О поддержке русского языка за рубежом
Работа по сохранению и продвижению русского языка за
рубежом уже на протяжении многих лет является одним из приоритетных направлений
деятельности Департамента образования города Москвы по поддержке
соотечественников. В основе такой позиции лежит представление о том, что
образование, дающее возможность изучать и сохранять в жизни новых поколений
русский язык и русскую культуру, является одним из решающих факторов сохранения
«русского мира». В то же время поддержка русского языка в странах Содружества
независимых государств это в значительной мере поддержка национальных культур
этих стран, поскольку в течение многих десятилетий эти культуры развивались на
русскоязычной основе, русский язык остается языком науки, литературы,
журналистики и т.п.
Анализ положения дел с изучением русского языка и
обучения на русском языке в зарубежных странах показывает, что в последние годы
на постсоветском пространстве и в других странах мира в отношении к русскому
языку произошли позитивные изменения. Они получили отражение в недавно
опубликованном докладе МИД РФ «О положении русского языка в мире». Развиваются
федеральные образовательные программы, направленные на укрепление позиций
русского языка, увеличивается число бюджетных мест в российских вузах для
абитуриентов из стран СНГ, выделяются значительные средства бюджета Российской
Федерации на реализацию программы «Поддержка интеграционных процессов в области
образования и русского языка в странах СНГ».
Департамент образования совместно с Департаментом
международных связей города Москвы в рамках принятой Правительством Москвы
«Комплексной целевой программы поддержки соотечественников за рубежом на
2003-2005 годы» осуществляют как долгосрочные образовательные проекты, в которых
задействованы и педагоги, и учащиеся, так и крупные мероприятия, носящие
периодический характер.
Прежде всего речь идет о помощи школам с преподаванием
на русском языке в комплектовании учебной и учебно-методической литературой.
Ежегодно мы направляем за рубеж порядка 250 тысяч экземпляров такой литературы.
В прошедшем и в этом году мы не снижаем этих объемов, но стремимся выполнять эту
работу, максимально учитывая потребности наших партнеров. Одним из магистральных
направлений в последние годы является развитие методики и технологии
дистанционного образования. Такие разработки проводятся на базе Московского
института открытого образования (МИОО), являющегося одним кз ведущих научных и
практических центров в этой области. Совершенно очевидно, что будущее
международного взаимодействия в сфере образования именно за дистанционными
технологиями и Москва будет уделять этому все большее внимание. В этих целях
расширяются возможности использования сети Интернет, в том числе с последующим
переводом информации на электронные носители для тех, у кого нет доступа к
сети.
Ярким примером инновационного подхода в сфере
дистанционного образования является программа Мэра Москвы «Московский аттестат».
В 2003 году вручены первые 23 аттестата. В настоящее время по этой программе
обучаются 226 человек.
Важное значение для перспектив сохранения за рубежом
русского языка имеет организация целевого приема в педагогические вузы системы
Департамента образования города Москвы. Сейчас в московских вузах за счет
средств московского бюджета, по рекомендациям Посольств Российской Федерации и
организаций соотечественников, в соответствующих странах обучаются 60 студентов.
В этом году будет принято еще 35 человек, преимущественно на специальности
преподавателей начальных школ, русского языка и литературы.
Одним из наиболее значимых направлений международной
деятельности по поддержке русского языка являются мероприятия в сфере повышения
квалификации преподавателей русского языка и литературы. Организуются
специальные курсы на базе Московского института открытого образования,' а также
стажировки, «круглые столы», совещания по прикладным образовательным тематикам,
конкурсы и т.д. В частности, через курсы повышения квалификации и стажировки в
2003 г. прошли 180 человек из Белоруссии, Молдавии, Украины, Грузии,
Азербайджана, всех стран Балтии, Болгарии, Венгрии, Румынии, Сербии и
Черногории, Финляндии. Наши преподаватели выезжали для проведения подобных
курсов в Азербайджан, Армению, Украину, ранее подобная акция осуществлялась в
Литве и Молдове.
Особое значение придается проведению крупных
международных интеграционных мероприятий, таких как ежегодное Совещание
директоров школ с преподаванием на русском языке, Форум пушкинских школ,
Международная летняя школа русского языка.
Усиление координации по всем основным направлениям
совместной работы и повышение ее эффективности является целями создания
«Международного педагогического общества в поддержку русского языка»,
Учредительная конференция которого была проведена в ходе пленарного заседания
Совещания 26 марта 2004 года. Одобрен устав «Общества» и избран его
Координационный совет, в состав которого вошли одиннадцать представителей из
десяти стран СНГ и Балтии. Зарубежными представителями «Общества», согласно
Уставу, являются общественные организации его члены. Учредители и члены
«Общества» - участники Совещания - высказались за вступление «Общества» в члены
Международного совета российских соотечественников.
Департамент образования осуществляет постоянное
взаимодействие с ЮНЕСКО и МАПРЯЛ, что позволяет спланировать развитие
сотрудничества недавно созданного «общества» с международными образовательными
общественными организациями, особенно Международной ассоциацией русского языка и
литературы (МАПРЯЛ) и ее региональными отделениями за рубежом.
Одним из наиболее эффективных направлений деятельности
«Общества» представляется развитие сети базовых школ поддержки русского языка за
рубежом и совершенствование механизма взаимодействия между ними. В этой связи
вызывает интерес опыт базовых школ Республики Болгария, выступающих в качестве
центров по распространению инновационных методик преподавания русского
языка.
Важно подчеркнуть, что вся деятельность по сохранению и
продвижению русского языка может быть эффективной только при условии
использования современных информационных технологий. В настоящее время в Москве
создана система информирования соотечественников о возможностях изучения
русского языка, повышения квалификации преподавателей в режиме дистанционного
образования, разработана обширная база данных образовательного характера.
Наиболее информативными являются профориентированные сайты Департамента
образования города Москвы, МИОО, Центра межнационального образования
«Этносфера».
Однако эффективное информационное обеспечение не может
быть достигнуто только с привлечением технических средств. Необходимо
ознакомление специалистов с реальным положением дел в странах и регионах в сфере
изучения русского языка и преподавания на русском языке, конкретными
потребностями в учебно-методическом обеспечении, возможностями той или иной
школы во взаимодействии с московскими образовательными учреждениями.
Этих целей можно достичь только путем направления
специалистов в зарубежные страны. Такие выезды за рубеж необходимы и для
разработки совместно с партнерами учебников и учебных пособий по русскому
языку.
В настоящее время учеными кафедр международного
образования, русского языка и литературы МИОО подготовлены специализированные
пособия «Русский язык как иностранный» для начальных классов и «Русский язык от
ступени к ступени» для детей начального и среднего школьного возраста и
соответствующие пособия для учителей. Издательством «Этносфера» создана
электронная версия этих учебников, спрос на эти пособия подтвержден
представителями разных стран.
Наконец, одной из наиболее важных и в то же время
сложных задач является упорядочение правового регулирования вопросов изучения
русского языка и преподавания на русском языке в странах СНГ и Балтии. Имеющаяся
информация свидетельствует о том, что эти вопросы не решаются на законодательном
уровне, что приводит к ситуации, при которой в ряде стран школы с обучением на
русском языке фактически находятся вне правового поля. Это создает существенные
трудности для поддержки соотечественников за рубежом средствами образования. В
этой связи в рамках деятельности созданного Международного педагогического
общества предполагается провести представительный международный семинар для
обсуждения вопросов правового статуса изучения русского языка и образования на
русском языке за рубежом.
|