RBC Daily, 6 августа 2004 Русских хотят выгнать из Латвии
Накануне местных выборов депутаты латвийского Сейма вновь
хотят напомнить избирателям о коммунистическом гнете СССР. Политологи уверены,
что это последние попытки националистов удержать свои позиции в либеральном
европейском пространстве
Депутаты Сейма Латвии подготовили проект декларации, в
которой осуждаются «преступления оккупационного режима СССР». Авторы намерены
обратиться к Комитету министров Совета Европы с тем, чтобы документ был принят
на международном уровне. В декларации, помимо прочего, говорится о том, что
коммунистический режим Советского Союза должен быть приравнен к нацизму, а его
правопреемница – Россия – обязана возместить моральный и материальный ущерб,
нанесенный Латвии, а также осуществить «деколонизацию» страны. Проще говоря,
депутаты хотят выставить из страны всех бывших граждан Советского Союза
«нелатышского» происхождения.
О том, что подобный документ готовится, заговорили еще в
прошлом месяце, после Парламентской сессии ОБСЕ, на которой спикер Госдумы Борис
Грызлов представил проект резолюции «О ситуации вокруг национальных меньшинств»,
касающейся проблем русскоязычного населения в Латвии и Эстонии. Резолюция,
несмотря на протесты представителей этих двух стран, была принята, и теперь
представители Латвии подготовили ответный шаг. Как сообщила газета Diena, авторы
декларации – депутаты Сейма Ина Друвиете, Леопольд Озолиньш, Петерис Симсонс,
Петерис Табунс и Гунтис Берзиньш – намерены приравнять коммунизм к нацизму и
потребовать от России компенсаций. Депутаты считают, что коммунистический
тоталитаризм способствовал «совершению самых ужасных по числу жертв преступлений
против человечества», и намерены призвать Комитет министров Совета Европы
принять их документ на международном уровне и потребовать от России возмещения
материального и морального ущерба, который повлекли за собой оккупация и геноцид
в Латвии. Но главное даже не это, а то, чего конкретно хотят авторы: во-первых,
выселения за пределы страны всех тех, кто поселился там во времена СССР, а
во-вторых, политической и экономической помощи, в том числе и для того, чтобы
«расследовать преступления коммунизма и наказать виновных».
Примечательно, что подобные документы появляются в Латвии
не в первый раз. Так, в 1990-е годы была принята декларация об оккупации, но
особого действия она не имела. Пытались лоббировать сходный документ и четыре
года назад. Теперь же, по мнению местных политиков, у них больше для этого
шансов, поскольку теперь Латвия – неотъемлемая часть европейского сообщества.
Больше того, за последний месяц некоторые политики прямо высказывались на эту
тему. Так, министр культуры Латвии Хелена Демакова, выступая на конференции
«Объединяющие культуры» в Роттердаме, говорила о том, что в европейских странах
чересчур терпимо относятся к коммунистическому режиму. По ее словам, современную
культурную среду вообще нельзя создать, не признав, что коммунизм был преступным
режимом.
Впрочем, с точки политологов, такие заявления вряд ли
вызовут одобрение в либеральном европейском сообществе. «Я готов поддержать
депутатов Сейма в том случае, если будет осуществлена «деколонизация»
американского континента от испанцев и англосаксов, а также Германии от турков,
– сообщил RBC daily заместитель директора Института стран СНГ Владимир Жарихин.
– Такие заявления всерьез даже комментировать нельзя. Думаю, Латвия просто не
понимает, что попала в либерально-демократическую Европу и подобные требования
находятся в полном противоречии с существующими там правилами». Сходного мнения
придерживаются и в самой Латвии. «Большинство авторов представляют правящие
партии страны, – прокомментировал RBC daily член координационного совета
объединения «ЗаПЧЕЛ» Мирослав Митрофанов. – И в отношении того, как
интерпретировать историю, различий у них нет. Поэтому декларация по сути
выражает мнение политической элиты страны, а сам документ фактически
переписывает ее историю. Избирателям обещают, что за рубежом эту декларацию
сразу признают, но дело в том, что в Европе документ не заметят, просто не
поймут, о чем речь, в силу терминологии, которая там используется. Она же,
кстати, выдает, что применять ее будут внутри страны».
С точки зрения г-на Митрофанова, попытки актуализировать
эту тему и сыграть на сочувствии больше вызывают раздражение, чем понимание в
Европе. «Предлагаемый документ служит компенсацией тягот избирателей, вызванных
экономическими и политическими изменениями, – считает он. – Ничем, кроме
неэкономических рычагов, эти потери компенсировать политики не могут». Забавно
другое: вряд ли кто-то может ответить, как именно нужно вывезти из страны бывших
граждан СССР «нелатышского» происхождения, которые давно освоились в новом для
себя пространстве, и как и кто будет оценивать материальный ущерб, причиненный
Латвии. «Они в Россию не стремятся, – сказал RBC daily Владимир Жарихин. – Они –
члены европейского сообщества. А значительная часть латышей хочет жить в
отдаленном заповеднике, мечтая о расовой чистоте, которой и в помине нет в
Европе. Если же Латвия осуществит мечту, к ним будут возить экскурсии, как в
уголок фашизма. Да и как они представляют себе «деколонизацию»? Что, Россия
должна насильственно вывозить этих людей?»
Очевидно, что даже в случае, если декларацию примут,
пусть и в более корректном варианте, она будет преследовать только одну цель –
привлечь избирателей. Дело в том, что вскоре в Латвии пройдут местные выборы,
которым придается большое значение, и националистически настроенные движения
избрали именно такой путь – переводить все споры в русло межэтнического
конфликта. В то же время специалисты уверены: это последние попытки, когда
радикалы в Латвии делают громкие заявления. «Есть чувство, что сохраняется некий
статус-кво, – считает Владимир Жарихин. – Националисты принимают эти декларации,
но к ним относятся как к некоему правилу игры, особенно накануне выборов.
Понятно, почему возросла агрессивность риторики: они почувствовали, что их могут
«зажать» в Европе. Латвия вынуждена будет следовать Европейской конституции, в
которой нет ни слова о негражданах. Видимо, местные националисты чувствуют, что
их время прошло».
|