«Россiя», 12 августа 2004 Вызов православному мируКирилл Фролов, руководитель отдела Украины Института стран СНГ
Ареной противостояния православного и католического мира
стала Украина. Когда мы говорим о католическом прозелитизме, мы имеем в виду не
отдельные обращения романтических интеллигентов. Мы имеем в виду глобальные
политические проекты. Один из главных таких проектов реализуется на Украине.
Речь идет о ее превращении в униатское антироссийское государство, важнейшей
вехой в реализации которого идеологи и заказчики мыслят приход к власти
прозападного политика Виктора Ющенко.
Суть нынешней “украинской идеи” сформулировал в начале
двадцатого века львовский униатский митрополит Андрей Шептицкий: “Украинцы
являются орудием Божественного промысла, призванным вырвать христианский Восток
из клещей ереси (то есть православия), водворить его в лоно Апостольского
престола (Ватикана и Европейского сообщества)”. Таким образом, суть проекта
полностью “самостийной” Украины не в ее национальном и духовном возрождении, но
ровно наоборот – в радикальном изменении всей ее идентичности, в смене веры. И
сейчас Украина переживает такой момент.
Те, кто призывает к созданию Единой украинской церкви,
призывают к принятию унии, те, кто агитирует за вступление Украины в НАТО,
агитируют за отказ от православной традиции. И предстоящие президентские выборы
будут моментом истины. И 350-летний юбилей Переяславской рады также не случаен.
Аналогии с тем периодом более чем уместны. Тогда у Киевской Руси было два пути –
сохранение и возрождение православной веры, которая эту Русь создала. Те, кто
выступал тогда за национальный православный путь, и привели Украину к
Переяславской раде.
Альтернативой Переяславу было окончательное
окатоличивание Украины и ее превращение в заурядную польскую провинцию. Это было
реально. Православие не только защищали, но и предавали. Польский стал языком
значительной части тогдашней малороссийской шляхты. О том, что эти аналогии
уместны, свидетельствуют и нынешние действия галицийских униатов.
Не следует доверять заверениям Ватикана и униатов, что
они якобы отказываются от идеи создания украинского униатского патриархата.
Строительство на левом берегу Днепра греко-католического кафедрального собора,
антипода и противовеса Киево-Печерской лавре, идет полным ходом. Все заявления
католической стороны о том, что униатский патриархат не будет создан, носят
тактический характер, ибо развязка внутриполитического кризиса на Украине еще не
состоялась. Будет президентом Ющенко – будет и униатский патриархат. Никто не
против диалога с католицизмом, весь вопрос в цели и методах такого диалога.
Только единая позиция православного мира, основанная на невозможности
вероучительных компромиссов, на возможности солидарных действий против
воинствующего секуляризма, сможет сделать такой диалог полезным. Разрозненные
действия православных приведут только к подписанию пустых и лукавых деклараций,
которые католическая сторона столь часто нарушает.
В ситуации глобальных вызовов православная цивилизация
как никогда нуждается в структурировании и объединении. Следует прямо сказать,
что союз России, Украины и Белоруссии является условием сохранения православного
мира как самостоятельного центра, как сильного фактора мировой культуры и
политики. Вместе Россия, Украина и Белоруссия являются единым
моноконфессиональным пространством, объединенным Московским патриархатом. Это
консолидированное православное большинство сможет реально контролировать
политические процессы.
|