КАЗАХСТАН
РБК, 5 мая 2004 Казахстан зальет Россию нефтьюДмитрий Коптюбенко
Растущие
аппетиты Астаны в вопросе экспорта нефти могут подтолкнуть "Транснефть" к
большей оперативности в строительстве нефтепровода до Мурманска
В конце апреля было получено подтверждение тому, что уже
в ближайшее время могут начаться работы по увеличению мощности нефтепровода
"Атырау-Самара", по которому казахская нефть поступает в Балтийскую
трубопроводную систему и далее поставляется на экспорт. Как сообщил управляющий
директор НК "КазМунайГаз" Каиргельды Кабылдин, в настоящее время его компания
ведет переговоры с "Транснефтью" на этот счет. По мнению экспертов,
дополнительные 10 млн т казахской нефти не создадут проблем для "Транснефти",
однако если Россия и в дальнейшем захочет влиять на Казахстан, предоставляя ему
доступ к своей трубе, ей нужно поторопиться со строительством нефтепровода до
Мурманска. Кроме того, рано или поздно ей придется согласиться на строительство
транскаспийского трубопровода, который откроет дорогу среднеазиатской нефти в
трубопровод Баку-Джейхан и оттуда на американский рынок. Впрочем, некоторые
специалисты полагают, что недостаток трубопроводных мощностей может возникнуть
еще раньше, в связи с чем они не исключают возможности реанимации экспорта нефти
через Вентспилс.
Нефтепровод "Атырау-Самара" – один из основных
маршрутов, по которым нефть Казахстана идет на экспорт. Его мощность составляет
около 15 млн т нефти в год. 29 апреля на международном форуме "Каспий: политика,
экономика, бизнес – 2004" управляющий директор НК "КазМунайГаз" Каиргельды
Кабылдин сообщил, что его компания прорабатывает совместно с "Транснефтью"
вопрос об увеличении его мощности до 20-25 млн т в год. Альтернативным путем
сбыта казахской нефти в перспективе мог бы стать проектируемый трубопровод
"Баку-Джейхан", до которого она могла бы поставляться через Каспийское море
танкерным флотом или по транскаспийскому трубопроводу. Астана склоняется к
последнему варианту, однако этот проект не нравится России. В частности, в
начале апреля специальный представитель президента России по определению статуса
Каспийского моря Виктор Калюжный заявил, что "бесконтрольное строительство
транскаспийских магистралей может принести неприятности" – в каспийском регионе
наблюдается высокая сейсмическая активность, кроме того, транскаспийские
магистрали могут причинить вред биоресурсам и экологии Каспия. Однако ряд
специалистов полагают, что основная причина неприятия Россией проекта
транскаспийского трубопровода заключается в том, что он позволит Казахстану быть
менее зависимым от российской трубы в вопросах экспорта нефти. "Россия хочет
привязать к себе Казахстан за счет прокачки его нефти по своей территории", –
сказал RBC daily эксперт ИГ "Антанта-Капитал" Александр Блохин.
В этих условиях факт переговоров между "Транснефтью" и
"Казтрансгазом" выглядит как уступка России Казахстану в вопросе экспорта его
нефти. Впрочем, разговоры о том, что Казахстан намерен увеличить отгрузку нефти
на этом направлении, ведутся давно, отмечает Александр Блохин. В частности, для
того чтобы принять казахстанскую нефть, "Транснефть" уже расширила Балтийскую
трубопроводную систему. Однако ряд российских компаний уже высказывали свои
претензии по этому поводу, считая, что, предоставляя трубу Казахстану,
"Транснефть" фактически лишает их права нарастить, в свою очередь, свои
экспортные возможности. "Российские нефтяные компании жалуются, что таким
образом их вытесняют с экспортной трубы", – соглашается Александр Блохин, в то
же время отмечая, что, например, в прошлом году "Транснефть" заявляла о
недопоставках нефти в ее трубопроводы и, как следствие, наличии резервных
мощностей. "Кроме того, пока речь идет о сравнительно небольших объемах", –
добавляет эксперт. С ним соглашается и ведущий аналитик ФК "Мегатрастойл"
Александр Разуваев. "Представители "Транснефти" заявляли о том, что они будут
активно наращивать экспортную инфраструктуру, поэтому мнение о том, что
трубопроводных мощностей с учетом казахстанского экспорта может не хватить,
сомнительно", – сказал RBC daily аналитик.
Между тем в перспективе Казахстан планирует стать одним
из основных мировых экспортеров нефти, поставляя за рубеждо 100 млн т топлива в
год. Тогда российская нефтянка может не только почувствовать реальный дефицит
трубопроводных мощностей, но и получить нового серьезного конкурента на
традиционных для себя европейских рынках сбыта. В этих условиях, полагает
эксперт ИГ "Атланта-Капитал", России придется пойти на уступки Казахстану и
согласиться на прокладку трубопровода по дну Каспийского моря. "Выход из такой
ситуации видится как раз в присоединении Казахстана к нефтепроводу Баку-Джейхан,
– полагает он. – Казахская нефть из этого трубопровода будет поставляться
танкерами на американский рынок, минуя Европу, что решит проблему конкуренции.
Чтобы доставить нефть до этого трубопровода, нужно строить транскаспийский
трубопровод". Кроме того, решить проблему избытка казахской нефти в российских
экспортных трубопроводах можно за счет строительства трубопроводов до Мурманска
и Находки. "Один мурманский трубопровод позволит экспортировать 120 млн т нефти,
и опять-таки в США, – напоминает Александр Блохин. – Скоро необходимость в его
строительстве достигнет критической величины. Косвенным подтверждением этому
можно считать недавнее заявление Владимира Путина о возможности частных
инвестиций в трубопроводный транспорт при условии сохранения трубы в
государственной собственности".
Впрочем, ряд экспертов полагают, что недостаток
трубопроводных мощностей может наступить скорее, чем представляется на первый
взгляд. "Расширение мощности нефтепровода до Самары приведет к спешной
необходимости искать дополнительные экспортные выходы, – сказал RBC daily
аналитик одного из инвестбанков. – Новые мощности БТС, не так давно введенные в
эксплуатацию, успешно загружаются российскими компаниями, поэтому не исключено
возвращение к вопросу об экспорте через Вентспилс. Для этого, правда, также
придется модернизировать подходы к латвийскому порту на востоке (латвийский
участок был подновлен еще полтора года назад, как раз накануне конфликта с
"Транснефтью"). На такую возможность указывает и тот факт, что балтийский
экспорт нефти контролируют структуры, близкие "питерской верхушке": "умертвив"
венстпилский транзит, они наверняка смогли бы договориться о возобновлении
экспорта на выгодных условиях". Правда, большинство специалистов такой вариант
развития событий воспринимают со скепсисом. "Что касается экспорта через Латвию,
он вряд ли будет возможен по политическим причинам, – считает Александр
Разуваев. – Это правильно, учитывая ситуацию с русскоязычным населением в этой
стране".
Gazeta.kz, 7 мая 2004 Много шума среди молчанияАйбат Жарикбаев
Наступивший месяц может стать началом официально
одобренного масштабного сотрудничества в сфере поставок казахстанской нефти в
Украину и ее транзита через украинскую территорию.
Конечно, если казахстанское правительство решится
подписать соответствующее межправительственное соглашение. Ранее предполагалось,
что это произойдет в апреле.
Однако в прошлом месяце правительственным постановлением
был всего лишь одобрен проект документа, который, в свою очередь, был
подготовлен по итогам переговоров вице-премьера Украины Андрея Клюева и
премьер-министра Даниала Ахметова в рамках проходившего 16-17 марта визита в
Астану.
