Олимпийский сезон или время политических скандаловВладислав Лосев (Минск)
Начало августа ознаменовалось в Белоруссии очередным, на
этот раз уже международным скандалом. Греческие власти по представлению
Европейского союза отказали во въездной визе министру спорта и туризма
Республики Беларусь Юрию Сивакову, являющимся официальным руководителем
белорусской спортивной делегации на Олимпийских играх в Афинах. Поводом для
отказа послужил недавний доклад (апрель 2004 г.) специального докладчика
Парламентской ассамблеи Совета Европы (ПАСЕ) Христоса Пургуридеса (Кипр), где
утверждалось о возможной (?!- авт.) причастности Юрия Сивакова к исчезновению в
1999 и 2000 годах (в те годы Ю.Л. Сиваков был министром внутренних дел РБ)
оппозиционно настроенных общественных деятелей – бывшего министра внутренних дел
Белоруссии Юрия Захаренко, бывшего депутата Верховного Совета РБ 13 созыва
Виктора Гончара, предпринимателя Анатолия Красовского и оператора
российского телеканала ОРТ Дмитрия Завадского.
В своем докладе ПАСЕ кипрский депутат Х. Пургуридес
предложил начать уголовное расследование по выяснению причастности к пропаже
названных оппозиционеров помимо Юрия Сивакова, также генерального прокурора
Белоруссии Виктора Шеймана, нынешнего министра внутренних дел РБ Владимира
Наумова и полковника белорусских внутренних войск Дмитрия Павличенко. От данной
недружественной акции греческих властей и Европейского союза в отношении
Белоруссии оппозиция пришла в буквально «щенячий» восторг, сожалея в то же время
о том, что «Сивакова не арестовали, предварительно впустив в Афины».
У большинства же граждан республики действия Евросоюза
вызвали непонимание, так как, с одной стороны, Юрий Сиваков известен в
республике как компетентный и ответственный руководитель, много делающий для
развития спорта и массовой физкультуры в Белоруссии, а, с другой, все обвинения
в отношении Ю.Л. Сивакова и других высших должностных лиц со стороны оппозиции,
а теперь и ЕС, носят предположительный (возможная причастность) характер и,
говоря попросту, смахивают на банальное «возведение напраслины». Конечно,
следствие по делу пропавших зашло в тупик, но и со стороны оппозиции за все эти
годы не было предъявлено ни одного заслуживающего внимания факта, способного
приблизить разгадку «бесследных исчезновений». В ход идут только досужие басни
об «эскадронах смерти», «штатных расстрельных пистолетах» и другие граничащие с
клеветой фантастические россказни.
История с пропавшими давно стала инструментом
политического шантажа и давления на власть и лично Александра Лукашенко.
Складывается впечатление, что лидеры оппозиции совсем не заинтересованы в
реальном расследовании и их вполне устраивает существующее положение, так как
оно позволяет им не только предъявлять президенту Белоруссии «тяжкие обвинения»,
но и, используя тематику пропавших, извлекать немалую политическую и
материальную выгоду во взаимоотношениях с США, ЕС и некоторыми политическими
силами в Российской Федерации. Как это цинично не прозвучит, но как раз те, кто
больше всех говорит об исчезнувших, по всей видимости, менее всех желал бы
раскрытия данного дела. В любом случае, история с отказом в выдаче визы
белорусскому министру спорта очень похожа на спецмероприятие из арсенала
психологической войны, направленное на дальнейшую дискредитацию А.Г. Лукашенко в
глазах западного сообщества и подрыв его позиций внутри Белоруссии накануне
парламентских выборов и возможного референдума.
Упомянутый доклад Пургуридеса основывается на данных
предоставленных белорусской оппозицией, которые грешат предвзятостью и
политической заданостью. Поэтому говорить о какой-либо ценности сведений по
пропавшим со стороны оппозиции просто несерьезно. Однако, в данном случае,
никакая достоверность никого, похоже, и не интересует, так как воплощается схема
подобная той, которая использовалась не так давно западными стратегами в
отношении Слободана Милошевича и действий югославских сил в Косово.
