о российско-украинской государственной границе
Российская Федерация и Украина, именуемые в дальнейшем
«Договаривающиеся Стороны», руководствуясь целями и принципами Устава
Организации Объединенных Наций, а также положениями Хельсинкского
Заключительного акта, основываясь на положениях Договора о дружбе,
сотрудничестве и партнерстве между Российской Федерацией и Украиной от 31 мая
1997 года, исходя из необходимости урегулирования вопросов прохождения
российско-украинской государственной границы в целях дальнейшего
укрепления дружественных, добрососедских отношений между народами России и
Украины, договорились о нижеследующем:
Статья 1
В настоящем Договоре под термином «российско-украинская
государственная граница», далее – «государственная граница» или «граница»,
понимается линия и проходящая по этой линии вертикальная поверхность,
разделяющие государственные территории (сушу, воды, недра и воздушное
пространство) Договаривающихся Сторон от точки стыка государственных границ
Российской Федерации, Украины и Республики Беларусь до точки, расположенной на
берегу Таганрогского залива.
Статья 2
Российско-украинская государственная граница проходит
так, как это указано в Описании прохождения государственной границы между
Российской Федерацией и Украиной (Приложение 1) и изображено сплошной линией
красного цвета на картах государственной границы между Российской Федерацией и
Украиной (Приложение 2).
Описание и карты государственной границы, прилагаемые к
настоящему Договору, составляют его неотъемлемую часть.
Статья 3
Любые естественные изменения, которые могут происходить
на местности, не меняют положения российско-украинской государственной границы,
определенной настоящим Договором, если не будет достигнуто договоренности об
ином.
Статья 4
Стык государственных границ Российской Федерации, Украины
и Республики Беларусь определяется соответствующим международным договором.
Статья 5
Урегулирование вопросов, относящихся к смежным морским
пространствам, осуществляется по соглашению между Договаривающимися
Сторонами в соответствии с международным правом. При этом ничто в настоящем
Договоре не наносит ущерба позициям Российской Федерации и Украины относительно
статуса Азовского моря и Керченского пролива как внутренних вод двух
государств.
Статья 6
Настоящий Договор подлежит ратификации и вступит в силу с
даты обмена ратификационными грамотами.
Совершено в г. Киеве 28 января 2003 г. в двух
экземплярах, каждый на русском и украинском языках, причем оба текста имеют
одинаковую силу.
За Российскую Федерацию В.В.Путин
За Украину Л.И.Кучма
(С текстами Приложений можно будет
ознакомиться на сайте www.materik.ru)
Договор между Российской Федерацией и Украиной о сотрудничестве в использовании Азовского моря и Керченского пролива
Российская Федерация и Украина, далее именуемые
Сторонами, руководствуясь отношениями дружбы и сотрудничества между народами
России и Украины, исторически сложившимися братскими узами между ними;
руководствуясь положениями Договора о дружбе, сотрудничестве и партнерстве между
Российской Федерацией и Украиной от 31 мая 1997 года, а также Договора между
Российской Федерацией и Украиной об российско-украинской границе от 28 января
2003 года; отмечая важное значение Азовского моря и Керченского пролива для
экономического развития России и Украины;
будучи убеждены в том, что все вопросы, касающиеся
Азовского моря и Керченского пролива, должны решаться только мирными средствами
совместно или по согласию России и Украины; исходя из необходимости сохранения
Азово-Керченской акватории как целостного хозяйственного и природного комплекса,
используемого в интересах России и Украины; договорились о нижеследующем:
Статья 1
Азовское море и Керченский пролив исторически являются
внутренними водами Российской Федерации и Украины.
Азовское море разграничивается линией государственной
границы в соответствии с соглашением между Сторонами.
Урегулирование вопросов, относящихся к акватории
Керченского пролива, осуществляется по соглашению между Сторонами.
Статья 2
1. Торговые суда и военные корабли, а также другие
государственные суда под флагом Российской Федерации или Украины,
эксплуатируемые в некоммерческих целях, пользуются в Азовском море и Керченском
проливе свободой судоходства.
2. Торговые суда под флагами третьих государств могут
заходить в Азовское море и проходить через Керченский пролив, если они
направляются в российский или украинский порт или возвращаются из него.
