МОЛДАВИЯ И ПРИДНЕСТРОВЬЕ
Хроника
31 марта. Пятая часть
населения Молдовы живет в Кишиневе – почти 772 тыс. человек. Как сообщили в
Департаменте статистики и социологии РМ, к началу 2004 г. общая численность
населения Молдовы составляла 3,6 млн. человек без учета Приднестровья. Население
второго по величине города Молдовы - Бельц - насчитывает 146,6 тыс. человек. В
сельской местности больше всего проживает в Оргеевском районе - 130 тыс.
чел., Хынчештском - 127 тыс., Кагульском - 126,9 тыс. Меньше всего - в
Басарабяска - 29,8 тыс. человек. По словам представителя департамента,
информация о численности населения основывается на оперативных данных местных
властей.
31 марта. Министерство
иностранных дел Республики Молдова считает неадекватными действия тайваньских
лидеров, направленные на достижение независимости Тайваня путем проведения так
называемого "мирного референдума", говорится в сообщении пресс-службы МИД РМ.
Этот референдум, по мнению внешнеполитического ведомства, грубо нарушает принцип
"единого Китая" и усиливает напряженность в отношениях с китайскими властями.
МИД подтверждает позицию Республики Молдова о полной поддержке усилий
правительства КНР с целью поиска долговременных решений по территориальному
объединению страны.
31 марта. Президент РМ
В.Воронин получил послание от президента США Дж.Буша, в котором, в частности,
говорится, что "сегодня, когда отмечается первая годовщина начала кампании по
освобождению Ирака, американский народ выражает свое восхищение смелой и важной
ролью Молдовы в этой кампании. Мы вместе освободили народ, который давно
страдал, и сделали мир более безопасным".
"Как лидеры мы должны были поддержать известную истину,
что жизнь людей бесценна и что естественное призвание человека - жить свободно.
Чтобы мир и свобода процветали, нам необходимо смело выступать против тех, кто
может поработить нас с помощью террора и страха. Мы должны бороться, чтобы
продвигать демократические ценности, уважение к правам человека и верховенству
закона”.
1 апреля. В Молдавии с 1 июля вводится в качестве эксперимента единый
сельскохозяйственный налог в Бриченском, Чимишлийском, Тараклийском районах и
АТО Гагаузия. Цель нововведения - упростить налоговое законодательство в
сельском хозяйстве и сократить возможность уклонения от уплаты налогов. Единый
сельскохозяйственный налог включает в себя налог на доход о предпринимательской
деятельности, НДС, налог на недвижимость, пошлины в Дорожный фонд, платежи за
воду, обустройство территории.
1 апреля. Республика Молдова
подпишет до конца июня нынешнего года Соглашение в форме обмена писем, которым
устанавливается система двойного контроля без количественных ограничений над
экспортом металлургической продукции в Европу, сообщили в Министерстве экономики
РМ. Система двойного контроля над экспортом металлургической продукции
предложена Европейской комиссией и подобна системе, уже действующей в торговле
между Европейским союзом и некоторыми странами (Россия, Украина, Казахстан и
др.). Минэкономики в сотрудничестве с Таможенным департаментом разработали
проект Внутреннего положения для применения системы двойного контроля, который
будет представлен правительству на утверждение сразу после подписания
соглашения. Экспорт металлопродукции в настоящее время осуществляет Рыбницкий
металлургический завод, находящийся на левом берегу Днестра. В 2003 году он
экспортировал продукции на 49,5 млн. долларов США на основании сертификатов
происхождения товара, выданных ТПП Республики Молдова".
1 апреля. На 2004-2005 учебный
год правительство Китайской Народной Республики предоставило Молдове три
стипендии на получение постуниверситетского образования в Китае, сообщили в
Министерстве просвещения РМ.
1 апреля. В сообщении
для прессы Министерство иностранных дел Республики
Молдова отмечает, что расширение Северо-атлантического альянса является
результатом процессов политической, экономической интеграции и безопасности,
которые происходят на европейском континенте за последнее десятилетие. Учитывая
заявленные цели альянса, есть надежда, что расширение НАТО будет способствовать
стабильности и процветанию всей Европы, отмечается в сообщении. Принимая
во внимании статус нейтралитета, заложенный в Конституции Республики Молдова,
страна и впредь будет сотрудничать с альянсом в областях, представляющих
взаимный интерес, используя, в частности, механизм "Партнерства во имя мира",
говорится далее в сообщении.
2 апреля. Молдова и Румыния
разработают в ближайшее время Программу соседства, которая будет направлена на
поддержку долгосрочного социально-экономического развития пограничных зон,
сотрудничество в области экологии, здравоохранения, борьбы с организованной
преступностью, трафиком людьми, миграцией.
Как сообщила пресс-служба правительства, в ходе
завершившегося одновременно в Кишиневе и Яссах семинара, рассматривались
приоритеты, которые будут включены в совместный базовый документ. Он станет
первым шагом на пути разработки Программы соседства. Разработка программы
Молдова-Румыния вписывается в контекст расширения Европейского Союза. Финансовую
поддержку процессу разработки этой программы о соседстве предусматривается
осуществить через такие международные структуры, как TACIS, CBC и PHARE CBC.
2 апреля. В Кишиневе состоялся
Национальный форум презентации документа «Стратегия экономического развития и снижения уровня
бедности». В его обсуждении приняли участие представители парламента,
правительства, международных организаций, неправительственных структур, а также
предприниматели. Премьер-министр РМ В.Тарлев отметил: "Правительство считает
задачи Стратегии экономического развития и снижения уровня бедности основой
консолидации молдавского общества". При ее разработке были учтены интересы и
проблемы трех составляющих: власть, общество и предприниматели.
Он заявил также, что "улучшение качества экономического
роста требует мобилизации новых средств и факторов путем привлечения
значительного объема инвестиций, в первую очередь, в перерабатывающую
промышленность и инфраструктуру, а также разнообразия структуры экономики,
замены экспорта рабочей силы на экспорт товаров и услуг. Стратегия
экономического роста и снижения уровня бедности - важный политический документ,
направленный на обеспечение устойчивого развития Молдовы.
4-6 апреля. Делегация
Демократической партии Молдовы, возглавляемая ее председателем Д.Дьяковым
находилась с визитом в Москве по приглашению правящей партии "Единая Россия". В
российской столице представители Демпартии встретились с лидерами парламентской
группы "Единая Россия" в Государственной Думе В.Богомоловым и О.Морозовым; с
рядом председателей комитетов Государственной Думы; с представителями
администрации президента России; с первым заместителем министра иностранных дел
РФ В.Лощининым.
На встрече были затронуты вопросы, связанные с "созданием
нового уровня отношений между Российской Федерацией и Республикой Молдова, в
целях укрепления безопасности в регионе, усиления процессов демократизации и
взаимопонимания между двумя странами". Кроме того, обсуждался ход событий в
Республике Молдова и России и развитие молдавско-российских отношений в
различных областях.
5 апреля. Молдавские власти
подтверждают свою озабоченность в связи с тем, что до сегодняшнего дня не были
возобновлены переговоры в пятистороннем формате, поэтому призывают Постоянный
совет ОБСЕ в Вене предпринять дополнительные усилия к скорейшему возобновлению
переговорного процесса по урегулированию приднестровской проблемы.
В распространенном заявлении министр реинтеграции РМ
В.Шова указывает, что тем самым не были выполнены положения протокола,
заключенного на встрече посредников - России, Украины и ОБСЕ в феврале в
Белграде. Подписавшие протокол стороны договорились провести до конца марта
раунд переговоров в пятистороннем формате при участии Кишинева и Тирасполя.
"Подтверждая желание возобновить переговорный процесс, молдавская сторона
выполнила рекомендации посредников, разработанные в ходе встречи в Софии 26-27
января с.г., и представила свои предложения для включения в проект базового
политического документа", - подчеркнул министр.
