Внимание! Вы находитесь на старой версии сайта "Материк". Перейти на новый сайт >>> www.materik.ru

 

 

Все темы Страны Новости Мнения Аналитика Телецикл Соотечественники
О проекте Поиск Голосования Вакансии Контакты
Rambler's Top100 Материк/Аналитика
Поиск по бюллетеням
Бюллетень №96(15.04.2004)
<< Список номеров
НА ПЕРВОЙ ПОЛОСЕ
В ЗЕРКАЛЕ СМИ
ВЕСТИ ИЗ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ
ФОРУМ
ПРОБЛЕМЫ ДИАСПОРЫ
БЕЛОРУССИЯ
УКРАИНА
МОЛДАВИЯ И ПРИДНЕСТРОВЬЕ
ЗАКАВКАЗЬЕ
СРЕДНЯЯ АЗИЯ И КАЗАХСТАН
ПРАВОВАЯ ИНФОРМАЦИЯ
Страны СНГ. Русские и русскоязычные в новом зарубежье.


Новому Правительству не нужен федеральный орган по делам соотечественников за рубежом

А.Докучаева

Как мы сообщали, 5 марта с.г., в день утверждения в Госдуме нового Премьера, депутат К.Затулин обратился к нему с письмом, в котором обосновывал необходимость создания постоянно-действующего федерального органа исполнительной власти по делам соотечественников за рубежом и миграции (в части репатриации) для формирования и практического осуществления государственной политики в отношении соотечественников.

Письмо, направленное депутатом Председателю Правительства М.Фрадкову, Аппаратом Правительства было переадресовано в Минэкономразвития. Такая переадресация у меня, например, вызвала недоумение: почему вопрос, касающийся  приоритетного направления внешней политики, к которому Президент России относит работу с соотечественниками за рубежом, отдан на  рассмотрение Минэкономразвитию? По Конституции внешнюю политику государства определяет Президент, а осуществляет МИД.   Кажется логичным, если бы предложение депутата было направлено для рассмотрения в Администрацию Президента, которая сейчас занимается перестройкой федеральной исполнительной власти. Но ответить К.Затулину поручили ведомству Г.Грефа. Оттуда и был получен ответ. 

Более двух недель Департамент социальной политики этого министерства разбирался с запросом депутата.  Это время, по-видимому, понадобилось работникам департамента, чтобы познакомиться с новой для себя проблемой. (Действительно, соотечественники за рубежом и вопросы внутренней социальной политики – это две большие разницы!) В конце концов, они узнали то, что хорошо известно всем, работающим с зарубежными соотечественниками. А именно,  что в настоящее время все дела зарубежных соотечественников поручены МИДу и никаких иных структур по данной проблеме в новой схеме федеральных органов исполнительной власти России не предусмотрено. Эту «новость» и сообщил депутату К.Затулину господин М.Дмитриев, чья подпись стоит под ответом (хочется сказать – под отпиской). И на том основании, что все уже решено, Минэкономразвития считает «нецелесообразным создание в настоящее время федерального органа по делам соотечественников за рубежом».

Так что слова Президента Путина на Конгрессе соотечественников в 2001 году:  «нужно хотя бы создать одну государственную структуру, которая бы занималась всем комплексом тех сложных проблем, которые вы сегодня будете рассматривать. И нужно говорить о трансформации ответственных за эту работу ведомств в одну мощную структуру», - остаются  декларацией, которую «в настоящее время» исполнительная власть не думает реализовывать.

Более того, как стало известно, Правительственная комиссия по делам соотечественников за рубежом сворачивает свою работу. Ее функции передаются Межведомственной комиссии по данной проблеме, которая будет создана в рамках МИДа России. Налицо снижение статуса проблемы. И к тому же она полностью локализуется в МИДе. Так что сейчас все  - в одной кастрюле и под одной крышкой. МИД осуществляет всю работу с соотечественниками, он же будет распределять средства федерального бюджета, выделяемые на эти цели, он же будет себя контролировать. 

Пока – так. Но времена меняются и, будем надеяться, что и Правительство дозреет до понимания, что соотечественники за рубежом  - это важнейший ресурс России. Что соотечественники за рубежом и миграция (репатриация)  -  это сообщающиеся сосуды. И государственное управление делами соотечественников и репатриации должно быть единым.

Размещаем для сведения читателей письмо депутата К.Затулина Председателю Правительства России и ответ на него из Минэкономразвития. В разделе «Зеркало СМИ» читайте об этом же статью Л.Графовой из Литературной газеты за 14 апреля 2004г.




Письмо депутата Госдумы К.Затулина Председателю Правительства Российской Федерации М.Е.Фрадкову

№ЗК-132 от 5 марта 2004

Уважаемый Михаил Ефимович!

Со времени работы в составе Государственной Думы первого созыва, где я возглавлял Комитет по делам СНГ и связям с соотечественниками, у меня установились тесные связи с нашей диаспорой за рубежом, изучение и участие в делах которой я продолжал все последующие годы как руководитель Института диаспоры и интеграции (Института стран СНГ).

С учетом того, что многие документы и решения Правительства Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом - в частности, Концепция государственной политики на этот счет, создание Правительственной комиссии по делам соотечественников и проч. - приняты в свое время по моей инициативе или с моим участием, считаю вправе обратиться к Вам как новому руководителю Правительства России с письмом, отражающим мое глубокое беспокойство.