Важным моментом в соглашении станет вопрос о
взаимовыгодном использовании трубопровода "Одесса - Броды". Казахстанское
руководство, вероятно, осознает, что дальнейшая отсрочка в подписании
вышеуказанного соглашения и, тем более, конкретных контрактов на поставку и
транспортировку давно обещанного сырья может негативно сказаться не только на
отношениях с украинцами, но также и с американцами и европейцами.
Не случайно на пресс-конференции во время своего
недавнего пребывания в Страсбурге, спикер сената Нуртай Абыкаев подтвердил
заинтересованность Казахстана в использовании украинского нефтепровода для
транспортировки своей нефти: "Для Казахстана является важным выход на широкий
рынок, поэтому нам необходим паук нефтепроводов".
Почти одновременно пресс-служба специального
уполномоченного Украины по вопросам Евроазиатского нефтетранспортного коридора
распространила сообщение, в котором со ссылкой на управляющего директора
"КазМунайГаза" Каиргельды Кабылдина сообщалось, что госкомпания "выразила
готовность уже с июля приступить к транспортировке нефти по нефтепроводу
"Одесса-Броды" в страны Европы". Поставки могут начаться во второй половине
этого года (предположительно в июле) и должны достичь объема в 6 млн. тонн в
год, при этом заинтересованные компании уже завершают переговоры с
нефтеперерабатывающими заводами Австрии, Словакии, Германии и Чехии.
В конце апреля стало известно, что экспериментальную
прокачку "легкой" нефти по магистрали "Дружба" на чешский нефтеперерабатывающий
завод в Кралупах планируется начать в мае (сроки начала эксперимента также
постоянно переносились).
Целью пробной поставки является оценка перспективности
поэтапной прокачки каспийской нефти, которая попадала бы в "Дружбу" из
"Одесса-Броды", и российской марки Urals, заполняющей "Дружбу" в настоящее
время.
По словам вице-премьера А. Клюева, украинские власти
уточняют, какая нефтяная смесь будет транспортирована по магистрали в рамках
эксперимента. Если верить этой информации, решение о начале эксперимента будет
принято сразу после майских праздников. Во всяком случае украинская сторона
утверждает, что на этот раз все приготовления завершены: в марте были закачены
20 тыс. тонн "легкой" нефти в резервуары на станции "Броды", от которой
планируется поставлять нефть в Чехию, а 5 апреля "Укртранснафта" согласовала со
словацкой "Transpetrol", чешскими "Mero" и "Unipetrol" условия экспериментальной
прокачки легкой нефти по "Дружбе" на НПЗ в Кралупах, подписав соответствующий
протокол (последовательная транспортировка сопряжена со смешением различных
сортов в начале и конце товарной партии, поэтому потребителям и производителям
необходимо "договориться о механизме урегулирования своих взаимоотношений"). Как
и следовало ожидать, документ не подписала "Транснефть".
Существует справедливое мнение, что сложившаяся ситуация
по "Одесса - Броды" не просто чрезмерно политизирована, но и предельно
запутана.
Достаточно вспомнить многочисленные и противоречивые
заявления, сделанные на разных уровнях в украинском руководстве и в самой
"Укртранснафте" за последний год, чтобы лишний раз убедиться, что в республике
назрел серьезный кризис власти.
К тому же украинские, а вслед за ними и российские СМИ,
постоянно выдают по данной теме весьма субъективную или вольно интерпретируемую
информацию, отражающую две известные полярные точки зрения о направлении работы
трубы. Причем даже сейчас, после принятия правительственного решения об
ориентации нефтепровода, трубные страсти в стране вовсе не утихают.
Одним из важных вопросов остается проблема
сотрудничества украинцев с казахстанской стороной. Казахстанская нефть для
"Одесса - Броды" ассоциируется, как известно с иностранными компаниями,
работающими в республике, а также с "КазМунайГазом", который может не только и
не столько обеспечить трубу добываемым сырьем, сколько выступить посредником
между Украиной и производителями нефти.
Если с иностранными и, прежде всего, с американскими
компаниями до сих пор не было достигнуто никаких реальных договоренностей, то с
"КазМунайГазом" все это время велись активные переговоры, одним из итогов
которых стало решение создать совместное предприятие для реализации пресловутого
проекта ЕАНТК. Такое СП (ООО "Украинско-казахская нефтетранспортная компания
"Транс-Юг") было создано на основании учредительного договора от 18 июля 2003
года и зарегистрировано 13 октября того же года.
Осенью украинский кабинет министров сделал два поручения
(N 70316 от 31.10.03 и N 76389 от 25.11.03) по проведению упомянутого выше
эксперимента. А распоряжением специального уполномоченного Украины по вопросам
ЕАНТК Александра Тодийчука бизнес-оператором по его реализации стал "Транс-Юг",
в уставном фонде которого "Укртранснафте" принадлежат 26%.
Однако осуществление экспериментальной прокачки
периодически откладывалось, поэтому сторонники и противники этого мероприятия
начали привычную кампанию по взаимному обвинению.
По версии "Транс-Юга", например, "пророссийская" часть
руководства "Укртранснафты" "откровенно блокировала эксперимент по прокачке
низкосернистой нефти по нефтепроводу "Дружба"". Оппоненты заявляли, что
"реализация эксперимента продолжает тормозиться из-за невыполнения
соответствующих организационных и юридических действий со стороны общества с
ограниченной ответственностью "Украинско-казахская нефтетранспортная компания
"Транс-Юг", на которую возложены функции согласования технических и коммерческих
условий эксперимента с его участниками".
К этому времени в местной прессе начали появляться
публикации, где значительное внимание уделялось "Транс - Югу" и его учредителям.
В частности, отмечалось, что, якобы, 74% акций общества с ограниченной
ответственностью принадлежат зарегистрированной 5 октября прошлого года на Кипре
"Hillbrook Overseas Ltd." - "обычный оффшор, с помощью которых в Украине уже
отработаны схемы вывода денег за рубеж". В других материалах говорилось уже о
четырех кипрских компаниях, впрочем, не это главное, вполне закономерно возник
вопрос: в каком виде присутствует в "Транс - Юге" "КазМунайГаз"?
олее двух месяцев назад в Верховной Раде обсуждалась
поправка в закон "О концессиях", предполагавшая возможность передачи в концессию
"Одесса - Броды". Тогда данное законодательное предложение не прошло во втором
чтении.
Несколько позднее группа депутатов из фракции "Регионы
Украины" предложила разрешить приватизацию нефтепровода. Примечательно, что, как
отмечает RusEnergy, "из законопроекта следует, что претендовать на его покупку
сможет лишь одна украинская компания - "Транс - Юг". По мнению экспертов, если
предложение будет одобрено, у предприятия не будет другого выхода, кроме как
согласиться на реверс".
А по другой информации (достаточно правдоподобной), в
создании "Транс - Юга" были лично и очень заинтересованы бывший ТЭКовский
вице-премьер Виталий Гайдук и бывший глава "Укртранснафты" Александр Тодийчук,
которые, как известно, являются ярыми сторонниками прямого направления
транспортировки и не раз высказывались о его исключительной рентабельности.
И, наконец, пару недель назад депутат Александр Гудыма,
комментируя УНИАН причины срыва собрания акционеров "Уктранснафты", на котором
планировалось переизбрать руководителя компании, заявил, что в инциденте этом
повинны представители Донецкой финансовой промышленной группы, планирующей
получить контроль над нефтетранспортной компанией, "чтобы привлечь активы для
финансирования предвыборной кампании Виктора Януковича". Кстати, В. Янукович
также неоднократно выступал не только в пользу "европейского" направления, но и
в защиту А. Тодийчука, в том числе, когда его сместили с поста председателя
правления украинской госкомпании. Согласно другой версии, интерес "донецких",
которых многие украинские эксперты называют в числе соучредителей "Транс - Юга",
обусловлен желанием прибрать к рукам стратегически важный нефтетраспортный
бизнес.