5 апреля. Дипломатические
миссии ряда западных стран и международные организации, аккредитованные в
Республике Молдова, выразили обеспокоенность по поводу ситуации, сложившейся
вокруг радиостанции "Antena C" и телеканала "EuroTV-Кишинэу". В сообщении для
прессы, которое подписали посольства Франции, Германии, Венгрии, Польши,
Великобритании, США, миссия ОБСЕ и спецпредставитель Генерального секретаря
Совета Европы, содержится призыв к Координационному совету по телевидению и
радиовещанию "выполнить обещание и разрешить "EuroTV" и "Antena C" немедленно
возобновить вещание, в то время как будут решаться технические вопросы
лицензирования этих двух СМИ".
5 апреля. Премьер-министр РМ
В.Тарлев провел заседание, на котором обсуждался проект среднесрочных расходов
(2005-2007 годы), включающий анализ расходов и экономических возможностей
государства, а также основные направления налоговой политики на 2005-2007 годы.
Документ должен быть взят за основу при разработке проектов бюджета на будущие
годы.
По словам министра финансов РМ З.Гречанной, которая
представила проект, основными направлениями налоговой политики станут:
обеспечение равноправия, налоговой стабильности и транспарентности, привлечение
инвестиций в национальную экономику, постепенное снижение налогового бремени,
создание новых рабочих мест, поддержка малого бизнеса. Предполагается в
2005-2007 годах снизить подоходный налог как для юридических, так и физических
лиц.
5 апреля. "Президент запретил
мне встретиться с мэром Москвы Юрием Лужковым, который пригласил меня посетить
Москву 7-9 апреля", - сказал на оперативном заседании в примэрии мэр Кишинева
С.Урекян.
"Я в недоумении, почему президент занял такую позицию по
отношению к Москве, которая не раз оказывала помощь Молдове. Между Кишиневом и
Москвой сложилось стратегическое партнерство и неприлично отказываться от
приглашения Московской администрации", - считает Урекян.
Примар также отметил, что из-за затянувшегося ответа
госканцелярии не смог выехать по приглашению мэра Дрездена и в Германию в
качестве президента Федерации шахмат Молдовы, где он "должен был принять
участие в торжественной церемонии передачи эстафеты следующего европейского
чемпионата по шахматам среди женщин, который пройдет 11-25 июня 2005 г. в
Кишиневе".
5 апреля. Всемирный банк
выделил новый кредит в 5 млн. долл. США под проект "Инвестиции и услуги для
сельской местности". Дополнительные средства предусмотрены для желающих наладить
свой бизнес в сельской местности. Все условия кредита были обговорены в
Вашингтоне официальными представителями ВБ с группой экспертов правительства
Молдовы, возглавляемой вице-премьером, министром сельского хозяйства и пищевой
промышленности РМ Д.Тодорогло.
Кредит предоставлен на 40 лет под 0,75% годовых с
10-летней отсрочкой.
6 апреля. В Россию
экспортируется 80% всей винной продукции, производимой в Молдове, заявил в
интервью "Российской газете" генеральный директор Департамента "Молдова-вин"
ВМиронеску. По его словам, 5% молдавского вина потребляет Украина, 9% -
Белоруссия, примерно по 1% - Казахстан и другие страны СНГ. По оценкам
специалистов, почти 70% винного рынка России составляет молдавская продукция.
Как заметил председатель ассоциации экспортеров Молдовы Г.Козуб, сохранение
российского рынка для Молдовы - вопрос жизни.
7 апреля. В 2004 г. компания
"ЛУКойл-Молдова" намерена довести число автозаправочных станций до 100 единиц.
По словам представителя компании, осуществлению проекта будет способствовать
реконструкция производственного предприятия в румынском городе Плоешты, что даст
возможность увеличить объемы поставок нефтепродуктов в Молдову и создать новые
рабочие места. Сейчас в компании - 4 нефтебазы и 62 АЗС, принадлежащих
«ЛУКойл-Молдове», на которых работает свыше 800 человек.
7 апреля. Российская компания
«Интер РАО ЕЭС» представила комиссии по приватизации электрораспределительных
предприятий RED Nord и RED Nord-Vest ценовую оферту. По неподтвержденной пока
информации, от второго участника объявленного в конце декабря 2003 г.
инвестиционного конкурса - американской компании AE Silk Road - ценового
предложения не поступило. Это означает, что РАО ЕЭС остается единственным
претендентом на покупку 75% акций упомянутых электросетей. Согласно условиям
конкурса, после изучения заявки комиссия приступит к прямым переговорам с
потенциальным покупателем по условиям купли-продажи.
7 апреля. Лидер
Социал-либеральной партии О.Серебрян считает, что переговоры о создании единого
избирательного блока на очередных парламентских выборах, которые ведет его
формирование с альянсом "Молдова ноастрэ" и Демократической партией,
возобновятся в середине апреля. Он сообщил, что Национальный совет СЛП
высказался ранее большинством голосов за создание блока и считает, что лидером
блока должен стать столичный примар С.Урекян, но партия выступает против того,
чтобы новое предвыборное объединение называлось "Избирательный блоком альянса
"Молдова ноастрэ". О.Серебрян подтвердил, что в проекте соглашения о создании
блока имеется пункт, который предусматривает возможность создания в будущем
единой партии.
7 апреля. Президент РМ
В.Воронин не запрещал генеральному примару Кишинева С.Урекяну посетить Москву по
приглашению мэра российской столицы Ю.Лужкова, заявили в пресс-службе главы
молдавского государства, комментируя обнародованное пресс-центром мэрии и
правительства Москвы письмо Урекяна Лужкову, в котором сообщалось, что причиной
отмены визита в российскую столицу стал запрет Воронина.
«Владимир Воронин почти неделю находится с частным
визитом в Чехии и не давал никаких письменных указаний кишиневскому
градоначальнику насчет поездки в Москву», - сказал советник главы молдавского
государства по внутренней политике Марк Ткачук. По его мнению, прозвучавшие
обвинения не соответствуют действительности и связаны с избирательной кампанией
Урекяна, который уже заявил о своем намерении возглавить блок оппозиционных
партий на предстоящих в будущем году выборах. «Вызывает сожаление, что,
преследуя свои политические цели, Урекян пытается осложнить российско-молдавские
отношения, которые Владимир Воронин считал и считает стратегическими, не
зависящими от политической конъюнктуры»,- закончил советник президента РМ.
7 апреля. Украинское
правительство планирует принять решение об изъятии сахара и патоки из режима
свободной торговли с Россией, Молдовой и Белоруссией, а также полностью
запретить давальческие схемы ввоза сахара-сырца, заявил вице-премьер Украины
И.Кириленко. По мнению правительства, эти меры необходимы, чтобы не ставить под
удар собственного производителя. Через территорию соседних стран на Украину
хлынул поток африканского, латиноамериканского и кубинского тростникового
сахара, который продается по демпинговым ценам. Кроме того, сахар-сырец -
импортный "полуфабрикат", который ввозится на Украину якобы для переработки, -
"остается на внутреннем рынке и разрушает его". "Надо жестко закрыть границы"
для таких схем, заявил Кириленко, правда, правительство еще не определилось, на
какой срок вводить "сахарный" запрет.
8 апреля. Взаимовыгодное
деловое сотрудничество между Приднестровьем и Украиной должно и впредь крепнуть
и развиваться, - отметил заместитель начальника управления внешнеэкономической
деятельности Херсонской областной администрации В.Корсунский, прибывший в
Тирасполь во главе украинской делегации для участия в выставке-ярмарке «Весенние
мотивы –2004». В ходе визита украинская делегация намерена также продлить ранее
заключенные договора о взаимовыгодном сотрудничестве с ведущими приднестровскими
предприятиями.
