К вопросу об обострении ситуации в молдавско-приднестровском урегулированииРудольф Матвеев
О резко обострившейся в конце июля – начале августа с.г.
ситуации в молдавско-приднестровских отношениях и в деле урегулирования проблемы
Приднестровья уже опубликовано немалое количество различных материалов как в
Молдове и Приднестровье, так и за их пределами в средствах массовой информации
других стран.
Свою оценку событиям дали представители международных
европейских организаций, а также высокопоставленные чиновники внешнеполитических
ведомств ряда стран Запада и СНГ.
И что характерно, большинство оценок, выводов и
предложений, идущих, например, из России и Украины сводилось к тому, что
Кишиневу и Тирасполю необходимо прекратить взаимные обвинения, возобновить
диалог и, прежде всего, вернуться за стол переговоров и т.д.
Тогда как большинство молдавских СМИ и «друзей» Молдовы
из-за кордона во всех грехах обвиняли приднестровцев, призывали к ужесточению
требований к Тирасполю, который якобы ущемляет права молдавских жителей региона,
желающих обучать своих детей на румынском языке, срывает переговорный процесс по
урегулированию, препятствует вывозу российского вооружения и боеприпасов из
Приднестровья и т.д. и т.п.
Приднестровцев, которые хотели бы учить своих детей
румынскому языку и румынской истории, не так уж и много. Но главное не в этом. В
любом случае такие жители Приднестровья имеют на это полное право, только
осуществлять его, видимо, следует в соответствии с существующими на этот счет в
Приднестровье правилами, раз уж они здесь проживают.
Речь идет практически о 4-х школах (одна расположена в
Тирасполе, одна в Рыбнице и две – в Бендерах), руководство которых под давлением
молдавских властей и националистов отказывается возобновить юридическое
оформление деятельности названных учебных заведений.
Отказ от регистрации связан и с тем обстоятельством, что
эти школы получают на свое функционирование значительные средства от
Министерства просвещения РМ, к которым добавляются немалые суммы и от Бухареста.
Кроме того, выпускники молдавско-румынских школ имеют гарантированную
возможность поступления в молдавские средние и высшие учебные заведения и
получения румынских стипендий для обучения как в самой Молдове, так и в Румынии
(ежегодно Бухарест предоставляет молдавским гражданам более тысячи
различных стипендий, часто без согласования с официальными кишиневскими
властями). Регистрация же может лишить руководство и учащихся румынских школ
таких привилегий, чем, кстати, их постоянно шантажируют представители
молдавского Минпроса и эмиссары из Бухареста.
Как известно, преподавание в перечисленных выше школах
ведется на румынском языке и на основе румынских общеобразовательных стандартов,
изучается в них и такой предмет, как история румын, где Молдавия, естественно,
подается как часть бывшей Румынии, которую в 1940 г. незаконно отторгли и
присоединили к СССР. И вообще, молдаван и молдавского языка нет, а есть румыны и
румынский язык, все остальное, мол, придумали русские. Адепты такого подхода к
истории сами слова молдавский народ, молдавский язык пишут в кавычках.
Конечно, Бухаресту не хотелось бы терять такую
пропагандистскую «кузницу» будущих прорумынских кадров в Приднестровье, так что
проблема румынских школ в ПМР выходит за рамки просто преподавания на
иностранном языке.
Однако, по нашему мнению, эту проблему можно было
обсудить еще раз и решить на компромиссной основе в рамках существующего
механизма переговоров между сторонами – на заседаниях т.н. отраслевых экспертов.
Но молдавское руководство, подталкиваемое прорумынскими националистами из
Христианско-демократической народной партии и западными провокаторами, не
захотело заниматься поисками компромиссов, а использовало «школьное» дело
для нагнетания обстановки и срыва переговоров по урегулированию.
