Внимание! Вы находитесь на старой версии сайта "Материк". Перейти на новый сайт >>> www.materik.ru

 

 

Все темы Страны Новости Мнения Аналитика Телецикл Соотечественники
О проекте Поиск Голосования Вакансии Контакты
Rambler's Top100 Материк/Аналитика
Поиск по бюллетеням
Бюллетень №104(15.08.2004)
<< Список номеров
НА ПЕРВОЙ ПОЛОСЕ
 В ЗЕРКАЛЕ СМИ
ВЕСТИ ИЗ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ
 ПРОБЛЕМЫ ДИАСПОРЫ
БЕЛОРУССИЯ
УКРАИНА
МОЛДАВИЯ И ПРИДНЕСТРОВЬЕ
ЗАКАВКАЗЬЕ
СРЕДНЯЯ АЗИЯ И КАЗАХСТАН
ПРАВОВАЯ ИНФОРМАЦИЯ
ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ
Страны СНГ. Русские и русскоязычные в новом зарубежье.

ПРАВОВАЯ ИНФОРМАЦИЯ



Приграничное сотрудничество в Российской Федерации: актуальные проблемы правового регулирования

Татьяна Титова

Межрегиональное и приграничное сотрудничество становится одним из главных катализаторов интеграции России с сопредельными государствами. В последние годы на федеральном уровне был предпринят ряд шагов, которые позволяют сделать вывод о том, что вопросы приграничного сотрудничества реально находят свое место в ряду приоритетных направлений государственной политики. Так, на состоявшихся 5 марта 2003 года в Москве в Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации межпарламентских слушаниях «Межрегиональное и приграничное сотрудничество в Евразийском экономическом сообществе: состояние и перспективы» было подчеркнуто, что сотрудничество на уровне регионов - один из наиболее крупномасштабных и эффективных факторов, способствующих выходу государств Сообщества на реальную интеграцию, созданию общего рынка товаров, капиталов, услуг и рабочей силы. Весь комплекс проблем, обусловленных разрывом кооперационных связей, спадом производства, неплатежами, снижением уровня жизни населения, ощущается, прежде всего, в приграничных регионах, в которых в целом ряде случаев разорваны не только экономические, но и культурные и бытовые контакты жителей.

По мнению председателя Комитета Совета Федерации по делам СНГ Вадима Густова, есть все основания для того, чтобы межрегиональное приграничное сотрудничество стало одним из главных катализаторов интеграции в сообществе. Этот путь отличается высокой экономической эффективностью, и здесь не требуется никаких крупных инвестиций, на которые государства-члены ЕврАзЭС сегодня не способны. За счет этого, по экспертным оценкам, объем ВВП в этих странах может увеличиться не менее чем на 30-50 процентов. Кроме того, выход регионов на рынки стран-участниц позволит полнее использовать возможности Таможенного союза и зоны свободной торговли. Демократизация общественной жизни, экономические реформы также создают в государствах ЕврАзЭС объективные предпосылки для более активного участия регионов в международных внешнеэкономических связях.

Сегодня стало вполне очевидным, что система регулирования приграничного и межрегионального сотрудничества в обязательном порядке должна строиться на соответствующей нормативно-правовой базе. Однако, как отмечает  Председатель Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь А.П.Войтович, национальные законодательства в этой области во многом не коррелируют между собой, что практически не позволяет использовать единые правила в данной сфере. Например, в законодательстве Республики Беларусь определены лишь общие подходы к правовому регулированию участия административно-территориальных образований во внешнеэкономической деятельности, а законодательная база, определяющая их компетенцию во внешних связях на уровне областей, и вовсе отсутствует.

В связи с этим, по его мнению, было бы целесообразно разработать ряд законопроектов об экономическом и правовом статусе приграничных территорий. В них должны быть определены понятия, размеры и основные правила режима приграничной территории и правовое положение субъектов, предусмотрены правовая защита инвестиций на приграничных территориях, государственная поддержка при создании производственной, социальной и сервисной инфраструктуры и др.