По его мнению, украинские торговые представители и
потребители «проявили живой интерес к швейным товарам и тканям, выпускаемым
тираспольским АОЗТ «Тиротекс», бендерскими обувными фирмами «Данастр», «Тигина»
и «Флоаре»». Большой популярностью на Украине пользуются коньяки и вина завода
КВИНТ. В.Корсунский считает, что выпускаемые в Приднестровье товары
отличаются «широким ассортиментом, невысокими ценами и соответствуют
международным стандартам».
8 апреля. Очередной раунд
переговоров в пятистороннем формате по урегулированию приднестровского
конфликта, намеченный посредниками на начало апреля, видимо, не состоится,
передает агентство Молдпресс со ссылкой на источник в дипломатических кругах.
8 апреля. На рассмотрение
приднестровского парламента поступил проект Концепции внешней политики ПМР.,
разработанный министерством иностранных дел. В основу документа заложены
принципы защиты и укрепления независимости и государственности ПМР с учетом
нынешней ситуации и перспектив развития.
Основными направлениями внешней политики ПМР названы
развитие партнерских отношений со странами СНГ, особенно с Российской
Федерацией, Украиной, а также государствами, находящимися на пути признания.
Приоритетным признано и развитие отношений со странами дальнего зарубежья.
Особое внимание уделено отношениям Приднестровья с
Молдовой. В документе говорится о необходимости мирного политического
урегулирования молдавско-приднестровских отношений при посредничестве России,
Украины, ОБСЕ. Реальным способом разрешения противоречий названо образование
межгосударственной ассоциации с Республикой Молдова с учетом существующей
международной практики. При этом важным условием реализации будущей модели этой
ассоциации «должна стать всеобъемлющая система и механизм обеспечения
внутренних и внешних гарантий».
8 апреля. С начала 2004 года национальная валюта Молдовы (лей)
подорожала по отношению к доллару США на 7,2 % (с 13,22 лея за долл. на 1 января
2004 г. до 12,27 лея за долл. на 5 апреля 2004 г.). Одним из факторов,
обусловивших укрепление лея по отношению к доллару, специалисты Национального
банка Молдовы называют рост предложений иностранной валюты на внутреннем рынке -
преимущественно за счет переводов из-за рубежа, присылаемых гражданами Молдовы,
работающими за рубежом, а также поступлений от экспорта.
По данным НБМ, в 2003 г. доходы, поступившие от
молдавских гастарбайтеров, составили 430 млн. долл. США. Объем чистых покупок
валюты коммерческими банками и обменно-валютными кассами у физических лиц
составил за этот период 442,6 млн. долларов. Эти средства покрыли дефицит
торгового баланса и существенно увеличили предложение иностранной валюты на
внутреннем рынке.
9 апреля. Правящая в Молдове
Партия коммунистов придерживается провозглашенного ею принципа "Республика,
народовластие, социализм!", заявил президент РМ В.Воронин в интервью редактору
журнала "Мысль" Е.Ткачуку. В интервью, в частности, говорится: "Мы многое
сделали, чтобы отстоять то, что скрывалось под словом "республика". Я имею в
виду, ее суверенитет, независимость, демократизм внутренней и внешней политики.
Трудно сказать, осталась бы наша страна на политической карте мира, не победи
коммунисты на предыдущих парламентских выборах", - сказал Воронин.
Он отмечает, что, благодаря Партии коммунистов, "Молдова
избавилась от уродливой уездной административно-территориальной структуры",
"инициирована система мер по зарождению гражданского общества", "предотвращена
угроза перехода Молдовы к президентской (автократической) форме правления".
Глава государства высказался против изменения
избирательной системы и проведения выборов по одномандатным округам или по
смешанной системе. Он считает, что выборы по партийным спискам позволяют создать
работоспособный парламент.
9 апреля. Приднестровская
столица отмечает 60-летие со дня освобождения от немецко-фашистских захватчиков:
12 апреля 1944 года войска 37-й армии 3-го Украинского фронта принесли
долгожданную свободу Тирасполю, который 970 дней находился в оккупации. В
митинге по случаю этой знаменательной даты приняли участие президент ПМР
И.Смирнов, председатель Верховного Совета Г.Маракуца, члены Кабинета министров,
депутаты, многочисленные гости. В торжествах принимают участие и
российские военные. Командующий Оперативной группой российских войск в регионе
генерал-майор Б.Сергеев выразил надежду, что российскому солдату больше не
придется ни от кого освобождать этот край. В столицу Приднестровья на праздник
прибыли высокие гости из России, Украины, Белоруссии. В торжествах принимают
участие делегации Северодвинска, Брянска, Курска, Урус-Мартана, Минска,
Николаева, Измаила, Белгород-Днестровского, районов Одесской области.
13 апреля. Из Приднестровья
вывезено более половины российских боеприпасов, сообщил на пресс-конференции в
Москве первый заместитель начальника Генштаба ВС России Ю.Балуевский.
"Вывоз российского имущества и боеприпасов из
Приднестровья осуществляется под жестким контролем ОБСЕ, представители которого
контролируют загрузку эшелона, пломбирование вагонов и прибытие эшелона в пункт
назначения", сказал он.
Первый замначальника Генштаба отметил, что ранее из
Приднестровья российская сторона еженедельно вывозила по 1-2 эшелона с
имуществом и боеприпасами. "При таком темпе мы могли завершить вывод до конца
июля", однако сейчас же, когда этот процесс остановлен, никто не может сказать,
когда он завершится", - подчеркнул Ю.Балуевский.
13 апреля. Заминка в
переговорном процессе отчасти вызвана тем, что Тирасполь до сих пор не
представил посредникам собственные предложения по урегулированию
приднестровского конфликта, заявил посол по особым поручениям МИД РФ
А.Новожилов. Как сообщил дипломат корреспонденту Молдпресс, данный факт не
означает нежелания Приднестровья продолжать переговоры, но все же является
тормозящим моментом, препятствующим возобновлению работы совещания в
пятистороннем формате.
"Мы активно ищем выход из создавшейся ситуации, но пока
преждевременно говорить о конкретных временных рамках. Для нас важно не
определение даты встречи, а получение от нее положительного результата", -
сказал А.Новожилов.
Украина и приднестровское урегулированиеГеннадий Коненко
Ставшая суверенным государством постсоветская Украина
вскоре после провозглашения независимости начала испытывать, если так можно
выразиться, дискомфорт из-за неполноценности, как казалось Киеву, приобретенного
страной суверенитета.
Как «не опостылела» тогдашним украинским политикам
Московия, разорвать экономическую, а также этническую, культурную, религиозную,
да и политическую пуповину, связывающую две славянские страны, им было не под
силу. И в тяжелые моменты эти политики все равно обращаются к Москве за помощью
в разрешении возникших у них трудностей.
Компенсируя свою закомплексованность и эти вынужденные
«прыжки и гримасы жизни», киевские руководители развили бурную деятельность с
целью найти и обозначить особую роль Украины на постсоветском пространстве, что
выразилось в стремлении затормозить, по возможности, центростремительные силы в
Содружестве независимых государств, в создании по подсказке и при участии США в
противовес России и СНГ организации под названием ГУАМ и в других, мягко говоря,
нелояльных по отношению к Москве акциях.
Украина очень хотела заявить о себе в качестве
региональной державы и на мировой арене.
Отсюда идет ее заигрывание и «партнерство» с США, НАТО,
что сегодня привело к присутствию украинского военного контингента в составе
коалиционных сил в Ираке, в ратификации Верховной Радой меморандума о
взаимопонимании между Кабинетом министров Украины и НАТО, который предоставляет
вооруженным силам Североатлантического альянса право быстрого доступа на
украинскую территорию.
Отсюда и желание играть свою роль, наряду с Россией и
ОБСЕ, в приднестровском урегулировании. Тем более что на это у Киева были все
основания: с 1924 г. по 1940 г. Приднестровье входило в состав Украины в
качестве автономной республики, Приднестровье непосредственно граничит с
Украиной (примерно 900 км общей границы), в Приднестровье проживает около 200
тысяч этнических украинцев и т.д.
