Внимание! Вы находитесь на старой версии сайта "Материк". Перейти на новый сайт >>> www.materik.ru

 

 

Все темы Страны Новости Мнения Аналитика Телецикл Соотечественники
О проекте Поиск Голосования Вакансии Контакты
Rambler's Top100 Материк/Аналитика
Поиск по бюллетеням
Бюллетень №104(15.08.2004)
<< Список номеров
НА ПЕРВОЙ ПОЛОСЕ
 В ЗЕРКАЛЕ СМИ
ВЕСТИ ИЗ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ
 ПРОБЛЕМЫ ДИАСПОРЫ
БЕЛОРУССИЯ
УКРАИНА
МОЛДАВИЯ И ПРИДНЕСТРОВЬЕ
ЗАКАВКАЗЬЕ
СРЕДНЯЯ АЗИЯ И КАЗАХСТАН
ПРАВОВАЯ ИНФОРМАЦИЯ
ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ
Страны СНГ. Русские и русскоязычные в новом зарубежье.


Олимпийский сезон или время политических скандалов

Владислав Лосев (Минск)

Начало августа ознаменовалось в Белоруссии очередным, на этот раз уже международным скандалом. Греческие власти по представлению Европейского союза отказали во въездной визе министру спорта и туризма Республики Беларусь Юрию Сивакову, являющимся официальным руководителем белорусской спортивной делегации на Олимпийских играх в Афинах. Поводом для отказа послужил недавний доклад (апрель 2004 г.) специального докладчика Парламентской ассамблеи Совета Европы (ПАСЕ) Христоса Пургуридеса (Кипр), где утверждалось о возможной (?!- авт.) причастности Юрия Сивакова к исчезновению в 1999 и 2000 годах (в те годы Ю.Л. Сиваков был министром внутренних дел РБ) оппозиционно настроенных общественных деятелей – бывшего министра внутренних дел Белоруссии Юрия Захаренко, бывшего депутата Верховного Совета РБ 13 созыва Виктора Гончара, предпринимателя Анатолия Красовского  и оператора российского телеканала ОРТ Дмитрия Завадского.

В своем докладе ПАСЕ кипрский депутат Х. Пургуридес предложил начать уголовное расследование по выяснению причастности к пропаже названных оппозиционеров помимо Юрия Сивакова, также генерального прокурора Белоруссии Виктора Шеймана, нынешнего министра внутренних дел РБ Владимира Наумова и полковника белорусских внутренних войск Дмитрия Павличенко. От данной недружественной акции греческих властей и Европейского союза в отношении Белоруссии оппозиция пришла в буквально «щенячий» восторг, сожалея в то же время  о том, что «Сивакова не арестовали, предварительно впустив в Афины».

У большинства же граждан республики действия Евросоюза вызвали непонимание, так как, с одной стороны, Юрий Сиваков известен в республике как компетентный и ответственный руководитель, много делающий для развития спорта и массовой физкультуры в Белоруссии, а, с другой, все обвинения в отношении Ю.Л. Сивакова и других высших должностных лиц со стороны оппозиции, а теперь и ЕС, носят предположительный (возможная причастность) характер и, говоря попросту, смахивают на банальное «возведение напраслины». Конечно, следствие по делу пропавших зашло в тупик, но и со стороны оппозиции за все эти годы не было предъявлено ни одного заслуживающего внимания факта, способного приблизить разгадку «бесследных исчезновений». В ход идут только досужие басни об «эскадронах смерти», «штатных расстрельных пистолетах» и другие граничащие с клеветой фантастические россказни.

История с пропавшими давно стала инструментом политического шантажа и давления на власть и лично Александра Лукашенко. Складывается впечатление, что лидеры оппозиции совсем не заинтересованы в реальном расследовании и их вполне устраивает существующее положение, так как оно позволяет им не только предъявлять президенту Белоруссии «тяжкие обвинения», но и, используя тематику пропавших, извлекать немалую политическую и материальную выгоду во взаимоотношениях с США, ЕС и некоторыми политическими силами в Российской Федерации. Как это цинично не прозвучит, но как раз те, кто больше всех говорит об исчезнувших, по всей видимости, менее всех желал бы раскрытия данного дела. В любом случае, история с отказом в выдаче визы белорусскому министру спорта очень похожа на спецмероприятие из арсенала психологической войны, направленное на дальнейшую дискредитацию А.Г. Лукашенко в глазах западного сообщества и подрыв его позиций внутри Белоруссии накануне парламентских выборов и возможного референдума.

