БЕЛОРУССИЯ
Хроника
2 августа. Верховный суд РБ признал Белорусскую партию
труда (БПТ) грубым нарушителем законодательства и на основании статьи 57
Гражданского кодекса республики принял решение ее ликвидировать. Руководство БПТ
объявило о намерении обжаловать данное решение в Президиуме Верховного суда.
3 августа. Белорусские власти отказали в выдаче виз
американскому сенатору Джону Маккейну. Запрет на въезд на белорусскую территорию
– яркое доказательство того, что Лукашенко не приемлет диалога, - заявил сенатор
Маккейн. МИД Белоруссии 12 августа выступил с разъяснением, информировав, что не
отказывал конгрессменам США посетить республику. Белорусская сторона, как
сказал представитель внешнеполитического ведомства, приветствовала визит в
страну американских конгрессменов и выразила готовность подготовить
соответствующую программу пребывания, но ее не устроили сроки визита,
предложенные американцами.
5 августа. Завершился визит польской военной делегации
под руководством командующего воздушными силами Республики Польша ген.-л.
Рышарда Ольшевски в Республику Белоруссия. В ходе визита было подписано
соглашение между министерством обороны Республики Белоруссия и министерством
национальной обороны Республики Польша об обмене информацией и выполнении
полетов воздушных судов РБ и РП в воздушном пространстве двух государств.
6 августа. Министр обороны Белоруссии ген.-полк. Леонид
Мальцев заявил, что у России и Белоруссии реально существует региональная
группировка войск, которая действует на восточно-европейском направлении ОДКБ.
Обе страны находятся в объединенной системе ПВО СНГ и продолжают подготовку
документов о переходе от объединенной к единой российско-белорусской системе
ПВО.
6 августа. США
призвали власти Белоруссии своевременно пригласить международных наблюдателей
для контроля за проведением парламентских выборов в октябре с.г.
6 августа. Совет Федерации ФС России одобрил поправки во
вторую часть Налогового кодекса России, устанавливающие нулевую ставку НДС при
экспорте нефти, стабильного газового конденсата и природного газа в страны СНГ
вместо действующей ставки в размере 18%. Отношения России с Белоруссией в сфере
экспорта энергоносителей также будут строиться по принципу «страны
назначения».
6 августа. Министерство иностранных дел Греции выступило
с заявлением, в котором информировало, что министр спорта и туризма РБ
Юрий Сиваков не сможет приехать на Олимпиаду в Афинах. Это решение МИД Греции
связано с тем, что лица, которым Евросоюз запретил выдавать визу (к ним
относится и Сиваков), не допускаются на греческую территорию. Структуры ЕС
подозревают Юрия Сивакова в соучастии в исчезновениях оппозиционных политиков,
имевших место в Белоруссии в конце 90-х гг., когда ген. Сиваков работал
заместителем министра внутренних дел - командующим внутренними войсками
(1995-1999), министром внутренних дел (февраль 1999 - апрель 2000). В ответ МИД Белоруссии
распространил заявление, в котором была выказана глубокая озабоченность в связи
с заявлением ЕС относительно генерала Сивакова. С выражением протеста выступил
также Национальный олимпийский комитет Белоруссии.
6 августа. Президент Беларуси Александр Лукашенко провел
очередной раунд кадровых назначений. Александр Агеев стал министром энергетики
Республики Белоруссия вместо Эдуарда Товпенца, Петр Семашко - министром лесного
хозяйства. Главой государства был освобожден от должности генеральный директор
«Белтрансгаза» Петр Петух. На его место Лукашенко посадил Дмитрия Казакова.
7 августа. Министерство иностранных дел Белоруссии
выразило удивление тональностью и содержанием заявления посольства США в
Белоруссии в отношении аннулирования лицензии Европейского гуманитарного
университета. Представитель МИД РБ Руслан Есин подчеркнул, что
внешнеполитическое ведомство республики считает недопустимым
политизировать сложившуюся вокруг ЕГУ ситуацию и жонглировать понятиями
независимость и качество образования.
9 августа. Министр спорта и туризма Белоруссии,
руководитель белорусской делегации на Олимпиаде в Афинах Юрий Сиваков
прокомментировал заявление Евросоюза об «абсолютной неприемлемости» его
пребывания в Греции. С точки зрения морально-психологической - это серьезная
травма, личная, а также для белорусской олимпийской команды – сказал он.
9 августа. Начальник управления внешнеэкономической
деятельности Минского городского исполнительного комитета Валентин Браим
информировал общественность о том, что Межгосударственная финансово-промышленная
группа (ФПГ) экспортеров и инвесторов "Минск-Москва" будет создана в
сентябре-октябре 2004 г. Браим отметил, что Россия является основным
внешнеторговым партнером Минска - внешнеторговый оборот с ней в прошлом году
составил $5,2 млрд., или 65% всего объема внешнеторгового оборота города. Во
внешнеторговом обороте с российскими регионами, по его словам, Москва занимает
первое место - на столицу России приходится 46% объема торговли со всей Россией.
9 августа. Президент Белоруссии Александр Лукашенко,
принимая с докладом министра образования республики Александра Радькова, отметил
необходимость создания учебных пособий, способствующих идеологическому
воспитанию молодежи. С 2004 г. в вузах страны уже было введено обязательное
преподавание основ идеологии белорусского государства. Теперь подобный
специальный курс появится и в средних школах республики.
9 августа. Федерация профсоюзов Беларуси заявила о
намерении принять участие во всей избирательной кампании, начиная от работы
наблюдателей за ходом голосования и заканчивая поддержкой кандидатов в депутаты
по каждому из 110 округов. Создание в нижней палате парламента депутатской
группы из профсоюзных активистов, по мнению руководства ФПБ, даст возможность им
активно работать над законопроектами, затрагивающими интересы трудящихся
10 августа. Российское ОАО «Татнефтегеофизика» заключило
контракт с госпредприятием «Беларусьнефть» (Гомель) на проведение промысловых
геофизических работ в ограниченном объеме.
11 августа. Глава белорусского государства Александр
Лукашенко дал указание разработать проект по привлечению на белорусский рынок
коммуникаций третьего оператора сотовой связи (белорусского государственного
оператора, либо оператора, у которого большая доля акций будет принадлежать не
иностранцам, а белорусским бизнесменам). Это связано с тем, что работа
действующих двух операторов мобильной связи, в том числе российского МТС,
вызывает у президента РБ много замечаний. Кроме того, Лукашенко выразил
уверенность в том, что белорусские предприятия сами могут производить аппаратуру
для мобильной связи.
12 августа. Министерство статистики и анализа Белоруссии
информировало о том, что объем валового внутреннего продукта за I полугодие 2004
г. составил в текущих ценах 21,1 трлн. белорусских рублей. Реальный объем
производства ВВП (в сопоставимых ценах) оказался на 10,3% выше, чем в I
полугодии 2003 г.
12 августа. РАО «ЕЭС России» возобновило экспортные
поставки электроэнергии в Белоруссию, приостановленные с начала 2004 г.
Планируется, что в текущем году РАО «ЕЭС России» поставит в республику 2,5 млрд.
КВт/ч электроэнергии.
12 августа. Белоруссия направила в Бюро по
демократическим институтам и правам человека ОБСЕ приглашение принять участие в
наблюдении за парламентскими выборами в республике, которые назначены на 17
октября 2004 г.
Тревожное начало избирательной кампанииАлександр Фадеев
В Белоруссии дан формальный старт кампании по выборам
депутатов нижней палаты парламента (сами выборы, напомним, должны состояться 17
октября с.г.). На первой ее стадии была проведена соответствующая работа по
формированию окружных избирательных комиссий. В сущности, создание подобных
комиссий должно вестись самостоятельно областными советами и Минским городским
советом депутатов. Однако часть белорусских экспертов отметила заметное влияние
президентской команды политтехнологов на решение местных советов. Это сказалось
на окончательном составе 110 окружных избирательных комиссий, большинство членов
которых являются сторонниками правящего политического режима. Не привела к
заметному результату попытка коалиции оппозиционных структур занять места в
избирательных комиссиях с помощью совместного выдвижения почти трех сотен
кандидатов. Из всей этой группы только 27 представителей «Пятерки плюс» смогли
попасть в число 1.430 членов окружных избиркомов. В трех областях – Минской,
Могилевской и Гродненской – «народные коалиционеры» вообще не попали в состав
комиссий.