В целом же вступая в парламентскую избирательную
кампанию (выборы в Палату представителей Национального собрания РБ состоятся 17
октября) оппозиционные партии стремятся различными способами привлечь внимание
белорусского общества и придать себе значимость в глазах избирателей. Как бы там
ни было, но необходимо признать, что оппозиции удалось спровоцировать
антибелорусский международный скандал. Хотя если власти проявят расторопность,
то история с Сиваковым вполне может обернуться упрочением положения внутри
республики не противников президента, а самого Александра Лукашенко.
Оппозиционные стратеги, как представляется, с прицелом
на возможный конституционный референдум (вопрос о снятии количественных
ограничений на участие в президентских выборах) используют тактику
«вспыхивающих» скандалов, призванных держать в постоянном напряжении власть и
повышать популярность противников президента. В русле подобной политической
практики лежат и оппозиционные мероприятия, связанные с закрытием в Минске
Европейского гуманитарного университета (ЕГУ). Данное коммерческое
негосударственное учебное заведение (стоимость учебы до 1200 долларов США в год)
существовало во многом за счет грантов со стороны заинтересованных организаций
Евросоюза и США и призвано было стать «символом либерализма и витриной
образования европейского качества».
Кроме обучения студентов, ЕГУ также был задействован в
многочисленных гуманитарных проектах с западными партнерами, с целью
распространения в Белоруссии «ценностей трансатлантического сообщества наций». В
этих проектах помимо студентов и преподавателей (часть из которых активно
сотрудничали с оппозиционными кругами) принимали участие также и ведущие
оппозиционные аналитики. Сам же университет стал опорной базой
антипрезидентских и антироссийских аналитических структур. Об этой стороне
деятельности ЕГУ красноречиво свидетельствует направленность исследовательских
центров, работавших в рамках данного университета. В частности, это Центр
европейских и трансатлантических исследований, Центр американских исследований,
Институт немецких исследований, Центр скандинавских исследований,
Информационно-ресурсный центр по проблемам европейской интеграции и другие.
Следует добавить, что ЕГУ был открыт в 1992 году во время правления Ст.
Шушкевича и все это время пользовался особым покровительством со стороны
посольства США в Белоруссии.
Конечно, белорусским властям не могла нравиться
подобного рода научная и образовательная деятельность, и они вначале попытались
как-то развязать узел нарастающих противоречий. В частности, ректору ЕГУ А.А.
Михайлову было предложено оставить свой пост и таким образом сохранить
университет, предварительно изменив некоторые направления его работы. Однако
Анатолий Михайлов отказался даже обсуждать подобную перспективу и весной 2004
года выехал в США, где и находится до сих пор. Западные же партнеры ЕГУ, открыто
дали понять, что в случае смены руководства университета намерены прекратить
выделение грантов на образовательные и исследовательские программы. При этом
руководство ЕГУ пошло по пути расширения конфликта, обратившись за поддержкой к
США и Европейскому союзу и организовав на своей базе несколько крупных
мероприятий «оппозиционного интеллектуального сообщества».Таким образом власти
откровенно понуждались на решительные действия и они их совершили, не выходя в
то же время за рамки правового поля.
Здесь необходимы некоторые пояснения. ЕГУ арендовал
помещения у Управления делами президента. В договоре об аренде существовал
пункт, предусматривающий незамедлительное освобождение арендуемых площадей в
случае крайней государственной необходимости. И такая необходимость возникла.
Площади, занимаемые ЕГУ, срочно понадобились вновь образованному министерству
лесного хозяйства Белоруссии. Других же площадей подходящих для организации
учебной и научной работы данного университета в республике просто не нашлось.
Поэтому (вследствие отсутствия площадей) ЕГУ был заодно лишен и лицензии на
образовательную деятельность. Цинично конечно, но зато в соответствии с
законодательством.
Оппозиция пыталась придать протестам студентов и
преподавателей политическую направленность, но потерпела в этом вопросе неудачу.
Как разочарованно заявила заместитель председателя Объединенной гражданской
партии Людмила Грязнова «накал страстей, который единодушно продемонстрировали и
преподаватели, и студенты ЕГУ, уже остыл. Студенты показали, что они не считают,
что закрытие университета носит политический характер». Надо сказать, что власти
позаботились о судьбе студентов, предоставив им возможность продолжить обучение
(на тех же условиях, что и в ЕГУ), в ведущих ВУЗах республики.