Несмотря на шум вокруг недавно созданного СП,
руководство "КазМунайГаза" в течение всего последнего времени никак не
реагировало ни на заявления украинских депутатов, ни на многочисленные
публикации в местных СМИ.
Вероятно потому, что не сочло возможным для себя быть
вовлеченным во внутриполитические интриги, разворачивающиеся в другой стране.
Впрочем, отсутствие адекватной информации рано или поздно может вызвать не
совсем здоровый интерес не только в украинской среде, из чего следует довольно
простой вывод: молчание не всегда золото.
Республика (Казахстан), 7 мая 2004 Над пропастью во лжиМухаметжан Адилов
Пять
причин и три условия возможной победы, или почему президент вдруг решил пойти на
уступки демократической оппозиции
Вряд ли кто в Казахстане сомневается, что решение
Конституционного совета признать новый закон о средствах массовой информации не
соответствующим Конституции и решение Министерства юстиции зарегистрировать
Народную партию “Демократический выбор Казахстана” санкционировались лично
Нурсултаном НАЗАРБАЕВЫМ. В связи с этим возникает вопрос, почему президент вдруг
решил пойти на уступки демократической оппозиции?
На первый взгляд кажется, что Нурсултан Абишевич просто
испугался. Возможно, так оно и есть. Сегодня положение главы государства хуже
“губернаторского”. На него давят США и Европейский Союз, прекрасно понимающие,
что стабильность в регионе может быть обеспечена только изнутри, а не снаружи.
Печальный опыт американцев по наведению порядка в Ираке многому научил их.
Поэтому развитые государства Запада крайне заинтересованы в том, чтобы Казахстан
стал действительно демократическим и рыночным государством и своим примером
увлек на этот путь развития соседей.
«Мухи»
отдельно от «котлет»
Между тем Россия, к которой последнее время
“прижимается” Казахстан, не проявляет большого восторга по поводу переориентации
на нее. Уж слишком “гибка” многовекторная внешняя политика Нурсултана Абишевича,
и нет никакой гарантии, что этот курс сохранится долго. Поэтому путинская
администрация четко отделяет “котлеты” от “мух” и, приветствуя экономическое
сближение двух государств, вместе с тем отказывает Назарбаеву в политическом
покровительстве.
Параллельно с внешним давлением усилились разногласия
внутри правящей элиты страны. Демонстрация Заманбека НУРКАДИЛОВА и его переход в
оппозицию президенту говорит о многом. В первую очередь о том, что бывшие
конкуренты Нурсултана Назарбаева в борьбе за власть почувствовали, что их время
снова пришло.
Кроме того, стало очевидным, что принцип “круговой
поруки”, когда каждый крупный чиновник был соучастником коррупционных и иных
преступлений, и это становилось залогом его верности президенту, дал серьезную
трещину. Заманбек Калабаевич признался в прегрешениях перед казахстанским
народом и смог получить прощение от него, а не от Нурсултана Назарбаева. Более
того, в нынешних условиях возможности главы государства “отвести его за руку в
суд” резко сократились, а возможности избирателей, наоборот, увеличились.
Нельзя отрицать, что в последнее время резко усилилась
демократическая оппозиция. Народная партия “Демократический выбор Казахстана”
набрала 90 с лишним тысяч членов, и эта численность реальная, проверенная
давлением акимов. Благодаря прессингу властей улучшился качественный состав
партии - слабые ушли, остались только те, кто выдержал угрозы, шантаж, клевету,
запугивания. При таких темпах мобилизации протестного потенциала партия вполне
способна набрать 150 тысяч человек к парламентским выборам и 300 тысяч к
президентским.
Что касается раскола в Компартии Казахстана, то сегодня
ее организатор - администрация президента - оказалась в сложном положении. Дело
в том, что согласно казахстанскому законодательству, слова “Казахстан” и
“Республика Казахстан” это одно и то же. Поэтому, когда первый секретарь ЦК
Компартии Казахстана заявил, что по этой причине Министерство юстиции не имеет
права регистрировать Компартию Республики Казахстан во главе с Владиславом
КОСАРЕВЫМ и Ерасылом АБЫЛКАСЫМОВЫМ, власть встала в тупик.
Учредительный съезд КПРК проведен, собрано около 40
тысяч подписей. Если следовать букве закона, то раскольникам придется заново
собирать съезд и подписи, что займет много времени, и новая “проназарбаевская”
компартия просто не будет готова к осенним выборам в Мажилис. А после них она
может и не понадобиться. Если же идти на нарушение закона, то можно снова
нарваться на большие проблемы, как это было с новым законом о СМИ, и поставить
под сомнение легитимность парламентских выборов.
И, наконец, не все ладно внутри самой семьи Назарбаевых.
Политическая самодеятельность Дариги Нурсултановны не получила поддержку
президента, а противоречия между старшим и средним зятьями не ослабевают.
Сегодня все группы, на которые раскололся прежде монолитный клан, начинают
искать пути выхода из создавшегося положения, и никто из них не готов идти на
“политическое дно” под грузом “Казахгейта”.
Испугался или... сманеврировал?
Однако не стоит верить в то, что Нурсултан Назарбаев
испугался и начал отступать. Как бы то ни было, сегодня первый президент
Казахстана является самым опытным, сильным, авторитетным и гибким политическим
бойцом в стране. Кстати, и самым успешным, раз смог продержаться на вершине
власти 15 лет. Поэтому было бы верхом наивности праздновать победу и трубить в
фанфары.
Больше похоже, что Нурсултан Абишевич просто совершил
пару маневров с целью ослабить давление на него со стороны зарубежной
общественности и журналистского сообщества. Это необходимо ему, чтобы “честно”
выиграть парламентские выборы 2004 года и президентские выборы 2006 года.
Слово “честно” в данном случае означает лишь то, что
упор будет сделан на подкуп избирателей с помощью больших денег, “промывание их
мозгов” средствами массовой информации и завоевание депутатских мандатов
политическими технологиями. Другое дело, что акимы просто не смогут обойтись без
подтасовок и махинаций, по-другому они не умеют, но это уже пойдет как
дополнение.
А честная победа на парламентских и президентских
выборах нужна Нурсултану Назарбаеву, чтобы защититься ими от “Казахгейта”.
Видимо, в условиях, когда политический капитал и авторитет главы государства под
разрушающим воздействием этого коррупционного скандала приближается к нулю, он
решил опереться на избирателей. Дескать, источником власти в стране является
народ, и народ его выбрал, несмотря на все инсинуации зарубежной прессы и
решения американского правосудия.
Надо сказать, что маневр грамотный. Но победить
Нурсултан Абишевич должен по-честному, иначе ему из “окружения” не выйти.
Радует тут то, что президент Казахстана, чтобы найти
защиту от своих политических оппонентов, спасти лично себя от уголовного
наказания, а свою семью от конфискации нажитого “непосильным трудом” имущества и
капиталов, решил обратиться к Народу Казахстана. Возможно, это и есть начало
демократии в нашей стране. Другое дело, что при первом же удобном моменте
Нурсултан Абишевич постарается отыграть все назад, восстановить свою
авторитарную власть и даже усилить ее.