Что касается других политических групп республики, не
входящих в коалицию «5 +», то среди них больше всего мест получила
поддерживающая президентскую администрацию Коммунистическая партия Белоруссии –
37. Лояльные белорусской «горке» общественные объединения (по законодательству
«неполитические») провели в избиркомы без малого триста своих представителей. В
окружных избирательных комиссиях будут работать и функционеры аппарата власти, и
представители трудовых коллективов, подавляющая доля которых напрямую зависит от
местной исполнительной власти.
В течение августа завершится и процесс формирования
участковых избирательных комиссий, а 8 августа началась кампания по выдвижению
кандидатов в депутаты Палаты представителей Национального собрания РБ. Процедура
регистрации кандидатов пройдет с 7 по 16 сентября. Избирательным кодексом
республики предусматриваются три варианта выдвижения (самовыдвижения) кандидата
в депутаты: от политической партии, от трудового коллектива или путем сбора
подписей в свою поддержку от граждан (не менее тысячи). В условиях авторитарного
режима наиболее позитивным путем выдвижения кандидатов в нижнюю палату
парламента следовало бы признать последний. Однако жесткие сроки, определенные
для регистрации инициативных групп «подписных кандидатов», и сам порядок их
регистрации окружными избиркомами не выдерживают никакой критики. Так,
например, на подачу заявления о регистрации инициативной группы (более 10
человек) от кандидата, стремящегося заручиться прямой поддержкой белорусских
граждан, было отведено всего пять дней!
Помимо фактов массового использования пресловутого
административного ресурса на первых этапах избирательной кампании, необходимо
остановиться и на более серьезных нарушениях принципов демократических выборов.
Среди них самым скандальным является недавний призыв президента Республики
Белоруссия Александра Лукашенко избрать в нижнюю палату белорусского парламента
не менее 30% (а желательно более) женщин. Отметим, что этот демарш белорусского
лидера носил инструктивный и публичный характер. Более того, президент
Белоруссии от имени государственного аппарата обещал потенциальным
кандидатам-мужчинам (в его редакции «мужикам») за отказ в пользу женщин от
выдвижения равноценную замену тем льготам и преимуществам («кормушке»), которые
имеет депутат Палаты представителей, но в недрах, как надо понимать, властных
структур. Подобное грубое и прямое вмешательство первого лица государства в
начавшуюся избирательную кампанию носит беспрецедентный характер, подрывает
любые надежды на проведение в Белоруссии честных, независимых и демократических
выборов. Что не менее страшно такие шаги подрывают авторитет парламентариев как
избранников народа, выхолащивают суть и социальное значение депутатской
деятельности, служат снижению статуса представителя депутатского корпуса.
Следует заметить, что западноевропейские парламентарии
строят свою деятельность по принципу «свободного мандата», который позволяет
депутатам наиболее действенно использовать этот оптимальный механизм выражения
интересов государства и его граждан. Причем, явно в ряде стран Европейского
союза заметна тенденция к расширительному толкованию понятия «свободный мандат».
Стоит также подчеркнуть, что депутаты нового состава Палаты представителей
белорусского Национального собрания, избранные по «разнарядке» президентской
администрации, скорее всего, будут строить свою работу на основаниях, весьма
далеких от идеалов западноевропейского парламентаризма. Они volens-nolens будут
чувствовать себя обязанными команде президента, которая дала им шанс получить
место в парламенте. В этой ситуации они, прежде всего, будут связаны с верхушкой
бюрократического аппарата власти, ее инструкциями и в значительно меньшей
степени с наказами своих избирателей. Совершенно исключается при этом выражение
интересов политических партий, фракций, отстаивание такими депутатами воли
общественных объединений, следование умонастроениям и желаниям электоральных
групп. Все затмит необходимость активной поддержки президента и правительства,
или, по крайней мере, выражения лояльности к ним, толерантности к их
политике.
Дело, к сожалению, идет к тому, что новый депутатский
корпус изначально будет ориентирован не на отражение запросов и интересов
электората, стремление отстаивать волю белорусских граждан, а на представление в
стенах Национального собрания программных установок, сформулированных властной
«верхушкой». В целом есть реальная опасность избрания, а точнее формирования
«сверху» политически аморфного парламента, депутаты которого не будут тяготеть к
критическому осмыслению стратегии и решений правящих кругов, а, тем более, к
активному отстаиванию собственной позиции.
Такой возможный, как показало начало избирательной
кампании, оборот событий нанесет еще больший ущерб и так значительно
пошатнувшемуся престижу Национального собрания РБ, а по большому счету неизбежно
поставит и вопрос о степени легитимности подобного законодательного органа. С
высокой долей вероятности можно прогнозировать, что новый состав нижней палаты
белорусского парламента будет уступать по уровню политической зрелости депутатам
предшествующего, поскольку в депутатский корпус, скорее всего, придут люди
далекие от политической деятельности, не стремящиеся самостоятельно разбираться
в сложных проблемах государственного строительства и выработать свое видение
стратегии развития республики.
Властная вертикаль республики не отказалась и от идеи не
допустить к выборам ряд опасных с ее точки зрения оппозиционных политических
групп. Впервые в политической истории независимой Белоруссии буквально накануне
выборов была ликвидирована Белорусская партия труда (БПТ), возглавляемая
Александром Бухвостовым. Сама процедура ликвидации этой партии была осуществлена
Верховным судом РБ по формальным основаниям, представленным министерством
юстиции (офис БПТ временно располагался не по указанному в документах
юридическому адресу, отмечены факты несвоевременной постановки на учет
региональных отделений партии и т.п.), которые в решении ВС почему-то были
квалифицированы как «грубые нарушения законодательства». Возможно, в будущем
функционерам Белорусской партии труда и удастся добиться отмены решения
Верховного суда, но в настоящее время ее члены начисто лишились возможности
выдвинуться в число кандидатов на соискание вакантных мест в парламенте, а
электоральные группы белорусских граждан потеряли шанс их поддержать в день
выборов.
В данном случае логика действий властей выглядит
довольно странной, поскольку политический вес БПТ в Белоруссии почти неощутим.
Ее лидер, правда, обладает авторитетом в определенных кругах оппозиционного
спектра, но назвать его значимой фигурой, способной вкупе с однопартийцами
создать, используя парламентские выборы, критическую массу и угрожать
сложившейся государственной структуре и властной вертикали, никак нельзя. Да и
все оппозиционные группы вместе такой опасности для президентской администрации
не представляют, поскольку не имеют массовой поддержки у избирателей, лишены,
практически, возможности представления своей позиции и политических программ в
средствах массовой информации республики. Наоборот, президент, чины его
администрации и члены правительства имеют все возможности в электронном эфире,
на страницах газет безнаказанно, в одностороннем порядке критиковать оппозицию.
И постоянно делают это, беря пример с главы государства. Сам Александр Лукашенко
публично даже термин «оппозиция» старается не употреблять, она в его устах -
«наши инакомыслящие», «определенные предметы», которые используют враги
Белоруссии, «так называемая оппозиция», представители которой клевещут на свою
страну и на белорусский народ, упрашивают «зарубежных дядек» ввести против
республики санкции.
Анализ потенциальных результатов предстоящих выборов (в
том числе со стороны большинства экспертов от оппозиции) свидетельствует о том,
что у оппозиционеров фактически нет шансов получить в Палате
представителей какое-либо число мест. Однако сам по себе этот факт никак не
успокаивает президентских политтехнологов. Им, как представляется, поставлена
задача способствовать избранию полностью лояльного главе государства,
монолитного депутатского корпуса. В данном контексте все же существует некая
возможность проникновения в ряды народных избранников одного-двух депутатов,
вокруг которых в будущем может сложиться антипатичная власти депутатская группа
(подобная, скажем, «Республике»), что будет расцениваться как поражение в
избирательной кампании. Именно этого президентская вертикаль и старается всеми
силами не допустить, не обращая внимания на «щепки». Такие предвыборные
политтехнологи, используемые сегодня в Белоруссии, могут быть признаны
успешными, но только не с точки зрения объективных интересов развития
парламентаризма, демократии и белорусского государства.