Упомянутый доклад Пургуридеса основывается на данных предоставленных белорусской оппозицией, которые грешат предвзятостью и политической заданостью. Поэтому говорить о какой-либо ценности сведений по пропавшим со стороны оппозиции просто несерьезно. Однако, в данном случае, никакая достоверность никого, похоже, и не интересует, так как воплощается схема подобная той, которая использовалась не так давно западными стратегами в отношении Слободана Милошевича и действий югославских сил в Косово.

В целом же вступая в парламентскую избирательную кампанию (выборы в Палату представителей Национального собрания РБ состоятся 17 октября) оппозиционные партии стремятся различными способами привлечь внимание белорусского общества и придать себе значимость в глазах избирателей. Как бы там ни было, но необходимо признать, что оппозиции удалось спровоцировать антибелорусский международный скандал. Хотя если власти проявят расторопность, то история с Сиваковым вполне может обернуться упрочением положения внутри республики не противников президента, а самого Александра Лукашенко.

Оппозиционные стратеги, как представляется, с прицелом на возможный конституционный референдум (вопрос о снятии количественных ограничений на участие в президентских выборах) используют тактику «вспыхивающих» скандалов, призванных держать в постоянном напряжении власть и повышать популярность противников президента. В русле подобной политической практики лежат и оппозиционные мероприятия, связанные с закрытием в Минске Европейского гуманитарного университета (ЕГУ). Данное коммерческое негосударственное учебное заведение (стоимость учебы до 1200 долларов США в год) существовало во многом за счет грантов со стороны заинтересованных организаций Евросоюза и США и призвано было стать «символом либерализма и витриной образования европейского качества».

Кроме обучения студентов, ЕГУ также был задействован в многочисленных гуманитарных проектах с западными партнерами, с целью распространения в Белоруссии «ценностей трансатлантического сообщества наций». В этих проектах помимо студентов и преподавателей (часть из которых активно сотрудничали с оппозиционными кругами) принимали участие также и ведущие оппозиционные аналитики. Сам же университет стал  опорной базой антипрезидентских и антироссийских аналитических структур. Об этой стороне деятельности ЕГУ красноречиво свидетельствует направленность исследовательских центров, работавших в рамках данного университета. В частности, это Центр европейских и трансатлантических исследований, Центр американских исследований, Институт немецких исследований, Центр скандинавских исследований, Информационно-ресурсный центр по проблемам европейской интеграции и другие. Следует добавить, что ЕГУ был открыт в 1992 году во время правления  Ст. Шушкевича и все это время пользовался особым покровительством со стороны посольства США в Белоруссии.

Конечно, белорусским властям не могла нравиться подобного рода научная и образовательная деятельность, и они вначале попытались как-то развязать узел нарастающих противоречий. В частности, ректору ЕГУ А.А. Михайлову было предложено оставить свой пост и таким образом сохранить университет, предварительно изменив некоторые направления его работы. Однако Анатолий Михайлов отказался даже обсуждать подобную перспективу и весной 2004 года выехал в США, где и находится до сих пор. Западные же партнеры ЕГУ, открыто дали понять, что в случае смены руководства университета намерены прекратить выделение грантов на образовательные и исследовательские программы. При этом руководство ЕГУ пошло по пути расширения конфликта, обратившись за поддержкой к США и Европейскому союзу и организовав на своей базе несколько крупных мероприятий «оппозиционного интеллектуального сообщества».Таким образом власти откровенно понуждались на решительные действия и они их совершили, не выходя в то же время за рамки правового поля.

Здесь необходимы некоторые пояснения. ЕГУ арендовал помещения у Управления делами президента. В договоре об аренде существовал пункт, предусматривающий незамедлительное освобождение арендуемых площадей в случае крайней государственной необходимости. И такая необходимость возникла. Площади, занимаемые ЕГУ, срочно понадобились вновь образованному министерству лесного хозяйства Белоруссии. Других же площадей подходящих для организации учебной и научной работы данного университета в республике просто не нашлось. Поэтому (вследствие отсутствия площадей) ЕГУ был заодно лишен и лицензии на образовательную деятельность. Цинично конечно, но зато в соответствии с законодательством.

