«Еврожурнал», 10 мая 2004 Урок Кипра для Республики МолдовыН.Попеску
Кипр интересен для Республики Молдовы сочетанием двух
накладывающихся друг на друга процессов - европейской интеграции и
урегулирования внутреннего конфликта. При всех очевидных различиях между Кипром
и Молдовой, можно сделать несколько релевантных для Молдовы выводов. Итак,
каковы уроки, которые мы можем извлечь из случая Кипра?
В 1959 году Кипр обретает независимость от
Великобритании. После десятилетия напряженности между греческой и турецкой
общинами, греческого государственного переворота в южной части острова и занятия
турецкой армией северной части Кипра, в 1974 г. (само-) провозглашается Турецкая
Республика Северного Кипра. На протяжении 30 лет усилий по воссоединению не
увенчались никакими результатами. Однако присоединение Кипра к ЕС радикально
изменило процесс урегулирования конфликта. В 2003/2004 гг. турки-киприоты
высказались за быстрое воссоединение, а греки-киприоты - нет. 1 мая 2004 г.
греческая часть Кипра (Республика Кипр) присоединилась к ЕС, после чего
большинство греческого населения в ходе референдума от 24 апреля отвергло план
воссоединения, предложенный ООН и поддержанный ЕС. Парадоксально, но большинство
турков-киприотов (65%) проголосовали за воссоединение, а греческая часть, на
протяжении всех этих 30 лет стремившаяся к объединению - против. Греки-киприоты
решили, что чем позднее состоится воссоединение острова, тем больших уступок они
добьются от турков-киприотов.
Из случая Кипра Республика Молдова может извлечь
несколько уроков:
1) Расколотое государство может присоединиться к ЕС.
Итак, аргумент, что "пока Республика Молдова не решит проблему Приднестровья,
вхождение в ЕС невозможно", несостоятелен хотя бы формально. Более того, этот
аргумент даже вреден, так как ставит в зависимость от Тирасполя не только
процесс приднестровского урегулирования, но и процесс европейской интеграции.
Когда в 1997 г. Кипр был приглашен на переговоры по поводу вхождения в ЕС,
Брюссель однозначно заявил, что Республика Кипр станет членом Евросоюза,
независимо от того, будет преодолен конфликт или нет. Это было сделано с целью
укрепления про-объединительной (тогда) позиции греков-киприотов и исключения
любых попыток блокирования присоединения к ЕС со стороны турков-киприотов.
2) Ясные и очевидные европейские перспективы какого-либо
государства (греческой части Кипра) повышают его привлекательность перед
сецессионистской частью населения (турками-киприотами) Чем более ясными и
очевидными будут перспективы сближения Молдовы с ЕС, тем больше причин будет у
населения сепаратистского региона поддержать возможное воссоединение. Этот
аргумент необходимо постоянно озвучивать в ходе диалога Молдовы с ЕС, в том
числе в рамках Европейской политики по отношению к новым соседям. Молдова же
должна учитывать, что любое ощутимое сближение с ЕС возможно только после
демократизации политической жизни, масс-медиа и правящей партии.
3) Важен не столько процесс переговоров с
Приднестровьем, сколько внутренние преобразования в Молдове и сближение с ЕС,
что со временем может положительно сказаться и на процессе приднестровского
урегулирования. Демократизация, реформы и сближение Молдовы с ЕС являются
ключами к успеху приднестровского урегулирования.
4) "Никакой спешки": Южный Кипр сосредоточился прежде
всего на собственном развитии, и спустя два с лишним десятилетия вернулся за
стол переговоров имея более сильную позицию, позволяющую ему в большей степени
диктовать условия воссоединения. Благодаря вхождению в ЕС и хорошему
экономическому положению на юге, в 2004 г. грекам-киприотам было предоставлено
намного больше прав, чем они могли надеяться в 80-х - 90-х гг. В Молдове
ситуация обстоит наоборот: Тирасполь диктует условия процесса урегулирования, а
Молдове нечего предложить ни населению, ни экономическим агентам Левобережья.
Это положение невозможно изменить быстро, но его можно изменить в среднесрочной
перспективе. Реформы и демократизация правобережной Молдовы, которые могут
состояться в силу ее сближения с ЕС, вкупе с политическим и экономическим
(международным) давлением на Приднестровье, со временем могут изменить баланс
сил в пользу Кишинева. Пусть не столь явно, как в случае греческого Кипра,
Молдова может вернуться спустя 8-10 лет за стол переговоров, имея более солидную
позицию. Кроме того, когда утверждается, что без приднестровского урегулирования
Молдова не может присоединиться к ЕС, это вовсе не означает, что объединение
нужно осуществить как можно скорее и на невыгодных для Кишинева условиях, ведь в
любом случае у нас нет шансов быть принятыми в ЕС в нынешнем десятилетии.
5) Экономическое и политическое развитие в условиях
разделения возможно. После откола турецкой части в 1974 г., Республика Кипр
потеряла 37% территории, 57% побережья и 70% экономического потенциала острова,
в том числе 50% предприятий и 73% туристической инфраструктуры. Это был более
сильный удар, чем в случае отделения Приднестровья от Молдовы, и все же сегодня
ВВП на душу населения на юге Кипра в 2,5 раза выше, чем в турецкой части
острова. В будущем существование приднестровского конфликта не должно служить
оправданием для состояния молдавской экономики.
Вывод урока "Кипр" состоит в том, что европейская
интеграция не является "волшебным средством" ни для каких конфликтов. Однако
сближение и возможное присоединение к ЕС могут значительно повлиять на их
урегулировании. Это происходит потому, что выгода от политического и
экономического сотрудничества с ЕС может изменить положение конфликтующих сторон
в пользу признанных государств, будь то Кипр или Молдова. Участие ЕС в решении
вопроса молдо-украинской границы или ограничения на въезд для приднестровских
лидеров укрепили позицию Молдовы. Новые положительные меры со стороны ЕС по
отношению к Молдове возымеют действие и в процессе приднестровского
урегулирования. Положительные меры - это не торжественное обещание (впрочем,
маловероятное), что Молдова будет принята в ЕС, а конкретные проекты
сотрудничества, предусматривающие демократические преобразования в Молдове,
будут вознаграждены доступом на "единый рынок" ЕС.
Молдова не присоединится к ЕС как минимум в ближайшие
10-15 лет. Но это время необходимо посвятить внутренним реформам, направленным
на две основные цели: на сближение с ЕС и на подготовку политической и
экономической базы для воссоединения с Приднестровьем. Греческая часть Кипра
решила свои собственные политические и экономические проблемы, и теперь вольна
решать, когда и как ей лучше воссоединиться. Как и в случае Кипра, в Молдове
ключом к успеху является сближение с ЕС, а оно невозможно без демократизации
политической жизни и без экономических реформ.
|