Что же касается непринятия нового закона о СМИ и
регистрации Народной партии “Демократический выбор Казахстана”, то это не только
отступление Нурсултана Назарбаева под давлением оппонентов, это еще и
предложение оппозиции вступить в диалог. Как бы высоко не ценила наша газета
Ермухамета ЕРТЫСБАЕВА, вряд ли он долго бы проработал в администрации
президента, если бы озвучивал свое мнение, а не мнение работодателя. Поэтому его
крамольные высказывания, в том числе в недавнем гигантском интервью на “Нави”,
нужно расценивать как вентиляцию, разведку. Так во время войны проводят разведку
боем и по реакции противника оценивают его силу, возможности, реакцию,
настроение.
На
перепутье двух дорог
Поэтому сегодня у оппонентов Нурсултана Назарбаева как в
демократическом лагере, так и в элите есть два пути: начать договариваться или
“дожимать” президента. Судя по жесткой линии Заманбека Нуркадилова и рупора
Акежана Кажегельдина интернет-сайта “Евразия”, эти две группы будут добиваться
отставки Назарбаева с поста президента и полного политического и экономического
передела в стране.
Поскольку видимой реакции от демократической оппозиции
нет, пока трудно предположить, какой курс выберет она. Возможно, это объясняется
тем, что внутри самого ДВК есть несколько групп, и им необходимо время на то,
чтобы договориться. Но не исключено, что запоздалая реакция - результат того,
что лидер партии Галымжан ЖАКИЯНОВ находится в местах лишения свободы и потому
не может принять участия во внутриполитическом диалоге, а другого
общепризнанного лидера после ухода из политики Мухтара АБЛЯЗОВА там не
осталось.
Между тем, чтобы парламентские выборы 2004 года и
президентские выборы 2006 года были признаны международной и казахстанской
общественностью, а самое главное, с их результатами согласились политические
оппоненты Нурсултана Назарбаева, власти нужно сделать многое. В первую очередь,
освободить без каких-либо условий Галымжана Жакиянова, во-вторых, ликвидировать
монополию Семьи на средства массовой информации, в-третьих, разрешить вернуться
в страну Акежану Кажегельдину.
Без этого не исключено, что Народная партия
“Демократический выбор Казахстана” и Коммунистическая партия Казахстана сочтут
участие в выборах политически бессмысленным и вместо этого инициируют
всенародный референдум о досрочном прекращении президентских полномочий
Нурсултана Назарбаева и отмене Закона “О первом президенте Республики
Казахстан”.
Если же к ним присоединятся другие политические партии и
общественные движения, представители казахстанской элиты, то идея бойкота
выборов может просто похоронить “легитимизацию” власти президента Назарбаева в
стране после вынесения судебного приговора по делу Гиффена.
Красная звезда, 6 мая 2004 Аксиомы роста
На
вопросы "Красной звезды" отвечает министр обороны Республики Казахстан генерал
армии Мухтар АЛТЫНБАЕВ
Визитная
карточка
Мухтар Алтынбаев родился 10 декабря 1945 года в
Караганде. Окончил Армавирское высшее военное авиационное училище летчиков ПВО
(1971) и Военную академию ПВО им. Маршала Советского Союза Г.К. Жукова с
отличием (1985). Службу проходил в качестве летчика, старшего летчика, командира
авиазвена, эскадрильи истребительного авиационного полка ПВО. В декабре 1978
года удостоился присвоения классной квалификации "Военный летчик-снайпер".
Командовал истребительным авиаполком и дивизией ПВО. Занимал должности командира
корпуса ПВО - заместителя министра обороны РК (11.1993 - 10.1996), министра
обороны Республики Казахстан (10.1996 - 08.1999), командующего силами воздушной
обороны ВС РК (04.2000 - 12.2001). 8 декабря 2001 года указом президента РК
вновь назначен министром обороны республики. Награжден орденом "За службу Родине
в ВС СССР" III степени и многими медалями. Женат. Сын - офицер ВС РК.
- В феврале состоялась коллегия министерства обороны РК,
на которой президент Казахстана Нурсултан Назарбаев поставил перед вооруженными
силами республики ряд задач. В чем они заключаются?
- Упомянутое заседание коллегии министерства обороны
имеет важное значение для нашей армии. На нем рассматривались актуальные
вопросы, связанные с ходом реализации указа президента Республики Казахстан от 7
мая 2003 года "О мерах по дальнейшему совершенствованию структуры вооруженных
сил". Выступая на заседании коллегии, Нурсултан Назарбаев подробно остановился
на вопросах государственного строительства, обеспечения национальной
безопасности и международного сотрудничества. Говоря о задачах в военной сфере,
он особо отметил, что главными здесь являются профессионализация армии и
улучшение ее материально-технической базы.
Хочу в этой связи подчеркнуть, что по принципу
комплектования мы строим профессиональную армию. Решаем эту проблему путем
увеличения числа контрактников (в 2004 году - до 65 процентов, в 2005-м - до
85); введения института сержантов (законом уже определены воинские звания
сержантского состава и, в частности, предусмотрена должность - главный сержант
вооруженных сил); совершенствования подготовки граждан к военной службе;
создания военно-обученного резерва, а также сокращения сроков срочной
службы.
- Мухтар Капашевич, казахстанской армией уже пройден
самый трудный путь - путь становления. Но не менее сложен, очевидно, и
наступивший этап...
- Конечно, наряду с достижениями есть и определенные
проблемы, над решением которых мы трудимся. В этом году в центре внимания
находятся вопросы, связанные с дальнейшим преобразованием наших вооруженных сил,
поднятием их, в соответствии с указанием главы государства, на новый
качественный уровень. Сегодняшние реалии говорят о необходимости принципиального
пересмотра взглядов на обеспечение военной безопасности, форм, способов и
средств ее достижения. Структуре, назначению, подготовке вооруженных сил
подобает прежде всего уходить от сложившихся стереотипов. В частности,
структурное построение вооруженных сил должно, на мой взгляд, заключаться в
развертывании группировок войск на потенциально опасных направлениях, с учетом
нынешних вызовов и угроз, формировании дуги безопасности.
Как известно, возможность эффективного решения задач в
условиях современной войны, контртеррористических операций во многом зависит от
уровня оперативной и боевой подготовки органов управления и войск. А она
достигается путем ее интенсификации и комплексного использования технических
средств боевой подготовки (тренажеров), современной компьютерной техники.
Касаясь подготовки военных кадров, следует отметить, что
мы в первую очередь уделяем внимание вопросам патриотического воспитания
казахстанской молодежи, повышения ее интеллектуального потенциала и
профессионализма. Огромное значение придаем и приобретению определенных
практических навыков. Действительность показала, что младшие офицеры, выйдя из
стен училищ и институтов, не всегда готовы к практической работе. В этой связи
министерство обороны изучает возможность увеличения программы обучения офицеров
на один год, который будет использован для прохождения курсантами службы в
войсках в качестве сержанта. Нечто подобное следует, на мой взгляд, ввести и для
выпускников военных кафедр. Только после прохождения службы в войсковом звене
выпускники должны получать лейтенантские погоны.
Коль мы создаем новый облик вооруженных сил, то
необходимо и дальше развивать национальную базу подготовки кадров, уделяя
внимание многоуровнему подходу, совершенствованию учебного процесса и развитию
учебно-материальной базы, использованию новых технологий обучения. При
подготовке же гражданских кадров для нужд армии надо исключить дублирование. В
конечном итоге наша цель заключается в создании настоящей военной элиты -
высокообразованной, владеющей несколькими иностранными языками, имеющей
прекрасную техническую подготовку. На это направлена и так называемая "программа
подготовки штабного офицера". Главной целью этой программы является подготовка
высококлассных специалистов, владеющих новыми управленческими технологиями, то
есть настоящих профессионалов. С тем чтобы в последующем ими можно было
укомплектовывать штабы видов и родов войск, региональных командований,
соединений и частей вооруженных сил.