Дальше – больше. Кишинев предъявил приднестровцам
ультиматум – решить «школьный» вопрос, естественно, на молдавских условиях до 1
августа с.г., иначе Молдова, кроме политических шагов, таких как, например,
приостановление участия в переговорном процессе по урегулированию, предпримет
против Приднестровья новые экономические санкции. Расчет молдаван явно был на
«неуступчивость и несговорчивость» приднестровской администрации, в чем затем ее
можно будет обвинить и оправдать введение в действие давно задуманного плана по
полной политической и экономической изоляции «сепаратистского режима». О таких
намерениях совсем недавно говорил министр реинтеграции РМ В.Шова на заседании
Постоянного совета ОБСЕ в Вене.
Об этом же, по сути, говорилось в комментарии
официального информагентства «Молдпресс», которое считает, что постановление об
экономических санкциях на самом деле не связано с проблемой «румынских» школ в
Приднестровье. Кишинев больше заботит возросшая экспортная активность
приднестровского региона. За 6 месяцев 2004 г. ПМР вывезла товаров на сумму
более 200 млн. долл. США, что существенно пополнило республиканскую казну и дает
возможность для дальнейшего выполнения намеченных социальных программ.
Цель экономической блокады остается прежней – заставить
Тирасполь под угрозой удушения согласиться на молдавский вариант урегулирования
приднестровской проблемы, когда регион даже территориальной автономией будет
только на бумаге, а в действительности полный контроль, в т.ч. над экономикой,
осуществлять будет Кишинев.
За что борется Молдова, отчетливо видно из статьи,
помещенной на сайте «Молдова Ази» от 2 августа. Реинтеграция по-молдавски
позволила бы Кишиневу увеличить ВВП на 15%, промышленный потенциал – на 44%,
экспорт – на 55%.
Поэтому «разъяснения» о том, что предпринятые санкции
есть не что иное, как выравнивание условий для экономической деятельности
предпринимателей из Молдовы и Приднестровья, предназначены для несведущих и не
могут скрыть истинных намерений кишиневских властей.
Есть, как кажется, еще одна причина, заставляющая
руководство РМ прибегать к «неординарным» мерам по защите молдавских интересов.
Это приближающиеся парламентские выборы в стране. Несмотря на преобладающий пока
рейтинг находящейся у власти Компартии и самого президента В.Воронина по
сравнению с другими политическими партиями и их лидерами, процент поддержки
населением президента и руководимой им ПКРМ постепенно уменьшается.
Понимая это и стремясь приостановить падение своего
авторитета и Компартии, В.Воронин пытается перехватить часть электората у своих
политических противников.
Своими последними акциями президент хотел как бы
сказать, что в вопросе с «румынскими» школами в Приднестровье, например,
коммунисты не меньшие защитники интересов молдаван и Молдовы, чем ХДНП Ю.Рошки,
социал-демократы под «предводительством» И.Мушука и О.Нантоя или
«Демократическая Молдова» С.Урекяна и Д.Брагиша.
И в вопросе европейской интеграции и сотрудничества с
ЕС, СЕ, ОБСЕ НАТО президент и его команда в годы своего правления не
ограничивались лишь провозглашением лозунгов, как это делали их предшественники
и политические оппоненты, а предпринимали конкретные шаги в этом
направлении.
Правда, насколько это В.Воронину удастся сделать, сейчас
сказать трудно. К тому же надежды на поддержку Компартии со стороны западников
достаточно иллюзорны, несмотря на проводимый в последнее время Молдовой
откровенно прозападный внешнеполитический курс. Еще свежи в памяти высказывания
главы миссии ОБСЕ в Кишиневе У.Хилла, призывавшего молдавскую оппозицию к
объединению.
Западники на «генетическом» уровне не приемлют
коммунистические идеи, даже адаптированные к сегодняшней действительности. США и
их союзники уверены, что если привести к власти в Молдове другие силы, они будут
проводить даже более удобную для Запада политику, а в плане отношений с Россией
их курс будет носить гораздо менее лояльный, если не антироссийский характер,
как это было в годы разгула Народного фронта и правления президента
М.Снегура.