Олимпийский сезон или время политических скандаловВладислав Лосев (Минск)
Начало августа ознаменовалось в Белоруссии очередным, на
этот раз уже международным скандалом. Греческие власти по представлению
Европейского союза отказали во въездной визе министру спорта и туризма
Республики Беларусь Юрию Сивакову, являющимся официальным руководителем
белорусской спортивной делегации на Олимпийских играх в Афинах. Поводом для
отказа послужил недавний доклад (апрель 2004 г.) специального докладчика
Парламентской ассамблеи Совета Европы (ПАСЕ) Христоса Пургуридеса (Кипр), где
утверждалось о возможной (?!- авт.) причастности Юрия Сивакова к исчезновению в
1999 и 2000 годах (в те годы Ю.Л. Сиваков был министром внутренних дел РБ)
оппозиционно настроенных общественных деятелей – бывшего министра внутренних дел
Белоруссии Юрия Захаренко, бывшего депутата Верховного Совета РБ 13 созыва
Виктора Гончара, предпринимателя Анатолия Красовского и оператора
российского телеканала ОРТ Дмитрия Завадского.
В своем докладе ПАСЕ кипрский депутат Х. Пургуридес
предложил начать уголовное расследование по выяснению причастности к пропаже
названных оппозиционеров помимо Юрия Сивакова, также генерального прокурора
Белоруссии Виктора Шеймана, нынешнего министра внутренних дел РБ Владимира
Наумова и полковника белорусских внутренних войск Дмитрия Павличенко. От данной
недружественной акции греческих властей и Европейского союза в отношении
Белоруссии оппозиция пришла в буквально «щенячий» восторг, сожалея в то же время
о том, что «Сивакова не арестовали, предварительно впустив в Афины».
У большинства же граждан республики действия Евросоюза
вызвали непонимание, так как, с одной стороны, Юрий Сиваков известен в
республике как компетентный и ответственный руководитель, много делающий для
развития спорта и массовой физкультуры в Белоруссии, а, с другой, все обвинения
в отношении Ю.Л. Сивакова и других высших должностных лиц со стороны оппозиции,
а теперь и ЕС, носят предположительный (возможная причастность) характер и,
говоря попросту, смахивают на банальное «возведение напраслины». Конечно,
следствие по делу пропавших зашло в тупик, но и со стороны оппозиции за все эти
годы не было предъявлено ни одного заслуживающего внимания факта, способного
приблизить разгадку «бесследных исчезновений». В ход идут только досужие басни
об «эскадронах смерти», «штатных расстрельных пистолетах» и другие граничащие с
клеветой фантастические россказни.
История с пропавшими давно стала инструментом
политического шантажа и давления на власть и лично Александра Лукашенко.
Складывается впечатление, что лидеры оппозиции совсем не заинтересованы в
реальном расследовании и их вполне устраивает существующее положение, так как
оно позволяет им не только предъявлять президенту Белоруссии «тяжкие обвинения»,
но и, используя тематику пропавших, извлекать немалую политическую и
материальную выгоду во взаимоотношениях с США, ЕС и некоторыми политическими
силами в Российской Федерации. Как это цинично не прозвучит, но как раз те, кто
больше всех говорит об исчезнувших, по всей видимости, менее всех желал бы
раскрытия данного дела. В любом случае, история с отказом в выдаче визы
белорусскому министру спорта очень похожа на спецмероприятие из арсенала
психологической войны, направленное на дальнейшую дискредитацию А.Г. Лукашенко в
глазах западного сообщества и подрыв его позиций внутри Белоруссии накануне
парламентских выборов и возможного референдума.
Упомянутый доклад Пургуридеса основывается на данных
предоставленных белорусской оппозицией, которые грешат предвзятостью и
политической заданостью. Поэтому говорить о какой-либо ценности сведений по
пропавшим со стороны оппозиции просто несерьезно. Однако, в данном случае,
никакая достоверность никого, похоже, и не интересует, так как воплощается схема
подобная той, которая использовалась не так давно западными стратегами в
отношении Слободана Милошевича и действий югославских сил в Косово.
В целом же вступая в парламентскую избирательную
кампанию (выборы в Палату представителей Национального собрания РБ состоятся 17
октября) оппозиционные партии стремятся различными способами привлечь внимание
белорусского общества и придать себе значимость в глазах избирателей. Как бы там
ни было, но необходимо признать, что оппозиции удалось спровоцировать
антибелорусский международный скандал. Хотя если власти проявят расторопность,
то история с Сиваковым вполне может обернуться упрочением положения внутри
республики не противников президента, а самого Александра Лукашенко.
Оппозиционные стратеги, как представляется, с прицелом
на возможный конституционный референдум (вопрос о снятии количественных
ограничений на участие в президентских выборах) используют тактику
«вспыхивающих» скандалов, призванных держать в постоянном напряжении власть и
повышать популярность противников президента. В русле подобной политической
практики лежат и оппозиционные мероприятия, связанные с закрытием в Минске
Европейского гуманитарного университета (ЕГУ). Данное коммерческое
негосударственное учебное заведение (стоимость учебы до 1200 долларов США в год)
существовало во многом за счет грантов со стороны заинтересованных организаций
Евросоюза и США и призвано было стать «символом либерализма и витриной
образования европейского качества».
Кроме обучения студентов, ЕГУ также был задействован в
многочисленных гуманитарных проектах с западными партнерами, с целью
распространения в Белоруссии «ценностей трансатлантического сообщества наций». В
этих проектах помимо студентов и преподавателей (часть из которых активно
сотрудничали с оппозиционными кругами) принимали участие также и ведущие
оппозиционные аналитики. Сам же университет стал опорной базой
антипрезидентских и антироссийских аналитических структур. Об этой стороне
деятельности ЕГУ красноречиво свидетельствует направленность исследовательских
центров, работавших в рамках данного университета. В частности, это Центр
европейских и трансатлантических исследований, Центр американских исследований,
Институт немецких исследований, Центр скандинавских исследований,
Информационно-ресурсный центр по проблемам европейской интеграции и другие.
Следует добавить, что ЕГУ был открыт в 1992 году во время правления Ст.
Шушкевича и все это время пользовался особым покровительством со стороны
посольства США в Белоруссии.
Конечно, белорусским властям не могла нравиться
подобного рода научная и образовательная деятельность, и они вначале попытались
как-то развязать узел нарастающих противоречий. В частности, ректору ЕГУ А.А.
Михайлову было предложено оставить свой пост и таким образом сохранить
университет, предварительно изменив некоторые направления его работы. Однако
Анатолий Михайлов отказался даже обсуждать подобную перспективу и весной 2004
года выехал в США, где и находится до сих пор. Западные же партнеры ЕГУ, открыто
дали понять, что в случае смены руководства университета намерены прекратить
выделение грантов на образовательные и исследовательские программы. При этом
руководство ЕГУ пошло по пути расширения конфликта, обратившись за поддержкой к
США и Европейскому союзу и организовав на своей базе несколько крупных
мероприятий «оппозиционного интеллектуального сообщества».Таким образом власти
откровенно понуждались на решительные действия и они их совершили, не выходя в
то же время за рамки правового поля.
Здесь необходимы некоторые пояснения. ЕГУ арендовал
помещения у Управления делами президента. В договоре об аренде существовал
пункт, предусматривающий незамедлительное освобождение арендуемых площадей в
случае крайней государственной необходимости. И такая необходимость возникла.
Площади, занимаемые ЕГУ, срочно понадобились вновь образованному министерству
лесного хозяйства Белоруссии. Других же площадей подходящих для организации
учебной и научной работы данного университета в республике просто не нашлось.
Поэтому (вследствие отсутствия площадей) ЕГУ был заодно лишен и лицензии на
образовательную деятельность. Цинично конечно, но зато в соответствии с
законодательством.
Оппозиция пыталась придать протестам студентов и
преподавателей политическую направленность, но потерпела в этом вопросе неудачу.