Объективная необходимость тесного социально-экономического взаимодействия регионов Беларуси, России, Казахстана, Кыргызстана и Таджикистана в различных сферах требует адекватных шагов со стороны всех государств. Важное значение здесь имеет механизм сближения и унификации соответствующих национальных правовых актов для обеспечения целей и задач Евразийского экономического сообщества. Трудности этого процесса заключаются в том, что принимаемые в государствах-участниках законодательные акты во многом разрабатываются без учета интеграционных процессов, в связи с чем разрыв между национальными законодательствами не только сохраняется, но порой и увеличивается. Поэтому, считает А.П.Войтович, требуется проведение сравнительного анализа национальных законодательств с целью определения их соответствия заключенным нами международным договорам. Унификация правовой базы не должна осуществляться путем механического повторения правовых норм одной страны в законодательстве другой. Для создания общего экономического пространства необходима гармонизация законодательства в основных сферах, регулирующих хозяйственную деятельность. Законодательно должны быть гарантированы возможности свободного перемещения между странами товаров, услуг, капитала, рабочей силы, что позволит развивать также и приграничное, и региональное сотрудничество, увеличить товарооборот между странами — членами ЕврАзЭС, а в конечном итоге поднять благосостояние народов.

Российская Федерация принимает активное участие в межрегиональном и приграничном сотрудничестве. Россия имеет самую протяженную в мире границу длиной более 60 тысяч километров. Из 89 субъектов Федерации 49 занимают приграничное положение, составляя более 70 процентов территории страны. Приграничное сотрудничество следует рассматривать как один из наиболее мощных и эффективных факторов экономического роста. Российскими регионами в рамках СНГ заключено более 900 договоров и соглашений, половина из которых приходится на государства Евразийского экономического сообщества. Больше всего соглашений подписано с соседями: с Белоруссией – около190, с Казахстаном – 200, с Киргизией – 46, с Таджикистаном – 20. О потенциале приграничного сотрудничества говорят следующие цифры: доля поставок в Белоруссию, Казахстан с таких приграничных областей России, как Псковская, Смоленская, Курганская, Оренбургская, составляет почти 90 процентов оборота со странами СНГ.

Определенная правовая основа для развития внешних связей российских регионов на сегодняшний день сформирована. Правовые основы приграничного сотрудничества образуют положения, которые содержатся в Конституции, Федеральных законах "О координации международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации", "О государственном регулировании внешнеторговой деятельности", "О международных договорах Российской Федерации", "О Государственной границе Российской Федерации", "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", "О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации", а также договорах о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации и соглашениях между Правительством Российской Федерации и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации о разграничении полномочий в области международных и внешнеэкономических связей. 9 февраля 2001 г. Правительство Российской Федерации утвердило Концепцию приграничного сотрудничества в Российской Федерации, которая определяет цели, принципы и приоритеты в деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций и граждан в сфере приграничного сотрудничества. В Концепции определены задачи и основные направления реализации государственной политики по развитию приграничного сотрудничества Российской Федерации.

Однако механизм правового, хозяйственного и политического регулирования всего комплекса вопросов приграничного сотрудничества на федеральном и региональном уровнях еще не разработан. В настоящее время в Российской Федерации нет специального законодательного акта, определяющего понятие, цели и принципы приграничного сотрудничества, формы и порядок его осуществления. В этой связи Советом Федерации был разработан проект федерального закона «О приграничном сотрудничестве в Российской Федерации».  Оценивая российское законодательство в этой области, руководитель рабочей группы по подготовке закона заместитель председателя Комитета Совета Федерации по делам СНГ В.Л. Нефедов отметил, что его состояние и соответствие потребностям практики – одна из ключевых проблем современной России.

Существующие федеральные законы позволили субъектам Федерации установить важные контакты во всех сферах международной и внешнеэкономической деятельности, выйти на мировые рынки. Если бы не были приняты эти законы, создающие общие правила сотрудничества, мы сегодня не могли бы ставить вопрос о развитии приграничного законодательства. Государственное регулирование и законодательное обеспечение приграничного сотрудничества осложняются прежде всего чрезвычайным разнообразием условий его осуществления. Именно этим объясняется тот факт, что процесс создания законодательной базы фактически пошел из регионов, которые отрабатывали его правовое оформление, в большей или меньшей степени сообразуясь с законодательством.

Имеющийся на сегодня арсенал правовых средств не позволяет решать наиболее актуальные проблемы приграничных территорий на должном уровне. Состояние законодательной базы не отвечает запросам субъектов Федерации в развитии международных и внешнеэкономических связей России, не обеспечивает решение самых насущных проблем российского приграничья. Многие вопросы решаются в регионах фактически за пределами правового поля. Это не только сдерживает потенциально мощный внешнеэкономический фактор социально-экономического развития приграничного пояса страны, но и зачастую способствует распространению коррупции и криминала на стратегически важных для России территориях.