Через подключение к решению приднестровского
конфликта Киев надеялся существенно усилить свои позиции в регионе, где Россия
обладала и обладает еще заметным влиянием.
По взаимной договоренности Украина 6 и 17 апреля 1992 г.
принимает участие в совещаниях министров иностранных дел Молдавии, России,
Румынии в Кишиневе, в ходе которых были выработаны принципы приднестровского
урегулирования, предусматривающие предоставление Приднестровью особого
юридического статуса в составе РМ. Создается Смешанная комиссия по контролю за
соблюдением достигнутых договоренностей, однако добиться прекращения
противостояния ей не удалось. В июне отдельные силовые столкновения перерастают
в вооруженный конфликт.
Развести стороны и прекратить военные действия удалось на
основе подписанного 21 июля 1992 г. президентами России и Молдавии Соглашения «О
принципах мирного урегулирования вооруженного конфликта в Приднестровском
регионе Республики Молдова». Согласно этому документу, была создана Объединенная
контрольная комиссия в составе представителей России, Молдавии и
Приднестровья, в зону военных действий введены Совместные миротворческие силы
конфликтующих сторон и России. Процесс урегулирования перешел в мирную стадию.
Переговоры по нормализации отношений между Кишиневом и Тирасполем продолжались.
Как известно, с мая 1995 г. они приобретают
многосторонний характер, когда к переговорному процессу подключается ОБСЕ в лице
ее миссии в Молдове. В урегулировании наметились позитивные сдвиги, и украинцы,
боясь не успеть внести свою лепту в это дело, предприняли ряд шагов, чтобы стать
непосредственным участником переговоров. Киев, по просьбе приднестровцев и с
согласия молдаван, был включен в состав посредников на продолжавшихся
переговорах с сентября 1995 г. Бывший министр иностранных дел Украины
Г.Удовенко (1994 – 1998 г.г.) скажет позднее, что главной задачей
украинской дипломатии в регионе было тогда утвердить Украину как участника
переговорного процесса.
Первым документом по урегулированию, под которым Украина
в лице своего президента Л.Кучмы поставила подпись, было Совместное заявление
президентов Российской Федерации, Республики Молдова и Украины о скорейшем
политическом урегулировании приднестровского конфликта (от 19 января 1996
г.). В этом заявлении Россия и Украина, в частности, выразили свою
готовность стать государствами-гарантами соблюдения положений определенного
соответствующими документами статуса Приднестровья как условия мира и
стабильности в этом регионе Европы.
Московский меморандум от 8 мая 1997 г. Россия и Украина
уже подписали как государства-гаранты, к которым стороны были вправе обращаться
для проведения консультаций с целью принятия мер по нормализации ситуации,
сложившейся в силу нарушения договоренностей.
Как ни странно, после подписания Московского меморандума
роль лидера в переговорном процессе по приднестровскому урегулированию
фактически переходит к Украине. Почти все последующие встречи на высшем уровне и
полномасштабные переговоры по приднестровской проблематике между представителями
России, Украины, Молдавии, Приднестровья и ОБСЕ до 2002 г. проводились, как
правило, по инициативе Киева.
Весьма важной для Украины был раунд переговоров в Одессе
20 марта 1998 г., когда были подписаны Соглашение о мерах доверия и развитии
контактов между РМ и Приднестровьем и Протокол о первоочередных шагах по
активизации урегулирования приднестровской проблемы. На их основании Киев
становится участником миротворческой операции в Приднестровье, осуществляемой
силами российских, молдавских и приднестровских миротворцев. Правда, тогда было
решено, что Украина пополнит механизм ОПМ только своими военными наблюдателями.
Вопрос о направлении в зону безопасности украинского военного контингента до
настоящего времени пока остается нерешенным.
В декабре 1998 г. Украина выдвинула идею т.н. отложенного
статуса Приднестровья, которая была зафиксирована в проекте соглашения о
всеобъемлющем поэтапном урегулировании отношений между Республикой Молдова и
Приднестровьем. Поскольку идея «отложенного» статуса не нашла поддержки в
Кишиневе, украинская сторона вносит в июле 1999 г. на рассмотрение участников
переговоров в Киеве от имени президента Л.Кучмы документ, в котором
прописывался механизм реализации принципов построения общих для РМ и ПМР т.н.
пространств - экономического, правового, социального и оборонного, а также
общих границ будущего объединенного государства.
Однако последующее обсуждение множества конкретных
проблем в области экономической, социальной, культурной, военной и т.д., заводит
переговорщиков в тупик. Найти решение по ним было довольно трудно, если не
невозможно, т.к. не был решен основной вопрос – каково же место Приднестровья в
будущем общем молдавском государстве. Молдаване считали, что Республика Молдова
должна быть единым унитарным государством, куда Приднестровье входит как
составная часть с особым статусом. Приднестровская сторона по существу уже тогда
выступала за устройство общего государства на федеративной или конфедеративной
основе, всячески отвергая идею подчиненности Кишиневу.
Инициированные Киевом документ по статусу Приднестровья и
проект соглашения об общих пространствах, предполагавшего создание общего
государства «снизу» практически откладывали решение приднестровской проблемы на
неопределенный срок. Недаром, они были весьма положительно восприняты
приднестровской стороной. Все эти годы Тирасполь, не отказываясь от обсуждения
проблемы урегулирования своих отношений с Кишиневом, на любых переговорах вел
линию на их затягивание.
Такая ситуация, на наш взгляд, вполне отвечала интересам
Украины.
Короткая вспышка активности российской дипломатии в 2000
г. после визита в Молдавию президента В.Путина и создания Государственной
комиссии РФ по приднестровскому урегулированию во главе с Е.Примаковым не
остановила тенденцию к ослаблению влияния России в регионе. К тому же
представленный комиссией Е.Примакова проект Соглашения об основах
взаимоотношений между Республикой Молдова и Приднестровьем сохранял принцип
унитарности молдавского государства, хотя и определял приднестровский регион как
государственно-территориальное образование в составе РМ.
С другой стороны, в документе было прописано предложение
западников о том, что после подписания соглашения об окончательной нормализации
молдавско-приднестровских отношений миротворческая операция будет проводиться
под эгидой ОБСЕ, с чем руководство ПМР было, естественно, не согласно.
А если учесть обязательство Москвы вывести из
Приднестровья свои войска и вооружения, что означало, по сути, ликвидацию
военного присутствия России в регионе, то надеяться на сохранение нашего
прежнего влияния здесь явно не приходилось.
О непрочности позиций России в Молдове свидетельствует и
тот факт, что предложенный Москвой в ноябре 2003 г. Меморандум об основных
принципах государственного устройства объединенного государства, хотя и был
парафирован молдавской стороной, в конце концов, все же был под давлением США,
НАТО и других западных структур ею отвергнут.
Справедливости ради, следует сказать в этой связи, что
Киев официально поддержал наш Меморандум от ноября 2003 г., как в свое
время Московский меморандум 1997 г. и российский проект урегулирования
приднестровской проблемы 2000 г., получивший название «план Примакова».
С одной стороны, это объясняется тем, что ни в 1997 г.,
ни в 2003 г. у Киева не было собственных наработок документа по решению проблемы
отношений между РМ и ПМР. В 2000 г. переговоры в очередной раз забуксовали и
грозили надолго остановиться, а Украина еще старалась сохранить взятую на себя
роль «мотора» переговорного процесса. Обсуждение плана Е.Примакова могло помочь
сдвинуть его с мертвой точки. Главное же
заключается в том, что, как неоднократно заявляли многие украинские
представители, одной Украине без России приднестровскую проблему не решить.