Еще одним событием скандального характера была акция
оппозиции (21 июля), приуроченная к десятилетию нахождения Александра Лукашенко
у власти. На это мероприятие, вследствие его малозначимости, можно было бы не
обращать внимания, если бы не одно обстоятельство. Информационную поддержку
акции не только антипрезидентских, но и одновременно антироссийских и
антирусских политических сил, выступающих, в том числе, за разрушение
союзнических отношений с Российской Федерацией и запрет русского языка оказал
российский государственный телеканал «Россия». Речь шла не просто об отражении
имевшего место события, а именно об информационной поддержке акции, так как в
репортаже с места событий корреспондентом РТР Дмитрием Петровым численность
участников манифестации была преднамеренно завышена, по крайней мере, на
порядок. Все это естественно вызвало отрицательную реакцию белорусских властей и
закончилось, к вящему удовольствию оппозиционных СМИ, очередным межмидовским
белорусско-российским скандалом и закрытием корпункта ВГТРК в Минске.
В связи с этим необходимо особо коснуться такой давно
наболевшей и перезревшей проблемы как направленность и качество работы
российских средств массовой информации в Белоруссии. Даже самый беглый анализ
популярных российских изданий, распространяемых, в том числе и в Белоруссии,
определенно свидетельствует об отрицательном (если не враждебном) отношении этих
изданий (так следует из публикаций) к вопросам белорусско-российского
воссоединения, общерусским, а, следовательно, и собственно российским интересам.
И дело не в том, что они критикуют белорусские или союзные власти (это как
раз-то было бы на пользу дела) они настраивают белорусских и российских граждан
против самой идеи создания общей государственности, этнической и культурной
общности белорусов и великороссов.
И такая, по сути антироссийская, позиция российских
изданий не удивительна, так как она является прямым следствием кадрового состава
корреспондентского корпуса российских СМИ в Белоруссии. Как это ни покажется
нелепым, но он в большинстве своем укомплектован журналистами с антироссийскими
взглядами, многие из которых одновременно сотрудничают или ранее сотрудничали с
откровенно антирусскими изданиями, радиостанциями или телепрограммами. Это
относится в первую очередь к таким изданиям как «Комсомольская правда»,
«Московские новости», «Труд», «Коммерсантъ», «Независимая газета», «Новая
газета», «Время новостей» и другие. Что касается российских телеканалов
(«Россия», 1-й телеканал, НТВ, ТВЦ) то их информационная политика в отношении
Белоруссии в целом не отличается ни доброжелательностью, ни объективностью. Идет
какое-то странное и абсурдное подыгрывание антироссийской оппозиции.
К сожалению, Белоруссия рассматривается российскими
электронными масс-медиа не как единокровная и братская Белая Русь, а в качестве
назойливой и прилипчивой «мухи». Все это не только обижает белорусских граждан,
но и дает повод властям сокращать российское информационное присутствие в
республике ( и таким образом разрушать общее информационное пространство) и
навязывать обществу идеи антироссийского изоляционизма.
Отказ во въезде в Грецию руководителю белорусской
олимпийской делегации, несомненно, является актом дискриминации в отношении
Белоруссии и еще раз свидетельствует о несостоятельности провозглашенного не так
давно белорусским руководством курса на стратегическое партнерство с Европейским
союзом. В связи с этим официальному Минску необходимо отказаться от бесплодных
попыток установить политически «равноправные партнерские отношения» с
Евросоюзом, сосредоточить основное внимание на строительстве Союзного
государства и вывести «из-за скобок» принятие Конституционного акта и введение
единой денежной единицы. Никаких препятствий для этого нет, кроме субъективного
нежелания некоторых лиц в высших эшелонах белорусской власти.
С другой стороны, российской стороне необходимо дать
понять белорусской государственной элите, что по мере развития интеграционных
отношений с Россией ее политический вес будет значительно возрастать не только в
Белоруссии и в рамках общего государства, но и на международной арене.
Объединение выгодно не только экономикам и простым гражданам, но и политическим
и экономическим элитам двух русских (восточнославянских) государств. Элиты
должны, наконец, сделать решающие шаги на пути воссоединения.
|