3. Военные корабли и другие государственные суда третьих
государств, эксплуатируемые в некоммерческих целях, могут заходить в Азовское
море и проходить через Керченский пролив, если они направляются с визитом или
деловым заходом в порт одной из Сторон по ее приглашению или разрешению,
согласованному с другой Стороной.
Статья 3
Российско-украинское сотрудничество, в том числе
совместная деятельность в области судоходства, включая его регулирование и
навигационно-гидрографическое обеспечение, рыболовства, защиты морской среды,
экологической безопасности, а также поиска и спасания в Азовском море и
Керченском проливе, обеспечиваются как реализацией имеющихся соглашений, так и
заключением, в соответствующих случаях, новых договоренностей.
Статья 4
Споры между Сторонами, связанные с толкованием и
применением настоящего Договора, разрешаются путем консультаций и
переговоров, а также другими мирными средствами по выбору Сторон.
Статья 5
1. Настоящий Договор подлежит ратификации и вступает в
силу с даты обмена ратификационными грамотами Сторон.
2. Изменения и дополнения к настоящему Договору
оформляются отдельными протоколами, вступающими в силу в соответствии с
процедурой, описанной в пункте 1 настоящей Статьи.
Совершено в г. Керчь 24 декабря 2003 года, в двух
экземплярах, каждый на русском и украинском языках, причем оба текста имеют
одинаковую силу.
За Российскую Федерацию В.В.Путин
За Украину Л.И.Кучма
Соглашение о формировании Единого Экономического Пространства
Республика Беларусь, Республика Казахстан, Российская
Федерация и Украина, именуемые далее Сторонами, стремясь содействовать
экономическому и социальному прогрессу своих народов, повышению уровня их жизни;
движимые стремлением укрепить экономики Сторон и обеспечить их гармоничное
развитие, последовательно проводя экономические реформы для дальнейшего
углубления многостороннего экономического сотрудничества и усиления
интеграционных процессов путем достижения взаимовыгодных договоренностей по
формированию Единого экономического пространства (далее – ЕЭП); признавая при
этом право Сторон определять сове участие в процессе формирования ЕЭП с учетом
их готовности к дальнейшему углублению интеграционных процессов; подтверждая
дружественные отношения, связывающие государства и народы, желая обеспечить их
процветание, основываясь на общепризнанных принципах и нормах международного
права; принимая во внимание Заявление Президентов Республики Беларусь,
Республики Казахстан, Российской Федерации и Украины от 23 февраля 2003 года;
согласились о нижеследующем:
Статья 1
С целью создания условий для стабильного эффективного
развития экономик Сторон и повышения уровня жизни населения Стороны приступают к
процессу формирования ЕЭП.
Под Единым экономическим пространством Стороны понимают
экономическое пространство, объединяющее таможенные территории Сторон, на
котором функционируют механизмы регулирования экономик, основанные на единых
принципах, обеспечивающих свободное движение товаров, услуг, капитала и рабочей
силы и проводится единая внешнеторговая и согласованная, в той мере и в том
объеме, в каких это необходимо для обеспечения равноправной конкуренции и
поддержания макроэкономической стабильности, налоговая, денежно-кредитная и
валютно-финансовая политика.
Стороны стремятся содействовать:
развитию торговли и инвестиций между Сторонами,
обеспечивающему устойчивое развитие экономик Сторон на базе общепризнанных
принципов и норм международного права, а также правил и принципов ВТО;
укреплению единства и развитию экономических потенциалов,
а также повышению конкурентоспособности экономик Сторон на внешних рынках.
Статья 2
Поэтапное решение задач углубления интеграции
обуславливается выполнением Сторонами принятых обязательств и фактическим
решением следующих задач:
формирование зоны свободной торговли без изъятий и
ограничений, предполагающей неприменение во взаимной торговле антидемпинговых,
компенсационных и специальных защитных мер на базе проведения единой политики в
области тарифного и нетарифного регулирования, единых правил конкуренции,
применения субсидий и иных форм государственной поддержки;
унификация принципов разработки и применения технических
регламентов и стандартов, санитарных и фитосанитарных норм;
гармонизация макроэкономической политики;
создание условий для свободного движения товаров, услуг,
капитала и рабочей силы;
гармонизация законодательств Сторон в той мере, в какой
это необходимо для функционирования ЕЭП, включая торговую и конкурентную
политику;
формирование единых принципов регулирования деятельности
естественных монополий (в сфере железнодорожного транспорта, магистральных
телекоммуникаций, транспортировки электроэнергии, нефти, газа и других сферах),
единой конкурентной политики и обеспечение недискриминационного доступа и
равного уровня тарифов на услуги субъектов естественных монополий.