Вообще, складывается впечатление, что с 2002 г. интерес
Киева к собственно переговорному процессу по урегулированию проблемы
Приднестровья постепенно ослабевает. Возможно, частично это объясняется также
сложностью внутриполитической обстановки на Украине, обострением борьбы за
власть между оппозицией и руководством страны, которому на проведение активного
курса в приднестровском урегулировании уже не хватает ни времени, ни сил, ни
средств. Во всяком случае, Украина уже не выдвигает своих проектов по ее решению
и ограничивается обсуждением документов, которые предлагались другими
участниками переговоров - ОБСЕ (июль 2002 г.), Молдова (февраль 2003 г.), Россия
(ноябрь 2003 г.).
На разноформатных встречах и форумах украинская сторона
повторяет в основном уже знакомые формулировки о том, что позиция Украины
остается неизменной – она выступает за сохранение суверенитета и территориальной
целостности и готова и в дальнейшем содействовать урегулированию приднестровской
проблемы. Об этом, в частности, говорил президент Л.Кучма в ходе своего
пребывания в РМ в середине ноября 2003 г. Практически то же самое повторил
первый заместитель министра иностранных дел Украины В.Ельченко, находясь с
рабочим визитом в Кишиневе в начале апреля с.г.
Но как бы не складывались переговоры по урегулированию,
Украина не прекращала усилий по наращиванию своего присутствия в Приднестровье
по всем направлениям – в политической, торгово-экономической,
культурно-этнической и др. областях.
Киев поддерживает регулярные контакты с приднестровским
руководством. Президент Л.Кучма часто выступал инициатором приглашения
лидера Приднестровья И.Смирнова на проходившие на Украине встречи на высшем и
высоком уровне стран-участниц переговорного процесса. Не всегда, правда, удачно,
ибо с 2001 г. молдавский президент В.Воронин категорически не воспринимал такого
рода инициативы. Ведущими фигурами в украинско-приднестровском диалоге являются
председатель Союза украинцев Приднестровья В.Боднар, (он же председатель
комиссии Верховного Совета ПМР по обороне и безопасности, сопредседатель
Объединенной контрольной комиссии по урегулированию приднестровского конфликта),
глава внешнеполитического ведомства ПМР А.Лицкай и представитель Приднестровья
на Украине, бывший министр информации ПМР Б.Акулов. От Киева основными
переговорщиками выступают украинский посол в Молдавии и одновременно
представитель президента Украины по приднестровскому урегулированию П.Чалый, а
также до последнего времени - посол по особым поручениям Е.Левицкий.
Между Украиной и Приднестровьем идет активный обмен
делегациями (парламентскими, правительственными, деловых кругов, культурными,
общественными и др.).
В экономической области Украина также ведет себя весьма
активно, особенно в том, что касается развития торговых связей и среднего и
малого бизнеса. Двусторонний товарооборот в 2003 г. превысил сумму в 160 млн.
долл. США, из них украинский экспорт в ПМР составил около 142 млн. долл.
Значительно увеличились поставки (в 2,7 раза) металлолома на Молдавский
металлургический завод (главный «добытчик» иностранной валюты для
приднестровского бюджета), а также другого сырья и продовольствия. Через Украину
главным образом осуществляется транзит приднестровских товаров на экспорт, от
чего украинцы также имеют свою выгоду.
Не случайно, введение Кишиневом в 2001 г. новых
таможенных правил, ограничивших внешнеэкономическую самостоятельность
Приднестровья, вызвало недовольство Киева. Украина, в отличие от Москвы,
продолжала признавать ранее выданные приднестровцам таможенные печати и
оформленные в Приднестровье сертификаты происхождения товара, ссылаясь на
положения имеющихся на этот счет договоренностей, достигнутых в процессе
переговоров по нормализации отношений между РМ и ПМР, которые были молдаванами,
по ее мнению, нарушены.
И только давление Запада и стремление вступить в
ВТО, членом которой Молдова уже является, заставило Киев пойти на уступки и
подписать в мае 2003 г. с Кишиневом Протокол о взаимном признании официальных
(молдавских) транспортных, торговых и таможенных документов и печатей.
В силу этих же обстоятельств Киев согласился в принципе
на установление совместных погранично-таможенных постов на украинско-молдавской
границе. Однако проблема контроля за транзитом грузов на ее приднестровском
участке еще окончательно не решена.
Все большое место в политике Украины в Приднестровье
занимает вопрос укрепления связей с украинской диаспорой, которая насчитывает
около 200 тыс. человек, что составляет почти треть населения региона. Некоторые
украинские политики называют цифру в 300 тысяч. Это не соответствует
действительности, и делается, видимо, с целью показать, насколько оправдано
повышенное внимание Киева к событиям, связанным с Приднестровьем и
урегулированием приднестровского конфликта.
Через посольство Украины, в т.ч. в рамках Союза украинцев
Приднестровья, ведется настойчивая пропагандистская работа, местной украинской
диаспоре оказывается весьма существенная финансовая и материальная помощь. Киев
ввел для жителей региона облегченный порядок приобретения украинского
гражданства, способствовал открытию здесь новых украинских школ и т.д. Во время
выборов в ПМР через диаспору проводятся кампании по выдвижению в органы власти
кандидатов-украинцев, которые «смогли бы лучше отстаивать интересы украинского
населения Приднестровья».
Побывавшая в ПМР в феврале 2004 г. делегация Верховной
Рады заявила о готовности Украины расширять сотрудничество в области
образования, обещав оказать дополнительную помощь в приобретении и издании
учебников на украинском языке для приднестровских школ. В беседе с депутатами
Верховного Совета Приднестровья они выразили беспокойство по поводу того, что
преподавание в системе просвещения в регионе осуществляется в основном на
русском языке.
Не оставляет без внимания Киев и вопрос о военной
составляющей сотрудничества с Приднестровьем. В частности, речь идет о демаршах
с целью присоединения Украины к ныне действующей миротворческой операции в
полном формате, с направлением в Приднестровье военного контингента украинских
миротворцев.
Как и в 1995 г. предложение о желательности подключения к
переговорному процессу по урегулированию приднестровской проблемы было внесено
Тирасполем, так и сейчас идею о подсоединении Украины к ОПМ опять озвучивают
приднестровцы. Как заявил недавно на встрече с делегацией Верховной Рады
председатель ВС ПМР Г.Маракуца, Приднестровье готово разместить на своей
территории, наряду с российскими миротворцами, небольшой контингент
миротворческих сил Украины, которая также является страной-гарантом и способна
обеспечить стабильность на берегах Днестра. Обе стороны признали, что в нынешних
условиях Украина для Приднестровья является оптимальным партнером в военной
области.
На политику Киева в отношении Приднестровья и, в
частности, в приднестровском урегулировании оказывает, как представляется, и тот
немаловажный факт, что в 1924-1940 г.г. регион был украинской автономией.
Некоторые «самостийные» политики и дипломаты лелеют мысль о возможном
возвращении Приднестровья в лоно «матери-родины». Упоминавшийся выше бывший
мининдел Украины, а ныне известный руховец Г.Удовенко, находясь в сентябре 2002
г. в Тирасполе на праздновании Дня независимости ПМР, в интервью подтвердил
слова журналиста о том, что Приднестровье является исторической украинской
землей. Хотя он тут же заметил, что у Украины нет территориальных претензий к
Молдове, перспектива заполучить Приднестровье не такая уж утопия, как может
показаться, особенно, если проблема урегулирования не будет решена в обозримом
будущем.
Подытоживая вышесказанное, осмелимся утверждать, что
время играет на руку Украине. Ее позиции в приднестровском регионе
усиливаются, присутствие России в целом здесь продолжает сокращаться, молдавские
и румынские националисты по-прежнему упорно ведут линию на присоединение
Молдавии к Румынии, даже если при этом придется пожертвовать Приднестровьем.
Такой расклад, в конце концов, мог бы устроить и США с
НАТО, ибо в этом случае усиленная за счет Приднестровья в геостратегическом и
экономическом плане прозападная Украина получала бы дополнительные возможности в
ее соперничестве с Россией.
И второй вывод. Сложившаяся ситуация в переговорном
процессе после отказа Кишинева от решения проблемы своих взаимоотношений с
Приднестровьем на основе российского документа ноября 2003 г. не должна стать
причиной снижения активности России в деле приднестровского урегулирования.
