МиК, 2 августа 2004 Южная Осетия: к чему приведет умиротворение агрессора?
Минувшие выходные вооруженные провокации в Южной Осетии
продолжались. По официальному заявлению властей непризнанной республики, в ночь
на воскресенье минометным огнем со стороны грузинских сел был обстрелян
Цхинвали, в свою очередь, Грузия заявила о нападении южноосетинских военных на
грузинские села.
Позиция Москвы остается неизменной – МИД России призывает
стороны конфликта срочно сесть за стол переговоров для урегулирования ситуации,
выражая надежду на то, что "сдержанность и разум возобладают". В ответ на это
президент Южной Осетии Эдуард Кокойты, еще в минувшую пятницу отдавший приказ
подавлять огневые точки грузинских сил, заявил, что Грузия "провоцирует начало
большой войны, вызывая нас на ответные меры". Также Кокойты утверждает,
что Грузия препятствует проведению миротворцами проверок в зоне конфликта.
К чему может привести подобное развитие ситуации, и
почему сдержанные призывы российского МИДа остаются неуслышанными? Этот вопрос
МиК задал заведующему отделом Закавказья Института стран СНГ Михаилу
Владимировичу Александрову:
- Меня волнует в данном случае не столько сдержанность
МИДа, сколько поведение российских миротворческих сил в зоне конфликта. МИД у
нас уже много заявлений сделал, и я не знаю, есть ли смысл их вообще делать.
Ведь стрельба в зоне конфликта она, в общем, и не прекращалась. И это результат
действий крови, поскольку как я уже говорил, Саакашвили избрал тактику небоевой
вооруженной экспансии. Что это означает?
Это означает, что он постепенно берет под вооруженный
контроль различные участки территории Южной Осетии, не стреляя. То есть, сначала
он ввел войска в районы проживания грузин – там есть некоторые села, где
Саакашвили пользуется внутренней поддержкой, так он ввел туда боевые части.
Но это есть нарушение многих договоренностей, и
Дагомысских соглашений, в частности, о том, что дополнительные войска могут
вводиться сверх установленного определенного лимита, а количество вооруженных
людей с обеих сторон строго лимитировано - по 500 человек с каждой
стороны. Больше этого вводить нельзя. Для установления дополнительных
блокпостов нужно соответствующее решение Смешанной Контрольной комиссии, а
он установил в этих грузинских селах посты без всякого согласования.
А тактика его такая – вот сейчас он там установил посты,
затем он хотел бы установить посты в других ключевых точках Южной Осетии,
постепенно окружить осетинские села, Цхинвали, и практически парализовать Южную
Осетию, и таким образом привести к падению режима Кокойты и, впоследствии, к
оккупации Южной Осетии.
То есть единственный способ предотвратить такое развитие
событий было предпринять вооруженную акцию против этих грузинских постов.
И они будут предприниматься – помните, захватили 50 грузинских военнослужащих,
потом начались обстрелы грузинских блокпостов осетинами, естественно,
грузины отвечают. Получается перестрелка. То есть, у осетин выбора нет. Либо они
согласны капитулировать, либо надо сопротивляться, в том числе, и вооруженным
путем.
Каковая здесь позиция российских миротворцев? Она сейчас
вызывает озабоченность, потому что по мандату они имеют право применить силу,
если грузины нарушили договоренности.
Причем было несколько заседаний Смешанной комиссии, где
принимали решение о выводе этих дополнительных блокпостов из зоны конфликта, но
они не выполняются. Сколько можно еще уговаривать? Это может продолжаться до
бесконечности. Значит надо просто выдворить эти посты при помощи вооруженных
сил, и если они окажут сопротивление, значит надо просто их выбить оттуда
вооруженным путем.
А наши миротворцы ничего не делают, занимаются уговорами,
реализуя по сути политику умиротворения агрессора, как это делали в 1938 году
Англия и Франция.
Также очевидно у нашего руководства отсутствует
политическая воля, да и единства в руководстве нет, как я чувствую. И есть еще
сильные силы пораженческого плана, которые хотели бы путем уступок достигнуть
каких-то договоренностей с Грузией, но это нереально. Политика уступок
приводит к тому, что аппетит агрессора растет во время еды, усиливаются его
дополнительные требования.
