Украина нарушила Договор о дружбе, сотрудничестве и стратегическом партнерстве с РоссиейКирилл Фролов
7 апреля Президент Украины Леонид Кучма своей подписью
ввел в действие ратифицированный 17 марта Верховной Радой «Меморандум о
взаимопонимании между Кабинетом министров Украины и штабом Верховного
главнокомандующего объединенных вооруженных сил НАТО в Атлантике и штабом
главнокомандующего объединенных вооруженных сил НАТО в Европе в отношении
обеспечения поддержки операций альянса со стороны Украины», который
предусматривает быстрый доступ войск НАТО на территорию Украины.
Государственная Дума России в своем Заявлении от 24 марта
2004 года констатировала, что расширение НАТО на Восток угрожает интересам
национальной безопасности России. Кроме того, подписанный «Меморандум» не
согласуется с заявлениями НАТО о намерении воздерживаться от размещения своих
вооруженных сил на территориях государств - новых членов Североатлантического
договора, ибо в данном случае речь идет о быстром развертывании сил альянса на
территории государства, еще даже не вступившего в него. Таким образом,
ратификация и подписание «Меморандума» означает ничто иное, как нарушение
Договора о дружбе, сотрудничестве и стратегическом партнерстве между Россией и
Украиной от 1997 года, согласно которому стороны не вступают в альянсы,
направленные против одной из них.
Эти недружественные действия Киева, нарушение
Договора о дружбе и стратегическом партнерстве, освобождают Россию от
односторонних уступок и обязательств, взятых ей при ратификации «Большого
Договора» Ст 6 и 7 которого гласят:
Статья 6. «Каждая из Высоких Договаривающихся Сторон
воздерживается от участия и поддержки каких- бы то ни было действий,
направленных против другой Высокой Договаривающейся Стороны, и обязуется не
заключать с третьими странами каких-либо договоров, направленных против другой
Стороны. Ни одна из Сторон не допустит также, чтобы ее
территория была использована в ущерб безопасности другой стороны.
Статья 7. В случае возникновения ситуации, которая, по
мнению одной из Высоких Договаривающихся Сторон, создает угрозу миру, нарушает
мир или затрагивает интересы ее национальной безопасности, суверенитета и
территориальной целостности, она может обратиться к Другой Высокой
Договаривающейся Стороне с предложением безотлагательно провести соответствующие
консультации. Стороны обмениваются соответствующей информацией и при
необходимости осуществляют согласованные или совместные меры с целью преодоления
такой ситуации»
Показательно, что Президент Украины Леонид Кучма, имея
все возможности не допустить ратификации этого документа, не только не
использовал их, но и подписал «Меморандум». Одновременно Кучма совершил еще один
антироссийский демарш - провел переговоры с лидерами экстремистского «меджлиса
крымско-татарского народа» и обещал им новые уступки, которые могут привести к
развитию событий по косовскому варианту. Мы неоднократно указывали на подлинную
геополитическую ориентацию этого политика, на тот очевидный факт, что
противостояние России является стратегической линией президента Украины, да и
большинства представителей политической элиты этого государства.
Сложившаяся ситуация является поводом для
переосмысления Россией всей своей политики по отношению к Украине, избавлению от
иллюзий насчет возможности «стратегического партнерства» с официальным Киевом.
Пока не поздно, пока базы НАТО не расположились под Брянском, необходимо перейти
к принципиальной политике защиты российских национальных интересов на Украине.
Она должна предусматривать ревизию и переоценку всего комплекса
российско-украинских договорно–правовых актов на предмет их соответствия
российским интересам, незамедлительной поддержки русского населения Украины, в
первую очередь - в Крыму, где оно осталось беззащитным перед лицом
крымско-татарского экстремизма, диалога с региональными элитами Крыма,
Новороссии и Закарпатья, стремящимися к большей самостоятельности (а некоторые -
и к федерализации Украины), поддержки русского языка и доминирующей на Украине
Православной Церкви Московского Патриархата. Россия не может остаться
безучастной к президентским выборам на Украине 2004 г. и парламентским 2006 г.
Трехпроцентная норма, согласно новому закону о выборах в ВР, необходимая для
прохождения той или иной политической партии в парламент, делает реальной
прохождение этого барьера партией пророссийской ориентации в случае преодоления
внутренних разногласий и жесткой консолидации всех проросийских сил.
Ситуация, сложившаяся в результате подписания Президентом
Украины «Меморандума Украина-НАТО» - это тест на самостоятельную внешнюю
политику России, на ее честь и достоинство как великой державы.
|