Комитетом Совета Федерации по делам СНГ были проработаны возможности внесения изменений и дополнений в действующее законодательство. Однако эти поправки фактически оказывались безадресными, потому что в законодательстве отсутствует понятие «приграничная территория» и, соответственно, нет и перечня таких территорий. Нельзя не учитывать и чрезвычайно обширный спектр приграничного взаимодействия. Поправок в действующее законодательство потребовалось бы слишком много. Поэтому было решено пойти по пути разработки специального федерального закона, регулирующего эти проблемы. Была образована рабочая группа из видных ученых, представителей заинтересованных министерств и ведомств, приграничных регионов. Внесение законопроекта в качестве законодательной инициативы в Государственную Думу планируется в ближайшее время. По мнению В.Л.Нефедова, принятие проекта федерального закона должно стать важным шагом как в решении региональных приграничных проблем, так и в превращении этих регионов в пояс мира и добрососедства, в передовой рубеж интеграции между Россией и сопредельными государствами.




Приложение. Федеральный Закон О приграничном сотрудничестве в Российской Федерации

 

Вносится Комитетом Совета
Федерации Федерального Собрания
Российской Федерации по делам
Содружества Независимых Государств

Проект
Февраль 2004 г.

Настоящий Федеральный закон в соответствии с Конституцией Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, учитывая положения Европейской рамочной конвенции о приграничном сотрудничестве территориальных сообществ и властей от 21 мая 1980 года, а также на основе накопленного опыта взаимодействия органов государственной власти и местного самоуправления Российской Федерации с органами государственной власти и местного самоуправления сопредельных государств регулирует вопросы приграничного сотрудничества с целью создания благоприятных условий для устойчивого развития приграничных территорий, обеспечения интересов Российской Федерации и приграничных территорий, налаживания, развития и укрепления взаимовыгодных и дружественных связей между Российской Федерацией и сопредельными государствами.




Глава 1. Общие положения

Статья 1. Предмет регулирования закона.

Предметом настоящего Федерального закона являются правоотношения в сфере приграничного сотрудничества.

Статья 2. Объект регулирования закона.

Объектом настоящего Федерального закона является деятельность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, общественных объединений в сфере приграничного сотрудничества, а также совместных с сопредельными государствами органов по приграничному сотрудничеству, наделенных в соответствии с соглашениями правосубъектностью и находящихся на территории Российской Федерации

Статья 3. Основные понятия, используемые в законе.

Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:

1. Приграничное сотрудничество - согласованные действия федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, общественных объединений с соответствующими участниками приграничного сотрудничества сопредельных государств, направленные на создание благоприятных условий для устойчивого экономического и социального развития приграничных территорий, установление, развитие и укрепление взаимовыгодных и дружественных связей приграничных территорий Российской Федерации с приграничными территориями сопредельных государств.

2. Участники приграничного сотрудничества - федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, юридические и физические лица, общественные объединения, а также совместные с сопредельными государствами органы по приграничному сотрудничеству, наделенные в соответствии с соглашениями правосубъектностью и находящиеся на территории Российской Федерации.

3. Приграничная территория - часть территории субъекта Российской Федерации, административная граница которого совпадает с линией Государственной границы Российской Федерации.

Перечень приграничных территорий, на которых осуществляется приграничное сотрудничество, устанавливается в международных договорах Российской Федерации с сопредельными государствами, а также в соглашениях приграничных субъектов Российской Федерации с компетентными органами государственной власти сопредельных государств.

4. Приграничный субъект Российской Федерации - субъект Российской Федерации, административная граница которого полностью или частично совпадает с линией Государственной границы Российской Федерации.

5. Регион приграничной интеграции и сотрудничества - приграничный субъект Российской Федерации, приграничные территории в субъекте Российской Федерации и соответствующие территории сопредельных государств, участвующих в соглашении о приграничном сотрудничестве, на основании которого создаются совместные органы по приграничному сотрудничеству, их компетенция и местонахождение закрепляется в соглашениях.

6. Сопредельные государства - государства, граничащие с Российской Федерацией.

7. Население приграничных территорий Российской Федерации - граждане Российской Федерации, иностранные граждане, лица без гражданства, имеющие вид на жительство, постоянно проживающие на приграничной территории Российской Федерации.

8. Сфера приграничного сотрудничества - совокупность видов деятельности, направленной на реализацию задач приграничного сотрудничества.

Статья 4. Задачи приграничного сотрудничества.

