Латвия… Опять про оккупацию
«Слишком много политиков и
дипломатов свою карьеру создавали на основе антироссийских настроений.
латвийские политики во главе с президентом страны полны решимости экспортировать
эту холодную войну (в отношениях с Россией) и в ЕС» — такие признания в «Диене»,
сделал сотрудник испанского института международных и стратегических
исследований Эльдар Мамедов.
Эльдар Мамедов долгие годы
проработал в МИДе Латвийской Республики, в частности, в посольствах
стран ЕС и уж кому , если не ему знать подспудную политику латвийской
дипломатии .
Новый глава МИДа Латвии Артис
Пабрикс, для поиска выхода из латвийско–российского тупика, собирает
группу экспертов. Но если внимательно прислушаться к заявлениям Э.Мамедова то
станет ясно, что затея министра обречена на провал. Как пишет Николай
Кабанов в «Вестях сегодня»: « Ведь все идеи экспертов
разобьются о железобетонные лбы наших политиков и дипломатов, которые видят в
России только врага».
"Пора менять курс", —
призывает экс–дипломат Мамедов.
«Соотечественники», 2 августа 2004 Русские не нацменьшинство, а последствия аккупацииЕлена Юркявичене
Одним из последних осмысленных действий "репшистской"
правящей коалиции, пока она еще не впала в кому, было создание в январе 2004
года рабочей группы по разработке декларации, "осуждающей на международном
уровне коммунистический режим СССР и идеологию коммунистического
тоталитаризма".
Коалиция пала, но группа осталась – ею руководит
заместитель председателя комиссии по иностранным делам сейма Леополдс Озолиньш.
Привлечены такие крутые специалисты, как шеф Музея оккупации Валтерс
Ноллендорфс, бывший легионер Висвалдис Лацис, историк–русофоб Хейнрихс Стродс и
только что восстановивший мандат депутата сейма от Jaunais laiks Гунтис
Берзиньш. Средний возраст членов группы – за 70, но они уверены, что доживут до
10 сентября этого года, когда "декларацию Озолиньша" будет рассматривать сейм.
Пилите, Леополдс, пилите…
В проекте декларации зафиксировано полное концептуальное
единство с принятой в США во время холодной войны концепцией родства царской
России и СССР (а сейчас – и Российской Федерации, но об этом ниже!). "Хотя
теоретики коммунистического учения называли Российскую империю тюрьмой народов,
после захвата власти коммунисты игнорировали право наций на самоопределение и
продолжали империалистическую колониальную политику русского царизма против
национальных меньшинств России, а также против граждан других стран, в том числе
Латвии, после их оккупации и аннексии".
Забавно выглядит данная фраза на фоне создания
большевиками, например, Туркменской ССР. А как г–н Озолиньш может мотивировать
утверждение о том, что "Латвия коммунистический террор пережила уже в 1919 году
во время оккупации коммунистов России"? Не наоборот ли было – родственники г–на
Озолиньша, которыми он втайне гордится, латышские стрелки, расстреливали,
топили, сжигали тысячи представителей русского крестьянства, интеллигенции,
духовенства от Ярославля до Тамбова и от Крыма до Казани?
Далее г–н Озолиньш описывает ужасы советских "оккупаций",
нацистской же оккупации уделяет одну строчку на целой странице. А вот какую
характеристику он придает русским Латвии: "Провозглашали идеологию
коммунистического тоталитаризма, а на практике ее осуществляли в соединении с
великорусским шовинизмом – вводили русский язык в государственном управлении и
быту, русским, так же, как в национальных краях и "республиках" СССР, так же и в
Латвии, был особый статус административной нации. Ввезенные в Латвию во время
военной политической оккупации граждане СССР не считаются национальным
меньшинством, но последствиями колонизации СССР".
"Правовая наследница коммунистического СССР – Российская
Федерация", - декларирует Л. Озолиньш. Поэтому РФ "юридически, финансово,
политически и морально ответственна за проводившийся в Латвии геноцид и убытки,
нанесенные Латвийской Республике и ее гражданам во время оккупации СССР".
Европейскому союзу нужно "потребовать от Российской Федерации возместить
Латвийской Республике порожденные оккупацией и коммунистическим геноцидом
материальные и духовные убытки, а также провести деколонизацию Латвии,
репатриировав бывших граждан СССР".