Как разочарованно заявила заместитель председателя Объединенной гражданской
партии Людмила Грязнова «накал страстей, который единодушно продемонстрировали и
преподаватели, и студенты ЕГУ, уже остыл. Студенты показали, что они не считают,
что закрытие университета носит политический характер». Надо сказать, что власти
позаботились о судьбе студентов, предоставив им возможность продолжить обучение
(на тех же условиях, что и в ЕГУ), в ведущих ВУЗах республики.
Еще одним событием скандального характера была акция
оппозиции (21 июля), приуроченная к десятилетию нахождения Александра Лукашенко
у власти. На это мероприятие, вследствие его малозначимости, можно было бы не
обращать внимания, если бы не одно обстоятельство. Информационную поддержку
акции не только антипрезидентских, но и одновременно антироссийских и
антирусских политических сил, выступающих, в том числе, за разрушение
союзнических отношений с Российской Федерацией и запрет русского языка оказал
российский государственный телеканал «Россия». Речь шла не просто об отражении
имевшего место события, а именно об информационной поддержке акции, так как в
репортаже с места событий корреспондентом РТР Дмитрием Петровым численность
участников манифестации была преднамеренно завышена, по крайней мере, на
порядок. Все это естественно вызвало отрицательную реакцию белорусских властей и
закончилось, к вящему удовольствию оппозиционных СМИ, очередным межмидовским
белорусско-российским скандалом и закрытием корпункта ВГТРК в Минске.
В связи с этим необходимо особо коснуться такой давно
наболевшей и перезревшей проблемы как направленность и качество работы
российских средств массовой информации в Белоруссии. Даже самый беглый анализ
популярных российских изданий, распространяемых, в том числе и в Белоруссии,
определенно свидетельствует об отрицательном (если не враждебном) отношении этих
изданий (так следует из публикаций) к вопросам белорусско-российского
воссоединения, общерусским, а, следовательно, и собственно российским интересам.
И дело не в том, что они критикуют белорусские или союзные власти (это как
раз-то было бы на пользу дела) они настраивают белорусских и российских граждан
против самой идеи создания общей государственности, этнической и культурной
общности белорусов и великороссов.
И такая, по сути антироссийская, позиция российских
изданий не удивительна, так как она является прямым следствием кадрового состава
корреспондентского корпуса российских СМИ в Белоруссии. Как это ни покажется
нелепым, но он в большинстве своем укомплектован журналистами с антироссийскими
взглядами, многие из которых одновременно сотрудничают или ранее сотрудничали с
откровенно антирусскими изданиями, радиостанциями или телепрограммами. Это
относится в первую очередь к таким изданиям как «Комсомольская правда»,
«Московские новости», «Труд», «Коммерсантъ», «Независимая газета», «Новая
газета», «Время новостей» и другие. Что касается российских телеканалов
(«Россия», 1-й телеканал, НТВ, ТВЦ) то их информационная политика в отношении
Белоруссии в целом не отличается ни доброжелательностью, ни объективностью. Идет
какое-то странное и абсурдное подыгрывание антироссийской оппозиции.
К сожалению, Белоруссия рассматривается российскими
электронными масс-медиа не как единокровная и братская Белая Русь, а в качестве
назойливой и прилипчивой «мухи». Все это не только обижает белорусских граждан,
но и дает повод властям сокращать российское информационное присутствие в
республике ( и таким образом разрушать общее информационное пространство) и
навязывать обществу идеи антироссийского изоляционизма.
Отказ во въезде в Грецию руководителю белорусской
олимпийской делегации, несомненно, является актом дискриминации в отношении
Белоруссии и еще раз свидетельствует о несостоятельности провозглашенного не так
давно белорусским руководством курса на стратегическое партнерство с Европейским
союзом. В связи с этим официальному Минску необходимо отказаться от бесплодных
попыток установить политически «равноправные партнерские отношения» с
Евросоюзом, сосредоточить основное внимание на строительстве Союзного
государства и вывести «из-за скобок» принятие Конституционного акта и введение
единой денежной единицы. Никаких препятствий для этого нет, кроме субъективного
нежелания некоторых лиц в высших эшелонах белорусской власти.
С другой стороны, российской стороне необходимо дать
понять белорусской государственной элите, что по мере развития интеграционных
отношений с Россией ее политический вес будет значительно возрастать не только в
Белоруссии и в рамках общего государства, но и на международной арене.
Объединение выгодно не только экономикам и простым гражданам, но и политическим
и экономическим элитам двух русских (восточнославянских) государств. Элиты
должны, наконец, сделать решающие шаги на пути воссоединения.
сайт ОГП, 6 августа 2004 Белорусский транзитВладимир Матикевич
Самым выгодным, но и самым ненадежным назвал заместитель
председателя правления ОАО «Газпром» Александр Рязанов транзитный путь через
территорию Беларуси. Его заявление – полная противоположность тому, что когда
-то говорил о белорусском участке бывший глава «Газпрома» Рем Вяхирев. Что
изменилось: ситуация или люди?
При Вяхиреве белорусов всегда ставили в пример
неблагонадежным украинцам, воровавших в российских экспортных трубах газ для
своих нужд. Теперь же самое «союзное» России государство обвиняют в воровстве
газа, а кроме того – в массовых изъятиях на местных таможнях российских
транзитных грузов. Не только Рязанов говорит, что транзит через Беларусь
ненадежен. Об этом говорят представители российских автоперевозчиков, послы
России, ФРГ и других дипломатических миссий, многочисленные владельцы
конфискованных под различными предлогами грузов. Транзит, о котором всегда
говорилось как о важном источнике поступления средств в белорусский бюджет, стал
одним из главных объектов критики нынешней экономической политики белорусских
властей. Вместо того, чтобы развивать и вкладывать средства в инфраструктуру
двух стратегических транспортных коридоров (II -го – Берлин—Минск – Москва –
Нижний Новгород и IX -го – Ю. Европа – С. Европа), белорусские власти превратили
его в источник получения легких денег и в инструмент политического шантажа
соседних государств.
Что представляют собой транзитные возможности
республики? Белорусский транзит всегда зиждился на трех столпах –
железнодорожном, автомобильном и трубопроводном транспорте. Белорусская железная
дорога обеспечивает 35% от всего объема транспортных услуг республики. Теснейшим
образом она связана с ОАО «Российские железные дороги», с которым де- факто
интегрирована с 12 апреля 2002 года. Именно тогда по одному из пунктов
российско-белорусского соглашения о единой ценовой политике, Беларусь получила
внутрироссийский тариф на экспортно-импортные грузы – т. н. прейскурант 10-01.
Это позволило существенно удешевить стоимость транспортировки белорусских грузов
в Россию и, как следствие, повысило их конкурентоспособность. По оценкам
экспертов, унификация железнодорожных тарифов принесла республике ежегодный
доходов не менее 300 млн долларов. Правда, со своей стороны Минск согласился,
что регулированием тарифной ставки по этому прейскуранту будет российская
сторона.
Доля России в общем объеме транзитных перевозок Бел. ж.
д. составляет свыше 80%. По итогам прошлого года по территории Беларуси было
перевезено почти 25 млн тонн российских грузов. Из этого объема большая часть
пришлась на нефтепродукты -- 12-13 млн тонн. В том числе они предназначаются для
обеспечения нужд Калининградской области РФ. Значение Беларуси для
жизнеобеспечения этого удаленного региона России постоянно растет – удельный вес
транзитных перевозок по железной дороге в этом направлении в последние годы
достиг 35% от всего объема транзита.
На автомобильный транспорт в общем объеме транспортных
услуг Беларуси приходится 25%. Но доходность от транзита автомобильным
транспортом превышает аналогичные показатели на железной дороге. И даже на
трубопроводном транспорте, во всяком случае, если учитывать только газопроводы.
По данным 2003 года, автомобильный транзит принес республике порядка 180-190 млн
долларов.
Это связано с тем, что контроль над значительными
объемами транзитных грузов, следующих по направлению Россия – Запад, с середины
1990- х годов заполучили в свои руки белорусские перевозчики Местные белорусские
компании, а также многочисленные инвесторы, привлеченные льготными налоговыми
режимами, минимальными таможенными пошлинами на ввоз транспортных средств
(потом, после нескольких лет эксплуатации эта техника с выгодой перепродавалась
в Россию, где защитные пошлины на импорт были гораздо выше, чем в Беларуси), они
захватили в свои руки большую часть автомобильного транзита. В лучшие времена,
которые приходятся на 1996-1998 годы из каждых 10 тягачей, следовавших с грузом
в Россию или в обратном направлении, 8 были белорусскими и только 2 принадлежали
резидентам России.