Считаю, что важно создать систему военного управления,
способную адекватно реагировать на новые вызовы и угрозы. И в этом плане,
безусловно, необходим обмен опытом с армиями государств Содружества, других
ведущих стран мира.
Вооруженные силы Республики Казахстан
Образованы указом президента РК 7 мая 1992 года.
В 2001 году создано четыре военных округа, которые затем
были преобразованы в региональные командования - "Астана", "Запад", "Восток" и
"Юг". Вооруженные силы Казахстана перешли на трехвидовую структуру с созданием
главных штабов соответствующих видов: сухопутных войск, сил воздушной обороны,
военно-морских сил.
В 2003 году были внесены изменения в структуру
вооруженных сил Казахстана. В соответствии с указом Нурсултана Назарбаева вместо
генерального штаба создан комитет начальников штабов (КНШ), что послужило более
четкому разграничению функций между министерством обороны и КНШ. В состав КНШ
вошли начальники главных штабов видов ВС, а также штабов региональных
командований. В настоящее время казахстанская армия насчитывает около 74 тысяч
человек.
Сухопутные силы – общая численность около 47 тысяч
человек. На вооружении около 5 тысяч танков, 4 тысяч боевых машин, 2,5 тысячи
крупнокалиберных орудий и минометов, 495 пусковых установок тактических и
оперативно-тактических ракет, 292 пусковые установки зенитных ракет, свыше 100
вертолетов.
Силы воздушной обороны – общая численность около 19
тысяч человек. На вооружении 100 ЗРК, около 200 боевых самолетов, 18
транспортных самолетов, более 40 самолетов общего назначения, около 100
вертолетов.
Военно-морские силы образованы в соответствии с указом
президента РК в 2003 году. Одновременно разработана концепция развития ВМС,
главной базой которых стал морской порт Актау. В состав флота вошла морская
пехота, береговая артиллерия и каспийская флотилия. До 2003 года Казахстан имел
на Каспии только пограничные катера и один сторожевой корабль. Однако с 2004
года запланированы закупки у Украины нескольких катеров типа "Гриф", а также
четырех патрульных катеров типа "Калкан". Несколько судов и вертолетов будут
приобретены в США, Турции и России. Численность ВМС РК планируется увеличить с 3
тысяч до 5 тысяч военнослужащих.
Аэромобильные силы – самостоятельный род войск, который
является резервом президента. Сформированы в феврале 1998 года на базе
десантно-штурмовой бригады. В них вошел также специальный миротворческий
батальон "Казбат".
- Новым видом ВС республики стали военно-морские силы.
Как идет их строительство, какие проблемы возникают на этом пути?
- В соответствии с международным правом каждое
государство с географическим выходом к морю может иметь в составе своих
вооруженных сил ВМС. В настоящее время все прикаспийские государства, за
исключением Казахстана, имеют военно-морские силы со значительным количеством
корабельного состава. В целях обеспечения безопасности каспийского региона
указом президента предусмотрено создание военно-морских сил РК. Задачи, которые
поставлены перед ними, не отличаются от задач флотов других государств
каспийского региона. Сегодня уже решены вопросы управленческого звена ВМС, идет
работа над комплектованием структуры.
Создавая собственный флот, мы вместе с тем намерены
активно сотрудничать со всеми прикаспийскими государствами, в том числе и с
Россией, в деле укрепления безопасности в данном регионе. Как известно, Каспий -
стратегически важный регион и для Казахстана, и для России, поэтому здесь
требуется системное взаимодействие двух стран.
- Как обстоят дела с финансированием казахстанской
армии, обеспечением денежным довольствием людей в погонах? Какие льготы
существуют для них?
- Начну с того, что военно-политическое руководство
Казахстана уверено, что без социальной составляющей не может быть нового облика
вооруженных сил. С целью поднятия престижа армии и военной службы нами
разрабатывается так называемый "социальный пакет", от финансирования которого
зависит содержание кошелька военнослужащего. По этой причине в 2004 году на
финансирование армии запланировано гораздо больше средств, чем раньше. Например,
в 2001 году военный бюджет составлял 24 млрд. тенге, в 2002-м - 33,7 млрд.
тенге, а в 2003-м - 41,9 млрд. тенге, что равно 1 проценту от ВВП,
предусмотренному военной доктриной. Значительная часть этих средств пойдет на
улучшение социального положения людей в погонах. Как сказал Нурсултан Назарбаев
на прошедшем заседании коллегии МО РК, по оплате труда военнослужащих мы
находимся на лидирующих позициях в СНГ. С нового года денежное довольствие вновь
увеличено. Можно твердо сказать, что существенные денежные прибавки позволяют
качественно провести кардинальные преобразования в вооруженных силах. К этому
следует добавить и то, что за три последних года семьи военнослужащих получили
больше тысячи квартир. Все это благоприятно сказывается на
морально-психологическом состоянии личного состава ВС РК.
Повышению престижа службы людей в погонах,
стимулированию их труда способствуют также определенные льготы. Так, при
служебном перемещении военнослужащих (кроме военнослужащих срочной службы),
связанном с переездом из одного населенного пункта в другой (в том числе в
составе воинской части или подразделения) им выплачивается подъемное пособие в
размере двух месячных должностных окладов на самого военнослужащего и половины
должностного оклада на каждого члена семьи, переехавшего вместе с ним. При
убытии в отпуск данной категории военнослужащих предусмотрено пособие на
оздоровление в размере двух должностных окладов. Выплачивается также денежная
компенсация для оплаты расходов за коммунальные услуги. Есть и другие льготы,
связанные со спецификой службы в особых условиях.
- Совсем недавно вы побывали с визитом в Москве, где
провели переговоры с министром обороны РФ Сергеем Ивановым. По их итогам было
подписано соглашение о совместном планировании применения войск (сил) в
интересах обеспечения совместной безопасности двух стран. Что вы можете сказать
по этому поводу?
- Подчеркну, что только в рамках Договора о военном
сотрудничестве Казахстана и России подписано более 60 различных двусторонних
документов, охвативших широкий спектр вопросов обеспечения совместной
безопасности. Развивая международное военное сотрудничество, мы также стали
теснее взаимодействовать с нашими союзниками в рамках Организации Договора о
коллективной безопасности, и прежде всего с Москвой.
Говоря о сотрудничестве нашей страны и России, следует
также отметить, что оно особенно активизировалось с объявлением главами двух
государств Нурсултаном Назарбаевым и Владимиром Путиным прошлого года Годом
Казахстана в России, а 2004 года - Годом России в Казахстане. В этой связи
президент Республики Казахстан заявил, что "мы хотим, чтобы люди почувствовали,
что Договор о вечной дружбе между Казахстаном и Россией - это не декларация, а
система сложившихся и развивающихся отношений".
Еще один чрезвычайно важный довод в пользу упрочения
нашего сотрудничества - это то, что сегодня мы живем в сложном мире, где есть не
только общие надежды, но и тревоги, глубоко затрагивающие интересы России и
Казахстана, их граждан. В том числе существуют угрозы глобальных и региональных
конфликтов, международного терроризма, транснациональной организованной
преступности, незаконной миграции, распространения наркотиков и оружия. Чтобы
противостоять этим угрозам, нам необходимо быть вместе.
В рамках Года России в Казахстане большое значение имело
проведение в конце марта в городе Щучинске Акмолинской области на базе
Национального университета обороны научно-практической конференции с участием
казахстанской и российской делегаций. На ней была рассмотрена тема "Договор о
военном сотрудничестве - шаг к дружбе и коллективной безопасности народов",
посвященная 10-летию со дня подписания Договора между Республикой Казахстан и
Российской Федерацией о военном сотрудничестве. А в недавнем послании президента
РК народу Казахстана особо подчеркивается, что Россия - очень важная для нас
страна. Мы находимся в общих геополитических условиях, сталкиваемся с общими
проблемами. У нас схожие взгляды на многие мировые процессы, их надо
реализовывать. Достигнутый уровень экономической интеграции и доверия также
должен повышаться.