Нашим интересам отвечало бы объединение Молдавии на принципах федерализма,
которая будет способна при таком развитии событий укрепить свою
государственность, противостоять существующим планам ее расчленения, проводить
многовекторную самостоятельную внешнюю политику, занять достойное и равноправное
место в Европе и мире.
Время, 31 марта 2004 Геополитическое моделированиеД.Забринский
Интервью с членом правления Совета по национальной
стратегии Российской Федерации, главным куратором приднестровского филиала
совета Станиславом Белковским мы заканчиваем серию публикаций о встрече
экспертов в Одессе по вопросам достижения готовности к решению приднестровского конфликта
- Насколько реально то, что наработки этого “круглого
стола” будут применены участниками переговорного процесса?
- Новая, дееспособная концепция приднестровского
урегулирования не может стать прямым результатом этого "круглого стола". Однако
встреча экспертов в Одессе - очередной небольшой шажок к её разработке. Я вижу
общий смысл системы таких мероприятий в том, чтобы выйти за рамки стереотипов
последнего десятилетия прошлого века, особенно начала 90-х годов, которые по сей
день доминируют не только в концепциях приднестровского урегулирования, но и
вообще в концепциях геополитической трансформации региона в целом. Нужно понять,
что мы уже в новой политической реальности, в которой действуют совершенно иные
субъекты. Исходя из этого, и нужно строить новую концепцию.
- На ваш взгляд, что из прозвучавшего за “круглым столом”
можно взять за основу новой концепции приднестровского урегулирования?
- На мой взгляд, интересным представляется всё, что
выходит за рамки федерализации Молдовы, подразумевает новое активное участие
Румынии и Турции, как субъектов с приоритетными интересами в данном регионе.
Исходит это из осознания того, что за 10 лет роль России, к сожалению,
снизилась, она уже не является субъектом того уровня, которым была в 1992 году,
как не является де-факто правопреемницей Советского Союза, в том числе в
контексте приднестровского урегулирования.
Интересны выступления, в которых акцентируется
международная стратегия США и их линия на поддержание в мире управляемого хаоса,
а не на достижение окончательной стабильности.
Из вышесказанного, на мой взгляд, может кристаллизоваться
качественно новая концепция приднестровского урегулирования, которая учитывала
бы приоритетные интересы США, Евросоюза, Румынии, Молдовы (как потенциального
субъекта Румынии) и Приднестровья (как потенциального независимого
государства).
- В чём состоит стратегия управляемого хаоса?
- Стратегия управляемого хаоса уже не один десяток лет
применяется США во всём мире. Состоит она в том, что в каждой стране, которая
находится в сфере их влияния, Соединенные Штаты поддерживают, как действующую
власть, так и оппозицию, с тем, чтобы во время любых внутриполитических кризисов
арбитром выступал именно Вашингтон. Поэтому им не важно, кто будет у власти,
главное, чтобы никто не покушался на роль США, как арбитра, модератора,
регулятора процессов в регионе. Думаю, в данном направлении США движутся и в
этом регионе. Не в интересах Соединенных Штатов, чтобы Молдова поглотила
Приднестровье и обрела некую внутреннюю стабильность. Интереснее комбинация, при
которой различные субъекты процесса сдерживали бы и ограничивали друг друга.
Поэтому, я считаю верной концепцию размежевания, при которой Молдова
эволюцинизирует в направлении субъекта Румынии, а Приднестровье - в направлении
независимого государства.
При этом процесс эволюции здесь важнее, чем результат.
Как говорится, цель - ничто, движение - всё. Это отвечает, как стратегической
линии США, так и интересам остальных участников процесса - Румынии и Евросоюза
(как “управителя” Румынии), Молдовы и, в первую очередь, ее политической элиты.
Молдова стремится в Европу и не найдёт, на мой взгляд, другого пути туда, как
посредством интеграции в Румынию, поскольку линия Евросоюза сегодня обозначена -
это создание буферной зоны между Россией и Европой. И Молдова либо окажется в
буферной зоне и никогда не войдёт в Европу, либо же окажется в Румынии, а вместе
с ней в Евросоюзе.
Такое развитие ситуации выгодно и Приднестровью,
поскольку сегодня Приднестровье уже сформировалось как нация. Оно уже переросло
статус потенциального субъекта России или Украины. Для этой страны…
- ?!
- Да-да, именно страны, важно право на самоопределение,
которым народ Приднестровья может распорядиться так, как он считает нужным,
чтобы трансформировать его в некоторую интеграцию в Россию или Украину. Но
только после обретения независимости, но никак иначе.
- Вы сказали, что проблема Приднестровья больше не входит
в число приоритетных интересов России. Разве интерес со стороны России к
Приднестровью угас?
- К сожалению, это так. Это не соответствует тому, что я
думаю, чего сам предложил бы для России. Могу сказать, что сегодня значительная
часть российской политической элиты ориентирована на то, чтобы Россия замкнулась
в собственных границах и ослабила свои рычаги влияния на постсоветском
пространстве, будь то Приднестровье, Аджария, Абхазия или Южная Осетия. Я считаю
эту линию ошибочной, но тем не менее интерес к Приднестровью снижается на
протяжении всех последних лет. И сейчас, после провала Меморандума о
приднестровском урегулировании, предложенного Россией и её представителем Д.Н.
Козаком, существует чисто рефлекторная реакция отторжения. То есть на всякую
неудачу хочется закрыть глаза, вынести её за скобки, как текущей, так и
стратегической политики. Россия, безусловно, вернется к решению этого вопроса,
и, возможно, не в самой благоприятной для себя ситуации. Поэтому, я как
гражданин России, смотрящий на все проблемы, в первую очередь, с позиции
российских национальных интересов - буду использовать все свои возможности,
чтобы убедить российскую политическую элиту активнее включиться в процесс
урегулирования и сделать так, чтобы именно Россия предложила новую концепцию, а
не дожидалась роли статиста в какой-либо чужой концепции.
- Каково, на Ваш взгляд, может быть компромиссное
разрешение приднестровского вопроса?
- Стратегическая линия должна быть направлена на
интеграцию Молдовы в Румынию, но при предоставлении Приднестровью права на
самоопределение. Процесс этот не быстрый, он не может произойти завтра. Но он
отвечает интересам России, Приднестровья, Евросоюза, Румынии (как субъекта
Евросоюза), Турции (как потенциального субъекта региональной политики) и США
(как глобального лидера, стремящегося к созданию рычагов управляемого хаоса).
Иными словами, мы не видим ни одного серьезного субъекта мировой политики,
который сегодня категорически не был бы заинтересован в подобной ситуации, а
значит сценарий является максимально компромиссным.
Важно, чтоб инициатором такого сценария выступила Россия,
поскольку только это позволит сохранить ей роль активного игрока в регионе,
иначе она не нужна. А это произойдет только в том случае, если президент Путин в
ближайшее время (например, до мая) назначит нового спецпредставителя по этой
проблеме. - Говоря о новой концепции приднестровского урегулирования, вы не
воспринимаете всерьёз РМ, как государство. А ведь речь то идёт о потере ею
суверенитета. Означает ли это, что вы расцениваете Молдову, как несостоявшееся
государство? - Сегодня уже очевидно, что “сталинские границы” не являются
истиной в последней инстанции и не обеспечивают жизнеспособность тех государств,
которые находятся в этих границах. Это отражается на самых различных примерах.
Такова ситуация в Грузии.
Для Молдовы, на мой взгляд, здесь нет ничего ни
унизительного, ни оскорбительного, потому что процесс ее воссоединения с
Румынией - это процесс сходный с объединением Восточной и Западной Германии, как
об этом неоднократно заявляли ведущие румынские политики. Это процесс
воссоединения нации в рамках национального проекта, который придаст ей огромный
импульс к развитию и выходу на качественно новый политический и геополитический
уровень.