Правда, в конце 2000-х этим счастливым временам пришел
конец. Министерство транспорта России и АСМАП (Ассоциация автомобильных
перевозчиков России) попросили свою законную долю пирога и ввело для белорусов
квоты на разрешения для перевозки российских грузов. Путем непростых
переговоров, в итоге стоившим Беларуси резкого сокращения количества
перевозчиков, российские власти добились-таки, чтобы белорусская сторона
признало и ее право на осуществление этого вида деятельности. На настоящий
момент пропорция по автомобилям, работающим на направлении Россия – Запад,
выглядит следующим образом: 6 – российских на 4 – белорусских. Белорусы и сами
начали сдавать свои позиции. Отмена властями ряда льгот для перевозчиков и, в
особенности, отмена с этого года режима временного ввоза автотехники, заставил
часть инвесторов уйти из Беларуси и перерегистрироваться в России. Наметилось
падение доходов по отрасли. Но их начали с успехом восполнять ... белорусские
таможенники.
Государственный таможенный комитет Беларуси вообще
считается одним из самых главных источников поступления средств в белорусский
бюджет. На таможне этим гордятся. Объемы конфиската, потом поступающего на
реализацию через Управление делами президента Беларуси, в последние годы
постоянно росли: в 2000 году – было конфисковано транзитных грузов на сумму 15
млн долларов, в 2001 – уже на 30 млн долларов, в 2002 году – 60 млн, в 2003 –
почти на 80 млн. Это – только официальные данные.
Однако усердие белорусских таможенников в прошлом году
переполнило чашу терпения владельцев грузов. От них последовали многочисленные
обращения за помощью к своим странам и разразился серьезный скандал. Сразу
несколько глав дипмиссий в Беларуси весьма резко высказались в отношении
действий таможни. АСМАП в свою очередь обратился в Международную ассоциацию
автоперевозчиков с жалобой на белорусскую сторону и попросил рассмотреть
возможность исключения Белорусской ассоциации автомобильных перевозчиков из ее
состава. В ходе разбирательств, устроенных на уровне посольств в Беларуси и в
АСМАП, выяснялось, что зачастую причины, по которым конфисковывались грузы, были
весьма надуманы. Или же характер нарушения не соответствовал следовавшему
наказанию – конфискации. Более того, белорусские органы сами возложили на себя
право определять законность действий нерезидентов, вплоть до того, что выясняли
законность создания и деятельности тех или фирм. Что особенно возмутило посла
России в РБ Александра Блохина, так это, что в первую очередь в имевших быть
место случаях конфисковывались дорогостоящие грузы. В конце прошлого года
скандал затих сам по себе. Но в итоге многие перевозчики приняли решение
отказаться от транспортировки своих грузов через территорию Беларуси, предпочтя
ей хотя и менее выгодные, но зато надежные транзитные направления через соседние
Литву и Украину. По словам Александра Блохина, транзит дорогостоящих грузов
через территорию Беларуси в 2003 году резко сократился. На автомобильном
транспорте наблюдалось сокращение потока на 30%, на железнодорожном – на 43%.
Трубопроводный транспорт -- это одна из главнейших
составляющих белорусского транзита. На территории республики проходят несколько
десятков тысяч километров транзитных газопроводов, нефтепроводов и
нефтепродуктопроводов. Причем, некоторые из них, газопровод «Ямал –З. Европа»
(209 км) и нефтепродуктопроводы ЧПУП «Запад-Траснефтепродукт», являются
российской собственностью.
С начала 2002 года белорусские власти предприняли
попытку монополизировать весь свой транзитный потенциал: газопровод «Ямал—З.
Европа» они предложили включить в состав СП с «Белтрансгазом», а с
«Запад-Траснефтепродуктом» поступили и вообще по-пролетарски зло, заявив о
нелегитимности перехода в 1992 году сети нефтепродуктопроводов в собственность
России. Если по «Ямал – З. Европа» российская сторона однозначно отказалась
пересматривать вопрос собственности, то по нефтепродуктопроводам только в начале
этого года взялась разрешение этого спорного вопроса. На данный момент россияне
готовы пойти на увеличение тарифной ставки на транзит в обмен на признание
Минском их собственности на имущество. Правда, в проектах соглашений так ничего
и не сказано, как быть с иском, предъявленным в прошлому году
«Запад-Траснефтепродукту» за якобы полуторагодовую работу без регистрации. А иск
немалый – почти 13 млн долларов.
Что касается транзита по магистральным газопроводам, то
здесь также проблема: де-факто он осуществляется, но не имеет пока юридической
силы. Минск поставил этот вопрос во главу угла переговоров о заключении
контракта с «Газпромом» на поставку газа для внутренних нужд республики. И
стороны пока не могут договориться, сколько будет платить Минск за газ для
внутреннего потребления, и сколько он будет получать от России за транзит газа.
В принципе экспорт «Газпромом» через территорию Беларуси составляет всего 17-18%
от всего объема. Но именно на этом направлении расположен самый короткий путь
российского газа в Польшу, Литву и Калининградскую область. По этой причине
«Газпром» в последние годы увеличил прокачку своего газа по белорусским
газопроводам. Если в 2002 году транзит газа по территории Беларуси составил 27,
5 млрд куб. м., то в прошлом -- 31, 7 млрд. Услуги по экспорту российского газа
в прошлом году были оценены «Газпромом» в 93 млн долларов.
Не меньше, чем газопроводы, важна для России нефтяная
труба, проходящая через белорусскую территорию. По нефтепроводам в прошлом году
в направлении Польши, Украины, Литвы и Латвии было прокачано 82, 8 млн тонн
нефти, что также способствовало получению Россией профицитного бюджета. Для
Беларуси транзит нефти также достаточно весомый источник дохода для республики,
особенно в связи с постоянным ростом объемов транзита и предстоящей реализации
ряда перспективных проектов. Один из них – это прокачка в рамках международного
проекта «Дружба» – «Адрия» дополнительных объемов нефти в Хорватию.
Предполагается, что в скором времени по этому
направлению российские нефтяные компании смогут поставлять на экспорт до 15 млн.
тонн нефти год. Причем, отмечают специалисты, именно на нефтепроводах с точки
зрения получения дополнительных доходов для белорусского бюджетам имеется
существенный запас. Тарифы на прокачку нефти по территории Беларуси ниже, чем на
транспортировку этого сырья в соседней Украине, не говоря о прибалтийских
странах. Так, по направлению на Польшу транзитная ставка по территории Беларуси
составляет 0, 53 доллара за 1 тонну на 100 километров, на Украине она – 0, 73
доллара.
Однако, подчеркивают эксперты, транзит без сырья – это
не транзит. В своей экономической политике в этой области руководство транзитной
страны должны руководствоваться взаимными интересами. Любая попытка использовать
свое выгодное географическое положение для получения односторонней выгоды за
счет партнера или же, что еще хуже, в политических интригах, чревато. Беларусь
расположена пусть и ближе всех к европейскому рынку, но не одна такая.
Белорусские новости, 8 августа 2004 Белорусы и переменыКирилл Позняк
Независимый институт социально-экономических и
политических исследований обнародовал новые данные своего социологического
опроса, проведенного в начале лета.
Например, респондентам был задан вопрос: "Какими словами
вы можете описать свое отношение к происходящему в стране?" "Довольны" —
ответили 19,9%, "нет" — 65,9%, "обеспокоены" — 64,1%, "нет" — 26,5%. Считают,
что социально-экономическая ситуация в Беларуси в ближайшие годы улучшится,
21,8% населения и столько же — что, наоборот, ухудшится. "Не изменится" — так
ответили 46,2%.
А вот статистика, касающаяся политических предпочтений и
ожиданий наших граждан. На вопрос "Если бы вы знали человека, который мог бы
успешно конкурировать с А.Лукашенко на следующих президентских выборах, то
проголосовали бы за него или за А.Лукашенко?" 56,4% белорусов ответили, что
проголосовали бы за такого альтернативного кандидата. И только 21,5% — за
действующего президента.