- На коллегии министерства обороны вы заявили, что одним
из приоритетных направлений деятельности военного ведомства должна стать
реализация излишествующего вооружения и военной техники. О каких видах ВВТ идет
речь?
- В соответствии с программой по утилизации боеприпасов
министерство обороны Казахстана проводит работу по уничтожению тех из них,
которые имеют длительные сроки хранения, а также не находят применения в
вооруженных силах. Программа по утилизации боеприпасов рассчитана на период до
2008 года включительно. Одним из условий утилизации является возможность
использования компонентов боеприпасов в народном хозяйстве.
- В настоящее время Казахстан принимает участие в
программах НАТО "Партнерство ради мира" и "Процесс планирования и анализа". А
недавно республика стала первой страной в Центральной Азии, присоединившейся к
программе НАТО "Концепция оперативного потенциала". В чем она заключается?
- Руководство министерства обороны придает большое
значение развитию сотрудничества с НАТО в рамках утвержденных программ, реализуя
указания верховного главнокомандующего.
Эксперты и должностные лица НАТО, а также представители
военных ведомств стран Североатлантического альянса неоднократно отмечали
динамичность развития сотрудничества между нашей республикой и НАТО, начиная с
2002 года. В соответствии с процедурой участия Казахстана в программе "Процесс
планирования и анализа" (ПАРП) в период 17-19 ноября 2003 года в штаб-квартире
НАТО состоялось заседание в формате "Альянс+1" для оценки "Обзора оперативной
совместимости 2002 года", в котором приняла участие делегация министерства
обороны республики. Проведено заседание рабочей группы и экспертов НАТО по
обсуждению проекта индивидуальной программы партнерства с целью получения
рекомендаций и консультаций для ее эффективной реализации. Министерством обороны
впервые в регионе разработана программа развития миротворческих сил. Благодаря
военно-техническому сотрудничеству Казахстана со странами альянса миротворческий
батальон "Казбат" в 2002 году полностью был укомплектован по стандартам
НАТО.
- Разрешите от имени читателей нашей газеты поздравить
вас и в вашем лице всех казахстанских военнослужащих с наступающим
профессиональным праздником - Днем образования ВС РК...
- Спасибо. В свою очередь, пользуясь случаем, хочу
выразить коллективу редакции газеты "Красная звезда" слова искренней
благодарности за оперативное и объективное освещение жизни и деятельности не
только Вооруженных Сил Российской Федерации, но и стран СНГ, в том числе и армии
суверенного Казахстана. Желаю читателям "Звездочки" и самим краснозвездовцам
здоровья, благополучия, творческих находок, терпения и упорства в достижении
цели.
Республика (Казахстан), 7 мая 2004 Степлаг уничтожен, но дух его жив, или Почему погибают горняки “Казахмыса”?Владислав Николаев
В 30-х годах прошлого века в СССР было принято решение
строить Жезказганский горно-металлургический комбинат на совершенно пустом
месте. Сначала хотели набрать сюда работников вербовкой в обжитых районах. Но
ничего не получилось. Соглашались на вербовку в основном те, кто не имел никакой
квалификации, хотел получить подъемные и ничего не делать. Первую же партию
таких “работников” пришлось отправить назад. И тогда передали эту крупнейшую
стройку Гулагу, который мог создать здесь армию рабов.
Весной 1940 года был создан “Джезказганский лагерь и
комбинат Гулага НКВД СССР”. Начальником лагеря-комбината был назначен
заместитель Наркома внутренних дел Казахской ССР Борис ЧИРКОВ. В ту же весну
привезли первую партию заключенных по построенной ими же железной дороге от
Караганды. В годы войны основное внимание уделялось строительству новых шахт и
увеличению добычи руды, которую отправляли в Балхаш и на Урал. После войны было
начато также строительство обогатительной фабрики, ТЭЦ, плотины Кенгирского
водохранилища и самого города Жезказгана. А с 1948 года вся эта система лагерных
отделений с 25 тысячами политических заключенных была названа Степлагом.
“Государство в государстве”
Степлаг имел отделения на марганцевом руднике Джезды, в
городе Балхаше и во многих совхозах, которые были подсобным хозяйством лагеря.
Это было “государство в государстве”. Лагерь имел свои дороги, паровозы,
самолеты, сеть магазинов и других социальных объектов. Администрация лагеря
выделяла вольнонаемным жилье, регистрировала браки и разводы, выдавала
свидетельства о рождении и смерти. Степлаг имел свои войска, свою прокуратуру и
даже собственный суд.
Лагерь был могуч и несокрушим, и даже ЦК Компартии
Казахстана вынужден был считаться с его начальником, потому что у него в руках
была огромная и дармовая рабочая сила, материальные и финансовые ресурсы.
Но как получилось, что, казалось бы, окончательно
раздавленные этой махиной, сломленные физически и морально, загнанные за колючую
проволоку и тщательно охраняемые тысячи заключенных в мае 1954 года восстали,
захватили власть в лагере и удерживали ее в течение 40 дней? Это до сих пор
вызывает изумление и восхищение во всем мире, который знает об этом восстании по
книге А.Солженицына “Архипелаг Гулаг”.
Вечером 16 мая 1954 года заключенные сделали проломы во
внутренних стенах, отделяющих лагпункты, и соединились с женской зоной. Во главе
восставших добровольно встал подполковник Советской Армии Капитон КУЗНЕЦОВ,
который в это время уже готовился к освобождению. Вот как описывает начало
восстания руководитель следственной группы по делу восставших старший лейтенант
Дерягин:
“Заключенный Кузнецов К. И., будучи незаконно освобожден
из следственного изолятора, утром 18 мая, во время повторного налета заключенных
на изолятор, явился на третий лагерный пункт, где в тот же день по своей
инициативе взял на себя руководство неповинующимися заключенными и призвал к
организованному сопротивлению лагерной администрации. Под его руководством на
собрании заключенных указанного лагпункта были выработаны, а затем лично им
отредактированы, написаны и отосланы начальнику Управления Степлага МВД
ультимативного характера требования, и с этого дня массовое неповиновение
заключенных приняло организованный характер. Было принято решение до приезда
московской комиссии на работу не выходить и лагерную администрацию в жилую зону
не допускать. 19 мая 1954 года внутри лагеря по инициативе и под
председательством Кузнецова была организована так называемая “комиссия” для
руководства неповинующимися заключенными и ведения переговоров с представителями
МВД СССР и Прокуратуры СССР”.
В знак мирных намерений над зоной повесили белый флаг.
Установили строгую охрану складов, где хранились материальные ценности на восемь
миллионов рублей. Здесь же были склады с продовольствием, откуда снабжалась и
лагерная администрация. Но все 40 дней восстания продовольствие им аккуратно
выдавалось, хотя более 6 тысяч восставших к концу этого срока уже голодали.
Штаб восставших направил письмо в ЦК КПСС, требуя
приезда высокого начальства и разбора жалоб заключенных. А жаловались на
произвол администрации, оскорбления, на изнурительный труд по 10 часов, в том
числе в шахтах, на плохие бытовые условия и недостаточное питание. Требовали
также пересмотра дел невинно осужденных. По сегодняшним понятиям это была
обычная забастовка рабочих с требованиями сократить продолжительность рабочего
времени до 7-8 часов, выдавать заработанные деньги, платить заключенным наравне
с вольнонаемными, применять зачеты, освободить малолеток и больных, облегчить
труд женщин и вывести их из шахтных забоев.