Статья 3
Стороны в соответствии с указанных в статьях 1 и 2
настоящего Соглашения целями и задачами осуществляют мероприятия,
предусмотренные Концепцией по формированию Единого экономического пространства,
прилагаемой к настоящему Соглашению и являющейся его неотъемлемой частью.
С целью реализации настоящего Соглашения Стороны
разработают Комплекс основных мер по формированию Единого экономического
пространства.
Статья 4
Координация процессов формирования и функционирования ЕЭП
осуществляется соответствующими органами, структура которых формируется с учетом
уровня интеграции.
Органы ЕЭП создаются на основе сочетания
межгосударственных элементов и принципа передачи части полномочий Сторон единому
регулирующему органу с постепенным повышением значимости последнего.
Осуществление координации и управления формированием и
функционированием ЕЭП на межгосударственном уровне обеспечивается Советом глав
государств (далее – СГГ).
Количество голосов каждого государства-участника в рамках
СГГ распределяется исходя из принципа «одно государство – один голос». Решения
СГГ принимаются консенсусом.
Стороны учреждают единый регулирующий орган ЕЭП, которому
они на основе международных договоров делегируют часть своих полномочий.
Его решения являются обязательными для выполнения всеми Сторонами.
В едином регулирующем органе ЕЭП решения по всем вопросам
принимаются взвешенным голосованием. Количество голосов каждой из Сторон
определяется с учетом ее экономического потенциала. Распределения голосов
устанавливается на основе соглашения Сторон.
Любая Сторона имеет право внести в СГГ предложение о
пересмотре решения единого регулирующего органа ЕЭП.
Отдельным международным договором будет предусмотрен
механизм компенсации, если принятое решение наносит существенный экономический
ущерб одной или нескольким Сторонам.
Статья 5
ЕЭП формируется поэтапно, с учетом возможности
разноуровневой и разноскоростной интеграции.
Переход от одного этапа к другому осуществляют те
Стороны, которые в полном объеме выполнили мероприятия, предусмотренные в
предыдущем этапе Комплекса основных мер по формированию Единого экономического
пространства.
Стороны присоединяются к международным договорам,
обеспечивающим формирование и функционирование ЕЭП, по мере готовности. При этом
каждая Сторона должна соблюдать согласованную последовательность присоединения к
таким международным договорам. Ни одна из Сторон не может препятствовать другим
Сторонам ускоренно продвигаться к более высокой степени интеграции.
Разноуровневая и разноскоростная интеграция означает, что
каждая Сторона самостоятельно определяет, в каких из направлений развития
интеграции или отдельных интеграционных мероприятиях она принимает участие и в
каком объеме.
Статья 6
Правовой основой обеспечения формирования и
функционирования ЕЭП являются международные договор и решения органов ЕЭП,
заключаемые и принимаемые с учетом законодательств Сторон и в соответствии с
общепризнанными нормами и принципами международного права.
Статья 7
Споры и разногласия между Сторонами относительно
толкования и/или применения положений настоящего Соглашения разрешаются путем
проведения консультаций и переговоров.
Статья8
Настоящее Соглашение открыто для присоединения других
государств, разделяющих его цели и принципы, на условиях, согласованных со всеми
Сторонами настоящего Соглашения.
Для присоединяющегося государства настоящее Соглашение
вступает в силу со дня получения депозитарием последнего уведомления Сторон Ио
согласии на такое присоединение.
Статья 9
По взаимному согласию Сторон в настоящее Соглашение могут
вноситься изменения и дополнения, которые оформляются отдельными протоколами,
являющимися неотъемлемой частью настоящего Соглашения и вступающими в силу в
порядке, предусмотренном статьей 10 настоящего Соглашения.
Статья 10
Настоящее Соглашение вступает в силу со дня получения
депозитарием последнего письменного уведомления о выполнении Сторонами
внутригосударственных процедур, необходимых для его вступления в силу.
Статья 11
Настоящее соглашение заключается на неопределенный
срок.
Каждая сторона может выйти из настоящего соглашения,
направив письменное уведомление об этом депозитарию не менее чем за 12 месяцев
до выхода.
Депозитарием настоящего Соглашения является Республика
Казахстан.