Эксперты НИСЭПИ говорят, что многие опрошенные выражали
готовность к открытому протесту: готовы участвовать в санкционированных
демонстрациях 21,4%, в бойкотах — 17,2%, в забастовках — 14,4%. То есть, по
идее, в уличных акциях оппозиции должны бы участвовать как минимум десятки тысяч
человек. Однако количество демонстрантов обычно измеряется несколькими тысячами.
И то это по подсчетам самих оппозиционеров. Например, на акции 21 июля,
посвященной десятилетию президентства Лукашенко, правоохранительные органы
насчитали всего 150-170 человек.
Только 13,7% белорусов — за систему контрактов, однако
подписывают их практически все. Не доверяет правительству 51% наших
соотечественников. Свыше 40% респондентов (а среди молодежи — две трети)
хотели бы переехать в другую страну на постоянное место жительства, но, по
данным МВД, реальная эмиграция невелика.
На основе их эксперты НИСЭПИ делают вывод, что белорусы
хотят перемен, однако не стремятся к ним. Получается, как в известной поговорке:
хотеть — не вредно, вредно — не хотеть.
Причин этому можно назвать несколько, и какие из них
самые главные — трудно сказать. Даже молодое поколение не столько изменяет
жизнь, сколько адаптируется к ней, превращаясь в "пожилых" юношей и девушек,
говорят в НИСЭПИ. То есть речь идет о пресловутой инертности и толерантности
белорусов.
Наконец, не происходит ничего такого, чтобы бы могло
взорвать белорусское общество. Например, нет никакого социально-экономического
кризиса, который прогнозируется чуть ли не со дня первой инаугурации Александра
Лукашенко в 1994 году. И ожидать его не приходится, как считают эксперты НИСЭПИ,
"по крайней мере, до тех пор, пока поддерживающая нас экономика союзной России
идет на подъем (прежде всего, из-за роста мировых цен на энергоресурсы). В июне
средний размер доходов на одного члена семьи (включая зарплаты, пенсии, пособия
и прочие приработки), по оценкам самих опрошенных, составил 157 тысяч рублей.
Это значит, что месячный бюджет типичной белорусской семьи с двумя детьми
школьного или дошкольного возраста и работающими супругами составляет 300
долларов США. Каждый четвертый взрослый белорус имеет в личном пользовании
автомобиль. Это меньше, чем у одних соседей (Польша, страны Балтии), но больше,
чем у других (Украина, Россия). Зато эти доходы относительно стабильны".
"Для большинства стабильность оказывается важнее
динамики (не в этом ли и заключается наша национальная идея?). Этим скрытым
"иммобилизмом", вероятно, и объясняется отсутствие массовой поддержки борьбы за
перемены", — рассуждают в НИСЭПИ.
Наконец, что значит стремление к переменам? Да —
оппозиции, нет — властям? Слишком упрощенная схема. "Кого из кандидатов на
парламентских выборах вы бы поддержали?" Отвечая на этот вопрос, 78,4% нашего
населения сказали, что отдали бы свои голоса за "кандидата, выступающего за
перемены в Беларуси". Но ведь это отнюдь не означает, что имеются в виду именно
кандидаты-оппозиционеры. Почему перемены в стране наши граждане обязательно
должны связывать с оппозицией?
Заметим: Лукашенко в последнее время не меньше, чем о
стабильности как о заслуге властей, говорит и о переменах. В своем послании
парламенту в этом году он даже назвал Беларусь страной глубочайших перемен.
Хотя, конечно, власти предлагают народу их куда менее радикальными и глубокими,
чем оппозиция. Осовремениваются города, расширяется мобильная связь, понемногу
частный капитал приходит в сельское хозяйство, дана установка на диверсификацию
источников энергоресурсов и так далее.
То есть руководство страны прекрасно чувствует, что
народу перемены нужны. Однако в отличие от оппозиции оно предлагает их не сразу,
а частями. Или даже не предлагает, а они происходят сами, потому что не могут не
происходить. Потому что жизнь не стоит на месте, потому что на дворе — 21-й век.
И вместе с национальными качествами белорусов, о которых было сказано выше, все
это работает на Лукашенко, помогая ему удерживать власть.
Латинско-иезуитская организация Великого княжества Литовского и Речи ПосполитойЛев Криштапович (Минск)
Западная Русь.
Литва. Польша
Русские земли в составе Литвы и Польши, с латинской
точки зрения, занимали положение завоеванных провинций. Отсюда своеобразный
статус русской народности в государственной структуре Великого княжества
Литовского и Польши. Западнорусский народ (нынешние белорусы и украинцы)
рассматривался литовским и польским правительствами в качестве народа
покоренного, а следовательно, неравноправного с литовской и польской
народностью. Неслыханное татарское нашествие как бы завуалировало ту реальную
опасность, которая угрожала Западной Руси со стороны Литвы и Польши.
Даниилу Романовичу Галицкому и его преемникам удалось бы
справиться с последствиями татарского владычества и восстановить Русскую
государственность в Западной Руси, как это удалось сделать Мономаховичам в
восточной части Руси, если бы на русские земли не набросились поляки и литовцы,
которые несли не только политическое (государственное), но и духовное
(национально-религиозное) порабощение. «Русским на западной стороне, —
справедливо указывал Михаил Коялович, — предстоит отчасти та же работа, что и на
восточной. Против всех этих врагов западнорусским нужно было защищать не только
государственное свое тело, но и славянскую свою душу. Задача была сложнее,
труднее. Оттого и решена она была здесь более неудачно: и государственность не
могла прочно устроиться, и душа славянская сильно пострадала. Оттого-то здесь
русскими остались только крестьяне...»
Поэтому проблема межэтнических (межнациональных)
отношений в Великом княжестве Литовском и Русском была проблемой незатухающих
противоречий между русским народом и собственно литовским этническим элементом.
Первоначально трения между русскими и литовцами были незначительны. Они, в
основном, ограничивались вспышками насилия литовских язычников против
православных русских. Так, во времена Ольгерда в Вильно литовские жрецы предали
мученической смерти Антония, Иоанна и Евстафия — православных миссионеров. Но с
течением времени эти трения усиливаются и перерастают в постоянные столкновения
между русскими и литовцами.
Особенно отчетливо это противостояние обозначилось во
времена Ягайло, когда великий князь литовский и русский стал польским королем и
по условиям Кревской унии обязан был обратить в католичество литовский народ.
Кроме того, по Кревской унии Ягайло обязуется «на вечные времена присоединить к
Польше свои литовские и русские земли». С этого времени Литва основывается по
латинскому принципу, имевшему кардинальное отличие от организации материальной и
духовной жизни Русской земли.
В этот период в государствах, основанных на латинском
вероисповедании, начинали преобладать меркантильные интересы элементарной наживы
денег. Знаменитые крестовые походы в конце XI—начале XII века, проходившие под
религиозным лозунгом «освобождения Гроба Господня» от мусульман, на самом деле
представляли собой первые колонизаторские движения западноевропейской феодальной
знати и зарождающейся буржуазии за первоначальным капиталом.
Образцовыми орудиями добывания богатств явились
духовно-рыцарские ордена. «Таким образом, в латинстве являлись, как совершенно
естественное и неизбежное развитие основной теории, употребление оружия при
распространении веры, крестовые походы для защиты интересов папы. Отсюда, далее,
выработалась мысль, что могут быть в латинстве постоянные материальные силы,
постоянное насилие, чем и были духовно-рыцарские ордена и инквизиция» (Михаил
Коялович).
После того как крестоносцы послужили римскому престолу и
западным торговцам на мусульманском Востоке, они возвратились в Западную Европу,
а затем некоторые из них решили продолжить свою деятельность на берегах
Балтийского моря. Так, к востоку от Вислы, на землях балтского племени пруссов
благодаря недальновидной политике мазовецкого князя Конрада поселился Тевтонский
орден, который приступил к приобщению язычников к латинской вере.