Задачами приграничного сотрудничества являются:

1) установление и развитие дружественных связей между Российской Федерацией и сопредельными государствами;

2) создание обстановки доверия, взаимопонимания и добрососедства на приграничных территориях Российской Федерации и сопредельных государств;

3) содействие взаимопониманию и дружбе между населением приграничных территорий Российской Федерации и сопредельных государств;

4) создание условий по развитию и упрощению взаимных связей участников приграничного сотрудничества;

5) поддержка соотечественников, проживающих на приграничных территориях сопредельных государств;

6) обеспечение поддержки органами государственной власти и органами местного самоуправления российских хозяйствующих субъектов, участвующих в создании приграничной инфраструктуры;

7) создание условий, способствующих прохождению экспортных, импортных и транзитных товаров через приграничную территорию Российской Федерации, включая содействие обустройству пунктов пропуска через Государственную границу, складов, терминалов, развитию транспортной инфраструктуры, обустройству и развитию приграничной инфраструктуры в целом;

8) повышение эффективности использования производственной и социальной базы приграничных территорий;

9) реализация согласованной стратегии регионального развития, в том числе в осуществлении градостроительной, промышленной, аграрной, экологической, инвестиционной политики;

10) создание условий для интеграции систем предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций сопредельных государств с целью повышения эффективности реагирования на чрезвычайные ситуации, имеющие трансграничные последствия;

11) создание условий, способствующих прекращению оттока населения из малонаселенных приграничных территорий;

12) противодействие проявлениям национализма, шовинизма, этнического и религиозного сепаратизма, межэтнической напряженности на приграничных территориях;

13) содействие реализации российской внутренней и внешней политики, обеспечению национальных интересов и национальной безопасности на Государственной границе Российской Федерации, в том числе в сфере борьбы с терроризмом, незаконным оборотом оружия, наркотических средств и психотропных веществ, другими правонарушениями;

14) эффективное и бережное использование природных ресурсов приграничных территорий, сохранение памятников истории и культуры;

15) осуществление согласованных мер в области охраны окружающей среды на приграничных территориях;

16) создание условий для обмена в области образования, культуры, изучения населением приграничных территорий Российской Федерации культурного наследия и языка сопредельных государств.

Статья 5. Принципы приграничного сотрудничества.

Принципами приграничного сотрудничества являются:

1) конституционность;

2) соблюдение прав и свобод человека и гражданина;

3) приоритет интересов Российской Федерации и населения ее приграничных территорий;

4) взаимное уважение суверенитета и территориальной целостности государств, осуществляющих приграничное сотрудничество;

5) мирное разрешение приграничных вопросов;

6) взаимное соблюдение законодательства государств, осуществляющих приграничное сотрудничество;

7) не нанесение ущерба экономическим и иным интересам государств, осуществляющих приграничное сотрудничество;

8) учет особенностей приграничных территорий Российской Федерации и сопредельных государств;

9) государственная поддержка инициатив органов местного самоуправления, населения приграничных территорий, направленных на реализацию задач, закрепленных в статье 4 настоящего Федерального закона;

10) разграничение предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления;

11) скоординированность действий участников приграничного сотрудничества;

12) правовая определенность и конкретность процедуры осуществления приграничного сотрудничества.

Статья 6. Правовые основы приграничного сотрудничества в Российской Федерации.

Приграничное сотрудничество в Российской Федерации осуществляется в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, законами, иными нормативно-правовыми актами субъектов Российской Федерации, соглашениями субъектов Российской Федерации с компетентными органами государственной власти сопредельных государств, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, соглашениями органов местного самоуправления с соответствующими органами власти сопредельных государств.

Статья 7. Виды приграничного сотрудничества.

Приграничное сотрудничество осуществляется в виде хозяйственных, торговых, культурных, гуманитарных, экологических, спортивных и иных связей, направленных на решение задач, установленных в настоящем Федеральном законе.

Статья 8. Формы приграничного сотрудничества.

Формами приграничного сотрудничества являются:

1) деятельность совместных органов по приграничному сотрудничеству, создаваемых в регионах приграничной интеграции и сотрудничества;

2) встречи и консультации уполномоченных представителей и согласованная работа органов государственной власти Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и соответствующих органов власти и самоуправления сопредельных государств;

3) договоренности и сделки между хозяйствующими субъектами и населением приграничных территорий в соответствии с законодательством Российской Федерации и хозяйствующими субъектами и населением приграничных территорий сопредельных государств в соответствии с их национальным законодательством;

4) создание рабочих групп и подкомиссий по отдельным направлениям приграничного сотрудничества в рамках двусторонних межправительственных комиссий;

5) совместное создание и развитие экономической и социальной инфраструктуры на приграничных территориях;

6) совместное решение транспортных, энергетических, коммунальных, экологических, социально-демографических и иных проблем приграничных территорий;

7) совместное обеспечение решения вопросов безопасности приграничных территорий;

8) другие формы приграничного сотрудничества, не противоречащие законодательству Российской Федерации и направленные на решение задач, установленных настоящим законом.




