ТАДЖИКИСТАН
Политком Ру, 7 мая 2004 Время собирать камниНаталья Серова
3 мая, в разгар "длинных выходных", председатель
комитета Совета Федерации по международным делам Михаил Маргелов, выступая в
эфире радиостанции "Эхо Москвы", сделал неожиданное заявление о том, что Россия
может принять решение о выводе 201-й российской дивизии из Таджикистана.
Широкого резонанса это сенсационное заявление не получило. Все ограничилось тем,
что Маргелова, как водится, обругали на патриотических форумах, и уже через день
информационные агентства сообщили, что "Душанбе и Москва продолжают переговоры о
нахождении в стране российской военной базы".
С разъяснением позиции Таджикистана выступил заместитель
премьер-министра республики Саидамир Зухуров, курирующий вопросы обороны и
правопорядка. Смысл его заявления свелся к тому, что хотя "ряд вопросов о
нахождении российской военной базы в Таджикистане нуждается в прояснении",
ничего экстраординарного в ходе переговорного процесса не происходит. В общем,
все в порядке: "есть вопросы, есть комиссия, которая призвана решать их, и они
решаемы, так как Таджикистан не предъявляет неприемлемых условий".
Здесь будет уместно напомнить о том, что ровно два
месяца назад, в начале марта этого года, переговоры о преобразовании российской
201-й мотострелковой дивизии в военную базу зашли в тупик из-за совершенно
неприемлемых для России требований таджикской стороны. Речь шла о требовании
списать - в качестве предварительного условия - государственный долг
Таджикистана, равный 300 млн. долл., и заплатить еще 50 млн. за функционирование
оптико-электронного комплекса Космических войск России в Нуреке.
Кроме того, Таджикистан настаивал на внесение в текст
проекта соглашения о статусе базы пункта, наделяющего президента Таджикистана
правом "в чрезвычайных ситуациях принимать на себя командование российской 201-й
дивизией и использовать ее для защиты национальных интересов". Позиция
таджикского руководства, считающего себя в праве распоряжаться всеми российскими
вооружениями, техникой и объектами инфраструктуры, изрядно утомили российских
военных. Последней каплей стало самоуправство руководства Таджикистана, не
разрешившего России временно перебазировать пять штурмовиков Су-25 из Душанбе в
киргизский город Кант ко дню открытия там в октябре 2003 года российской
авиабазы.
Все эти недоразумения могут в конце концов заставить
Россию пересмотреть свои отношения с Таджикистаном, тем более что президент
Эмомали Рахмонов перестал рассматривать российских военных в качестве опоры
своего режима и забыл о роли, которую играли в течение последних десяти лет
расквартированные в Таджикистане российские пограничники и 201-я мотострелковая
дивизия. Его отношение изменилось сразу после того, как в страну пришли
американские деньги и в ходе антитеррористической операции в Афганистане были
разгромлены базы радикальной таджикской оппозиции.
И вот теперь Рахмонов требует вывода российских
пограничных подразделений и весьма серьезной платы не только за создание
российской военной базы, но и за аренду Россией построенной во времена СССР в
Горном Бадахшане станции космического слежения. Модернизированная в последние
годы станция входит сегодня в структуры российское противоракетной обороны,
однако официально ее статус до сих пор не определен.
Создается впечатление, что американские финансовые
вливания и нынешнее относительно стабильное положение режима Рахмонова серьезно
подпортили дружеские отношения между Россией и Таджикистаном. На этом фоне
заявление Маргелова о возможном выводе с территории республики 201-й российской
дивизии выглядят как шантаж.
Однако в глобальном геополитическом контексте идея,
высказанная главой комитета по международным делам СФ, смотрится совершенно
иначе. После присоединения к НАТО стран Балтии, выдавливании России из Средней
Азии, Кавказа и Молдавии разговоры о том, что Россия имеет влияние на
постсоветском пространстве, выглядят несколько странно. Во всяком случае гораздо
менее убедительно, нежели в первой половине 90-х, когда грозного окрика из
Москвы было достаточно, например, для прекращения грузинского марша на Цхинвал,
а свирепый командующий 14-й армии Александр Лебедь мог устроить артиллерийскую
пальбу под Бендерами и остановить тем самым уже начавшуюся резню.
Такие номера больше не проходят, и проходящие службу на
расквартированных на чужой территории российские военные постоянно оказываются в
двусмысленной ситуации, как это происходит сегодня в Батуми. 64% служащих
батумской базы являются российскими гражданами аджарского происхождения, поэтому
спрогнозировать их поведение во время грузино-аджарского конфликта было
достаточно сложно. То же самое можно сказать об Армении, которая уже поставлена
в очередь стран, ожидающих своей "революции роз".
Достаточно неприятно это выглядит и для России в целом:
сначала пафосные разговоры о российских военных как о стабилизирующем факторе, а
потом демонстративное "невмешательство во внутренние дела" на фоне понимания,
что эти "внутренние дела" развиваются не в пользу России.
В августе 1994 года, когда афганские моджахеды вырезали
часть Московского пограничного отряда, защищавшего границы Таджикистана, уже
звучали робкие призывы вывести российских военных с сопредельных территорий и
заняться укрепление собственных границ. Тогда эта идея была отвергнута. Решение
защищать границы южного соседа аргументировалось очень просто: "Мы же не хотим,
чтобы толпы афганских моджахедов и талибов пришли в Россию".
Но сегодня пора отдать себе отчет в том, что
незначительный российский контингент не в состоянии контролировать чужие
границы, а платой за отсутствие собственных стали толпы нелегальных иммигрантов
и наркотрафик, проложенный через Курганскую и Свердловскую области. В 90-е годы
власть даже не пыталась как-то изменить ситуацию: все силы уходили на
поддержание относительного статус-кво. Тем не менее, нельзя не признать, что
благодаря этой политике России удалось сохранить, например, космодром в Баконуре
и необходимые для ее вооруженных сил станции космического (СКС) и
радиолокационного (РЛС) слежения.
Однако сложившийся статус-кво был разрушен после 11
сентября 2001 года, а вспоминать сегодня о том, что все расположенные ныне на
территории соседних стран объекты военной инфраструктуры строили "всем Союзом",
сегодня уже бессмысленно. И России придется смириться с тем, что до тех пор,
пока она не построит новые, более мощные СКС и РЛС на своей территории (а это
требует времени), ей придется решать подобные вопросы, идя на компромиссы.
И потому, если уж власти Таджикистана требуют прощения
немалого долга либо за создание военной базы, либо за право собственности на
комплекс слежения за космическими объектами в Нуреке, выбирать нужно последнее.
Примером разумного решения подобных проблем стал, например, договор между
Россией и Азербайджаном об аренде Габалинской РЛС - на десять лет по 7 млн.
долл. ежегодно.
Возвращаясь к заявлению Маргелова, стоит отметить, что
сегодня, когда весь ход мировой политики просто вынуждает Россию сосредоточиться
на внутренних проблемах и заняться укреплением своих не только южных и
восточных, но и западных границ, слова сенатора о возможном выводе из
Таджикистана 201-й российской дивизии выглядят вполне здраво. Так же как и
замечание о том, что "Россия умеет и закрывать, и открывать военные базы".
Сегодня, похоже, настало время их закрывать и возвращаться домой, и в этом нет
ничего страшного: просто пришло такое время - время собирать, а не разбрасывать
камни.
|