Крестоносцы мечом и огнем принялись обращать пруссов в
латинство и в течение полувековой борьбы сумели истребить непокорных туземцев и
основать немецкое рыцарское государство на берегах Балтики. В начале XIII века у
устья Западной Двины нашел свое пристанище еще один орден — меченосцев, который
был послан поратоборствовать в пользу римского костела и немецких бюргеров на
землях латышей, эстонцев и литовцев. Религиозный латинский принцип был полностью
подчинен интересам немецких торговцев. Не случайно в оба ордена — Тевтонский и
Меченосцев — вступали в основном немцы из Ганзейского союза.
Появление на берегах Вислы и Западной Двины ударных
отрядов немецких и других западноевропейских феодалов представляло большую
опасность для Польши, Литвы и Западной Руси. Польша в это время потеряла
Поморье, Михайловскую и Хелминскую земли. Литва вынуждена была уступить немцам
Жемайтию. Ливонские немцы совершали периодические набеги на псковские и
новгородские земли.
Римский Папа призывал рыцарские ордена и
западноевропейских монархов отправляться в крестовый поход на Русь.
Примечательно, что именно в это время на Западе возник проект раздела Польши
между Тевтонским орденом, германским императором и бранденбургским маркграфом.
Общая опасность заставила Польшу, Литву и Западную Русь объединить свои силы. В
Грюнвальдской битве (1410) соединенные силы поляков, литовцев, русских, чехов
остановили натиск немецких феодалов и торговцев на Восток. Причем главную роль в
этой битве, — по признанию Яна Длугоша, — сыграли полки из Смоленской земли. «В
этом сражении, — отмечает польский историк, — русские рыцари Смоленской земли
упорно сражались, стоя под собственными тремя знаменами, одни только не
обратились в бегство и тем заслужили великую славу».
После Грюнвальдской битвы, когда роль немецких
крестоносцев в качестве ударной военной силы западноевропейского капитала против
Польши, Литвы и Западной Руси была поколеблена, римская курия переключила свое
внимание на Польшу и Литву, которые должны были продолжить политику «натиска на
Восток» вместо потерпевших поражение немцев. Польское государство было
образовано на несовместимых принципах — славянстве и латинстве. Эта ахиллесова
пята польской государственности приводила к тому, что Польша изначально теряла
свои западные земли и искусственно подталкивалась латинской иерархией, которая
была пропитана меркантильным немецким духом, на Восток, на Русь.
Уже в 1147 г. Папа Римский Евгений III благословил
первый крестовый поход германцев против славян. Потеряв в XII веке Силезию,
славянские земли между Эльбой и Одером, на которых возникло немецкое княжество
Бранденбург, недалекие польские правители стремятся компенсировать
территориальные потери захватами русских земель, не понимая, что они толкают
Польшу к самоуничтожению. Их народ был превращен в рабочий скот, а шляхта
усваивала немецкие обычаи, денационализировалась. Отсюда резкое разделение между
верхами и низами польского общества, разделение, которого Западная и Восточная
Русь никогда не знала. Польское законодательство представляло собой не законы
общего государства, а законы иноземных частных корпораций. Католическая церковь
руководствовалась Римским каноническим правом, шляхта — своими корпоративными
привилегиями, города управлялись на основе немецкого — Магдебургского права, а
народ жил по своим славянским обычаям и традициям. Уже во времена короля
Казимира IV в 1447 г. было положено начало законодательному оформлению
крепостного права. В отличие от Польши, в России вплоть до Соборного Уложения
1649 г. судебные учреждения были общими как для крестьян, так и для лиц других
сословий.
Правящие классы Польши и Литвы, руководствовавшиеся не
национальными, а узкоэгоистическими интересами, вступили на путь латинизации
русских земель. Польский король Ягайло издал постановление о запрещении
католикам вступать в браки с православными обоего пола, «пока наперед русин или
русинка не признают покорности римской церкви». В случае нарушения этого
постановления повелевалось принуждать к принятию католической веры телесными
наказаниями того из супругов, который исповедовал Православие. Городельский сейм
1413 г., на котором был составлен акт о соединении Литвы и Польши в одно
государство, резко разделяет жителей Великого княжества Литовского по
вероисповедному признаку. Он положил начало образованию литовско-католической
аристократии как господствующего сословия в государстве. Все высшие должности —
воеводы и каштеляны — могли занимать только литовцы-католики. Последние
составляли при великом князе литовском так называемую господарскую Раду.
Литовская народность заняла привилегированное положение
в Великом княжестве Литовском. Такая политика не могла не вызвать чувства обиды
среди русского народа. Антагонизм русских земель с собственно Литвой,
наметившийся во времена Ягайло, выступил наружу.В 1436 г. в Великом княжестве
Литовском и Русском была введена инквизиция. Православные, т. е. русский народ
(белорусы и украинцы), впервые подверглись гонениям. Им даже запрещалось строить
церкви. И все это происходило в государстве, где литовско-латинский элемент
составлял ничтожную часть, как в территориальном, так и в демографическом плане.
Борьба между русскими землями и латинизированной Литвой
особенно проявилась в период кровавых распрей между Свидригайлом и Сигизмундом.
В целях примирения Руси с Литвой и привлечения на свою сторону русской шляхты
польский король и великий князь литовский Казимир IV 2 мая 1447 г. издали новый
привилей. В нем говорилось о распространении шляхетских прав и вольностей на всю
православную русскую шляхту Литовско-Русского княжества. Однако латинский
принцип занятия государственных должностей только католиками оставался в силе.
Напряженные отношения между русскими православными князьями и литовскими
католическими магнатами сохранялись на протяжении всего XV века и нередко
принимали открытые формы выступлений Руси против Литвы.
В 1471 г. умер киевский князь Семен Олелькович.
Правительство решило превратить Киевское княжество в литовскую провинцию,
назначив в Киев наместника — литовского магната Гаштольда. В ответ на эту явно
антирусскую акцию литовского правительства русские князья составили заговор
против Казимира IV. Заговор был раскрыт, заговорщики казнены. Примечательно, что
заговорщики действовали в расчете на помощь Москвы.
Объективно литовское правительство (господарская Рада) в
отношении русских земель (Белой Руси и Украины) проводило политику
оккупационного режима. Классическим примером угнетенного положения
западнорусского народа в государственной системе Великого княжества Литовского
является эпизод из жизни западнорусского князя Константина Ивановича
Острожского, победителя московских войск под Оршей в 1514 г. Польский король
Сигизмунд I назначил К. Острожского великим литовским гетманом. Это звание
давало право русскому князю на место в составе господарской Рады. Но
литовцы-католики категорически были против принятия в Раду К. Острожского на том
основании, что он схизматик, т. е. православный. С большим трудом в виде
исключения Сигизмунд I уговорил Раду допустить в ее состав знаменитого
военачальника. Этот факт также красноречиво опровергает измышления
национал-русофобов о существовании белорусского правительства и белорусского
государства в период Великого княжества Литовского.
Люблинская уния
В 1563 г. перед заключением Люблинской унии
конфессиональная статья Городельского сейма была отменена, и русская
православная шляхта получила право занимать государственные должности. Но это
была лебединая песня. К этому времени основная часть русской шляхты уже
ополячилась и окатоличилась. Мелетий Смотрицкий в своем известном «Фриносе, или
Плаче восточной церкви» (1610) констатировал смерть знаменитых русских родов,
погибших в полонизме и латинстве.
«Где теперь, — вопрошает Мелетий Смотрицкий, — дом
князей Острожских, который превосходил всех ярким блеском своей древней
православной веры? Где и другие славные роды русских князей — князья Слуцкие,
Заславские, Вишневецкие, Чарторыйские, Соломерецкие, Соколинские, Лукомские и
другие без числа?»
Высшее русское сословие пало, денационализировалось.
Последние столпы русской веры, как, например, князь Константин Константинович
Острожский, сходили с исторической сцены. На смену им шло молодое панство, для
которого проблемы веры и русской старины отступали назад перед чисто
меркантильно-карьеристскими устремлениями. Хроника жизни Льва Сапеги,
перебегавшего из православия в протестантизм, из протестантизма в католичество,
наглядно показывает полнейшую безыдейность и беспринципность высшего класса.
Западнорусское бщество пожинало горькие плоды латинско-иезуитской политики.