Депозитарий уведомляет в месячный срок всех участников
настоящего Соглашения о выходе какой-либо Стороны из Соглашения.
Совершено в городе Ялта 19 сентября 2003 года в одном
подлинном экземпляре на русском языке. Подлинный экземпляр хранится в архиве
Республики Казахстан, которая направит каждому государству, подписавшему
настоящее Соглашение, его заверенную копию.
За Республику Беларусь
А.Лукашенко
За Республику Казахстан
Н.Назарбаев
За Российскую Федерацию
В.Путин
За Украину
Л.Кучма
Оговорка Украины к Соглашению о формировании Единого
экономического пространства
Украина будет принимать участие в формировании и
функционировании Единого экономического пространства в пределах, соответствующих
Конституции Украины.
Президент Украины Л.Кучма
Г. Ялта, 19 сентября 2003 года
Новому Правительству не нужен федеральный орган по делам соотечественников за рубежомА.Докучаева
Как мы сообщали, 5 марта с.г., в день утверждения в
Госдуме нового Премьера, депутат К.Затулин обратился к нему с письмом, в котором
обосновывал необходимость создания постоянно-действующего федерального органа
исполнительной власти по делам соотечественников за рубежом и миграции (в части
репатриации) для формирования и практического осуществления государственной
политики в отношении соотечественников.
Письмо, направленное депутатом Председателю Правительства
М.Фрадкову, Аппаратом Правительства было переадресовано в Минэкономразвития.
Такая переадресация у меня, например, вызвала недоумение: почему вопрос,
касающийся приоритетного направления внешней политики, к которому
Президент России относит работу с соотечественниками за рубежом, отдан на
рассмотрение Минэкономразвитию? По Конституции внешнюю политику государства
определяет Президент, а осуществляет МИД. Кажется логичным, если бы
предложение депутата было направлено для рассмотрения в Администрацию
Президента, которая сейчас занимается перестройкой федеральной исполнительной
власти. Но ответить К.Затулину поручили ведомству Г.Грефа. Оттуда и был получен
ответ.
Более двух недель Департамент социальной политики этого
министерства разбирался с запросом депутата. Это время, по-видимому,
понадобилось работникам департамента, чтобы познакомиться с новой для себя
проблемой. (Действительно, соотечественники за рубежом и вопросы внутренней
социальной политики – это две большие разницы!) В конце концов, они узнали то,
что хорошо известно всем, работающим с зарубежными соотечественниками. А
именно, что в настоящее время все дела зарубежных соотечественников
поручены МИДу и никаких иных структур по данной проблеме в новой схеме
федеральных органов исполнительной власти России не предусмотрено. Эту «новость»
и сообщил депутату К.Затулину господин М.Дмитриев, чья подпись стоит под ответом
(хочется сказать – под отпиской). И на том основании, что все уже решено,
Минэкономразвития считает «нецелесообразным создание в настоящее время
федерального органа по делам соотечественников за рубежом».
Так что слова Президента Путина на Конгрессе
соотечественников в 2001 году: «нужно хотя бы создать одну государственную
структуру, которая бы занималась всем комплексом тех сложных проблем, которые вы
сегодня будете рассматривать. И нужно говорить о трансформации ответственных за
эту работу ведомств в одну мощную структуру», - остаются декларацией,
которую «в настоящее время» исполнительная власть не думает реализовывать.
Более того, как стало известно, Правительственная
комиссия по делам соотечественников за рубежом сворачивает свою работу. Ее
функции передаются Межведомственной комиссии по данной проблеме, которая будет
создана в рамках МИДа России. Налицо снижение статуса проблемы. И к тому же она
полностью локализуется в МИДе. Так что сейчас все - в одной кастрюле и под
одной крышкой. МИД осуществляет всю работу с соотечественниками, он же будет
распределять средства федерального бюджета, выделяемые на эти цели, он же будет
себя контролировать.
Пока – так. Но времена меняются и, будем надеяться, что и
Правительство дозреет до понимания, что соотечественники за рубежом - это
важнейший ресурс России. Что соотечественники за рубежом и миграция
(репатриация) - это сообщающиеся сосуды. И государственное
управление делами соотечественников и репатриации должно быть единым.