Глава П. Предметы ведения Российской Федерации, предметы совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, предметы ведения субъектов Российской Федерации в сфере приграничного сотрудничества.

Статья 9. Предметы ведения Российской Федерации.

В ведении Российской Федерации находятся:

1) международные договоры Российской Федерации;

2) определение в соответствии с международными договорами Российской Федерации порядка и механизма разрешения чрезвычайных ситуаций, возникающих на приграничных территориях Российской Федерации и сопредельных государств;

3) принятие федеральных законов и иных нормативных правовых актов по вопросам приграничного сотрудничества;

4) контроль за соблюдением федерального законодательства по приграничному сотрудничеству;

5) федеральные программы развития приграничных территорий;

6) передача органам государственной власти субъектов Российской Федерации отдельных полномочий федеральных органов государственной власти по вопросам приграничного сотрудничества;

7) финансирование и компенсация приграничным территориям дополнительных бюджетных расходов или потерь бюджетных доходов, возникших в результате выполнения ими решений, принятых федеральными органами государственной власти по вопросам приграничного сотрудничества;

8) правовое регулирование основ миграционной политики и осуществление контроля за миграционными процессами на приграничной территории.

Статья 10. Предметы совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

В совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в сфере приграничного сотрудничества находятся:

1) обеспечение соответствия Конституции Российской Федерации, федеральному законодательству законов, иных нормативных актов субъектов Российской Федерации в сфере приграничного сотрудничества;

2) принятие федеральных законов по вопросам приграничного сотрудничества;

3) правовой режим приграничных территорий;

4) программы развития приграничных территорий;

5) предупреждение и пресечение проявлений национализма, шовинизма, этнического и религиозного сепаратизма на приграничных территориях;

6) разработка и реализация специальных природоохранных программ и проектов для приграничных территорий;

7) реализация мер по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на приграничных территориях;

8) проведение согласованной с сопредельными государствами политики в области трудовых отношений граждан Российской Федерации и граждан сопредельного государства, проживающих на приграничной территории Российской Федерации;

9) установление квоты въезда иностранных граждан и лиц без гражданства на приграничные территории Российской Федерации для постоянного или временного проживания, иные вопросы в соответствии с законодательством Российской Федерации;

10) установление квот и порядка ведения промысловой деятельности в акватории пограничных водных пространств;

11) обеспечение условий для работы всех видов транспорта, осуществляющего перевозки пассажиров и грузов в приграничных территориях, а также их транзит.

Статья 11. Предметы ведения субъектов Российской Федерации.

В ведении субъектов Российской Федерации в сфере приграничного сотрудничества находятся:

1) принятие законов, иных нормативных правовых актов по вопросам приграничного сотрудничества, не находящихся в ведении Российской Федерации и в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации;

2) принятие законов, иных нормативных правовых актов по вопросам приграничного сотрудничества, находящихся в совместном ведении федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с федеральными законами;

3) наделение законом органов местного самоуправления отдельными полномочиями органов государственной власти субъектов Российской Федерации по вопросам приграничного сотрудничества;

4) финансирование и компенсация приграничным территориям дополнительных расходов, возникших в результате выполнения решений, принятых органами государственной власти субъектов Российской Федерации;

5) обеспечение благоприятных условий для инвестиций и функционирования действующих и создающихся на приграничных территориях предприятий и организаций, являющихся собственностью хозяйствующих субъектов сопредельного государства в соответствии с законодательством Российской Федерации;

6) содействие федеральным органам государственной власти в осуществлении контроля за миграционными процессами, в том числе за незаконной миграцией на приграничных территориях.




Глава Ш. Полномочия органов государственной власти в сфере приграничного сотрудничества.

Статья 12. Полномочия федеральных органов государственной власти.

Федеральные органы государственной власти в сфере приграничного сотрудничества полномочны:

1) заключать международные договоры;

2) устанавливать специальный налоговый режим;

3) разрабатывать, принимать и реализовывать федеральные программы развития приграничных территорий;

4) устанавливать порядок, формы и размеры компенсации органам власти на приграничных территориях дополнительных расходов, возникших в результате выполнения ими решений, принятых федеральными органами государственной власти;

5) устанавливать порядок и формы ответственности органов государственной власти субъектов Российской Федерации и их должностных лиц за нарушение федерального законодательства по вопросам приграничного сотрудничества в соответствии с законодательством Российской Федерации;

6) предоставлять сопредельному государству информацию по вопросам приграничного сотрудничества в соответствии с законодательством Российской Федерации;

7) обращаться в суды, в том числе в международные судебные инстанции с исками о защите нарушенных прав в процессе приграничного сотрудничества;