Судя по настроению нынешнего парламентского корпуса,
"декларация Озолиньша" имеет очень большие шансы быть принятой уже осенью этого
года. И тогда бывший начальник ее автора – Артис Пабрикс – получит мандат
законодателей, дабы МИД Латвии приступил к ее реализации…
Час, 13 августа 2004 Оккупация. Когда больше не о чем говоритьВиктор Ночных
Когда британцы не знают о чем
поговорить, они заводят речь о погоде. Когда больше нечего сказать латвийским
политикам, они начинают рассуждать об оккупации.
Произошедшее в латвийской политике в последний месяц
способно запросто поставить любого человека, более-менее следящего за развитием
событий в стране, в тупик. Не так давно был обнародован написанный рабочей
группой, созданной еще при правительстве Репше, проект декларации об осуждении
коммунистического тоталитаризма и преступлений оккупации СССР, а
евродепутаты-«тевземцы» пообещали подготовить еще один проект, на этот раз
резолюции Европарламента с осуждением пакта Молотова - Риббентропа. Как авторы
декларации, так и «тевземцы» требуют провести скорейшую репатриацию. В то же
время в стране продолжается натурализация, ведомство господина Муйжниекса
разрабатывает некие интеграционные программы. Вот и пойми тут, что есть истинная
политика государства, а что - лишь ее прикрытие.
Копание в архивной пыли, интерпретация фактов давно стали
любимым коньком наших правых партий. Теперь их идеи взялся пропагандировать
министр иностранных дел Артис Пабрикс. Для него, как и для других политиков,
факт оккупации Латвии очевиден. А если и не был бы очевиден, то существует
декларация Сейма от 22 августа 1996 года, которая снимает, с их точки зрения,
все вопросы. Такие моменты, как, например, радиообращение Карлиса Улманиса 17
июня 1940 года. Тогда любимый вождь, совершивший переворот, разогнавший Сейм и
установивший авторитарный режим, сказал: «На нашу землю с сегодняшнего утра
входят советские войска. Это происходит с ведома и согласия правительства,
которые в свою очередь вытекают из существующих дружественных отношений между
Латвией и Советским Союзом».
Открывая 21 июня того же года первое заседание народного
правительства во главе с Кирхенштейном, Улманис заявил, что в задачи
правительства входит «тщательная забота о поддержании хороших и дружественных
отношений с соседями и особенно дружественным нам большим восточным соседом -
Советским Союзом. От всего сердца желаю лояльно сотрудничать при размещении
находящихся на нашей земле воинских частей Советского Союза и упорядочении
условий их жизни».
Этот наказ Улманиса старательно выполнялся до тех пор,
пока не рухнул СССР. И только во время и после песенной революции (именно
революции), когда поменялась идеология, в Латвии заговорили о советской
оккупации. Сначала не очень громко, а потом начали выдвигать к России претензии.
Вероятно, понравилось, ничего не делая, получать
материальные блага. Когда несколько лет назад с территории Латвии выводились
российские войска, на каждом углу раздавалось, что вот теперь-то жилищная
проблема будет решена. А очередь в Риге на получение жилья как стояла, так и
стоит. Лиепайская Кароста разрушается, как и военный городок в Скрунде. Не туда
ли собирался премьер выселить пенсионеров?
Еще с бывших военных объектов и советских заводов удалось
поиметь массу металлолома, причем столько, что Латвия стала чуть ли не первой в
мире по экспорту цветмета. Сегодня советское разворовано, наследие Первой
республики - не сбережено: на месте ВЭФа, например, по сути большой базар, такой
же, как Центральный рынок, только цивилизованней. И денег стране особо ждать
больше неоткуда. Обещал подсыпать 625 миллионов евро ЕС из своих фондов. Но
оказалось, что квалифицированных спецов, способных с этими фондами работать, в
министерствах раз-два и обчелся. А без них не видать денег.
И вот выплыла на свет декларация с требованием возместить
«материальные и духовные потери и провести деколонизацию, репатриировав бывших
граждан СССР». С последней фразой создатели декларации явно погорячились - все
жившие в СССР были его гражданами, так что репатриироваться не придется разве
что детям, родившимся уже в годы независимости.