Из Москвы сразу же прибыли заместитель министра
внутренних дел СССР Сергей ЕГОРОВ и начальник Гулага Иван ДОЛГИХ. Они провели с
заключенными переговоры. Под давлением восставших власти вскоре начали идти на
уступки. Но заключенные потребовали еще и встречи с Хрущевым или Маленковым.
Москва не согласилась, поэтому восстание продолжалось.
Все эти 40 дней, которые потрясли ГУЛАГ, между
восставшими и администрацией шли переговоры, ход которых передавался по радио.
Вот обращение начальника ГУЛАГа И. Долгих к заключенным, переданное по радио 12
июня: “Комиссия МВД и Прокуратуры СССР уведомляет всех заключенных лаготделения
Степного лагеря, что нами вторично были рассмотрены все нерешенные вопросы,
поставленные в письмах комиссией от заключенных, и доведены до сведения
соответствующих инстанций. Сегодня, 12 июня, нами получено из Москвы следующее
сообщение: члены Президиума ЦК КПСС, секретари ЦК КПСС в виду занятости их
посетить лагерь заключенных не могут, вопросы, связанные с пересмотром дел
осужденных за контрреволюционные выступления, будут рассмотрены специальными
органами в законном порядке, пересмотр этих дел уже начался. Все другие вопросы:
расследование по факту применения оружия к заключенным 17-18 мая сего года,
расследование случаев нарушения социалистической законности, а также устранение
недостатков в условиях содержания, трудовом использовании и охране заключенных
поручено комиссии МВД и Прокуратуры СССР”.
Но восставшие не сдавались. Заключенные пели песни и
впервые за долгие годы чувствовали себя людьми. А глотнув воздух свободы и зная
о неминуемой расплате за это, шли до конца, готовясь к смертным приговорам. И 24
июня, по указанию министра внутренних дел СССР С. Круглова, в лагерь прибыли
войска в составе пехотного полка и пяти танков Т-34. 26 июня в 3 часа тридцать
минут началась войсковая операция против безоружных людей. Их давили танками и
расстреливали из автоматов. А количество погибших утаили, сообщив лишь, что 40
солдат и офицеров были ранены при подавлении восстания.
И хотя восстание было подавлено тем не менее победили
заключенные, так как большинство их требований было выполнено. В 1958 году
Степлаг был ликвидирован, но его узники остались здесь на принудительном
поселении и должны были регулярно отмечаться в милиции. Если посчитать время от
начала строительства заключенными железной дороги Караганда-Жезказган и до
отмены принудительного поселения, то фактически заключенные строили комбинат и
город в течение 30 лет. Но эти 30 лет вычеркнуты из официальной истории
корпорации “Казахмыс”, которая лишь декларативно заявляет, что считает свою
историю с 1928 года и является преемницей всех прошлых поколений.
Почему эту 30-летнюю историю, когда фактически был
построен огромный комбинат, упорно замалчивают? А потому, что если рассказать
правду, то люди невольно начнут сравнивать то время с нынешним и найдут много
аналогий...
Исторические параллели
После этого восстания в годы советской власти
продолжительность смены на подземных работах была сокращена до 6 часов, а женщин
в шахтные забои по закону не допускали. Но через 45 лет в корпорации “Казахмыс”
решили восстановить и работу женщин в шахтных забоях, и прежнюю смену в 10
часов, и сделали это, не дожидаясь изменения трудового законодательства. Ставка
была на то, что женщины, особенно матери-одиночки, станут идеальными рабынями
для преисподней, а защитить рабочих никто не сможет. Но в отношении женщин все
же наткнулись на редкое в практике руководителей “Казахмыса” сопротивление и
вскоре вывели их всех из забоев. А незаконную продолжительность рабочей смены
оставили, и сейчас против этого уже никто в Республике Казахстан не смеет
возразить.
Чем “Казахмыс” отличается от Степлага? Отличий
оказывается меньше, чем аналогий. Со времен Гулага известно, что губит людей не
малая “пайка”, а большая, за которую приходится отдавать душу, честь, совесть.
Сейчас то же самое, только “пайка” иная: она называется “контрактом” и
выражается в долларах. За эту большую “пайку” одни - в холуйстве радостном -
теряют стыд, честь и совесть, другие - из страха потерять единственную здесь
работу - становятся моральными или физическими калеками и даже погибают.
К тому же власть имущие всегда полагали, что людей у нас
слишком много, и эту людскую армию, живущую впроголодь, можно эксплуатировать за
гроши. Поэтому гулаговская экономика, основанная на страхе и голоде, по-прежнему
присутствует в нашей жизни. Давно известно, что миром правят страх и голод. Как
говорят современные философы, страх - это сильнейшее нервно-паралитическое
оружие массового поражения.
Почему
погибают горняки?
Отработанные еще в Степлаге приемы и методы унижения и
подавления работников привели к тому, что в корпорации “Казахмыс” рабочие стали
еще чаще погибать на производстве. Тогда из-за гибели лишь одного заключенного
мог восстать весь лагерь, а теперь даже пикнуть боятся. Почему? Потому что
заключенным терять было нечего, и у них был девиз “Не верь, не бойся, не
проси!”. А сейчас работники корпорации боятся потерять единственную здесь
работу. Этим руководители корпорации и спекулируют, заставляя даже горняков
находиться под землей по 10 часов, против чего и восстали их предшественники в
1954 году. Но сейчас никто не восстанет...
Гибель на производстве рабочих “Казахмыса” уже давно
является таким обычным событием, что о нем руководство корпорации не сообщает
даже в своей газете. И не выражает соболезнование семьям погибших, как будто
уходят из жизни безымянные рабы, которых и помянуть-то незачем. А вот в
человеческом мире гибель в результате несчастного случая, теракта или стихийного
бедствия становится главной новостью и большой скорбью. И даже президенты
великих держав публично сочувствуют семье погибшего.
Как назвать все это? В инспекции по горному надзору
назвали это бессердечием. Но это очень мягко сказано, ибо гибнут рабочие за то,
чтобы богатые становились еще богаче. В одной семье погибли в шахтах три
человека: отец и два старших сына. Младший тоже горняк, и его провожают на
работу, как на войну. Где есть еще такое?
В советское время такое предприятие было на особом счету
и под контролем союзных и республиканских ведомств. Об единичных несчастных
случаях со смертельным исходом в целом за год специалистам и рабочим при каждом
инструктаже напоминали как об исключительном ЧП. Это не говоря о том, что
руководителей лишали высоких должностей за то, что они не смогли создать
безопасные условия на производстве.
А что стало теперь? Если в 1995 году, до прихода в
управление “Самсунга” и до создания корпорации, на Жезказганском комбинате было
7 погибших на производстве, то в 1996 году стало 13, в 1997 - 17, в 1999 - 18, в
2001 - 20, в 2002 - 29 погибших. А всего по корпорации в 2002 году погибли 49
человек. Правда, в прошлом году эта ужасная статистика несколько поубавилась -
всего погибло 38 человек, в том числе на Жезказганском комбинате - 19. Но
искалеченных в несколько раз больше. Только по официальным данным корпорации,
имеется 1500 покалеченных работников. При этом много несчастных случаев просто
скрывают.
А каковы
технические и организационные причины гибели рабочих?
При тщательном анализе травматизма в корпорации было
установлено, что большинство несчастных случаев со смертельным исходом
происходит в конце смены, которая искусственно увеличена, и когда рабочие в
результате сильной усталости теряют осторожность и бдительность. По закону
горняки должны работать под землей не более 6 часов, но в последние годы этот
режим, установленный законом, сломали. В соответствии с приказом по корпорации
смена увеличена до 7 часов 20 минут, но в это время не входит спуск в шахту,
подъезд к забою, осмотр и подготовка оборудования к работе, то есть фактически
горняки находятся под землей по 10 часов, что категорически запрещено законом.