Метаморфозы русской шляхты, их переход на сторону
угнетателей русского народа не были случайны. В тех условиях защищать русскую
веру, свою национальную самобытность означало защищать интересы крестьянства не
только от национального угнетения, но и социального. Русское высшее сословие
поступило в полном соответствии со своими классовыми интересами. Чтобы сохранить
свои доходы и имения, оно пошло на предательство национальных русских интересов
и стало ревностным сторонником латинско-иезуитской организации государства и
общества. Не случайно из среды русской шляхты выходили наиболее злобные враги
русского народа. Чего стоит ренегат Иеремия Вишневецкий, который своим диким
насилием против восставших крестьян удивлял даже поляков и литовцев.
После образования Речи Посполитой (1569) часть русских
земель Великого княжества Литовского (Киевщина, Волынь, Подолия, Подляшье) были
присоединены к Польше, и на территорию современной Белоруссии и Украины хлынула
польская шляхта. Наряду с ней в Западной Руси появились иезуиты, нанесшие нашему
народу огромный духовно-нравственный ущерб. Польские паны и католическая церковь
всячески травили западнорусов, отличавшихся от них языком, национальным
самосознанием и религиозной верой. «Денационализация белорусского крестьянина,
отрыв его от родной веры и обращение его в католицизм составляли сущность той
политической программы, которую намеревались проводить в жизнь богатые
землевладельцы и тесно связанная с ними католическая церковь» (Владимир Пичета,
доктор исторических наук).
Положение нашего народа резко ухудшилось после
Люблинской унии. Разумеется, и до нее национальные устои русского народа
(белорусов и украинцев) подвергались сильному давлению со стороны польского
магнатства и латинской идеологии. Однако чужеродный латинский принцип,
вторгавшийся в русскую жизнь, в сущности, мало затрагивал глубинные народные
пласты. Литовский статут 1566 года, принятый накануне Люблинской унии, не давал
права иностранцам, в том числе полякам, на владение землей. Такое право давалось
только «Литве и Руси, родичам старожитным и уроженцам Великого княжества
Литовского и иных земель, тому великому княжеству принадлежащих».
До 1569 г. поляки не имели права занимать в Литве и Руси
государственных должностей, не могли даже, как частные лица, владеть в Литовском
княжестве землей. «Польша называлась чужой страной, поляки — иностранцами. Ехать
в Польшу называлось ехать за границу» (М. Коялович). Принципиально иная
социально-политическая и национально-религиозная ситуация сложилась после
Люблинской унии. Официальное введение римско-католического права в
государственную и гражданско-правовую сферу русского общества существенно
изменяло положение всей массы русского народа. Латинско-иезуитский принцип
вторгся во внутреннюю жизнь и уже затронул не узкую верхнюю прослойку русского
общества, а весь народ.
Усиленная полонизация и окатоличивание приобрели
невиданный размах. Никакие права крестьянства, никакие обычаи, отмечает М.
Коялович, не могли иметь значения. «Хлоп» — безусловный раб пана. Тяжесть эта
особенно увеличивалась оттого, что господами становились иноплеменники или свои,
отрекавшиеся от всего родного. Паны были поляки, «хлоп» — русский. Все русское
делалось низким, позорным. Латинство становилось в Западной Руси панской верой,
православие — «хлопской». Такого еще не бывало в истории нашего народа. Все это
мало чем отличалось от политики немецких рыцарей по христианизации языческих
народов, т. е. по завоеванию жизненного пространства для западноевропейских
агрессоров. Русский народ не мог поступить так, как поступила русская шляхта,
отрекшаяся от своего языка, культуры, веры и родины, потому что он не только
ничего не выигрывал от такого отречения, но и еще больше подпадал под
национальное и социальное угнетение польско-литовского магнатства. Поэтому нет
ничего удивительного в том, что белорусы и украинцы поднялись на борьбу за свою
русскую веру и культуру.
Национально-освободительная война белорусского и
украинского народов во главе с Богданом Хмельницким — это закономерный итог всей
предшествующей латинско-иезуитской политики польско-литовского правительства. В
этом отношении полностью антибелорусским духом пропитаны писания
«белорусизаторов» о борьбе белорусского народа с польской шляхтой и католической
церковью. Дойти до того, чтобы великое национально-освободительное движение
нашего народа в середине XVII века представлять в виде национальной катастрофы,
могут лишь историки, стоящие на позиции полониста, а не белоруса.
Сами поляки понимали, что речь идет не о домашней ссоре,
а о непримиримой борьбе двух миров — Русско-православного и Западно-латинского.
В 1651 г. в Польше было объявлено о поголовном вооружении шляхты. Посол Римского
Папы Иннокентия X привез полякам благословение Папы и отпущение грехов, королю —
мантию и освященный меч и провозгласил Яна Казимира защитником римской веры. В
свою очередь Коринфский митрополит Иосаф вручил Богдану Хмельницкому меч,
освященный на Гробе Господнем, окропил казацкое войско святой водой и сам
участвовал в битвах с поляками. Война на Руси-Украине приняла поистине
всенародный размах и величественностью народного самопожертвования ужасала
польские войска. «Очень трудно, — писали из польского лагеря, — достать шпиона
между этой русью: все изменники! А ежели добудут языка, то, хоть жги, правды не
скажет».
Символично: как во время польской интервенции в
Московское государство Великая Россия дала своего национального героя — Ивана
Сусанина, так и в период всеобщей войны украинского народа против тех же
польских захватчиков Малая Россия выдвинула своего великого заступника русской
земли — Микиту Галагана.
В защите общей Русской цивилизации от чужеземного врага
не отставал от Руси украинской и народ белорусский. Простая хроника войны на
Белой Руси в 1654—1655 гг. показывает, что московские войска при несомненной
поддержке белорусского народа практически без всяких сражений с литовским
войском занимали белорусские города. Польско-литовские воеводы жаловались
польскому королю, что белорусские мужики очень им враждебны, везде на царское
имя сдаются и делают больше вреда, чем сама Москва. «Если это зло, — говорили
они, — будет и дальше распространяться, то следует опасаться чего-нибудь вроде
казацкой войны на Украине».
Литовский гетман Павел Сапега от имени всей Рады умолял
царского посла Ртищева уговорить Алексея Михайловича, как он сам говорил,
самодержца «всея Великия и Малыя и Белыя России» на мирное постановление. Только
недальновидная и неопытная московская дипломатия, поддавшаяся уговорам венских
хитрецов, которые вовлекли Алексея Михайловича в бессмысленную войну со Швецией,
не позволила решить проблему воссоединения белорусского, великорусского и
украинского народов еще в середине XVII века.
Чтобы рельефнее оттенить антибелорусский характер
рассуждений нынешних «белорусизаторов» о русско-польской войне 1654—1667 гг.,
сошлемся на польского историка Яна Длугоша. Оценивая значение Грюнвальдской
битвы в исторической судьбе Польши, он писал: «Все были охвачены общей
безграничной радостью, потому что, одержав над грозным и сильным врагом великую
и на много веков достопамятную победу, возвратили родину в руки всевышнего Бога,
спасли ее от жестокого и беззаконного вторжения и захвата крестоносцами, и самих
себя — от неминуемо угрожавшей им гибели или пленения». Сравните эпический стиль
Яна Длугоша и раболепное резонирование «белорусизаторов» о борьбе белорусского
народа против польско-литовских феодалов в XVII веке или о героическом
сопротивлении белорусов в годы Великой Отечественной войны немецко-фашистским
агрессорам, и вы поймете всю разницу между национальной и антинациональной
историографией.
Белорусы, за исключением ничтожного числа ренегатов в
XVII веке и коллаборационистов в 1941—1944 гг., рассматривали свою борьбу против
чужеземных поработителей как борьбу за Русь и свободу. Когда Богдан Хмельницкий
после Пилявицкой битвы вступил в Киев, то наставники Киевской Академии
произносили в честь прославленного полководца панегирики, называли Хмельницкого
Моисеем русской веры, защитником свободы русского народа, новым Маккавеем.
Белорусский народ сыграл важную роль в победе Богдана Хмельницкого над польскими
интервентами, не дав возможности литовскому войску Януша Радзивилла прийти на
помощь полякам.
|