- Как вы оцениваете проект Дмитрия Козака? Насколько
перспективным он был?
- Проект, предложенный Козаком, был, к сожалению, обречен
на неудачу изначально. И то, что ведущие политические фигуры в Москве не
осознали этого своевременно - результат кулуарного характера его подготовки и
вынесения на обсуждение основными политическими субъектами процесса. Ни
экспертное сообщество, ни ведущие политики, которые занимались на протяжении
десяти последних лет приднестровской и молдавской тематикой, не были вовлечены в
подготовку этого проекта. Как мне кажется, были всего два человека - Д.Н. Козак
и В.В. Путин, которые не предполагали, что Воронин не подпишет меморандум.
Главная проблема этого проекта, на мой взгляд, в его непроработанности,
недостаточной поддержке экспертным сообществом и политиками, а не в его
содержании, как таковом.
- В последнее время в Молдове все чаще поднимается тема
интернационализации военно-гарантийной операции. Этот “круглый стол” еще одно
тому подтверждение. К чему может привести, на ваш взгляд, изменение формата
миротворческой операции?
- Прежде чем проводить гарантийную операцию, нужно
определить, что мы гарантируем, достичь определенного формата договоренности и
создать некую новую геополитическую реальность, стабильность которой ООН-овский
контингент и будет гарантировать. Пока этой реальности нет. Боюсь, что
международные гарантии - эвфемизм “оккупации” международным контингентом, что
приведет к крови и никоим образом не соотносится с доктриной защиты прав
человека, на мой взгляд, не отвечает интересам ни одного из субъектов процесса.
В этом случае Румыния и Молдова, а следовательно, и Евросоюз, стратегически
стоящий за ними, получают свою Чечню, и возникнет ситуация неуправляемого хаоса,
что не выгодно и США, как глобальному модератору.
В любом случае, приднестровский филиал Межрегионального
совета по национальной стратегии РФ, который возглавляет в Тирасполе Дмитрий
Соин, будет не только внимательно отслеживать ситуацию, но вскоре предложит свой
вариант приднестровского урегулирования. Мы со своей стороны готовы всячески
содействовать мирному урегулированию конфликта как своими исследованиями, так и
рекомендациями.
Ольвия-пресс, 6 апреля 2004 Россия. НАТО. Приднестровье. С какими задачами подошел к приднестровским землям самый мощный военный альянс планеты?О.Елков
Всю прошедшую неделю внимание и политиков, и экспертов
было приковано к одной теме. В понедельник в самый крупный военный блок планеты
– Североатлантический Альянс – официально вступило семь новых государств. С этой
недели флаги НАТО развиваются уже и на территории бывшего Советского Союза – в
Прибалтике. 4 миллиона солдат и офицеров, полторы тысячи военных аэродромов,
десятки тысяч единиц современной боевой техники – против кого и для чего нужна
вся эта гигантская военная машина? Сегодня руководство блока предпочитает
уходить от ясного ответа на этот вопрос.
С прошедшей недели Приднестровье и НАТО почти соседи.
После вступления в Альянс Румынии новая граница блока пролегает в нескольких
десятках километров от приднестровских рубежей. Оценивая перспективы такого
соседства, эксперты в Тирасполе задают себе тот же вопрос, который сегодня на
устах у всех, кто интересуется проблемой - c какими задачами подошел военный
блок к этим землям?
«Известно, что Альянс создавался как организация,
направленная против стран социалистического лагеря, - напоминает директор центра
социальных и политических исследований «Перспектива» Илья Галинский. - Когда
соцлагерь распался, и не стало Советского Союза, то причина существования НАТО
отпала, и Альянс соответственно должен был самораспуститься. Однако этого не
случилось. Почему? Это во многом произошло в результате того влияния, которое
имеют США в НАТО. Ведь, фактически, распространение НАТО на Восток – это не
распространение европейского влияния. Это распространение американского влияния,
поскольку США занимают в Альянсе главенствующее положение. То есть это все та же
политика распространения влияния США в мире. Это политика продолжающегося
господства США сегодня в мире. И Соединенные Штаты, очевидно, с помощью этого
процесса хотят взять в кольцо Россию и те государства, которые пока находятся с
Россией в дружеских отношениях».
В самой России к расширению НАТО отнеслись
по-разному. Официальная реакция выглядит довольно сдержанной. Москва постаралась
избежать каких-то резких оценок. Заявления кремлевских представителей выдержаны
в одном духе – Россия выражает определенную обеспокоенность, однако надеется,
что Альянс уже во многом избавился от задач холодной войны и готов к
сотрудничеству по спорным моментам. Вместе с тем, Кремль ясно дал понять, что
будет укреплять обороноспособность страны соответственно новой реальности.
Российские эксперты прямо говорят о том, что главное
следствие расширения НАТО уже очевидно - кольцо американского влияния вокруг
России сжалось на несколько порядков. А если учесть, что НАТО намерено и дальше
продолжать политику «открытых дверей», то перспективы такого процесса для Москвы
малоутешительны. То же самое с сожалением констатируют и эксперты в
Приднестровье.
«Посмотрите, насколько ослаблено сегодня влияние России
на постсоветском пространстве, - отметил, комментируя в интервью «Ольвии-пресс»
ситуацию, Илья Галинский. - Практически каждое государство постсоветского
пространства постепенно выстраивается в очередь за экономической, военной
помощью от США, от НАТО, от Евросоюза и постепенно Россия сдает там свои
позиции, Россия теряет своих союзников. Дело скоро может дойти до того, что НАТО
распространится на страны Средней Азии. Во всяком случае, Альянс все больше
оказывает свое влияние на государства восточного региона – Киргизию, Узбекистан,
Таджикистан и другие».
В соседней Молдове расширение НАТО встретили с
нескрываемой радостью. По случаю этого события молдавский МИД распространил
специальное сообщение, в котором Кишинев выражает надежду на дальнейшее
сотрудничество с Альянсом. О том, каким должно быть это сотрудничество,
молдавский президент заявлял уже неоднократно. По мнению Воронина, прежде всего
Альянс должен помочь Молдове в решении так называемой приднестровской проблемы.
В последнее время Кишинев вполне определенно дал понять, каким именно должно
быть участие НАТО в урегулировании. Это привлечение в Приднестровье натовских
военных вместо российских миротворцев.
Еще более откровенной стала реакция на расширение Альянса
молдавской оппозиции. Лидер кишиневских фронтистов Юрий Рошка, как всегда,
озвучил то, о чем официальный Кишинев пока не решается говорить вслух. Он
выразил надежду на то, что на пути расширения НАТО будет сделана лишь краткая
остановка, и Альянс продолжит свое шествие по постсоветскому пространству.
Конечно, высказывания радикальных политиков типа Рошки не
всегда стоит воспринимать всерьез. Однако на этот раз это тот самый случай,
когда на слова лидера ХДНП стоит обратить внимание. Дело в том, что именно такие
заявления, по мнению Запада, должны озвучиваться в ближайшем будущем в Молдове
наравне с официальными.
На прошедшей неделе глава миссии ОБСЕ в Молдове и
представитель Совета Европы озвучили в Кишиневе нормы, по которым должны
работать государственные молдавские СМИ. По мнению Запада, если молдавские
власти хотят рассчитывать на западную поддержку, они обязаны эти нормы
соблюдать. Комментируя предложенные стандарты, глава миссии ОБСЕ Вильям Хилл
заявил, что они должны помочь Кишиневу перевести местную прессу на
демократические рельсы. Однако знакомство с нормами показывает, что за этим
формальным объяснением стоят и другие, более глубокие задачи. Вот характерная
цитата:
«Сообщения о деятельности президента и правительства
должны содержать или сопровождаться комментариями представителей оппозиции…
Выпуски новостей должны регулярно содержать сообщения о
парламентских дебатах. Сообщения о парламентских дебатах должны предоставлять
равное эфирное время выступлениям правительства и партии большинства с одной
стороны и оппозиции с другой стороны».