Напомню, что 10 лет назад, в 1994 году была создана Правительственная комиссия по делам соотечественников за рубежом (далее - Комиссия), которая призвана координировать соответствующую деятельность федеральных органов Правительства России и органов власти субъектов Российской Федерации. Ведущим министерством по проблемам соотечественников тогда было Министерство  по делам Содружества Независимых Государств (Минсотрудничество), в котором работал и небольшой аппарат Комиссии. Делами миграции, которые непосредственно связаны с проблемами наших соотечественников из нового зарубежья, занималась Федеральная миграционная служба, созданная в 1992 году. В 2000 году Минсотрудничество, как и ФМС, были ликвидированы. Их вопросы были переданы в Министерство по делам федерации, национальной и миграционной политики. В 2001 году ликвидировано и это министерство, а проблемы соотечественников оказались разделенными между МИДом и МВД, которому переданы все дела по миграции.

Краткая история  огромной по важности проблемы соотечественников за рубежом показывает, что работа перебрасывалась  из ведомства  в ведомство и, как сказал Президент В.Путин на Конгрессе соотечественников в 2001 году: «Давно известно: одна из причин неэффективности работы с российскими общинами за рубежом – это чиновничье равнодушие и бюрократизм, несогласованность. Причем, к сожалению, на всех уровнях – надо это признать. И, думаю, что те, кто в зале сидят, знают это лучше меня.

Поэтому задача первая – устранить множественность и дублирование структур, которые, по сути, в ходе своей деятельности только размывают ответственность органов власти и должностных лиц. Давно известно, что "у семи нянек – дитя кривая", но у нас и одной нет, это точно. Нужно хотя бы создать одну государственную структуру, которая бы занималась всем комплексом тех сложных проблем, которые вы сегодня будете рассматривать. И нужно говорить о трансформации ответственных за эту работу ведомств в одну мощную структуру».

                Решение  о передаче дел соотечественников МИДу и ФМС-МВД,  последовавшее сразу после Конгресса соотечественников, явно не соответствует предложению Президента.  Для МИДа работа с соотечественниками никогда не сможет стать главным, профильным направлением деятельности также как миграция - главным делом для МВД. Оба ведомства  обязаны участвовать в этой работе, но искусственное разделение сообщающихся проблем соотечественников и их переселенчества в Россию (из тех стран, где это единственный способ сохранить русских для России) требует единого руководства. Собирающаяся раз в квартал Правительственная комиссия в принципе не в состоянии эффективно выполнять эту работу - все ее участники по неволе становятся заложниками неэффективной работы слабого аппарата комиссии.

   По сей день остается актуальным предложение, с которым к Президенту России неоднократно обращались  и соотечественники, и Мэр Москвы Ю.Лужков: создать постоянно действующий федеральный орган исполнительной власти по делам соотечественников за рубежом и миграции (в части репатриации) для формирования и практического осуществления государственной политики в отношении соотечественников. (Прилагаю копию ответа на первое обращение Ю.М.Лужкова в 2000 году и его вторичное обращение на имя Президента).

Уверен, что деятельность Правительственной комиссии должна быть продолжена. Но назрело  и даже перезрело создание специального органа - Госкомитета по делам зарубежных соотечественников в структуре Правительства. Наши соотечественники, которых мы бросили в 1991 году, заслужили такое внимание. Прошу рассмотреть этот вопрос.

С уважением,

К.Ф.Затулин, депутат Государственной Думы,

член Правительственной комиссии по делам соотечественников за рубежом




Ответ на предложение о создании федерального органа по делам соотечественников за рубежом

Министерство Экономического развития
и торговли Российской Федерации
Первый заместитель Министра
Депутату Государственной Думы
Федерального Собрания Российской Федерации
К.Ф.Затулину

6 апреля 2004 г, № 6756-МД/19

О создании федерального органа по делам соотечественников за рубежом

На письмо Аппарата Правительства Российской Федерации

от 18 марта 2004г. № 1720п-П16

Уважаемый Константин Федорович,

В соответствии с письмом Аппарата Правительства Российской Федерации Минэкономразвития России рассмотрело Ваше обращение (от 9 марта 2004 г. №ЗК-132), касающееся необходимости создания постоянно действующего федерального органа  исполнительной власти по делам соотечественников и миграции (в части репатриации), и сообщает.

Согласно Указу Президента Российской Федерации от 27 апреля 2002 г. № 417 «О некоторых вопросах организации деятельности Министерства иностранных дел Российской Федерации» на указанное министерство возложено:

участие в разработке основных направлений государственной политики Российской Федерации в отношении соотечественников, проживающих  за рубежом, и осуществление мер по ее реализации;

подготовка и представление в установленном порядке предложений по совершенствованию законодательства Российской Федерации в области отношений с соотечественниками, проживающими за рубежом, а также по внешне-политическому и международно-правовому обеспечению деятельности Российской Федерации в целях защиты прав, законных интересов и поддержки соотечественников, проживающих за рубежом;

координация международной деятельности федеральных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в отношении соотечественников, проживающих за рубежом;

обеспечение деятельности Правительственной комиссии по делам соотечественников за рубежом.

Одновременно сообщаем, что Указом Президента Российской Федерации от 9 марта 2004г. №314 утверждена новая структура федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации, которой не предусмотрено создание федерального органа исполнительной власти по делам соотечественников за рубежом.

В связи с изложенным считаем нецелесообразным создание в настоящее время федерального органа исполнительной власти по делам соотечественников за рубежом.

М.Э.Дмитриев


Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