Но даже если авторы декларации и ляпнули что по
недосмотру, то вряд ли сегодня возможно принудительное великое переселение
народов - времена не те. Да и являются ли колонисты, о которых так любят
говорить «тевземцы» и иже с ними, именно колонистами? Ведь был же оргнабор, и
если партия говорила, что надо ехать в Латвию ли, на Нечерноземье ли, то
отказать было нельзя. Такие лица скорее относятся к категории перемещенных и в
отношении них действуют совсем другие правила. Но задуматься над этим
этнорадикалам не с руки.
Заплатить за репатриацию, по мысли авторов декларации,
фактически должны «правительства стран и международная общественность». Чтобы
Латвия осталась в выигрыше, как и тогда, когда из страны выезжали балтийские
немцы. Только выигрыш этот сомнительный, если учесть, что немалая часть
представителей титульной нации сидит в бюджетных учреждениях, а нетитульные все
больше в фирмах работают, тех самых, что платят налоги. Уедут нетитульные, и что
же будет? Откуда зарплату будете получать?
Вряд ли обо все этом задумывались авторы декларации и те,
кто радеет за пропаганду правильной латвийской истории в мировом масштабе.
Забыли они и о том, что произошло на Лейпцигской книжной ярмарке, когда
тогдашний министр иностранных дел Сандра Калниете приравняла нацизм к
коммунизму. Сегодня эта идея вновь фигурирует в декларации. Как отнесутся к ней
заседающие в евроструктурах коммунисты и социалисты, предсказать нетрудно. Плохо
отнесутся!
Вообще декларация и идея пропаганды латвийской истории за
пределами страны сильно смахивают на политическое кликушество: мы люди особые,
жизнью битые, разрулить свои проблемы не можем, а потому нам должны. Все. И
Россия, и Европа, которая на эту самую Россию должна надавить.
Но поверят ли латвийским стенаниям на Западе, не
поинтересуются ли там речами Улманиса и тем, как он пришел к власти, а заодно в
каких соединениях воевали латышские легионеры. А поинтересовавшись, поверят ли
«правильной» истории?
DELFI, 13 августа 2004 Российский МИД раскритиковал Пабрикса
Высказанная министром иностранных дел Латвии Артисом
Пабриксом идея о целесообразности развертывания в России дискуссии об оккупации
Латвии расценивается как нелепая и свидетельствующая о полном незнании
настроений в российском обществе, заявляет Министерство иностранных дел РФ.
"Как известно, существует общее понимание относительно
подхода к тем историческим проблемам, которыми так озабочены латвийские
политики. Как кощунство воспринимаются в нашей стране замечания о "полезности"
проведения у нас дискуссий по аналогии с теми, что происходили в послевоенной
ФРГ, и в целом попытки отдельных политиков в Латвии ставить знак равенства между
нацистским режимом Германии, развязавшим агрессивную войну в мире, и Советским
Союзом, спасшим ценой огромных жертв человечество от "коричневой чумы"", —
говорится в комментарии.
МИД РФ отмечает, что, судя по заявлениям Пабрикса, сама
Латвия уже разобралась со своим прошлым, в частности, со всеми "нюансами"
предвоенного режима Карлиса Улманиса, преступлениями латышских эсэсовцев,
послевоенным террором против мирного населения со стороны так называемых лесных
братьев.
"Весьма прискорбное впечатление оставляют настойчивые
попытки оправдать "последствиями оккупации" проведение латвийскими властями
дискриминационной политики в отношении русскоязычного меньшинства в этой стране
и, более того, стремление навязать подобное "понимание" Европе. Думается,
однако, что европейские партнеры Латвии сумеют разобраться в подлинных причинах
бесконечных спекуляций латвийских политиков вокруг прошлого своей
страны", — подчеркивает российский МИД.
"Хотелось бы пожелать новому Министру иностранных дел
Латвии, если он действительно заинтересован в улучшении атмосферы
российско-латвийских отношений и их развитии, посетить помимо музея оккупации" и
другие музеи своей страны, которые связаны с историей ее живописи, музыки,
лингвистики, литературы, мореплавания, промышленности, торговли. Тогда он
получил бы более полное представление об истории отношений между нашими народами
и о том, где следует искать ключ к их оздоровлению", — отмечается в
заявлении.
|