Размещаем для сведения читателей письмо депутата
К.Затулина Председателю Правительства России и ответ на него из
Минэкономразвития. В разделе «Зеркало СМИ» читайте об этом же статью Л.Графовой
из Литературной газеты за 14 апреля 2004г.
Письмо депутата Госдумы К.Затулина Председателю Правительства Российской Федерации М.Е.Фрадкову
№ЗК-132 от 5 марта 2004
Уважаемый Михаил Ефимович!
Со времени работы в составе Государственной Думы первого
созыва, где я возглавлял Комитет по делам СНГ и связям с соотечественниками, у
меня установились тесные связи с нашей диаспорой за рубежом, изучение и участие
в делах которой я продолжал все последующие годы как руководитель Института
диаспоры и интеграции (Института стран СНГ).
С учетом того, что многие документы и решения
Правительства Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом - в
частности, Концепция государственной политики на этот счет, создание
Правительственной комиссии по делам соотечественников и проч. - приняты в свое
время по моей инициативе или с моим участием, считаю вправе обратиться к Вам как
новому руководителю Правительства России с письмом, отражающим мое глубокое
беспокойство.
Напомню, что 10 лет назад, в 1994 году была создана
Правительственная комиссия по делам соотечественников за рубежом (далее -
Комиссия), которая призвана координировать соответствующую деятельность
федеральных органов Правительства России и органов власти субъектов Российской
Федерации. Ведущим министерством по проблемам соотечественников тогда было
Министерство по делам Содружества Независимых Государств
(Минсотрудничество), в котором работал и небольшой аппарат Комиссии. Делами
миграции, которые непосредственно связаны с проблемами наших соотечественников
из нового зарубежья, занималась Федеральная миграционная служба, созданная в
1992 году. В 2000 году Минсотрудничество, как и ФМС, были ликвидированы. Их
вопросы были переданы в Министерство по делам федерации, национальной и
миграционной политики. В 2001 году ликвидировано и это министерство, а проблемы
соотечественников оказались разделенными между МИДом и МВД, которому переданы
все дела по миграции.
Краткая история огромной по важности проблемы
соотечественников за рубежом показывает, что работа перебрасывалась из
ведомства в ведомство и, как сказал Президент В.Путин на Конгрессе
соотечественников в 2001 году: «Давно известно: одна из
причин неэффективности работы с российскими общинами за рубежом – это чиновничье
равнодушие и бюрократизм, несогласованность. Причем, к сожалению, на всех
уровнях – надо это признать. И, думаю, что те, кто в зале сидят, знают это лучше
меня.
Поэтому задача первая – устранить
множественность и дублирование структур, которые, по сути, в ходе своей
деятельности только размывают ответственность органов власти и должностных лиц.
Давно известно, что "у семи нянек – дитя кривая", но у нас и одной нет, это
точно. Нужно хотя бы создать одну государственную структуру, которая бы
занималась всем комплексом тех сложных проблем, которые вы сегодня будете
рассматривать. И нужно говорить о трансформации ответственных за эту работу
ведомств в одну мощную структуру».
Решение о передаче дел соотечественников МИДу и ФМС-МВД,
последовавшее сразу после Конгресса соотечественников, явно не соответствует
предложению Президента. Для МИДа работа с соотечественниками никогда не
сможет стать главным, профильным направлением деятельности также как миграция -
главным делом для МВД. Оба ведомства обязаны участвовать в этой работе, но
искусственное разделение сообщающихся проблем соотечественников и их
переселенчества в Россию (из тех стран, где это единственный способ сохранить
русских для России) требует единого руководства. Собирающаяся раз в квартал
Правительственная комиссия в принципе не в состоянии эффективно выполнять эту
работу - все ее участники по неволе становятся заложниками неэффективной работы
слабого аппарата комиссии.
По сей день остается актуальным предложение,
с которым к Президенту России неоднократно обращались и соотечественники,
и Мэр Москвы Ю.Лужков: создать постоянно действующий федеральный орган
исполнительной власти по делам соотечественников за рубежом и миграции (в части
репатриации) для формирования и практического осуществления государственной
политики в отношении соотечественников. (Прилагаю копию ответа на первое
обращение Ю.М.Лужкова в 2000 году и его вторичное обращение на имя
Президента).
Уверен, что деятельность Правительственной комиссии
должна быть продолжена. Но назрело и даже перезрело создание специального
органа - Госкомитета по делам зарубежных соотечественников в структуре
Правительства. Наши соотечественники, которых мы бросили в 1991 году, заслужили
такое внимание. Прошу рассмотреть этот вопрос.