Поэтому единственный способ – применить силу, и я
действительно считаю вполне реальным применение силы российской стороной, так
как это является единственный способ сохранить мир в регионе. Потому что если
будет продолжаться такая пассивная политика «ни рыба, ни мясо», то в конечном
итоге имеющиеся в настоящий момент локальные боевые столкновения перерастут во
всеобщие боевые столкновения.
С российскими миротворцами в данном случае уже никто
считаться не будет. О них и так уже ноги вытирают, грабят среди большой
дороги, что даже все несерьезно как-то выглядит и подрывает престиж российской
армии, и почему так спокойно Министерство обороны на это реагирует? Ну Иванов
конечно делал громкие заявления, но вместо того, чтобы делать громкие заявления,
надо было дать команду российским силам, чтобы они выступили, и тогда вопрос был
бы решен.
Хотя все понятно конечно – российское руководство не
хочет портить отношения с Западом, потому что как они понимают - это
союзники по антитеррористической коалиции. Но это такие союзники, которые сдали
наших агентов в Катаре, которые уничтожили одного из главных международных
террористов, поэтому с такими союзниками поддерживать союзнические отношения
непонятно зачем. Так что это блеф большой, а не антитеррористический союз.
Тем не менее поскольку Саакашвили пользуется поддержкой
Запада, Вашингтон и Лондон его поддерживают публично, то любые резкие шаги
против него России будут встречены с непониманием, вызовут недовольство Запада,
поэтому он так себя и ведет и не боится предпринимать провокации, хотя не
понятно, чего нам бояться? Чего нам Запад может сделать то? Мне это неясно. У
нас и экономическая ситуация нормальная, и в военном плане, как оказала практика
в Ираке, американские войска не могут справиться с иракскими партизанами, так
что нерешительность с российской стороны непонятна. То ли причиной комплекс
неполноценности элиты 90-х, горбачевско-ельцинской элиты, которая сформировалась
на волне пораженчества и сдачи позиций, сначала Советского Союза, а потом и
России. А эта элита другого способа поведения не знает. Вот такая ситуация.
- И какой прогноз Вы дадите развития ситуации? Если
Россия будет продолжать вести урегулирование дипломатическим языком, не
вмешиваясь?
Ну, будут продолжаться такие обстрелы, которые на
определенном этапе могут перерасти в военные действия. Но тут много «если».
Насколько Саакашвили сейчас готов идти дальше, насколько осетины готовы бороться
за свою независимость. Но по моим данным, южные осетины готовы идти до конца,
они мне говорили об этом при встрече, и северные осетины их поддержат, абхазы их
тоже поддержат, приднестровцы, армяне. Ну и некоторые жители Северного Кавказа,
казаки в России также. Много людей у нас в России патриотически настроенных,
которые будут готовы поддержать эту республику даже в случае бездействия
российских властей.
Поэтому надо учитывать этот момент в ходе развития
ситуации. Понимает это и Саакашвили, поэтому военное противостояние может
принять затяжной характер, при этом сама Грузия никакую войну не
потянет, у нее сложное экономическое положение. Боевая мощь грузинской армии
тоже сильно преувеличена. Тем более надо учесть, что в период боевых действий
будет перекрыта подача электричества и газа, что вполне естественно, и тогда
вообще грузинская экономика накроется. Поэтому конечно Грузия долгую войну не
потянет, и понимая это, Саакашвили может быть и не пойдет на развязывание боевых
действий. А может быть, при поддержке Запада и пойдет.
В этой ситуации, еще раз повторю, России надо было бы
действовать более жестко.
- А как Вы думаете, история с взяткой Кокойты имела
место?
Были слухи еще до этого, что когда был переворот в
Тбилиси и отстраняли Шеварднадзе, министру обороны Грузии дали взятку в $20
млн., чтобы он не выводил войска на улицы, а сейчас вот Кокойты об этом говорит.
Я не исключаю, что это правда.
|