Но за счет сокращения одной смены корпорация стала
получать больше сверхприбыли, которая достается вовсе не трудовому коллективу. В
департаменте Министерства труда и социальной защиты нам сказали, что сделано это
якобы с согласия бывшего министра Натальи КОРЖОВОЙ, и как-то так совпало, что
после этого ее муж г-н Коржов стал членом совета директоров корпорации. Говорят,
что этот документ в корпорации есть, но его никому не показывают.
Кроме того, система оплаты труда горняков построена так,
что без увеличения продолжительности рабочей смены и без нарушения правил
техники безопасности они не могут выполнять непомерные планы по добыче руды. А
если планы не выполнят, то останутся без зарплаты. В итоге при любом несчастном
случае сами же оказываются виновными.
И удивляться здесь уже нечему. Созданный в корпорации
феодальный капитализм стремится к получению максимальной сверхприбыли любым
путем. За эту сверхприбыль, доля которой по отношению к общим доходам в
корпорации “Казахмыс” самая высокая в мире, по словам Маркса, капиталист и
родную мать не пожалеет, а не то, что своих рабочих-рабов. К тому же капиталисты
“Казахмыса” поставлены в уникальные условия бесконтрольности со стороны
государства и общества. У них полностью развязаны руки для любых действий, для
обогащения и любого произвола, и они этим пользуются на полную “катушку”.
Страх
как способ управления
Рядом с моим домом есть совершенно необорудованная
автобусная остановка, где, начиная с пяти тридцати утра, каждый день собирается
толпа работников корпорации. Автобусы ходят редко и набиваются до полного
предела, методом вдавливания. Невольно возникает вопрос: почему в легковой
автомобиль нельзя сажать в два-три раза больше пассажиров, а в автобус можно? Он
что, считается вроде телячьего вагона?
Характерно, что все об этом знают, мы даже показывали
все это по местному телевидению с гневными комментариями рабочих, но
дополнительных автобусов не выделяют и остановку не оборудуют. Почему? А потому,
что в любой тоталитарной системе на рядовых людей наплевать. Она обслуживает
безукоризненно только господ, которые проносятся мимо на огромных “джипах”. В
каждом “джипе” - один господин, в каждом автобусе - две сотни рабов.
Так ведь еще за эти поездки удерживают деньги из
зарплаты, хотя должны доплачивать за физические и моральные страдания. А те, кто
живет дальше по маршруту, в автобусы вообще попасть не могут и добираются до
работы пешком. И с них тоже удерживают.
Корпорация создавалась под красивыми лозунгами для
трудящихся, но они стали в ней не целью, а средством. Фактически работники,
кроме узкого верхнего круга, выполняют роль биороботов. А основное понятие, по
которому живет эта система, - “я начальник - ты дурак”. С одной стороны, такой
компанией, управляемой исключительно приказами, руководить легко. Но с другой,
поскольку работники бесправны и полностью отчуждены от прибыли корпорации, они
эти приказы выполнять не спешат. Поэтому их все время надо погонять.
Год назад группа московских специалистов по заданию
самой же корпорации провела здесь социологические исследования на тему имиджа
“Казахмыса”. В их большом отчете есть, в частности, такой вывод:
“Для многих сотрудников отношение к корпорации
описывается, в первую очередь, страхом. В основном это страх потерять работу: у
человека, работающего в корпорации, начиная от рабочего, среднего звена и чуть
повыше, - страх быть уволенным за какой-то проступок, за невыполнение задания
очень остро присутствует. В Жезказгане и Балхаше страх усиливается тем фактором,
что корпорация является практически единственным крупным предприятием в городе и
сосредотачивает в своих руках всю полноту власти в городе - все учреждения
города находятся в прямой или косвенной зависимости от корпорации. Именно
поэтому многие описывали поведение корпорации как “диктаторское”, “тираничное”.
Сюда же можно отнести такую проблему, называемую всеми сотрудниками, как
“недостаточная социальная защищенность”.
В упомянутом отчете московских социологов есть и такой
вывод: “Наиболее часто респонденты упоминали такие характерные черты корпорации,
как отсутствие заботы о сотрудниках и членах их семей, социальную
несправедливость, обогащение верхушки корпорации и жалкое, по сравнению с ней,
существование основной массы работников. Это и определяет основное расхождение
официально декларируемой миссии корпорации и реальности”.
Степлаг
еще не умер
Учитывая опыт народного сопротивления, еще в советское
время в кадровой политике надежно ввели противоотбор и триумф посредственности,
т.е. подбор кадров по принципу холуйской преданности, продвижение по службе не
лучших, а худших, что заранее обессиливает возможное сопротивление. Подбирая
такие кадры, научились читать в их душах низменные чувства и успешно
использовать в своих интересах.
Почему произошло восстание в Степлаге? Потому что
Отечественная война пробудила в народе подлинно патриотические и гражданские
чувства. Она вселила во многих веру в свои силы и готовность бороться с внешне
превосходящим злом. Профессор Жезказганского университета Турганбек АЛЛАНИЯЗОВ в
только что изданной книге об этом восстании пишет: “Значение восстания в том,
что это был один из самых массовых, организованных и крупных протестов
заключенных против системы подавления личности”.
Но как получилось, что система подавления личности
оказалась вновь восстановленной в корпорации “Казахмыс”, где все работники,
кроме узкого руководящего круга, лишены своих конституционных прав на свободные
выборы, на создание независимых от администрации профсоюзов и других
общественных объединений, на свободу слова и распространение информации, на
защиту чести и достоинства? Неужели пятьдесят прошедших лет не дали никаких
уроков и результатов?
Неужели сбываются пророческие слова выдающегося философа
прошлого века Николая Бердяева о том, что человеческой массой управляли и
продолжают управлять, бросая хлеб и давая зрелища, управляют посредством мифов,
пышных обрядов и праздников, через гипноз и пропаганду и более всего примитивным
насилием?
Кстати, насильственным считается такое правление,
которое посягает на умы.
Все примитивное невероятно живуче. Самыми надежными
системами подавления, подчинения и управления всегда были самые простые и
примитивные схемы, основанные на рабстве, которое меняет лишь внешние формы, но
суть остается.
Степлаг, будучи никому в Казахстане неподконтрольным,
управлялся на уровне бытового самовластия. Хозяин был деспот, как хозяин в доме,
он ни на какие законы не опирался, но он же был и кормильцем. А другой “пайки”
вокруг не было. В Степлаге свой Домострой создавали неграмотные офицеры
внутренних войск, а в корпорации “Казахмыс” - грамотные менеджеры. По внешней
форме это самовластие иное, но по внутренней сути такое же, ибо основано на
полной бесконтрольности и произволе. “Казахмысу” сейчас так же все подчинено
вокруг, как раньше Степлагу. Аким города ходит на прием к руководителям
корпорации, а не наоборот. Про другие государственные службы и говорить нечего.
Они лишь в порыве откровения беспомощно разводят руками.
Получилось так, что у нас на уровне регионов
образовались новые режимы власти, которые держатся на неизученных еще подпорках.
Они отвергают обычные вековые нормы права и приличия и демонстративно
отказываются от уважения граждан. Они сплачивают своих сторонников не идеалами и
высокими ценностями, а круговой порукой. При этом исчезает такое важное явление
как общественное мнение, а моральные нормы различных людей становятся настолько
несовместимыми, что утрачивается сама возможность диалога...
|