С уважением,
К.Ф.Затулин, депутат Государственной Думы,
член Правительственной комиссии по делам
соотечественников за рубежом
Ответ на предложение о создании федерального органа по делам соотечественников за рубежом
Министерство
Экономического развития и торговли Российской
Федерации Первый заместитель Министра Депутату Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации К.Ф.Затулину
6 апреля 2004 г, №
6756-МД/19
О создании федерального органа по
делам соотечественников за рубежом
На письмо Аппарата Правительства
Российской Федерации
от 18 марта 2004г. №
1720п-П16
Уважаемый Константин Федорович,
В соответствии с письмом Аппарата Правительства
Российской Федерации Минэкономразвития России рассмотрело Ваше обращение (от 9
марта 2004 г. №ЗК-132), касающееся необходимости создания постоянно действующего
федерального органа исполнительной власти по делам соотечественников и
миграции (в части репатриации), и сообщает.
Согласно Указу Президента Российской Федерации от 27
апреля 2002 г. № 417 «О некоторых вопросах организации деятельности Министерства
иностранных дел Российской Федерации» на указанное министерство возложено:
участие в разработке основных направлений государственной
политики Российской Федерации в отношении соотечественников, проживающих
за рубежом, и осуществление мер по ее реализации;
подготовка и представление в установленном порядке
предложений по совершенствованию законодательства Российской Федерации в области
отношений с соотечественниками, проживающими за рубежом, а также по
внешне-политическому и международно-правовому обеспечению деятельности
Российской Федерации в целях защиты прав, законных интересов и поддержки
соотечественников, проживающих за рубежом;
координация международной деятельности федеральных
органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в отношении
соотечественников, проживающих за рубежом;
обеспечение деятельности Правительственной комиссии по
делам соотечественников за рубежом.
Одновременно сообщаем, что Указом Президента Российской
Федерации от 9 марта 2004г. №314 утверждена новая структура федеральных органов
исполнительной власти Российской Федерации, которой не предусмотрено создание
федерального органа исполнительной власти по делам соотечественников за
рубежом.
В связи с изложенным считаем нецелесообразным создание в
настоящее время федерального органа исполнительной власти по делам
соотечественников за рубежом.
М.Э.Дмитриев
С думой о соотечественникахВ.Михайлов
15 апреля 2004 г. в Государственной Думе РФ по инициативе
Комитета по делам СНГ и связям с соотечественниками проходил "круглый стол", на
тему: «О вопросах совершенствования законодательства РФ в отношении российских
соотечественников за рубежом и вынужденных переселенцев».
В его работе приняли участие парламентарии, члены
правительства Российской Федерации, правительства Москвы, представители
общественных организаций зарубежных соотечественников, российских
переселенческих объединений.
В ходе встречи шёл разговор о том, какие меры необходимо
принять, на законодательном уровне, по обеспечению соблюдения прав наших
соотечественников за рубежом и по обустройству тех из них, кто решил
переселиться в Россию.
С основными докладами выступили: Заместитель председателя
Комитета по делам СНГ и связям с соотечественниками Государственной Думы России
Никитин В.С. и первый заместитель начальника Федеральной Миграционной службы МВД
РФ Юмаш И.Б. В прениях выступили: депутаты Госдумы России Затулин К.Ф., Алкснис
В.И. , Савельев А.Н., депутат Совета Федерации, заместитель председателя
Комитета по делам СНГ и связям с соотечественниками Пантелеев О.Е.. От
правительства России выступил зам. начальника управления МИД. По работе с
соотечественниками Николаев С.И., а от правительства Москвы - Каплун Ю.И.. Среди
выступавших от общественных организаций можно выделить выступление лидера Форума
переселенческих организаций Графовой Л.И., председателя Союза граждан
России в Эстонии Мишина Ю.А., президента Ассоциации вынужденных
переселенцев «Саратовский источник» и руководителя переселенческой организации
духоборов в Брянской области Л.Н.Гончаровой.
Участники «круглого стола» с сожалением отметили, что за
более чем 10 лет независимости Российской Федерации и возникновения проблемы ее
соотечественников в бывших республиках СССР, так и не была создана
самодостаточная правовая база по этому вопросу. Хотя за этот период был принят
ряд Федеральных законов: "О вынужденных переселенцах" (1995 г.), "О беженцах
(1997 г.) "О государственной политике Российской Федерации в отношении
соотечественников за рубежом" (1999 г.), однако все они нуждаются в
основательной доработке, внесении существенных изменений и дополнений.