Одним словом, оппозиции в этих нормах отведена
центральная роль. Причем появились они в очень удачное время – в начале
следующего года в Молдове пройдут парламентские выборы, и соблюдение таких
стандартов должно дать весомое преимущество молдавским оппозиционным силам. И
это при том, что сегодня практически вся оппозиция в Молдове – это прозападные,
прорумынские и крайне антироссийские партии. Те самые партии, которым глава
миссии ОБСЕ не так давно открыто посоветовал объединиться, чтобы набрать
побольше голосов в парламенте.
Информационное агентство «Ольвия-пресс» уже предупреждало
президента Молдовы о том, что пытаться усидеть на двух креслах – опасно для
президентского здоровья. Похожи, что наши предупреждения начинают сбываться.
Владимир Воронин, предавший в свое время и Москву, и своих избирателей, и
ставший послушным инструментом в руках Запада, сыграл свою антироссийскую роль.
В большой политике предателями пользуются, но их нигде не любят. Ворониным
попользовались достаточно. Вполне возможно, что за океаном принято решение
заменить молдавского президента на действительно западного воспитанника. Того,
кто не будет пытаться играть на противоречиях между Западом и Москвой. Именно
для этого оппозиции в Молдове открывают зеленую улицу. Такая политика вполне
вписывается в ту концепцию США, о которой уже рассказывала «Ольвия-пресс» –
привести к власти в постсоветских государствах стопроцентно прозападные режимы.
Вместе с тем до сих пор единственной страной в регионе,
которая нарушает заокеанские планы, остается Приднестровье. Похоже, что
подошедший к нам Североатлантический Альянс не намерен оставлять эту ситуацию
без внимания. На прошедшей неделе глава румынского МИДа выступил с заявлением,
которое приобретает особое значение на фоне расширения НАТО и новой активности
Запада в Молдове. Мирча Джоанэ сообщил, что проблема Приднестровья весьма
волнует НАТО и в ближайшее время будет вынесена в повестку дня Альянса.
На этой же неделе из компетентных источников
информационному агентству «Ольвия-пресс» стало известно о резко возросшем
интересе структур ОБСЕ к военному потенциалу Приднестровья. Наблюдателям этой
организации поставлена задача собрать сведения об оборонных возможностях
республики. При этом акцент сделан на оценке числа потенциальных ополченцев,
которые Приднестровье может собрать в случае военной угрозы. Итоги такой работы
должны быть готовы максимум до октября. Дата не случайна. Именно в октябре в
соседней Украине пройдут выборы нового президента, на которых Запад делает
ставку на своего воспитанника - Виктора Ющенко. Именно с победой Ющенко многие
наблюдатели связывают прогнозы на более активную интеграцию Киева в
евроатлантические структуры и резкое охлаждение отношений с Россией. Вашингтон
уже давно готовит такое развитие событий.
Как отметил в интервью «Ольвии-пресс» директор центра
«Перспектива» Илья Галинский, «конгресс США совсем недавно оказал Украине
существенную финансовую помощь для того, чтобы реформировать армию Украины по
стандартам НАТО. Отдельные официальные представители Киева давно говорят о том,
что Украина намерена вступить в Альянс… И, если США и НАТО смогут использовать
ратифицированный Верховной Радой меморандум о свободном доступе войск НАТО на
всю территорию Украины, то фактически в любой момент Киев по требованию сил
Альянса может заблокировать приднестровскую границу со всеми вытекающими
последствиями. Что для нас означает в условиях экономической блокады граница с
Украиной, я думаю, понимает каждый приднестровец…»
В этих условиях роль и ответственность России как
страны-гаранта в Приднестровье возрастает как никогда. От активности Москвы
сегодня зависит не только безопасность ее соотечественников на берегах Днестра.
От этого во многом зависит и безопасность самой России. Известно, что открытой
поддержки Приднестровья Москва избегает. Даже после срыва Меморандума, который
ясно показал ориентацию Воронина, в Кремле предпочитают сохранять видимый
нейтралитет. Объяснить такую позицию можно. В Молдове нет ни политика, ни
политической силы, которых Москва могла бы назвать своим союзником. Но
совершенно очевидно, что у России здесь есть не просто союзник, а надежный и
испытанный партнер – Приднестровье. Поэтому военную и политическую роль России в
республике надо четко определять и закреплять уже сейчас.
Ясной и твердой позиции Москвы ждут не только сотни тысяч
соотечественников на Днестре. Ее ждет сама история. И именно история говорит о
том, что завтра может быть уже слишком поздно.
Газета СНГ, 6 апреля 2004 Молдавия – НАТО: быть ли альянсу?И.Ротару
В последнее время Приднестровье все чаще становится
объектом повышенного внимания НАТО. Представители Парламентской ассамблеи
альянса и эксперты зачастили сюда под предлогом изучения проблемного региона.
Получив отказ разместить своих миротворцев на территории Приднестровья,
Североатлантический альянс не намерен отступать от намеченной цели. О том, что
эта проблема волнует как румынские власти, так и НАТО, заявил министр
иностранных дел Румынии Мирча Джоана. Глава внешнеполитического ведомства
страны, на днях ставшей полноправным членом альянса, также отметил, что данная
проблема вскоре будет вынесена в повестку дня НАТО.
В свою очередь, в молдавском Министерстве иностранных дел
считают, что вступление Румынии и Болгарии в НАТО будет способствовать
европейской интеграции этих двух стран и не повлияет негативно на безопасность
Молдавии. Глава МИД Андрей Стратан выразил надежду, что республика продолжит
сотрудничество с НАТО, не исключив возможности расширения этого взаимодействия
за рамки программы "Партнерство во имя мира". О намерении НАТО участвовать в
урегулировании приднестровского конфликта глава молдавской дипломатии заявил,
что приветствуется помощь любой международной структуры, способной содействовать
решению этой проблемы. Стратан отметил, что Кишинев ждет от ЕС принятия решения
относительно создания безопасности на приднестровском участке
молдавско-украинской границы, а также направления в регион многонационального
миротворческого контингента, сообщает молдавское информационное агентство
Reporter. Однако если вспомнить, что Тирасполь отнесся к возможной замене
российских миротворцев на натовских как к иностранной военной интервенции, то,
очевидно, власти Приднестровья не будут в восторге от близости НАТО.
В то же время на правом берегу Днестра бытует мнение, что
соседству с НАТО не только нужно радоваться, но и постараться как можно скорее
стать полноправным членом альянса, отказавшись от ранее провозглашенного
нейтралитета. Так считают два бывших заместителя министра иностранных дел
Молдавии Юрие Лянкэ и Олег Серебрян (что касается О.Серебряна, то он занимал
пост заведующего отделом печати МИД РМ). Они полагают, что соседство с
Североатлантическим альянсом требует пересмотра концепции нейтралитета
республики, которая, по их мнению, с самого начала была ошибочной. Выступая по
национальному радио, Юрие Лянкэ подчеркнул, что после вступления в НАТО семи
важнейших участников программы "Партнерство во имя мира", Молдавия останется в
компании России и Армении, желающих просто сотрудничать с альянсом, тогда как
Украина объявила о своем намерении следовать по пути стран, недавно вступивших в
этот военный блок. Лянкэ сослался на вывод некоторых западных лидеров, которые
утверждают, что нейтралитет обходится Молдавии намного дороже членства в НАТО, а
значит, республика в силу своей бедности больше не может себе позволить подобной
роскоши. В свою очередь, Олег Серебрян отметил, что Молдавия должна преодолеть
сомнения, проявленные ею до провозглашения проевропейского выбора, и выразить
желание вступить в НАТО. По мнению Серебряна, нельзя ожидать немедленного и
прямого вмешательства НАТО в решение приднестровской проблемы, но как фактор
давления Североатлантический альянс будет способствовать процессу
урегулирования.
|