8) принимать меры совместно с органами государственной власти субъектов Российской Федерации по упрощению процедур пограничного, таможенного, иммиграционного и иных видов контроля в отношении граждан, постоянно проживающих на приграничных территориях и пересекающих Государственную границу с целью посещения родственников, проживающих на приграничной территории сопредельных государств;

9) определять в соответствии с законодательством Российской Федерации порядок упрощенного пересечения Государственной границы Российской Федерации группами специалистов и транспортными средствами для совместного экологического контроля и для ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на приграничных территориях;

10) устанавливать в международных договорах Российской Федерации с сопредельными государствами упрощенный порядок пропуска через Государственную границу Российской Федерации граждан Российской Федерации и граждан сопредельных государств;

11) согласовывать с органами государственной власти субъектов Российской Федерации перечень отраслей и видов производства, а также приграничных территорий, на которых запрещается или ограничивается деятельность иностранных хозяйствующих субъектов;

12) устанавливать совместно с органами государственной власти субъектов Российской Федерации основные параметры льготного режима приграничной торговли;

13) разрабатывать совместно с органами государственной власти субъектов Российской Федерации специальные меры по обеспечению занятости населения приграничных территорий;

14) разрабатывать совместно с органами государственной власти субъектов Российской Федерации специальные меры по охране природы приграничных территорий, по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций и по обеспечению устойчивого функционирования субъектов защиты Государственной границы в условиях указанных ситуаций;

15) регулировать совместно с органами государственной власти субъектов Российской Федерации внешнеэкономическую деятельность хозяйствующих субъектов на приграничных территориях;

16) представлять интересы Российской Федерации по вопросам приграничного сотрудничества в международных организациях;

17) координировать деятельность органов государственной власти субъектов Российской Федерации по вопросам приграничного сотрудничества;

18) совместно с уполномоченными органами государственной власти сопредельных государств решать вопросы в области охраны и рационального использования трансграничных вод и их экосистем путем разработки и реализации согласованных планов, программ, проектов по использованию и охране вод, принятия мер по предотвращению или сокращению до согласованного минимума поступлений загрязняющих веществ, принятия мер по недопущению ухудшения гидрологического и гидрохимического режима трансграничных вод и состояния их экосистем, осуществления согласованного надзора в области охраны окружающей природной среды;

19) вырабатывать унифицированные правила рыболовства, взаимодействовать с уполномоченными органами государственной власти сопредельных государств в решении вопросов распределения национальных квот на вылов водных биологических ресурсов, осуществлять совместные меры по сохранению и воспроизводству рыбных запасов и контролю за их использованием;

20) совместно с органами государственной власти субъектов Российской Федерации реализовывать согласованные с сопредельными государствами проекты землепользования на приграничных территориях, создавать особо охраняемые природные территории и акватории;

21) определять формы и порядок взаимодействия соответствующих миграционных служб при решении вопросов, связанных с депортацией и административным выдворением иностранных граждан с приграничных территорий;

22) во взаимодействии с уполномоченными органами государственной власти сопредельных государств и совместно с органами государственной власти субъектов Российской Федерации создавать условия для взаимного предоставления медицинских услуг и признания документов медицинского страхования, изучения санитарно-эпидемиологической обстановки, ведения статистики заболеваний на приграничных территориях, реализации иных мер в области медицинского обслуживания населения приграничных территорий;

23) осуществлять общий контроль за созданием и деятельностью совместных органов по приграничному сотрудничеству в регионах интеграции и сотрудничества;

24) открывать по представлениям субъектов Российской Федерации, согласованным с федеральным органом исполнительной власти по обеспечению безопасности, других заинтересованных федеральных органов исполнительной власти и с учетом интересов сопредельных государств в сфере приграничного сотрудничества пункты пропуска через Государственную границу Российской Федерации, строительство и оборудование которых производится за счет средств федерального бюджета, средств заинтересованных федеральных органов исполнительной власти и средств бюджета приграничных субъектов Российской Федерации;

25) координировать взаимодействие соответствующих служб по усилению контроля за перемещением культурных ценностей через Государственную границу;

26) устанавливать по согласованию с органами государственной власти субъектов Российской Федерации территории, на которых осуществляется приграничное сотрудничество с сопредельными государствами;

27) разрабатывать совместно с органами государственной власти субъектов Российской Федерации порядок и формы осуществления прямых партнерских связей образовательных учреждений приграничных территорий, обмена учащимися и научно-педагогическими работниками, а также других направлений взаимодействия в области науки, образования, культуры;

28) реализовывать иные полномочия по предметам ведения Российской Федерации и предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации по вопросам приграничного сотрудничества.