Не оправдали надежд положения из нового
Федерального закона РФ "О гражданстве РФ", касающиеся возможности предоставления
в льготном порядке российского гражданства нашим соотечественникам, проживающим
в «ближнем зарубежье». Недаром, не успев поработать даже год, закон уже
подвергся изменениям и правкам. На взгляд многих участников «круглого стола»,
этот процесс нуждается в продолжении.
Остро чувствуется необходимость в разработке специального
закона для тех соотечественников, которые желают переселяться в Россию. В этой
связи , неожиданным прозвучало предложение представителя Правительства России в
Госдуме Логинова А.В. внести в закон «О гражданстве России» понятие репатриант и
формирование статьи закона о приоритетном праве репатриантов на получение
российского гражданства. Более того, он предложил создать закон «О репатриации в
Российскую Федерацию»
Многие выступающие сошлись на мнении, что эти, а также и
другие профильные законы, должны составить специальный свод правовых актов о
соотечественниках, руководствуясь которым Российская Федерация могла бы
эффективнее осуществлять свою политику в отношении своих зарубежных
соотечественников.
Особенно важны эти законы для организаций российских
соотечественников за рубежом и переселенческих организаций в России.
Высказываясь в этом контексте, многие выступающие призвали руководство
Государственной Думы сохранить и в дальнейшем созданные ранее при российском
парламенте Совет соотечественников и Совет руководителей переселенческих
объединений и организаций. Тревога о том, что нависла угроза
расформирования этих общественно - консультативных органов, сыгравших
огромную роль в формировании политики России в отношении соотечественников,
прозвучала в выступлении К.Ф.Затулин «К сожалению,- подчеркнул он, -
деятельность Правительства РФ в отношении соотечественников противоречива.
Президент в своём выступлении на Конгрессе соотечественников, ещё в 2001 году
говорил о необходимости создания специального органа по проблемам миграции, но
до сих пор ничего не сделано… Более того, идёт откат. При реорганизации
правительства, созданная в 1994году Правительственная комиссия по
делам соотечественников за рубежом низведена до уровня
межведомственной комиссии при МИДе России … Хотя отношение России к
соотечественникам в СНГ и Балтии приобретает особое значение в силу того, что
это пространство является зоной ее интересов. Таким образом, не только
соотечественники ближнего зарубежья нуждаются в России, но и Россия нуждается в
них».
В связи с этим, участники "круглого стола" рекомендовали
законодательной и исполнительной властям Российской Федерации пересмотреть
имеющуюся правовую базу, регламентирующую отношения Российского государства со
своими соотечественниками за рубежом в целях ее дальнейшего совершенствования,
наполнения и приведения в рабочее состояние; разработать закон, регламентирующий
действия, права и обязанности тех соотечественников, которые решают переселяться
в Россию.
Высказывались и другие мнения, например: в интересах
консолидации соотечественников в странах их наибольшего распространения и
компактного проживания (государства СНГ и Балтии) содействовать созданию
координационных центров общин соотечественников, через которые российские
государственные органы могли бы поддержать официальные контакты со всеми
соотечественниками;
рассмотреть вопрос об образовании отдельного
избирательного округа (или округов) для соотечественников - граждан Российской
Федерации, проживающих за рубежом;
создать на федеральном уровне специальный самостоятельный
департамент по делам соотечественников за рубежом;
активизировать усилия по созданию в рамках СНГ Комиссии
по правам человека;
считать работу по формированию в рамках СНГ общего
экономического, культурного, образовательного и информационного пространства
одной из главных государственных задач, направленных на оптимизацию процесса
интеграции постсоветского пространства.
Участники "круглого стола" призвали российские
федеральные власти к активизации деятельности, направленной на содействие
полноценному проживанию российских соотечественников за рубежами Родины,
выработку комплекса мер по их политической, экономической, культурной и
социальной поддержке.
Резолюция «круглого стола» «О вопросах
совершенствования законодательства РФ в отношении российских соотечественников
за рубежом и вынужденных переселенцев» и стенограмма выступлений участников
будут опубликованы в следующих номерах «Бюллетеня».
|