Оппозиция пыталась придать протестам студентов и преподавателей политическую направленность, но потерпела в этом вопросе неудачу. Как разочарованно заявила заместитель председателя Объединенной гражданской партии Людмила Грязнова «накал страстей, который единодушно продемонстрировали и преподаватели, и студенты ЕГУ, уже остыл. Студенты показали, что они не считают, что закрытие университета носит политический характер». Надо сказать, что власти позаботились о судьбе студентов, предоставив им возможность продолжить обучение (на тех же условиях, что и в ЕГУ), в ведущих ВУЗах республики.

Еще одним событием скандального характера была акция оппозиции (21 июля), приуроченная к десятилетию нахождения Александра Лукашенко у власти. На это мероприятие, вследствие его малозначимости, можно было бы не обращать внимания, если бы не одно обстоятельство. Информационную поддержку акции не только антипрезидентских, но и одновременно антироссийских и антирусских политических сил, выступающих, в том числе, за разрушение союзнических отношений с Российской Федерацией и запрет русского языка оказал российский государственный телеканал «Россия». Речь шла не просто об отражении имевшего место события, а именно об информационной поддержке акции, так как в репортаже с места событий корреспондентом РТР Дмитрием Петровым численность участников манифестации была преднамеренно завышена, по крайней мере, на порядок. Все это естественно вызвало отрицательную реакцию белорусских властей и закончилось, к вящему удовольствию оппозиционных СМИ, очередным межмидовским белорусско-российским скандалом и закрытием корпункта ВГТРК в Минске.

В связи с этим необходимо особо коснуться такой давно наболевшей и перезревшей проблемы как направленность и качество работы российских средств массовой информации в Белоруссии. Даже самый беглый анализ популярных российских изданий, распространяемых, в том числе и в Белоруссии, определенно свидетельствует об отрицательном (если не враждебном) отношении этих изданий (так следует из публикаций) к вопросам белорусско-российского воссоединения, общерусским, а, следовательно, и собственно российским интересам. И дело не в том, что они критикуют белорусские или союзные власти (это как раз-то было бы на пользу дела) они настраивают белорусских и российских граждан против самой идеи создания общей государственности, этнической и культурной общности белорусов и великороссов.

И такая, по сути антироссийская, позиция российских изданий не удивительна, так как она является прямым следствием кадрового состава корреспондентского корпуса российских СМИ в Белоруссии. Как это ни покажется нелепым, но он в большинстве своем укомплектован журналистами с антироссийскими взглядами, многие из которых одновременно сотрудничают или ранее сотрудничали с откровенно антирусскими изданиями, радиостанциями или телепрограммами. Это относится в первую очередь к таким изданиям как «Комсомольская правда», «Московские новости», «Труд», «Коммерсантъ», «Независимая газета», «Новая газета», «Время новостей» и другие. Что касается российских телеканалов  («Россия», 1-й телеканал, НТВ, ТВЦ) то их информационная политика в отношении Белоруссии в целом не отличается ни доброжелательностью, ни объективностью. Идет какое-то странное и абсурдное подыгрывание антироссийской оппозиции.

К сожалению, Белоруссия рассматривается российскими электронными масс-медиа не как единокровная и братская Белая Русь, а в качестве назойливой и прилипчивой «мухи». Все это не только обижает белорусских граждан, но и дает повод властям сокращать российское информационное присутствие в республике ( и таким образом разрушать общее информационное пространство) и навязывать обществу идеи антироссийского изоляционизма.

Отказ во въезде в Грецию руководителю белорусской олимпийской делегации, несомненно, является актом дискриминации в отношении Белоруссии и еще раз свидетельствует о несостоятельности провозглашенного не так давно белорусским руководством курса на стратегическое партнерство с Европейским союзом. В связи с этим официальному Минску необходимо отказаться от бесплодных попыток установить политически «равноправные партнерские отношения» с Евросоюзом, сосредоточить основное внимание на строительстве Союзного государства и вывести «из-за скобок» принятие Конституционного акта и введение единой денежной единицы. Никаких препятствий для этого нет, кроме субъективного нежелания некоторых лиц в высших эшелонах белорусской власти.

С другой стороны, российской стороне необходимо дать понять белорусской государственной элите, что по мере развития интеграционных отношений с Россией ее политический вес будет значительно возрастать не только в Белоруссии и в рамках общего государства, но и на международной арене. Объединение выгодно не только экономикам и простым гражданам, но и политическим и экономическим элитам двух русских (восточнославянских) государств. Элиты должны, наконец, сделать решающие шаги на пути воссоединения.


Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