Эскалация напряженности в молдавско-приднестровских
отношениях привела к всплеску ожесточенной информационной войны между Кишиневом
и Тирасполем. Президент В.Воронин договорился до того, что назвал
приднестровские власти «транснациональной преступной группировкой» и даже
«отморозками». Приднестровцы не заставили себя долго ждать и обозвали нынешний
режим в Молдове «коммуно-фашистским» и «национал-фашистским».
По мнению ряда местных и иностранных наблюдателей,
Молдова и Приднестровье подошли сегодня к той черте, когда случайная «искра» и
тем более преднамеренная провокация могут повлечь за собой полную дестабилизацию
обстановки и новую вспышку вооруженного противостояния между ними.
Может это кому-то и нужно. Во всяком случае, обращает на
себя внимание тот факт, что ужесточение политики Молдовы в отношении
Приднестровья совпадает по времени с обострением ситуации в других «горячих»
точках – Южной Осетии и Абхазии. Сложной и напряженной остается ситуация и
на Северном Кавказе. Трагическая смерть президента Чечни А.Кадырова, бандитский
рейд в Ингушетии, недавние кровавые события в Дагестане свидетельствуют об этом
достаточно красноречиво. Не исключено, что к этому приложили свою руку
«кукловоды» из дальнего зарубежья. Мол, пусть это будет Москве предостережением
от возможной поддержки Цхинвали и Сухуми в грузино-южноосетинском и
грузино-абхазском конфликтах, а также и Тирасполя в молдавско-приднестровском
противостоянии.
Российская политика «непротивления злу насилием» уже
дала возможность грузинскому президенту М.Саакашвили практически
беспрепятственно завладеть Аджарией.
В Кишиневе этот пример, как сдается, показался
привлекательным, тем более, ни для кого не секрет, что за спиной
Саакашвили в его т.н. политике умиротворения «мятежных республик» откровенно
стоит дядя Сэм. И неважно, что такая политика шантажа, подкупа и провокаций
может привести к вооруженному столкновению, начало которому в Южной Осетии уже
фактически положено.
И хотя госсекретарь США К.Пауэлл и посоветовал
грузинскому лидеру искать решение южноосетинской и абхазской проблем в контакте
с Москвой, эти слова нельзя принимать на веру, как нельзя полностью полагаться
на заявления американцев о том, что они выступают за возобновление переговорного
процесса по урегулированию приднестровской проблемы в рамках нынешнего
пятистороннего формата переговоров.
Фарисейство и вероломство Вашингтона всем давно
известны. Для янки все средства хороши, когда речь идет о «национальных» в их
понимании интересах США, пусть даже за тысячи миль от американских берегов. За
примерами далеко ходить не надо. Особенно ярко в последние годы это проявилось в
Югославии, прежде всего в Косово, затем в Ираке.
Москва не раз попадалась на удочку Вашингтона и
некоторых его вассалов из СНГ, когда под завесой разглагольствований о
нормализации отношений, развитии сотрудничества, необходимости совместной борьбы
с терроризмом, демократизации политических режимов в тех или иных странах против
России настойчиво и целеустремленно велась работа по ослаблению ее позиций в
мире. Достаточно назвать продвижение НАТО на Восток, выдавливание России из
бывших социалистических стран, из Прибалтики, Закавказья, Средней Азии и т.д. и
т.п.
Конечно, это сегодняшние реалии, но признать их, не
значит с ними мириться и думать, что так и должно быть, как к этому призывают
некоторые российские политики. Вот здесь, как представляется, есть чему
поучиться у тех же американцев, которые всегда четко знают, чего они хотят и
любыми средствами способствуют созданию этих реалий исключительно в своих целях.