Статья 13. Полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

Органы государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере приграничного сотрудничества полномочны:

1) участвовать в выполнении положений международных договоров по вопросам приграничного сотрудничества;

2) заключать в порядке, установленном федеральным законодательством, соглашения с уполномоченными органами сопредельных государств по вопросам приграничного сотрудничества в пределах своего ведения;

3) создавать с уполномоченными органами власти приграничных территорий сопредельных государств регионы интеграции и сотрудничества, совместные органы по вопросам приграничного сотрудничества;

4) в соответствии с федеральным законодательством решать вопросы налогообложения и взимания сборов на приграничных территориях;

5) участвовать в разработке и реализации федеральных программ развития приграничных территорий;

6) в пределах своего ведения и в соответствии с законодательством Российской Федерации предоставлять уполномоченным органам сопредельного государства необходимую информацию в целях приграничного сотрудничества;

7) участвовать в разработке федеральными органами государственной власти мер по упрощению процедур пограничного, таможенного, иммиграционного и иных видов контроля в отношении граждан, постоянно проживающих на приграничных территориях сопредельных государств;

8) совместно с федеральными органами государственной власти участвовать в установлении перечня отраслей, видов производства и приграничных территорий, на которых запрещается или ограничивается деятельность иностранных юридических и физических лиц;

9) устанавливать в пределах своей компетенции дополнительные льготы для приграничной торговли;

10) принимать участие в разработке специальных мер по обеспечению занятости населения приграничных территорий;

11) принимать участие в разработке специальных мер по охране природы приграничных территорий, по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций и по обеспечению устойчивого функционирования субъектов защиты Государственной границы Российской Федерации в условиях указанных ситуаций;

12) регулировать в соответствии с федеральным законодательством внешнеэкономическую деятельность хозяйствующих субъектов на приграничной территории;

13) представлять интересы субъекта Российской Федерации по вопросам приграничного сотрудничества во взаимоотношениях с сопредельными государствами;

14) вносить предложения в федеральные органы государственной власти относительно порядка упрощенного пересечения Государственной границы Российской Федерации группами специалистов и транспортными средствами для совместного экологического контроля и для ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на приграничных территориях;

15) вносить предложения в федеральные органы государственной власти по открытию в соответствии с законодательством Российской Федерации пунктов пропуска через Государственную границу Российской Федерации;

16) вносить предложения в федеральные органы государственной власти по упрощению порядка пропуска через Государственную границу Российской Федерации граждан Российской Федерации и сопредельного государства в части определения документов на право въезда в Российскую Федерацию и выезда из Российской Федерации;

17) участвовать в реализации согласованных с сопредельными государствами проектов землепользования на приграничных территориях, создавать особо охраняемые природные территории и акватории;

18) участвовать в создании условий для взаимного со стороны приграничных территорий сопредельных государств предоставления медицинских услуг и реализации иных мер в области медицинского обслуживания населения приграничных территорий;

19) участвовать в осуществлении контроля за перемещением культурных ценностей через Государственную границу Российской Федерации;

20) создавать комиссии по вопросам приграничного сотрудничества при органах государственной власти;

21) совместно с органами местного самоуправления участвовать в совершенствовании порядка учета прибывающих на приграничную территорию иностранных граждан и лиц без гражданства;

22) вносить предложения о порядке ведения экономической и иных видов деятельности населения на приграничной территории в соответствующие федеральные органы государственной власти;

23) совместно с органами местного самоуправления разрабатывать порядок и формы прямых партнерских связей образовательных учреждений приграничных территорий, обмена учащимися и научно-педагогическими работниками, совместных исследовательских программ и проектов сотрудничества в области изучения и преподавания языков и культуры народов Российской Федерации и сопредельных государств, других направлений взаимодействия в области науки, образования, культуры;

24) оказывать помощь соотечественникам, проживающим на приграничных территориях сопредельных государств, в сохранении ими своей культурной, языковой и религиозной самобытности;

25) вести в пределах своего ведения переговоры с уполномоченными органами государственной власти сопредельных государств;

26) вносить предложения в федеральные органы государственной власти по вопросам установления территорий, на которых осуществляется приграничное сотрудничество с сопредельными государствами;

27) принимать и реализовывать региональные инвестиционные и иные программы в сфере приграничного сотрудничества;

28) участвовать и представлять интересы субъектов Российской Федерации в международных организациях в рамках органов, созданных специально для целей развития приграничного сотрудничества;

29) осуществлять иные полномочия по предметам своего ведения в сфере приграничного сотрудничества и в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Статья 14. Перераспределение полномочий между федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

1. Федеральные органы исполнительной власти по соглашению с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации могут передавать им осуществление части своих полномочий в сфере приграничного сотрудничества, если это не противоречит Конституции Российской Федерации и федеральному законодательству.

2. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по соглашению с федеральными органами исполнительной власти могут передавать им осуществление части своих полномочий в сфере приграничного сотрудничества.




Глава IV. Вопросы ведения и полномочия органов местного самоуправления в сфере приграничного сотрудничества

Статья 15. Вопросы ведения органов местного самоуправления.

В ведении органов местного самоуправления в сфере приграничного сотрудничества находятся:

1) нормативное правовое обеспечение приграничного сотрудничества в пределах своих полномочий;

2) финансовое обеспечение приграничного сотрудничества в пределах своих полномочий;

3) контроль за выполнением своих решений в сфере приграничного сотрудничества;

4) заключение соглашений в области приграничного сотрудничества в пределах своих полномочий по вопросам местного значения.

Статья 16. Полномочия органов местного самоуправления в сфере приграничного сотрудничества.

Органы местного самоуправления в сфере приграничного сотрудничества вправе:

1) принимать нормативные правовые акты в пределах своих полномочий;

2) разрабатывать и утверждать собственные инвестиционные программы;

3) устанавливать местные налоги и сборы;

4) обращаться с предложениями, ходатайствами в компетентные органы о принятии решений о перемещении через Государственную границу Российской Федерации машин, механизмов, материальных ресурсов, рабочей силы в соответствии с договорами и соглашениями, заключенными Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации с сопредельными государствами в соответствии с федеральным законодательством;

5) заключать с органами власти приграничных территорий сопредельных государств соглашения об экономическом, гуманитарном, экологическом сотрудничестве;

6) создавать с уполномоченными органами власти приграничных территорий сопредельных государств регионы интеграции и сотрудничества, совместные органы по вопросам приграничного сотрудничества;

7) принимать участие в разработке порядка пропуска граждан сопредельного государства на территорию муниципального образования, отнесенную к приграничным территориям;

8) устанавливать дополнительные льготы хозяйствующим субъектам в пределах своей компетенции;

9) вносить в федеральные органы государственной власти предложения по вопросам установления особенностей землепользования на приграничных территориях;

10) устанавливать местонахождение и размеры земельных участков, сдаваемых в аренду иностранным физическим и юридическим лицам на приграничных территориях в соответствии с федеральным законодательством и законодательством субъектов Российской Федерации;

11) осуществлять в соответствии с законодательством Российской Федерации внешнеэкономические связи с местными органами власти приграничных территорий сопредельных государств, с их юридическими и физическими лицами;

12) заключать с иностранными партнерами гражданско-правовые договоры по вопросам приграничного сотрудничества: в области культуры, образования, торговли, медицинского обслуживания, градостроительства, развития транспорта, дорожного строительства, благоустройства сел, поселков, городов, строительства школ, учреждений физкультуры и спорта, иным вопросам местного значения, находящимся в ведении органов местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации;

13) назначать в соответствии с уставами муниципальных образований должностных лиц местного самоуправления по вопросам приграничного сотрудничества;

14) принимать участие в реализации федеральных и региональных программ развития приграничных территорий;

15) принимать участие в разработке порядка и форм прямых партнерских связей образовательных учреждений приграничных территорий, обмена учащимися и научно-педагогическими работниками, совместных исследовательских программ и проектов сотрудничества в области изучения и преподавания языков и культуры народов Российской Федерации и сопредельных государств, других направлений взаимодействия в области науки, образования, культуры;

16) в пределах своей компетенции обмениваться информацией с органами власти приграничных территорий сопредельного государства;

17) иные полномочия в интересах приграничного сотрудничества в соответствии со своей компетенцией, установленной законодательством Российской Федерации.




Глава V. Заключительные и переходные положения

Статья 17. Внесение изменений и дополнений в федеральное законодательство в связи с принятием настоящего Федерального закона.

1. Правительству Российской Федерации в течение трех месяцев со дня вступления в силу настоящего Федерального закона внести в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проекты федеральных законов о внесении необходимых изменений и дополнений в федеральные законы, а также принять иные нормативные правовые акты Российской Федерации в целях реализации настоящего Федерального закона.

2. До принятия законов в соответствии с частью первой статьи 17 настоящего Федерального закона, федеральные законы в части, касающейся приграничного сотрудничества, действуют в пределах, не противоречащих настоящему Федеральному закону.

3. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотрены настоящим Федеральным законом, то применяются правила международного договора.

Статья 18. Вступление в силу настоящего Федерального закона.

Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.



Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