Но если с Грузией на сегодня все ясно, то в Молдове не
все так однозначно. Недаром, в новом витке столкновений между Кишиневом и
Тирасполем западники проявили такую активность. Обеспокоились судьбой
Молдовы и госсекретарь К.Пауэлл, и представители США в ОБСЕ С.Миникес и П.Джонс,
и генсек СЕ В.Швиммер, и верховный представитель ЕС по внешней политике и
безопасности Х.Солана, и вице-председатель ПА ОБСЕ К.Кильюнен, и др. И все на
стороне Кишинева и почти все требуют от Приднестровья под угрозой применения
репрессивных мер уступок, как будто не Молдова в очередной раз прервала
переговоры по урегулированию и в нарушение имеющихся между сторонами
договоренностей и своих собственных обещаний ввела новые антиприднестровские
экономические санкции, еще больше подлившие масла в огонь непрекращающейся
полемики вокруг «румынских» школ в ПМР.
Пересмотрев позицию по вопросу о формате переговорного
процесса по урегулированию, Кишинев в угоду западникам и своим националистам
вновь стал муссировать идею прямого подключения к переговорам США, ЕС и Румынии,
что, как здесь полагают, поможет ослабить роль России и Приднестровья на этих
переговорах, как и влияние России в регионе в целом. С этой аксиомой уже давно
никто и не спорит.
Уменьшатся шансы Москвы (они и сегодня невелики) на
проведение под ее руководством военно-гарантийной операции в Приднестровье в
постурегулировочный переходный период, если вообще удастся решить
приднестровскую проблему на основе создания объединенного федеративного
молдавского государства.
В Тирасполе уже твердо говорят о том, что последние шаги
Кишинева по удушению всякой самостоятельности Приднестровья делают объединение с
Молдовой невозможным. Приднестровский лидер И.Смирнов считает, что сегодня не
может быть и речи о том, чтобы конечной целью урегулирования стал некий
подчиненный статус Приднестровья в составе Молдовы. Мы готовы, сказал он, вести
переговоры о нормализации отношений между ПМР и
РМ.
Впрочем, и на Западе уже раздаются пробные голоса
относительно целесообразности создания федерации. Свои сомнения на этот счет
высказали заместитель председателя ПА ОБСЕ К.Кильюнен, бывший посол ФРГ в РМ
М.Цикерик и др. Да и США, как кажется, еще не сказали своего окончательного
слова по этой проблеме. Некоторые эксперты полагают, что американцев вполне
может устроить и уход Молдовы в Румынию, и уход Приднестровья на Украину.
Вот и решение приднестровской проблемы, правда, без учета мнения по этому
вопросу самих молдаван и приднестровцев.
Если судить по первой реакции Москвы на события в
регионе, то, похоже, что здесь осознали опасность сложившейся ситуации и
дальнейшей эскалации напряженности, несущей в себе потенциальную угрозу
российским интересам. Поэтому первоочередной задачей российской дипломатии в
этой связи остается возвращение сторон за стол переговоров. Соответствующее
предложение прозвучало в заявлении первого заместителя министра иностранных дел
РФ В.Лощинина 3 августа, эта же тема была основной на переговорах во время
пребывания в Кишиневе и Тирасполе спецпредставителя МИД РФ И.Савольского 9-10
августа. Крайние позиции сторонами высказаны, настало время компромиссов, хотя
нынешнее обострение отношений между сторонами не делает их поиски легкими.
За двенадцать лет переговоров были моменты, когда,
казалось, стороны приближались к решению приднестровской проблемы, но всякий раз
им не хватало политической воли. Но другого, как найти приемлемое для обеих
сторон решение, не дано, иначе, ничего хорошего и России, и Молдове, и
Приднестровью ждать не приходиться.
Удастся ли Москве вернуть диалог между Молдовой и
Приднестровьем в переговорное русло? Положительного ответа на этот вопрос пока
нет. Насколько известно, Кишинев по-прежнему настаивает на предварительном
решении «школьной» проблемы. А тем временем напряженность в регионе не спадает.
|